Устранение рисков мерами организационного и управленческого характера на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники

"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2012, N 9

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ МЕРАМИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

В статье освещена система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса, ремонта сельскохозяйственной техники. Даны схемы функционирования управления охраной труда в сельском хозяйстве Российской Федерации на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники и их описание. Показаны основные элементы системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники. Рассмотрен уточненный порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда как эффективной меры в управлении охраной труда.

Проведенный анализ состояния управления охраной труда и состояния рабочих мест по условиям охраны труда и техники безопасности при ремонте и техническом сервисе на предприятиях Московской области и других областей показал, что его уровень остается не на должной высоте. По последним данным, сельское хозяйство вновь попало в список самых "рискованных" для здоровья и жизни работников отраслей. При этом основные причины несчастных случаев - несоблюдение работниками требований безопасности и охраны труда на рабочих местах, ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние охраны труда, неприменение работниками средств индивидуальной защиты, отсутствие современной системы управления охраной труда в данной области.

У работников отсутствует культура безопасности труда. В сознании работников необходимо формировать ответственное отношение к трудовой деятельности и стремление к безопасному труду. Организация охраны труда и техники безопасности, уровень управления охраной труда не соответствуют современным требованиям и нуждаются в совершенствовании.

В настоящее время система управления охраной труда в Российской Федерации построена и действует на принципах реагирования на несчастные случаи и происшествия, а не на принципах их предупреждения. Основное внимание уделяется компенсационным мероприятиям, а не профилактическим. Необходим системный, комплексный подход ко всему спектру решаемых задач в области охраны труда, приоритетным направлением которого является разработка систем управления охраной труда, в том числе на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники. ГНУ ГОСНИТИ разработан документ, который освещает вопросы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники.

При разработке "Системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики" рекомендовано отразить требования к работодателю по управлению охраной труда, организации технологических процессов ремонта сельхозтехники, по улучшению состояния охраны труда. В связи с этим предложено ввести стимулы и повысить ответственность работодателей за создание благоприятных условий труда на предприятиях, а также осуществить в плановом порядке сокращение и дальнейшую ликвидацию рабочих мест с вредными условиями труда во всех видах экономической деятельности.

Впервые разработана система управления охраной труда (СУОТ) для предприятий ремонта и технического сервиса машинно-тракторного парка, обеспечивающая высокую степень безопасности и соответственно риска травматизма и профессиональной заболеваемости. Ее применение направлено на повышение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.

Разработка выполнена в рамках требований программы МОТ по охране труда и экологической безопасности Safe Work, руководства Guidelines on Occupation Safety and Health Management Sistem, МОТ СУОТ-2001 - уникальной международной модели, в которой отражены международные стандарты, принятые Конвенцией МОТ по безопасности и гигиене труда N 155 и Конвенцией МОТ о службах гигиены труда N 161, а также в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации".

В настоящее время Стандарт по системам управления охраной труда ГОСТ 12.0.230.2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" фактически идентичен Руководству Международной организации труда по системам управления - МОТ СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 Guidelines on Occupation Safety and Health Management Sistem), представляющему собой уникальную международную модель по созданию СУОТ. Создание СУОТ является добровольным и основывается на желании работодателя повысить безопасность условий труда, что в конечном счете приведет к увеличению прибыли и стабильному развитию предприятия.

Для более эффективной оценки состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и оказания помощи работникам сельского хозяйства (в том числе занятым техсервисом и ремонтом с/х машин) необходимо:

- восстановить в Минсельхозе России отраслевую службу охраны труда в рыночных условиях;

- создать единое информационно-статистическое поле в системе учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе объединения информационных баз государственной статистики, отраслевых министерств, Федеральной службы по труду и занятости, Фонда социального страхования, контрольно-надзорных органов и учреждений здравоохранения для получения наиболее достоверной информации о состоянии производственного травматизма и профзаболеваний;

- повысить качество рабочих мест, в том числе улучшить условия труда, что может быть решено путем конструктивного и долгосрочного взаимодействия Минсельхоза России с партнером-работодателем, руководством предприятия в виде соглашений о взаимодействии и социальном партнерстве.

В работе "Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики" даются схемы управления охраной труда и функционирования СУОТ на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники (рис. 1, 2).

Схема системы управления охраной труда

в сельском хозяйстве РФ

┌───────────────────────────────────┐

│ Президент РФ │

└────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────┴──────────────────┐

│ Правительство РФ │

└────────────────┬──────────────────┘

┌─────────────────────────────────┬───────────────────────┼───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐

┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐

│Главный прокурор РФ│ │ Министерство │ │ Фонд социального │ │ ФГУ "ВНИИ охраны и │ │ Министерство │ │ Российская академия│

└─────────┬─────────┘ ┌────────┤ здравоохранения РФ,│ │ страхования РФ │ │ экономики труда" │ │ сельского хозяйства├──┤сельскохозяйственных│

│ │ │Министерство труда и│ │ │ │ (ВЦОТ) │ │ РФ │ │ наук │

│ │ │социальной защиты РФ│ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ └────────────────────┘ └──────────┬─────────┘ └──────────┬─────────┘ └┬──────────────────┬┘ └────────────────────┘

│ │ ┌──────────────────┐ │ │ │ Департамент │

┌─────────────┼─────────────┼─────────┤ Департамент │ │ │ │ аграрной политики│

│ ┌──────────┴──────────┐ │ │трудовых отношений│ │ │ │ и развития │

┌──────┴──┴─────────┐┌──────────┴──┴─────┐ │ и государственной│ │ │ │ сельских │

│ Ростехнадзор ││ Федеральная служба│ │гражданской службы│ │ │ │ территорий │

├───────────────────┤│ по труду и │ └┬────────────────┬┘ │ │ └┬────────────────┬┘

│ Роспотребнадзор ││занятости (Роструд)│ │ Отдел политики │ │ │ │ Отдел охраны │

├───────────────────┤└──────────┬────────┘ │ охраны труда │ │ │ │ труда │

│ МЧС │┌──────────┴────────┐ └────────┬───────┘ │ │ └────────┬───────┘

├───────────────────┤│ Управление надзора│ │ │ │ │

│ Трансп. инспекция ││ и контроля за │ │ │ │ │

└─────────┬─────────┘│ соблюдением │ │ │ │ │

│ │ закон-ва о труде и│ │ │ │ │

│ │ охране труда │ │ │ │ │

┌─────────┴─────────┐└──────────┬────────┘ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────┐

│Региональные органы│ │ │ Администрация │ │ Региональный фонд │ │ Региональные центры│ │ Региональное │

│специализированного│ │ │ региона │ │ социального │ │ охраны труда (РЦОТ)│ │управление сельского│

│ надзора │┌──────────┴────────┐┌>├────────────────────┤<┐│ страхования │ │ │ │ хозяйства │

└─────────┬─────────┘│ Территориальные ││ │ Отдел охраны труда │ │└──────────┬─────────┘ └───────┬──┬─────────┘ └──────────┬─────────┘

│ │ органы Роструда ││ └──────────┬─────────┘ │ │ │ │ │

│ ├───────────────────┼┤ ┌──────────┴─────────┐ ├───────────┼────────────────────┘ │ │

│ │ Госинспекция труда││ │ Администрация │ │┌──────────┴─────────┐ │ │

┌─────────┴─────────┐└──────────┬────────┘│ │муницип. образования│ ││ Отделение │ │ ┌──────────┴─────────┐

│Муницпальные органы│ │ │ │ │ ││ региональн. фонда ├─────────┐ │ ┌────────┤ Муниципальное │

│специализированного│ │ └>├────────────────────┤<┘│ социального │ │ │ │ │управление сельского│

│ надзора │ │ │ Отдел охраны труда │ │ страхования │ │ │ │ │ хозяйства │

└─────────┬─────────┘ │ └──────────┬─────────┘ └────────────────────┘ \│/ \│/ \│/ └────────────────────┘

│ │ │ ┌────────────┐

│ └──────────────────────┼───────────────────────────────────────>│Работодатель│

│ └───────────────────────────────────────>│ │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────>│ │

└────────────┘

Рис. 1

Схема функционирования СУОТ на предприятиях

технического сервиса сельскохозяйственной техники

┌───────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Общественный контроль ├──────────────────┤ Работодатель ├─┤ Служба охраны │

│ ├───────────────┐ └────────┬───────┘ │труда организации│

└───────────┬───────────┘ │ ┌────────┴───────┐ └─────────┬───────┘

│ │ │ Главный инженер│ │

│ │ └────────┬───────┘ │

│ │ │ │

│ │ ┌────────┴───────┐ │

┌────────────┬─────┴─────┬─────────────┐ │ │ Предприятие │ │

│ │ │ │ │┌>│ технического │<┐ │

│ │ │ │ ││ │ сервиса │ │ │

│ │ │ │ ││ └────────────────┘ │ │

┌─────┴─────┐┌─────┴────┐┌─────┴────┐┌───────┴──────┐││ ┌────────────────┐ │┌────────┴───────┐

│Технические││ Комитеты ││ Правовые ││Уполномоченные│└┼>│Производственный│<┼┤Производственный│

│ инспекции ││(комиссии)││ инспекции││ по охране │ │ │ цех │ ││ контроль │

│ труда ││ по охране││ труда ││ труда │ │ └────────────────┘ │└────────────────┘

│ работников││ труда ││работников││ │ │ ┌────────────────┐ │

│ профсоюза ││ ││ профсоюза││ │ └>│ Участок цеха │<┘

│ АПК ││ ││ АПК ││ │ │ (рабочее место)│

└───────────┘└──────────┘└──────────┘└──────────────┘ └────────────────┘

Рис. 2

Основными элементами системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники являются:

- политика и цели организации в области охраны труда;

- организация системы управления охраной труда;

- планирование и применение;

- оценка результативности;

- действия по совершенствованию системы.

Политику в области охраны труда определяют совместно работодатель и профсоюзная организация и доводят до всех работников предприятия.

Политика в области охраны труда включает следующие принципы:

- обеспечение безопасности и охрана здоровья всех работников предприятия;

- соблюдение национальных законов, нормативно-правовых актов, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые предприятие обязалось выполнять;

- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями;

- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда с целью ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям предприятия;

- доступность политики предприятия в области охраны труда для всех заинтересованных сторон с целью ознакомления и изложения своих позиций.

Цели в области охраны труда должны вытекать из сформулированной политики; быть согласованы с требованиями соответствующих и применяемых национальных законов и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда; быть документально оформлены и доведены до всех уровней управления предприятия и работников; учитывать специфику организации, быть реальными и достижимыми.

При организации СУОТ необходимо соблюдать следующие положения:

- обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателя;

- распределение работодателем обязанностей, ответственности и полномочий должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда;

- назначение на уровне руководителей высшего звена организации лица или лиц, наделенных обязанностями, ответственностью и полномочиями по развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления;

- периодическая отчетность высшему руководству о результативности функционирования системы управления; участие всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда;

- разработка работодателем требований к компетентности работников предприятия в области охраны труда, установление и своевременная корректировка мероприятий, обеспечивающих наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований безопасности и охраны здоровья;

- компетентность работодателя (или возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда;

- установление и совершенствование документации системы управления охраной труда, в которой отражены политика и цели организации в области охраны труда, распределение основных управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда, наиболее значительные опасности и риски, вытекающие из деятельности организации, а также мероприятия по их предупреждению и снижению (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда [1]), положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

Цель планирования в СУОТ заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, для чего необходимо определить действующие законы и правила, национальные и специальные стандарты, требования которых распространяются на упомянутые предприятия и на работы, связанные с техническим обслуживанием машин в целом.

На основе проведенных исследований в ряде предприятий, осуществляющих технический сервис сельскохозяйственной техники, были определены основные производственные участки (рабочие места): мойки машин, их агрегатов и деталей, диагностирования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин; разборочно-сборочных работ (рабочее место наружной очистки узлов, агрегатов машин, разборки и сборки машины (узлов, агрегатов)); механической обработки деталей, электросварки, газосварки, приготовления компонентов на основе эпоксидных смол и других полимерных материалов, при работе на литьевых машинах, специальных прессах и установках для порошкового напыления; деревообработки (работа на круглопильных, маятниковых, фуговальных, рейсмусовых и других станках, пилораме), медницко-жестяницких работ, вулканизационных работ (по ремонту шин и камер), по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей; обкатки и испытания отремонтированных машин (узлов и агрегатов); окрасочных работ (лакокрасочных покрытий) при ремонте машин; заправки машин; пост наружной мойки и участка хранения машин, рабочее место консервации и окраски при постановке машин на хранение, зарядки аккумуляторных батарей на пунктах хранения. Выявляются основные вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах.

Для создания оптимальных условий труда, повышения производительности и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необходимо регулярно проводить инструментальный контроль вредных факторов, нормировать их параметры в соответствии с санитарными нормами, соответствующими государственным стандартам.

Обеспечение документацией по охране труда, рекомендуемой к ведению на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники [2].

В соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Задача улучшения и создания безопасных условий труда полностью возложена на работодателя. Все необходимые затраты, связанные с охраной и безопасностью условий труда, должны быть отнесены за счет средств предприятия.

Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники направлена в первую очередь на сохранение жизни и здоровья их работника. Для этого необходимо обеспечение:

- соответствия работающих требованиям охраны труда;

- соблюдения работодателем, руководителями, специалистами и рабочими правил и норм охраны труда;

- безопасности технологических процессов и производств, оборудования, инструмента и оснастки, рабочего места;

- спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), наличия знаков безопасности и сигнальных цветов;

- лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников;

- электробезопасности и пожаровзрывобезопасности;

- благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- безопасности зданий, сооружений, территорий организации и дорог.

Рекомендуемый минимальный список нормативных и правовых документов по вопросам охраны труда для работников технического сервиса [2].

Работодателю (руководителю) необходимо обеспечить функционирование механизмов оценки результативности системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники. Этот процесс должен включать в себя количественные и качественные оценки в соответствии с установленными требованиями, целями учреждения в области охраны труда.

Оценивать результативность системы управления охраной труда следует по следующим основным показателям:

- показатели состояния условий труда (количество рабочих мест на предприятии и число работающих на них людей; количество рабочих мест, не соответствующих требованиям охраны труда по травмобезопасности и условиям труда, не соответствующих по вредным факторам с указанием классов и степени вредности);

- динамика показателей состояния условий труда;

- показатели травматизма (количество травм за отчетный период, в том числе смертельных, тяжелых, легких, всего по предприятию и отдельно по рабочим участкам; коэффициент частоты травм по тяжелым травмам, по легким травмам, общий по всем видам травм).

Работодателю (руководителю) предприятия необходимо регулярно оценивать и контролировать выполнение обозначенного ранее комплекса мер по обеспечению жизни и здоровья работника.

На основе полученных результатов руководство предприятия анализирует эффективность системы управления охраной труда (в том числе оценивает прогресс в достижении запланированных целей в области охраны труда, необходимость изменения системы управления охраной труда, способность системы управления охраной труда удовлетворять общие потребности предприятия). При необходимости работодатель (руководитель) определяет перечень необходимых действий для устранения недостатков и оптимизации системы.

В целях усовершенствования СУОТ следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, основывающихся на оценке результативности системы управления и анализе эффективности системы управления руководством. Эти мероприятия должны включать:

- выявление и анализ причин невыполнения мероприятий, предусмотренных системой управления охраной труда, несоблюдения правил по охране труда;

- инициирование, планирование, осуществление проверки эффективности и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.

В случаях, когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от вредных и опасных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, должны быть своевременно предусмотрены, выполнены и задокументированы другие, соответствующие обстоятельствам меры.

Следует устанавливать и поддерживать в функциональном состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию системы управления охраной труда, которые должны учитывать:

- цели предприятия в области охраны труда;

- результаты идентификации и оценки вредных и опасных производственных факторов и рисков;

- результаты мониторинга и оценки результативности деятельности;

- расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

- выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от сотрудников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда, там, где они есть;

- изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, в коллективных соглашениях;

- новую актуальную информацию по вопросам охраны труда;

- результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.

Литература

1. Черноиванов В. И., Буренко Л. А., Филиппова Е. М., Ивлева И. Б., Ермакова Е. Б., Михайлов В. Н., Доронин Д. В. Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники: Инструктивно-метод. издание. М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2011. 184 с.

2. Черноиванов В. И., Буренко Л. А., Филиппова Е. М., Зотов Н. В., Ивлева И. Б., Михайлов В. Н. Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики. М.: ООО "Столичная типография", 2008. 141 с.

В. И.Черноиванов

Директор

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии,

академик

РАСХН

Л. А.Буренко

К. т. н.,

ведущий научный сотрудник

лаборатории N 14

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии

Е. М.Филиппова

Старший научный сотрудник,

заведующая лабораторией N 14

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии

В. А.Казакова

Ведущий инженер

лаборатории N 14

ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии

Подписано в печать

13.08.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1