Управление знаниями. Создание интеллектуальных активов

Короткая статья о том, что такое управление знаниями (knowledge management) и зачем это нужно.

Выгоды управления знаниями

Основным преимуществом управления знаниями является то, что информация легко распределяется между сотрудниками, и знание не теряется, если кто–то отправляется в отпуск, заболевает или покидает компанию.

Это приводит к существенной экономии ресурсов. Люди могут легко включаться и набирать скорость, а сами знания будут использованы максимально эффективно.

Поскольку идеи могут быть легко донесены до всех, управление знаниями может также увеличить инновации и помочь создать лучшие отношения с клиентами. А если компания имеет глобальную команду, управление знаниями может создать мощные эффекты сотрудничества, когда все эти различные культуры собираются вместе и делятся активами.

Внедрение управления знаниями

Есть два различных способа управления знаниями: 

1. Системы, основанные на технологиях — базы данных в локальной сети компании, куда каждый сотрудник получает доступ соответственно свой должности.

Любая цифровая система будет иметь проблемы. Кто будет держать информацию в актуальном состоянии? Как люди будут получать доступ к информации?

Здесь нет одного подхода для всех. Каждая компания и культура будут выстраивать свой способ.

2. Мягкие системы — это подходы, в рамках которых имеют место конкретные действия или встречи для обмена знаниями, помощь людям в налаживании контактов и способности делиться друг с другом:

• Наставничество;
• Тренинги;
• Внутренний мессенджер;
• Отчеты;
• Добровольные группы или сотрудники, которые помогают другим делать схожую со своей работу.

Системы управления знаниями на базе технологий прекрасно справляются при работе с явными знаниями, но не так хороши, когда речь заходит о неявных. С неявными знаниями лучше работают мягкие системы.

Поэтому практики управления знаниями должны попытаться использовать оба подхода.

Советы для внедрения систем управления знаниями

• Многие организации считают, что определение неявных знаний — самая большая сложность. Поэтому начните с них и проведите мозговой штурм, чтобы выработать идеи, как выявлять неявные знания.

• Очень легко оказаться перегруженными количеством знаний, которые необходимо использовать. Поэтому начните с небольшой группой, в одном отделе, и далее распространяйте практику. Это поможет разобраться, какую информацию надо сохранить, и как вы хотели бы ее организовать.

• Вы просите людей поделиться своим трудом и опытом, то есть теми вещами, которые делают их ценным для компании, и это может быть мощным стимулом, чтобы не делиться своими знаниями. Вам может быть трудно «продать» идею управление знаниями. 

Поэтому помогите сотрудникам принять ее и почувствовать себя комфортно в ходе совместного использования знаний. Сделайте обмен знаниями частью культуры компании, а также тем, что делает каждый. Это поможет вовлечь всех. Рассмотрите вопрос о включении обмена знаниями в оценку эффективности, так, что бы люди получали вознаграждение за обмен информацией.

• Сделайте обмен информацией максимально простым для сотрудников — так, чтобы каждый был занят. Если быть частью программы управления знаниями трудно или отнимает много времени, люди не захотят участвовать. Чем проще им будет принимать участие, тем более вероятно, что вы добьетесь успеха.

• Создайте план увольнения и выхода на пенсию сотрудников. Кому, что и как уходящий из компании сотрудник должен передать? Кто проверит, все ли он передал?

talent-management.com.ua

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться