Паника — вполне объяснимая реакция человека на события, которые вышли из-под его контроля или никогда под ним не были. Событий таких на работе, особенно в кризисное время, бывает достаточно. Паника вполне способна надолго парализовать работу целого отдела, что совсем не помогает решению проблем и снижает общую эффективность. Вместе с экспертами аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник» рассказываем, как руководителям бороться с этим негативным явлением.
По свое сути, паника — ответ человеческой психики на угрозу или на какую-то опасную, причем часто только в нашем понимании, ситуацию. В офисе паника опасна тем, что она как вирус быстро охватывает всех сотрудников. Даже один паникер способен накрутить коллег до полной остановки работы.
Главная характерная особенность паники состоит в том, что люди, которые поддались ей, перестают мыслить логически. На первый план выходят стадные инстинкты и чувства. Соответственно, коллективу в панике, как морально первобытному обществу, необходим «вожак», глядя на которого они сформируют свое поведение. Поэтому, основополагающее в борьбе с паникой у своих подчиненных — не паниковать самому, став опорой для команды. Однако есть и более конкретные советы.
Совет №1 «Мыслите рационально сами и рационализируйте мысли других»
Панике присуща хаотичность мыслей, идей и иррациональный порядок действий. Остановитесь на несколько мгновений и остановите коллег. Возьмите передышку, чтобы перезапустить мыслительную активность и выстроить порядок в голове.
Попытайтесь систематизировать данные, составьте все необходимые списки, подготовьте дорожные карты. Визуальное упорядочивание поможет создать ментальный порядок. После этого следует попробовать выстраивать алгоритмы решения проблем. Когда появится рабочий план, по которому всем можно действовать, после первых же завершенных пунктов паника исчезнет.
Совет №2 «Выделите те сферы, где ситуация подконтрольна вам и вашим сотрудникам»
Прибегните к опыту мировых политических лидеров — разделите сферы влияния. Всегда будут обстоятельства независящие от вас, ваших решений и действий. Им тоже свойственно вызывать панику, но принятие того, что повлиять вы на них не можете, способно эту панику остановить.
Помните про стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, печаль, само принятие. На первые четыре уходит слишком много ценного времени, а отделение неподконтрольных факторов поможет миновать их.
Список же обстоятельств, на которые вы и ваши коллеги можете повлиять, поможет составить план решения проблем и структурировать работу по выходу из кризисной ситуации.
Совет №3 «Возьмите ответственность на себя»
Конечно, все члены команды несут ответственность за общие успехи и провалы, но, как уже было написано выше, в режиме паники, у людей отключается рациональное и включается примитивное. Чтобы успокоить коллектив, который вот-вот норовит превратиться в толпу, где каждый за себя, придется обозначить, что вся полнота ответственности за выход из сложной ситуации ложится на вас. Это позволить принять образ «вожака» и немного успокоить панику.
Нужно отметить, что нельзя прибегать к подобным действиям слишком часто. Они эффективны в реально кризисных ситуациях, но, если злоупотреблять снятием ответственности с сотрудников, они могут приобрести синдром выученной беспомощности, борьба с которым займет гораздо больше времени и сил.
Совет №4 «Четко обозначьте проблемы и способы их решения»
Не прячьтесь от проблем, негатива и сложных обстоятельств, иначе они будут нарастать, как снежный ком. Вместе с коллегами признайте их существование и примитесь за решения. Будьте открыты и честны даже при самых непопулярных решениях, делитесь планами выхода из рецессии и объясняйте принятые меры. Такое позиционирование поможет поселить в головах коллег мысль о том, что для устранения проблем применяется все необходимое и очень скоро все будет в порядке. Ничто не избавляет от паники лучше, чем уверенность в светлом будущем в обозримой перспективе.
Такая модель взаимодействия также позволит мобилизовать работу и поднять уровень сплоченности, что будет отличным подспорьем при борьбе с паникой.
Совет №5 «Иногда лучше ничего не делать»
У руководителей проектов Директората Центра космических полетов NASA есть замечательные правила: «В некоторых случаях лучшим выходом является ничего не предпринимать. Во многих случаях от вас требуется только слушать. Вы можете быть руководителем высокого ранга, но если вы постоянно решаете чьи-то проблемы, то это значит, что вы работаете на этого человека. Никогда не принимайте скоропалительных решений, ориентированных на внешний эффект. Ознакомьтесь с действительным состоянием оборудования, с действительно доступной информацией. Слишком много времени теряется людьми, которые заботятся о внешней стороне вместо того, чтобы заняться причинами».
Такой метод действенен не всегда, но в этом и кроется талант руководителя: сделать ровно так, как нужно и ровно столько, сколько нужно. Даже, если это иногда никак и нисколько. Действуйте исходя из ситуации и строго рационально.
Несомненно, лучше всего вовсе не допускать паники у своих сотрудников, занимаясь профилактикой кризисных моментов, действуя открыто и являясь опорой для своих сотрудников. Коллеги должны чувствовать в вас уверенность, как в лидере. Тогда панические настроения никто из команды не сможет даже представить.
Поделиться