Удаленный доступ: управленцам придется учиться новым методам контроля

С появлением интернета офисные узники наконец-то получили виртуальную свободу — возможность заниматься любимым делом, не выходя из дому. Однако работодатель должен взвешенно подходить к такой возможности — кроме плюсов у нее есть и минусы.

Число удаленных сотрудников растет с каждым днем

Число компаний, которые начали применять у себя полную либо частичную дистанционную схему работы, в последнее время стало расти приблизительно на 15–20% в год. По данным экспертов, уже сейчас в Европе около 80 млн. человек работает удаленно.

У нас в стране рынок дистанционной работы пока еще находится в зачаточном состоянии, хотя интернет уже пестрит объявлениями типа: «Вакансия Оператор ПК. Работа удаленная. Владение интернетом обязательно».

Многие менеджмент-консультанты считают, что решения по удаленному доступу — находка, позволяющая оптимизировать работу персонала и повысить эффективность его работы. «Дайте людям возможность приходить и уходить, когда они хотят, и они будут у вас ночевать», — говорят они.

Во время недавней поездки в Швецию я посетила офис IT-корпорации Tieto Sweden AB в Стокгольме, который показался мне абсолютной фантастикой. Постоянного рабочего места нет ни у персонала, ни у топ-менеджмента. Практически все сотрудники работают дистанционно, а в офис приезжают в основном на общие митинги по проектам, либо если есть необходимость в личном присутствии.

Зашел в офис — где есть свободное место, там и расположился. Вместо громоздких столов стоят компактные столики для ноутбука. Впечатляет отсутствие бумаг, канцтоваров, папок. Глава Tieto с гордостью демонстрировал нам минималистскую концепцию офиса: «Это мое рабочее место. Мне больше ничего не требуется. Я в основном живу в командировках».

Помимо уже традиционной категории дистанционных работников, таких как журналисты-фрилансеры, IT-специалисты, дизайнеры, все большее количество компаний в Украине, которые работают в более консервативных секторах бизнеса, сегодня идут на уступки в отношении применения гибкого графика работы для своих сотрудников.

В основном гибкий график работы предоставляется отдельным категориям сотрудников. Например, медицинским представителям в некоторых фармацевтических компаниях, которые работают «в поле», а потом по электронной почте отправляют отчеты и получают новые задания.

Плюсы и минусы дистанционной работы

В предоставлении ряду сотрудников возможности работать дистанционно, безусловно, есть масса плюсов, начиная от экономии на аренде офисов, мотивационных пакетах и других подобных вещах.

Естественно, в дистанционной схеме работы есть и определенные «минусы». Одна из основных причин, которая удерживает многих руководителей от внедрения гибкого графика работы — это проблема контроля деятельности сотрудника.

Как проконтролировать, сколько времени работает сотрудник и не работает ли он на конкурентов? Как оценить объем выполненной работы?

В западных компаниях, где достаточно развиты уважительные отношения партнерства между специалистом и работодателем, проблема контроля решается путем постановки и четкого выполнения задачи в оговоренные сроки. Если есть результат нужного качества и в соответствующие сроки — работай где угодно, если же сотрудник не способен работать без постоянного контроля сверху, то дистанционная работа — не для него.

Нельзя однозначно утверждать, что все кандидаты стремятся работать дистанционно. IT-программисты, с которыми доводилось проводить интервью, признавались, что отсутствие жесткого графика и постоянного контроля со стороны начальства позитивно сказывается на их работе. А вот журналистам, которых в целях экономии отправили работать по домам, наоборот не хватало бурного общения со своими коллегами.

Руководству придется перестраивать методы управления

Руководители украинских компаний пока еще остерегаются внедрять дистанционную схему работы из-за страха утратить контроль над ситуацией. Тем не менее, можно уверенно говорить о том, что рынок удаленной работы в перспективе неизбежно будет расти. Эта тенденция наблюдалась в разгар кризиса и, скорее всего, сохранится. А это значит, что и управленцам тоже придется учиться новым методам управления.

Татьяна Никитович
 «BIZ.liga.net

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1