УЧЕБНИК ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

КОРОТКО О КНИГАХ

УЧЕБНИК ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Sternberg R.J. In search of the human mind. 2nd ed. Fort Worth: Harcourt Brace College Publishers, 1997. 864 p.

Книга "В поисках человеческого разума " принадлежит перу профессора Йельского университета (США) Р. Стернберга одного из ведущих специалистов в области общей психологии. Объемный труд представляет собой введение в психологию для студентов университетов и дает панорамную и одновременно детальную картину современного состояния психологической науки и практики. Учебник содержит полный курс общей психологии, а также введение в социальную и клиническую психологию. В краткой характеристике частей и глав сделаем акцент на отличиях от российских учебников в изложении определенных тем и на новейших данных.

В части 1 "Природа психологии " дается определение психологии как науки, характеризуются ее цели и методы исследования и диагностики. Освещаются история развития психологических идей в рамках философии и методологические основы различных теоретических направлений в психологии XX в. Нужно отметить, что в своем эссе, обрисовав становление психологии как науки в XIX в. в Германии, автор освещает историю экспериментальной и гуманистической психологии преимущественно в США, ограничивая европейскую науку лишь двумя именами И.П. Павлова и З. Фрейда.

Часть 2 "Основные биологические и когнитивные процессы " открывается главой о строении центральной нервной системы, анатомии и физиологии мозга и включает новейшие данные, полученные с помощью методов измерения магнитного резонанса (MRI) и томографии позитронной эмиссии (PET). Построенные традиционно, главы о сенсорике и восприятии дополнены подглавами о привыкании и внимании, понимаемыми как феномены перцептивных процессов. Завершает часть глава о сознании, которое трактуется как интроспективно данная реальность; обсуждаются факторы (суггестивные и наркотические), изменяющие состояние сознания; одновременно сознание рассматривается сквозь призму его объективных коррелятов.

В части 3 "Высшие когнитивные процессы " излагаются механизмы научения и памяти, проблемы языка и речи, мышления и интеллекта. В главе о научении рассматривается также социальное научение усвоение стереотипов поведения. Глава о

105

памяти содержит современные представления о механизмах запоминания и формах хранения информации, включая данные о нейрофизиологии памяти. В главе о речи, где основное внимание уделяется значению и смыслу, представлены также синтаксис, прагматика языка и социолингвистические аспекты речи. В главе о мышлении рассматриваются процессы разрешения проблем и принятия решений. В заключительной главе обсуждаются традиционные подходы к исследованию интеллекта, методы его измерения, а также проблемы наследственности и способы развития интеллекта.

Часть 4 посвящена процессам развития. В главе о когнитивном и физическом развитии представлена картина физиологического развития мозга и нервной системы. Обсуждается проблема взаимодействия созревания и научения и под этим углом зрения рассматриваются основные теории когнитивного развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. Глава о социальном развитии охватывает развитие эмоций, личности и межличностных отношений; развитие личности излагается в рамках теории Э. Эриксона; отдельно рассматривается формирование образа Я и самооценки; обсуждаются альтернативные модели становления моральных оценок.

В части 5 описываются социальнопсихологические процессы в личностной и межличностной/групповой перспективах. Первая из них охватывает развитие социальной компетентности, формирование и изменение установок, проблемы межличностной аттракции, вторая закономерности изменения индивидуального поведения под воздействием группы, феномен конформизма, формы антисоциального поведения, в частности агрессию. Заключительная глава посвящена природе и характеристикам мотивации и эмоций, современным подходам к их изучению физиологическому, поведенческому, клиническому и когнитивному.

Часть 6 отведена клинической психологии. Наиболее объемная глава посвящена парадигме изучения личности психодинамической, гуманистической и экзистенциальной, когнитивной, теории черт и теории личностных конструктов и соответствующим методам диагностики. Предмет другой главы расстройства личности и аномальное поведение. В контексте названных подходов освещаются различные методы индивидуальной и групповой психотерапии, анализируется их эффективность. В последней главе, посвященной психологии здоровья, рассматриваются психосоматические заболевания и роль психологических и социальных факторов в модели болезни.

Завершающий раздел учебника отведен справочному материалу: это статистическое приложение, обширная библиография, глоссарий использованных терминов, именной и предметный индексы.

"В поисках человеческого разума " представляет собой капитальный, почти исчерпывающий курс введения в психологию, который характеризуют широкий охват и актуальность материала, "почти ", поскольку российскому студенту, использующему этот учебник, придется дополнительно изучать работы по теории и истории отечественной и европейской психологии.

В завершение отмечу, что учебник отличают также достоинства, относящиеся к форме подачи материала. Одно из них дидактически блестящее построение, являющееся результатом многолетнего преподавательского опыта автора и воплощающее его же "Двадцать советов по преподаванию введения в психологию " (см.: ARS Monitor. 1999. V. 12. N 1. P. 1617). Для современного студента полезна и приводимая информация об интерактивных компьютерных программах, сопряженных с учебником (например, Harcourt Interactive, Psychology: The Core on CDROM). Другое достоинство полиграфическое оформление издания: наряду с множеством цветных иллюстраций в учебнике представлены портреты выдающихся психологов прошлого, а также интервью и фотографии ученых, внесших значительный вклад в современную (западную) психологическую науку. Эстетическое впечатление усиливают также репродукции картин, предпосланных главам, вариации на тему мифа о Психее.

Г.В. Парамей

Москва

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Psyker