По состоянию на: 06.04.2005
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2005
Автор: Турчинов А. И.
Рубрика: Гражданская служба
Реформа государственной службы России, о необходимости которой было объявлено Президентом РФ В. В. Путиным еще в ноябре 2000 г., начинает давать первые результаты: в системе государственной службы РФ происходят большие изменения. И они накладывают серьезный отпечаток на всю деятельность чиновников. Поэтому “Справочник кадровика” открывает новую рубрику “Гражданская служба”, в которой будут публиковаться разъяснения специалистов по вопросам поступления на государственную гражданскую службу, прохождения и прекращения службы.
Правовое регулирование отношений гражданина, поступающего на госслужбу, и нанимателяСтатус гражданского служащего и структура должностейКлассные чины госслужащихДолжностной регламент
Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы: их правовое регулирование и организация относятся к ведению Российской Федерации. Это означает, что в субъектах России таких видов государственной службы, как военная и правоохранительная, установлено быть не может
27 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”.
Впервые в законодательном акте государственная служба рассматривается как система, ключевыми элементами которой выступают такие составляющие, как государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Для государственной службы устанавливаются два уровня – федеральная и государственная служба субъекта РФ.
27 июля 2004 г. был подписан и с 1 марта 2005 г. вступил в силу, за исключением ряда статей, Федеральный закон № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон о госслужбе).
Правовое регулирование отношений гражданина, поступающего на госслужбу, и нанимателя
Закон регулирует служебные отношения, которые возникают у гражданина при поступлении на государственную гражданскую службу, ее прохождении и прекращении, при наличии у него статуса гражданского служащего РФ. Необходимость правового регулирования этих отношений, учет отечественного опыта применения кадровых технологий и кадровой политики, а также современных тенденций в гражданской службе ведущих промышленно развитых стран мира позволили впервые заложить в закон юридические новации. Общая их направленность фокусируется вокруг давно назревших и требующих своего решения проблем государственной службы: равный доступ граждан к государственной службе; профессионализм и компетентность государственных служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; защищенность гражданских служащих; открытость службы гражданскому обществу и др.
Эти вопросы решаются в декларированных принципах гражданской службы и в положениях Закона, устанавливающих практические механизмы их реализации.
Нанимателем для федеральных гражданских служащих является Российская Федерация, а для гражданских служащих субъекта РФ – субъект РФ. Полномочия нанимателя от имени Российской Федерации и субъектов РФ передаются руководителям государственных органов, а также лицам, замещающим государственные должности, либо их представителям
Например, основным принципам гражданской службы соответствует обязательное проведение конкурса при поступлении на гражданскую службу, участие в работе ряда комиссий (аттестационная, конкурсная, комиссия по урегулированию конфликта интересов и др.) экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Новацией для отечественной гражданской службы является достаточно обстоятельное описание действий нанимателя (соответствующие органы государственной власти) и гражданского служащего (гражданина) при заключении, приостановлении, прекращении и расторжении служебного контракта.
Статус гражданского служащего и структура должностей
В Законе о госслужбе детально установлен статус гражданского служащего – основные права, обязанности, ограничения, запреты, требования к служебному поведению. Существенной новацией, характеризующей статус гражданского служащего, является введение института конфликта интересов и его несомненное корреспондирование со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего.
Изменилась в гражданской службе и структура должностей. Прежде всего это коснулось самого их названия. Если в Федеральном законе от 31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” для их обозначения использовалось название “государственные должности государственной службы”, то в настоящем законе применяется словосочетание “должности гражданской службы”.
Законодатель дифференцировал все должности гражданской службы на четыре категории, а не на две, как было в Законе о госслужбе – категории “Б” и “В”.
Ранее, Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” Статья 6. Классификация государственных должностей государственной службы 1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);главные государственные должности государственной службы (4-я группа);ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);младшие государственные должности государственной службы (1-я группа); 2. Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. 3. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к: 1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; 2) стажу и опыту работы по специальности; 3) уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. 4. Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: 1) для высших и главных государственных должностей государственной службы – высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы; 2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы – высшее профессиональное образование по специальности “государственное и муниципальное управление” либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным; 3) для младших государственных должностей государственной службы – среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. 5. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами государственных органов – в отношении государственных служащих этих государственных органов. |
Теперь, Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” Статья 9. Классификация должностей гражданской службы 1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. 2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. 3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы. 4. Должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. 5. Должности категории “специалисты” подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. 6. Должности категории “обеспечивающие специалисты” подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации 1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. 2. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. 3. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации. |
Новые категории должностей гражданской службы называются: “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты”, “обеспечивающие специалисты”. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Названия и количество групп должностей гражданской службы остались без изменения: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие – пять групп. В зависимости от категории число групп в ней может быть различным.
Распределение групп должностей по категориям должностей гражданской службы
Классные чины госслужащих
Важными атрибутами должностей гражданской службы являются классные чины, которые могут быть присвоены гражданским служащим, замещающим соответствующие должности. В новом законодательстве о гражданской службе они введены вместо квалификационных разрядов.
Назначение классного чина не отличается от назначения квалификационного разряда. Так же как и квалификационные разряды, классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки гражданских служащих требованиям, предъявляемым к должностям государственной гражданской службы соответствующих групп. При этом классные чины сохранили прежние названия и число классов, которые были присущи каждому квалификационному разряду.
Кстати...
Введение классных чинов взамен квалификационных разрядов – это в определенной мере восстановление исторической традиции российской государственной службы, берущей свое начало | с правового акта Российской империи – “Табели о рангах…”, введенной Петром I в 1722 г. и упраздненной после Октябрьской революции 1917 г. |
Классный чин – это прежде всего форма квалификационного отличия. Он выполняет двойственную функцию. С одной стороны, классный чин является неотъемлемым атрибутом должности и характеризует квалификационное отличие группы должностей, дифференцированное по трем классам. Это свидетельствует об уровне сложности задач и функций, о той мере полномочий и ответственности, которая присуща конкретной должности или группе должностей. С другой стороны, классный чин – это форма непосредственного выражения персональной оценки гражданского служащего, установленное свидетельство уровня его личной квалификации и профессионализма, проявленное при исполнении должности.
Классные чины, присваиваемые гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий
Должностной регламент
Еще одной новацией Закона о гражданской службе является введение должностного регламента, который призван упорядочить служебную деятельность гражданского служащего, оценить ее эффективность и результативность, существенно повысить контроль и снизить возможности самоуправства и волюнтаризма для чиновника. Четко установлены квалификационные требования, которые предъявляются к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы. Кроме того, определен перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие решения, участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, процедурах подготовки, рассмотрении проектов управленческих и иных решений, а также утвержден порядок согласования и принятия данных решений, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа, и др.
Не обошел законодатель и весьма актуальную для современной гражданской службы проблему оплаты труда, создания системы государственных гарантий и формирования системы поощрений и награждений на гражданской службе. Это весьма существенные элементы как статусного, так и мотивационного характера. И их необходимо решать не только в числе первоочередных мер, но и комплексно, с применением кадровых технологий, обеспечивающих должностной рост гражданского служащего с учетом его профессионализма и заслуг, а также конкурсного замещения должностей, привлечения на службу наиболее одаренных, талантливых управленцев и специалистов различных сфер деятельности. Приток таких людей на службу обществу и возможности сформировать административную элиту нового качества нормы Закона, несомненно, обеспечивают.
В то же время следует сказать и о том, что многие положения Закона о госслужбе требуют дополнительного нормативного обеспечения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Это относится к необходимости разработки более чем двух десятков указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Поделиться