Трудовые права матерей и лиц с семейными обязанностями

"Кадровик. ру", 2010, N 9

ТРУДОВЫЕ ПРАВА МАТЕРЕЙ И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

В последние годы демографическая ситуация в нашей стране заметно улучшилась. Вполне вероятно, что это происходит благодаря усилению социальной поддержки государства, индексации различного рода "материнских" пособий и другим немаловажным факторам. Практически на каждом предприятии уже есть "декретницы" или только собирающиеся принять этот почетный статус. Предстоящее пополнение семьи - радость для родителей, ну а для кадровиков - решение различного рода вопросов - от оформления документов до расчета сумм пособий.

Отпуск по беременности и родам

Согласно ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов (при многоплодной беременности - 84) и 70 календарных дней после родов (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Чаще всего будущие мамы донимают кадровиков и бухгалтеров простым "корыстным" вопросом: "Сколько я получу "декретных"?" Ответ на него содержится в двух нормативных актах - в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Исключение предусмотрено только для работников, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев: в этом случае пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц.

Согласно ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособие будущей маме исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. При этом в средний заработок входят все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, включаемых в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

До 2010 г. устанавливался максимальный размер пособия: получить сумму выше пороговой за счет средств ФСС женщина не могла, если, конечно, предприятие не шло навстречу будущей маме и не доплачивало пособие до 100% заработка за счет своих средств. С 2010 г. устанавливается максимальный размер заработка, из которого исчисляется пособие. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ максимальная база для начисления пособия в 2010 г. - 415 000 руб. <*>, таким образом, максимальный средний дневной заработок будет равен 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дней). Также особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечислены в соответствующем Положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).

--------------------------------

<*> Согласно ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ реальная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер этой индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим пример. Сотруднице за расчетный период (т. е. за 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам) начислена заработная плата в размере 250 000 руб., следовательно, средний дневной заработок будет составлять 684,93 руб. (250 000 руб. / 365 дней). Так как среднедневной заработок сотрудницы не превышает среднедневного заработка, рассчитанного исходя из положений Закона N 255-ФЗ, размер пособия по беременности и родам будет равен 95 890,20 руб. (684,93 руб. x 140 дней).

Если же заработная плата за расчетный период значительно выше максимальной базы для начисления пособия (например, 500 000 руб.), то принимается во внимание только предельная сумма, исходя из которой и рассчитывается пособие, т. е. выплата будет производится от суммы, не превышающей 415 000 руб. за 12 календарных месяцев.

Не корысти ради, а пользы для

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период соответствующего отпуска. Однако в последнее время часто встречаются ситуации, когда сотрудница по собственному желанию отказывается от части положенного ей отпуска и поэтому предъявляет листок нетрудоспособности позже определенного в нем срока или работает практически до самого рождения ребенка. Как правило, это бывает в случаях, если ее ежемесячная заработная плата намного больше причитающегося ей пособия по беременности и родам.

В Информационном письме ФСС РФ от 08.10.2004 N 02-10/11-6671 "О выдаче листков нетрудоспособности по беременности и родам" указано, что если женщина имеет право на отпуск по беременности и родам, но не оформляет его, то основания для выплаты пособия по беременности и родам за этот период времени отсутствуют. В связи с этим пособие по беременности и родам в рассматриваемой ситуации организация начисляет только за период и с той даты, когда работнице фактически предоставляется указанный отпуск, - с даты написания заявления об отпуске и предъявления листка нетрудоспособности.

Иногда женщина при обращении в медицинскую организацию в установленный срок добровольно отказывается от получения листка нетрудоспособности по беременности и родам, поскольку хочет продолжить работать. Но через какое-то время (ближе к моменту родов) просит врача все-таки выписать этот документ, т. к. намеревается оформить отпуск по беременности и родам, рассчитывая, что пособие будет выдано как минимум за 140 дней.

Однако смысла в более позднем обращении за получением листка нетрудоспособности нет. Согласно п. 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514, отказ от получения больничного фиксируется в медицинской документации. И при повторном обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам он выдается на 140 календарных дней (на 194 календарных дня - при многоплодной беременности) с даты первичного обращения за ним (как правило, с 30-й недели беременности). Следовательно, пособие, как и в предыдущем случае, будет рассчитываться с момента предъявления листка нетрудоспособности и личного заявления будущей мамы.

Нередко кадровики сталкиваются и с обратной ситуацией: молодая мама стремится выйти на работу практически сразу же после рождения малыша, не дожидаясь окончания отпуска по беременности и родам. Отказать ей в законном праве прервать отпуск работодатель не может. Однако, поскольку пособие выплачено единовременно, о досрочном выходе сотрудницы необходимо оповестить ФСС, если Фонд ранее уже возместил расходы по оплате отпуска по беременности и родам на расчетный счет организации - пересчитать сумму пособия и вернуть деньги за фактически отработанный молодой мамой период. Законодательством о социальном страховании не предусмотрена одновременная выплата пособия по беременности и родам и зарплаты.

Отпуск по уходу за ребенком

Сразу после окончания отпуска по беременности и родам по желанию сотрудницы может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Для этого работнице необходимо написать соответствующее заявление. Согласно ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом работающим бабушкам и дедушкам необходимо предъявить только личное заявление, а также справки с места работы родителей о том, что последним указанный вид отпуска не предоставляется и пособие не выплачивается. Среди работодателей бытует такое мнение: в силу возраста бабушка не сможет должным образом ухаживать за ребенком, поэтому, если она изъявила желание посидеть с внуком, имеет смысл или настоять на "добровольно-принудительном" увольнении или просто отказать в предоставлении отпуска. Это неправомерно, что подтверждается судебной практикой (см. Постановление Президиума Московского областного суда от 23 декабря 2009 г. N 416).

На практике. Президиум Московского областного суда, Постановление от 23 декабря 2009 г. N 416, дело N 44г-190/09

И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Электрогорск об обязании ответчика, с которым она состоит в трудовых отношениях, предоставить ей отпуск с 01.04.2009 по уходу за внучкой К. (дата рождения - 29.07.2008) до исполнения ребенку трех лет. В обоснование иска указала, что осуществляет уход за внучкой с 01.04.2009, т. к. с этого времени мать ребенка была вынуждена возобновить трудовую деятельность, а отец ребенка проходит обучение в специализированном военном подразделении с проживанием по месту учебы. Для оформления отпуска она 26.03.2009 обратилась к ответчику, однако ответа на заявление не получила, и отпуск ей предоставлен не был.

Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что предоставить отпуск ответчице невозможно, т. к. должность истицы с 28.01.2009 сокращена, о чем она была предупреждена 03.03.2009, однако не уволена, поскольку болеет и на работу не выходит.

Решением Павлово-Посадского городского суда от 1 июня 2009 г. исковые требования удовлетворены: администрация городского округа Электрогорск Московской области обязана предоставить И. отпуск по уходу за внучкой К. 2008 года рождения до достижения ребенком возраста трех лет.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2009 г. решение суда отменено, принято новое решение об отказе в иске.

В надзорной жалобе И. просит об отмене определения судебной коллегии, ссылаясь на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права к возникшим правоотношениям сторон.

Определением судьи Московского областного суда от 4 декабря 2009 г. дело передано на рассмотрение в судебном заседании Президиума Московского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум находит кассационное определение по делу подлежащим отмене с оставлением без изменения судебного решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено, что И. на основании трудового договора N 4 от 21.03.2003, заключенного на неопределенный срок, состоит в трудовых отношениях с администрацией г. Электрогорск Московской области и назначена на должность начальника организационно-правового отдела. Указанная должность, согласно распоряжению главы городского округа Электрогорск от 21.11.2008 N 423-р, сокращена, и истица 03.03.2009 письменно уведомлена о предстоящем увольнении.

Однако 26.03.2009 и 31.03.2009 она обратилась к ответчику о предоставлении ей отпуска по уходу за внучкой, ссылаясь на то, что мать ребенка 01.04.2009 вышла на работу и его не с кем оставить.

После предоставления необходимых документов отпуск ответчик так и не предоставил, И. обратилась в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что истица в силу ст. 256 ТК РФ имеет право на предоставление отпуска по уходу за ребенком и предъявила доказательства того, что она фактически осуществляет уход за внучкой с 01.04.2009, т. к. мать ребенка, К. Е., с указанной даты прервала свой отпуск и приступила к работе. Суд посчитал, что на реализацию прав истицы не может повлиять то обстоятельство, что ее должность сокращена, поскольку она имеет безусловное право на предоставление отпуска по уходу за ребенком.

Кассационная инстанция, отменяя решение суда, посчитала, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, а именно не принято во внимание то обстоятельство, что истица длительное время имеет листок нетрудоспособности, что свидетельствует об отсутствии возможности постоянно ухаживать за малолетней внучкой, кроме того, по мнению коллегии, поскольку должность истицы сокращена, она подлежит увольнению после выхода на работу, поэтому отпуск ей не должен предоставляться.

Приведенные выводы суда второй инстанции нельзя признать верными.

Согласно ст. 256 ТК РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Закон предоставляет любому из перечисленных родственников ребенка воспользоваться правом на отпуск по уходу за ним до достижения им возраста трех лет, кому-либо предпочтение не отдается.

По смыслу приведенной нормы трудового права лицо, заявившее такие требования, должно являться родственником ребенка и фактически осуществлять уход за ним.

Установлено, что мать ребенка, К. Е., прервала отпуск с 01.04.2009 и не получает ежемесячного пособия, отец, К. А., не воспользовался правом на предоставление такого отпуска, ежемесячное пособие также не получает (л. д. 8 - 10).

Из этого следует, что имеется необходимость в уходе за ребенком, осуществляемом другим родственником, в данном случае бабушкой И.

То обстоятельство, что истица длительное время не работает и имеет листок нетрудоспособности, не имеет правового значения по данному спору, т. к. само по себе не свидетельствует о невозможности осуществления фактического ухода за ребенком.

Не является препятствием для предоставления отпуска истице и сокращение должности, которую она занимает, поскольку на момент подачи заявления она не была уволена и вправе была подать заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, даже имея листок нетрудоспособности, и в этом случае она в силу ст. 81 ТК РФ не подлежит увольнению.

Изложенное позволяет сделать вывод о незаконности определения кассационной инстанции и обоснованности выводов суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований И. Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ,

суд постановил:

определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2009 г. отменить, оставить без изменения решение Павлово-Посадского городского суда от 1 июня 2009 г.

По заявлению женщины или лиц, вызвавшихся ухаживать за малышом, в период отпуска по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Поэтому сотрудница (сотрудник) в любое время может прервать "отдых" и выйти на работу, тем более что в соответствии с ч. 3 ст. 256 ТК РФ на время этого отпуска место работы (должность) за ним сохраняется.

В течение отпуска, пока ребенку не исполнится 1,5 года, ухаживающий за малышом получает соответствующее пособие. Как и пособие по беременности и родам, оно выплачивается работодателем за счет средств ФСС. Его размер до достижения ребенком возраста полутора лет составляет 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как уже отмечалось выше, по ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2010 г. - 415 000 руб., значит, максимальный среднемесячный заработок, от которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, - 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 месяцев). Если среднемесячный заработок застрахованного лица не превышает эту сумму, то 40% исчисляются от среднемесячной зарплаты. Если же среднемесячная зарплата ухаживающего за ребенком выше указанной предельной суммы, то 40% берутся от 34 583,33 руб.

Например, при среднемесячном заработке в 28 000 руб. размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составит 11 200 руб. в месяц (28 000 / 100 x 40), а если среднемесячный доход застрахованного лица - 40 000 руб., т. е. выше максимальной предельной суммы, то ежемесячное пособие будет не больше 13 833,33 руб. (34 583,33 / 100 x 40). Таким образом, можно сделать вывод, что в 2010 г. максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (так называемый потолок) для лиц, подлежащих социальному страхованию, равняется 13 833,33 руб.

Однако не у всех сотрудников высокая зарплата, поэтому ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше его минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). Каждый год эта сумма подлежит индексации. В 2010 г. минимальный размер ежемесячного пособия составляет 2060,41 руб. (при уходе за первым ребенком) и 4120,82 руб. (при уходе за вторым и последующими детьми).

Кроме того, максимальный размер ежемесячного пособия зависит не только от среднего заработка, но также и от категории лица, ухаживающего за малышом. Дело в том, что для указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ лиц максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть выше 8241,64 руб. В эту категорию входят, например, проходящие военную службу и службу в правоохранительных органах, а также уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности работодателя, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей и пр.

Как рассчитываются пособия сотрудницам, собирающимся в очередной отпуск по беременности и родам, при уходе за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет? За чей счет осуществляются ежемесячные компенсационные выплаты? Как правильно оформить заявление о назначении детских пособий? Все эти вопросы мы рассмотрим во второй части статьи.

Дважды мама

Довольно часто, находясь в отпуске по уходу за ребенком, женщина собирается в очередной отпуск по беременности и родам. В таком случае она сама должна выбрать, какое из пособий будет получать - по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это указано в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и п. 44 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н. Одновременно получать два пособия нельзя. Если сотрудница отдает предпочтение пособию по беременности и родам, то средний заработок исчисляется в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, а также п. п. 8 и 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение): застрахованному лицу, не имеющему периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из его среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

При уходе за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом согласно ст. 15 Закона N 81-ФЗ, ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Пример. Например, в 2010 г. за двойню до достижения детьми возраста полутора лет ухаживающий за малышами должен ежемесячно получать не менее 6181,23 руб. (2060,41 руб. - на первого ребенка и 4120,82 руб. - на второго), но не более 100% своего среднего заработка, при этом ежемесячное пособие на одного ребенка не может быть больше предельной суммы, т. е. 13 833,33 руб.

Даешь 50 рублей в месяц!

С первых месяцев отпуска по уходу за ребенком кроме соответствующего пособия работнику согласно Указу Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" положена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. Порядок ее назначения и выплаты утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 (далее - Порядок). В соответствии с п. 20 Порядка выплату компенсации финансирует работодатель из средств, направляемых на оплату труда работников. Если компенсацию выплачивает бюджетное учреждение, расходы финансируются за счет бюджетных средств.

Вопрос выплаты работодателем компенсации в размере 50 руб. за счет собственных средств рассматривался в 2003 г. Верховным Судом РФ: в Определении Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 отмечено, что она входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в отпуске по уходу за ребенком. Такие выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Если содержание учреждений и организаций, включая фонд оплаты труда, финансируется из бюджетов, то указанные права реализуются также за счет соответствующих бюджетов. В связи с этим данные выплаты предоставляются матерям (другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм собственности. Таким образом, компенсация в размере 50 руб. выплачивается каждый месяц в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за счет средств работодателя.

Пособия для совместителей и директоров

Согласно п. 19 Положения, в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Следовательно, при назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет совместителю заранее следует позаботиться о справке с того места работы, где оно начисляться не будет. Однако, поскольку этот вид отпуска предоставляется по личному желанию сотрудника, трудовое законодательство не запрещает совместителям по одному месту работы выполнять трудовые обязанности и получать за это заработную плату, а по другому - воспользоваться отпуском (и, соответственно, пособием).

В последнее время участились случаи отказа органами ФСС в оплате пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком директорам компаний, являющимся учредителями. Это аргументируется нормами ст. 273 ТК РФ, согласно которой на руководителя организации - единственного участника (учредителя) нормы и гарантии Трудового кодекса не распространяются. Данное мнение неправомерно, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика (См. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2010 г. N 09АП-27275/2009-АК).

На практике. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2010 г. N 09АП-27275/2009-АК по делу N А40-107341/09-118-797.

Пишем заявление по правилам

На сегодняшний день установлены правила представления документов и обязательных сведений, содержащихся в заявлении о назначении "детских" пособий, а также пособия по беременности и родам. Они регламентируются Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок). В п. 6 Порядка перечислены требования к оформлению заявления о назначении пособий, в котором должны указываться:

- наименование организации, в которую подается заявление;

- фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

- сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, кем выдан, дата выдачи), - заполняются в соответствии с его реквизитами;

- сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) - указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

- сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

- вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;

- способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет, открытый в кредитной организации;

- сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты его заполнения.

Также согласно п. 5 Порядка лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица могут обратиться в соответствующие организации с предусмотренными Порядком заявлением и необходимыми документами. Кроме того, нотариально заверенные копии документов и заявления можно направить по почте.

Пересылка заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. При приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - извещение о дате получения (регистрации) в пятидневный срок), что установлено п. 8 Порядка. Если к заявлению, направленному по почте, приложены не все предусмотренные документы либо они не приложены вовсе, организация, назначающая пособия, возвращает их обратившемуся лицу в пятидневный срок с даты получения (регистрации).

Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить его факт и дату.

А. Давыдова

Санкт-Петербург

Е. Рощупкина

Москва

Подписано в печать

01.10.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1