Трудовые отношения государственных служащих в зарубежных странах

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N N 11, 12

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В статье представляется зарубежный опыт регулирования трудовых отношений государственных служащих, в том числе: определение статуса государственного служащего, система заработной платы госслужащих, системы оценки эффективности труда работников госаппарата и производительности труда различных служб, входящих в систему госаппарата, защита социально-экономических прав госслужащих.

Государственная служба является необходимой частью системы управления национальной экономики и социального развития. Без эффективно действующей государственной службы было бы просто невозможно разрабатывать, внедрять, оценивать результаты национальной политики в области развития, обеспечения национальных интересов, определяемых совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

Назначение на государственную службу

Чиновники назначаются государственными органами - федеральными, региональными, муниципальными. Им вручается уведомление о назначении (letter of appointment), содержащее следующую формулировку: "принят на государственную службу". Контракт, заключенный с ними, отличается от того, который предусматривается на частных предприятиях. Он имеет более высокий статус. Назначение основывается на признании квалификации, профессионализма, склонностей. В Германии от чиновников при поступлении их на государственную службу требуется произнесение клятвы верности Конституции страны. Это означает, что при нарушении клятвы верности госслужащим к нему применяются соответствующие меры, вплоть до увольнения из госслужбы, даже если он не подпадает под судебную ответственность по общему законодательству.

Рациональная численность работников госслужбы и объем работы определяются нормированием труда. Для того чтобы установить объем работы каждого работника в единицу времени, определяются состав его обязанностей и функций по данной работе, относительная важность каждой функции, выраженная в процентах к общей работе данного работника, и средняя величина рабочего времени по каждой функции. Когда определены нормы для различных работ, потребность в кадрах того или иного министерства определяется путем деления объема работ по функциям на нормы труда. Это дает возможность определить, в каких подразделениях, по каким работам есть излишки кадров и где ощущается их недостаток.

За свое штатное расписание и численность работников несет ответственность соответствующий государственный орган. Однако в ряде стран (например, в США) есть специальные центральные агентства по персоналу, которые играют важную роль в обеспечении единства кадровой политики госорганов. Считается целесообразным также привлечение работников или их представителей к участию в этой работе. Они имеют более подробные сведения о своей работе или о тех деталях ее, которые может пропустить аналитик или работник отдела кадров. Субъективные суждения часто становятся причиной конфликтов между работниками и руководителями. Очень существенно, чтобы работники знали о том, как рассчитываются нормы труда и уровень численности персонала того или иного госоргана или его подразделения. Работники лучше воспринимают кадровые решения, если они сами принимают участие в их разработке.

Нормы труда периодически пересматриваются, особенно тогда, когда работа связана с внедрением новой технологии, условий труда, методов работы.

Заработная плата и статус

Заработная плата работников государственного сектора базируется на следующих принципах: ее уровень должен быть достаточным для привлечения в госсектор необходимого числа специалистов нужных профессий и квалификации, способных выполнять возложенные на них функции. Выполнение этих функций должно быть обеспечено денежными средствами, не превышающими возможностей государства в условиях сложившейся общей экономической и финансовой ситуации и социальной политики государства.

Характерной особенностью организации заработной платы в госаппарате в ряде стран рыночной экономики является единая тарифная система. Дело не только в том, что государственная служба - это большой сектор экономики, тарифная система нужна для эффективного управления персоналом. Без нее каждое госучреждение имело бы свою структуру заработной платы, что привело бы к существованию тысяч структур, которыми надо было бы управлять, и к многочисленным дискуссиям по поводу оплаты работы в различных организациях (подразделениях) госслужбы.

Разряд госслужащего определяет его статус, его социальное положение. Структура работ в государственной службе состоит из иерархии разрядов, которые охватывают все работы с одинаковыми характеристиками.

Имеются два базовых подхода к определению разрядности работ в госслужбе. Это определение разрядности по индивидуальным постам - rank-in-man и по группе постов (должностей) - rank-in-post. В первом случае работник не нанимается на должность, а включается в группу лиц так называемых кадровых назначенцев (service of cadre). Это группа высших должностных лиц, формирующая политику государства и управление министерствами и ведомствами.

Эти высшие должностные лица имеют ранг, определяющий их статус. К ним применяется тот же принцип, который действует в армии: генерал в армии - всегда генерал независимо от того, где он служит: в части или в штабе, а министр - всегда министр независимо от того, каким министерством он руководит. Должности не анализируются по их содержанию и не описываются детально при классификации по рангам (разрядам). Они характеризуются в общих терминах. Перемещения работников не являются чем-то необычным, наоборот, это считается частью нормальной карьеры развития.

Если данная должность сокращена, работник вправе рассчитывать на предоставление ему другой должности того же разряда независимо от конкретной работы, на которую он будет перемещен. Если невозможно дать работнику аналогичную работу и его вынуждены перевести на более низкую работу, он сохраняет прежний разряд, поскольку ранг относится к работнику, а не к должности.

В противоположность рассмотренному назначение работников на конкретную должность на основе принципа rank-in-post производится в соответствии с анализом требований, предъявляемых данной работой к служащему, которые определяются аналитической оценкой работ. Идентифицируются функции и задания по данной работе: что и как должен делать работник, определяются условия труда, ответственность работника, знания, способности, квалификация. Информацию дают описания работ. Затем различные должности (jobs) госслужбы сравниваются между собой, чтобы определить их относительную позицию по отношению друг к другу в иерархии работ. Сравнение проводится по содержанию работ, по которым проводится анализ. Работы с аналогичным уровнем сложности, ответственности и требований объединяются в один разряд. Для каждой профессионально-квалификационной группы в зависимости от сложности аналитическая оценка работ устанавливает иерархию разрядов.

Аналитическая оценка работ и их тарификация

Существуют четыре основных метода аналитической оценки работ: ранжирование, классификация, балльный метод и сравнение по факторам. Последние два метода относятся к количественным методам.

Ранжирование - наиболее простой метод, заключающийся в том, что составляется перечень всех работ в организации и затем они группируются в разряды.

Классификация - обратный процесс. Сначала разрабатывается структура разрядов, а затем работы распределяются по разрядам. Работы анализируются, описываются, сводятся по профессионально-квалификационным признакам в группы. Затем выбираются рейтинговые факторы по каждой группе работ. Следующая стадия - наиболее трудная - описание факторов, по которым определяются разряды и их число. Затем работы классифицируются путем сравнения описания работы с критериями отнесения работ к тому или иному разряду и распределяются по разрядам.

Балльный метод предусматривает придание каждом фактору оценки числового значения. Суммируя баллы, получают соответствующую оценку работ в баллах и по количественной оценке соотносят работу с тем или иным разрядом.

Метод сравнения по факторам - наиболее сложный метод. Выбираются ключевые работы - от 15 до 25. Они ранжируются по факторам, каждый из которых имеет количественную оценку в баллах. Затем каждая работа сопоставляется с ключевой по факторам и их количественной оценке и в соответствии с сопоставимостью распределяется по разрядам.

Классификация - наиболее предпочтительный вариант для правительств, которые применяют аналитическую оценку работ в учреждениях госслужбы. В США классификация для федеральных служащих применялась более 60 лет перед тем, как ее заменили на балльный метод. В 1976 г., как показало обследование, 89% правительств 46 штатов и 94% муниципальных правительств использовали неколичественные методы первичной классификации. В Канаде для госслужащих применяется как метод классификации для одних категорий служащих, так и балльный метод для других категорий. В государствах Южной Азии и на Филиппинах для госслужащих также применяется метод классификации.

Существуют разные мнения относительно того, является ли установление иерархии работ конечным или предпоследним шагом перед определением "цены" работы в иерархии работ, то есть установлением уровня заработной платы для той или иной работы - базы для установления структуры заработной платы. Профсоюзы считают, что аналитическая оценка работ должна заканчиваться определением структуры работ, а не структуры заработной платы. Иерархия работ рассматривается профсоюзами как один из этапов в определении структуры заработной платы, который говорит лишь о том, каким должно быть ранжирование зарплаты в соответствии с разрядами работ или степень увеличения зарплаты в соответствии с ранжированием. Профсоюзы возражают против того, чтобы аналитическая оценка работ вела к фиксации заработной платы, которая, как считают профсоюзы, должна определяться в коллективных договорах. Международная федерация конторских, профессиональных и технических работников (International Federation of Clerical, Professional and Technical Employees - FLET), например, включила эти положения в основополагающие рекомендации по аналитической оценке работ для своих членов. Аналитическая оценка работ и переговоры по заработной плате, считают профсоюзы, должны проводиться раздельно.

Тогда не будет конфликта между установлением разрядов по заработной плате, определяемых с помощью аналитической оценки работ, и переговорами относительно уровней заработной платы по разрядам в соответствии с политикой профсоюза в отношении заработной платы. Уровни и дифференциация заработной платы, надбавка за стаж, поощрительные системы и системы премирования - все это устанавливается путем коллективных переговоров, и аналитическая оценка работ к этим процедурам никакого отношения не имеет.

Тарификация работ в соответствии с аналитической оценкой является основой разработки тарифных сеток в госучреждениях стран рыночной экономики. В некоторых странах устанавливается единая тарифная сетка для всех профессиональных групп госслужбы, в других единая тарифная сетка действует для большинства профессиональных групп, но некоторые профессиональные группы имеют собственные тарифные сетки или какую-либо другую систему заработной платы. В США, например, федеральные госслужащие оплачиваются по 18-разрядной сетке, в Германии чиновники оплачиваются по 16-разрядной сетке, остальные госслужащие - по 10-разрядной сетке с подразрядами.

Характерной особенностью тарифных сеток государственных служащих является то, что каждый разряд содержит несколько ставок заработной платы (так называемый гибкий тариф).

В США, чтобы стимулировать повышение качества работы, в разрядной сетке предусматриваются в каждом разряде 10 ставок заработной платы. Разница между начальными и конечными ставками внутри разрядов составляет 30%.

В разрядах с 1-го по 15-й имеются по 10 ставок заработной платы, в 16-м разряде - 9 ставок, в 17-м - 5 ставок и в 18-м разряде - 1 ставка.

В Германии оклады дифференцируются в зависимости от семейного положения работников: одиноких и семейных, имеющих детей. Разница составляет от 4-5% в высших разрядах до 13 - 30% в низших разрядах. Диапазон окладов между низшим и высшим разрядами составляет у одиноких 2,4 раза, у семейных - 2,2 раза. В каждом разряде также предусматривается диапазон окладов. Разница между ними составляет для одиноких в низшем разряде 15%, для семейных - 14%, в высшем разряде для одиноких - 66%, для семейных - 62%.

В США перевод госслужащего из разряда в разряд в первых трех разрядах происходит через каждые 52 недели, то есть через год; с 4-го по 6-й разряд - через 104 недели, то есть через два года; в 7 - 9-м разрядах - через 156 недель, то есть через три года. Высокоэффективные работники чаще переводятся на более высокую ставку. Однако при этом служащий может получить лишь одно повышение в течение одного года. При переводе с одной ставки на другую с 13-го по 15-й разряд особое внимание обращается на качество работы служащих. Большую роль в материальном стимулировании при переводе работников на более высокие ставки заработной платы или на более высокий разряд играют системы оценки заслуг работников, то есть качества их работы. Эти системы по своей сути во многом сходны с системами аттестации кадров.

Деловая оценка и аттестация кадров

Аттестация кадров, более известная в странах рыночной экономики как система оценки личных качеств (заслуг) работников, применяется как обобщающее понятие для систем, с помощью которых оцениваются либо личность работника, либо личностные элементы и/или производственные успехи работника.

В соответствии с предметом оценки различают системы оценки личности работника и системы оценки производительности труда и, если имеется в виду их комбинация, - смешанные системы.

Аттестация кадров может иметь различные цели: дифференциацию оплаты труда, определение потребности в обучении и повышении квалификации, кадровые решения (продвижение по службе, перемещение на другую должность равного или более низкого уровня, увольнение).

Чтобы обеспечить объективность оценок работников при аттестации, западные специалисты рекомендуют придерживаться следующих принципов:

- единство условий для всех аттестуемых;

- объективность (например, на оценку может повлиять социальное положение работника: сотрудник, занимающий более высокий должностной пост, может получить более высокую оценку, чем сотрудник, имеющий более низкий ранг);

- надежность, то есть постоянство, с которым разные независимые эксперты приходят к одному и тому же результату (здесь важно, чтобы эксперты прошли определенное обучение и ознакомились с конкретной работой, ее требованиями к аттестуемым);

- действенность, то есть влияние аттестации на улучшение качественных характеристик и количественных показателей в труде работника, прошедшего аттестацию.

Выбор показателей (критериев) для аттестации зависит от целей оценки кадров и от требований, которые ставятся перед аттестацией. Критерии могут быть различными, но основными из них являются следующие: объем работы; качество работы; личное поведение по отношению к другим работникам; соблюдение предписаний и требований, дисциплинированность, обладание способностями и навыками, необходимыми для данного рабочего поста; инициативность, стремление взять на себя большую ответственность, обладание способностями и навыками, которые выходят за рамки занимаемого рабочего поста.

Для оценки личных качеств работников используются различные методы. Один из них получил название "профиль полярности". В соответствии с этим методом проверяющий должен найти оценку аттестуемого по четырем степеням между полярными определениями, отмечая крестиком в соответствующем квадрате свое мнение. Если крестики проверяющего связать одной линией, то получается "профиль полярности", определяющий личность человека. Исходя из этого кадры могут подобрать людей для определенной работы по личным качествам.

Метод попарного сравнения предполагает сравнение каждого работника по подлежащему оценке признаку с другим оцениваемым работником. Проверяющий должен сделать вывод, какой из двух работников признается лучшим.

Метод ранжирования рядов. С его помощью определяется относительное положение аттестуемого в порядковой шкале по сравнению с другими аттестуемыми по какому-либо критерию или по их совокупности. Задача проверяющего - поместить аттестуемого в тот ряд, который, по его мнению, заслуживает аттестуемый в соответствии с теми критериями, которые оцениваются при проведении данной аттестации. Выстраивается общий ранжир аттестуемых. Работники занимают в этом случае соответствующее иерархическое место между 1-м и n-м рядами. В больших группах аттестуемых применяется метод процентного распределения по группам с последующей качественной оценкой верхней и нижней процентных групп, которые составляют примерно по 25% в каждой (верхней или нижней) группе. Затем из этих групп выделяются 10% или 20% работников с наилучшими или наихудшими показателями. В отношении их принимаются соответствующие кадровые решения. Основная же масса аттестуемых остается недифференцированной (табл.).

Таблица

Оценка результатов аттестации

Аттестуемая
группа

Очень
хорошо

Хорошо

Нормально

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Число
аттестуемых
в %

5

25

50

25

5

Оценка результатов работы может поднять индивидуальный вклад служащего в общую работу, даже если за это не предусмотрено материального вознаграждения. Оценка помогает разъяснить работнику его роль в организации, взаимосвязь его работы с достижением поставленных перед организацией целей, стимулирует достижение работником поставленной цели, демонстрирует взаимодействие целей организации и целей персональной работы госслужащего. Оценка дает информацию для принятия соответствующих решений, включая продвижение работника, поощрение его другими методами, применение в случае необходимости дисциплинарных взысканий. Она помогает персоналу определить свои перспективы на службе, необходимость в повышении профессионально-квалификационного уровня, осознать взаимосвязь своих интересов с целями организации.

Как же оценить результаты работы? Один из самых распространенных методов в странах с развитой рыночной экономикой - это определение целей. Руководитель и работник вместе устанавливают цели, которые должен достичь работник к концу года. В конце года определяется, достиг ли работник поставленной цели или нет. Применяются и другие критерии для измерения достигнутых работником результатов: качество (насколько хорошо сделана работа), количество (сколько сделано), фактор времени (насколько быстро была сделана работа, не было ли простоев (deadlines met)), манера выполнения (личный стиль и метод работы), метод (процедуры), себестоимость работы (в денежном выражении), приемлемость работы (для потребителей). В течение года проверяется, как идет работа, чтобы вовремя скорректировать ее.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что надо осторожно подходить к вопросу продвижения работника по служебной лестнице, исходя из высокой эффективности его труда на данном рабочем месте. Некоторые работники могут показывать высокие результаты в работе, но они достигли лимита своих возможностей. Другие могут показывать выдающиеся достижения в своей работе, но не готовы к продвижению, например из-за недостатка опыта. В целях продвижения работников важно определить содержание работы более высокого статуса и требуемые для этого знания, возможности и квалификацию работника, а также его личные качества, которые необходимы для работы на более высокой должности. Таким образом, критерии для оценки качества текущей работы и определение возможностей работника для продвижения - разные процессы.

Приемлемость систем оценки эффективности труда со стороны персонала зависит жестко от их восприятия объективности и точности, с которой оценивается их производительность. Вовлечение рядовых работников в определение целей работы и регулярная связь и информация об их работе являются очень важными факторами в обеспечении их доверия к системе, что способствует в целом повышению их производительности. Как показывает опыт развитых стран, оценка производительности наиболее успешна там, где руководители сами отчитываются за работу в своих подразделениях. Тщательно разработанная система взаимосвязей соединяет воедино разряды, ставки заработной платы, надбавки, поощрения и продвижения. Оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся сотрудников и реально поднять уровень их достижений, влияние на результаты деятельности других работников, переводя их на более высокие должности, что, в свою очередь, стимулирует служащих, как материально, так и морально, к более эффективной работе.

Продвижение по службе отличившихся работников на более высокие должности помогает госслужбе заполнить вакансии работниками, которые уже проявили свои способности, имея при этом в виду, что работник может справиться с новой работой (при этом может быть использована тарифная система).

Информация работников по итогам проведения оценки их работы позволяет ознакомить работника с оценкой качества его работы, с сильными и слабыми сторонами его деятельности, а также подсказать ему направления и возможности совершенствования профессиональных качеств.

Однако есть и другой момент в оценке кадров. Нерадивые работники подлежат дисциплинарным взысканиям. И аттестация кадров играет здесь не последнюю роль.

Дисциплинарные требования

К госслужащим применяются особо строгие дисциплинарные требования. В Германии, например, дисциплина регулируется Федеральным дисциплинарным кодексом и дисциплинарными кодексами земель. Они направлены на поддержание на высоком уровне общественного доверия к чиновникам (кадровым административным работникам) путем поддержания у них дисциплины, а в случае несоответствия чиновника занимаемому рабочему месту - увольнения его с занимаемой должности. Даже в случае, когда поведение чиновника не связано с его работой (в определенных пределах), он может быть наказан, если его проступок угрожает доверию населения к государственной службе. Для федеральных чиновников эти дела ведет Федеральный дисциплинарный суд. В землях функционируют дисциплинарные трибуналы, или дисциплинарные комитеты.

В Германии действует следующая система дисциплинарных мер для госслужащих:

1) замечание;

2) штраф в размере месячного жалованья;

3) сокращение жалованья на 1/5 на период до 5 лет;

4) перевод на другую должность с меньшей заработной платой, что означает потерю прежнего разряда;

5) увольнение с госслужбы с потерей всех привилегий и прав.

Если проступок чиновника носит криминальный характер и подпадает под действие Уголовного кодекса, слушания по такому делу идут параллельно. Решения судов по уголовным делам выносятся совместно с дисциплинарными судами.

Производительность труда в государственном секторе

Эффективность работы госаппарата определяется не только результативностью труда отдельных работников, чему в странах рыночной экономики придается большое значение, но и оценкой производительности всего госаппарата.

Измерение производительности (эффективности) в федеральных органах власти дает руководителям данные, которые могут быть полезными для принятия решений по кадрам, бюджету, инвестициям и технике управления. Сложность заключается в том, что государственные органы власти не производят физические продукты, как частный сектор. Достаточно назвать оборону, внешнюю политику и т. п. Тем не менее необходим критерий, метод измерения эффективности, по которому можно было бы оценить эффективность труда во всех госучреждениях.

Наиболее эффективный метод измерения - мультипликационный (многофакторный), включающий все ресурсы - кадры, финансы, материалы и технику.

Что же представляет собой производительность? Она включает в себя такие понятия, как быстрота (efficiency), с которой производятся (оказываются) услуги, эффективность, то есть достижение целей оказываемой услугой, качество товара или оказываемой услуги, удовлетворение потребностей общества и потребителей.

Производительность в государственном секторе - это неколичественная концепция. Аудиты, оценки, суждения и другие подходы к ее измерению не всегда могут носить количественный характер. Более того, суждения о качестве деятельности государственного органа или его подразделения могут иметь более значимый характер, чем ее количественные оценки.

В США с 1967 г. ведется измерение производительности труда государственных служащих. Измерение производительности - часть общей программы повышения эффективности госаппарата, которая включает профподготовку и переподготовку персонала, совершенствование управления, материального стимулирования, инвестиции. Бюро статистики труда Министерства труда США собирает данные по каждой государственной службе, численность которой составляет 200 и более человек. Федеральные органы должны представлять БСТ данные по затратам, результатам работы, численности служащих, их заработной плате. В 1994 г. производительность измерялась по 255 государственным организациям в 60 федеральных учреждениях. Общий охват работников госаппарата - 2 млн государственных служащих, или 69% их общей численности.

Расчет производительности осуществляется по 24 функциям работы госаппарата с использованием трех показателей, которые поддаются количественной оценке. Она исходит из того, что в каждом государственном учреждении в той или иной пропорции имеются соответствующие службы, выполняющие функции, по которым можно рассчитать производительность. Например, эффективность службы аудита рассчитывается по числу завершенных аудиторских проверок, сумме (pricing proposal audits), числу операций в процессе аудита (internal operations). Служба подготовки и переподготовки кадров оценивается по числу студенто-дней, количеству прошедших подготовку и переподготовку, числу дней преподавания. Работа библиотек оценивается по количеству новых поступлений книг, обработке периодических изданий, числу справок-консультаций. По 24 функциям работы госаппарата производительность колебалась от 11,8% в финансовых службах до 5,6% в службах управления персоналом. В целом по 14 функциям за исследованный период производительность труда возросла.

Общий рост производительности труда в государственном секторе за период 1967 - 1994 гг. составил 134,3%, среднегодовой прирост производительности труда - 1,1%. Для сравнения: в частном секторе среднегодовой прирост производительности труда составил 1,4%. При этом в 1967 - 1982 гг. среднегодовой прирост в государственном и частном секторах был одинаковым - 1,5%, а в 1982 - 1994 гг. в государственном секторе по сравнению с частным он резко снизился, составив соответственно 0,6 и 1,3%.

В США в 1978 г. был принят Закон "О реформе государственной службы", направленный, как указано в § 1 Закона, на то, чтобы "народ США имел компетентную, честную и продуктивную госслужбу". В этих целях в Законе особое внимание уделено оценке качества работы государственных служащих на основе единых принципов действия систем оценки личных качеств работников и производительности труда во всех звеньях государственного аппарата в центре и на местах.

Сокращение кадров госслужащих

Методы сокращения кадров госслужащих всегда вызывают политические сложности разного уровня. В развивающихся странах, прежде всего при сокращении, речь идет о "мертвых душах", которые существуют только в платежных ведомостях и чью зарплату получают недобросовестные чиновники. Для "вычищения" "мертвых душ" проводятся специальные цензы, статистические обследования, которые призваны выявлять эти "мертвые души". Следующий шаг - сокращение вакансий. Это наиболее безболезненная процедура. Сокращение временных работников с одновременным переводом наиболее квалифицированных из них в постоянные работники - еще один метод, используемый в госслужбе. Сюда же следует добавить автоматический перевод на пенсию лиц, достигших пенсионного возраста, - очень сложная задача, учитывая материальное положение и мотивацию лиц старшего возраста. Представляется спорной процедура "заморозки" найма. Это означает невозможность нанимать квалифицированных работников со стороны при переводе действующих работников на более высокие должности и появление вакансий на более низкие посты. Некоторые государства (Центральная Африканская Республика) прибегали к таким методам: нанимается один работник - трое увольняются. Это стало наиболее частой практикой и в других странах: нанимается один высококвалифицированный работник - увольняются трое менее квалифицированных, или один доллар, идущий на наем, и три доллара сбережений на персонале.

Добровольные отставки не создают больших политических издержек, но они снижают общий уровень квалификации работников госслужбы: уходят наиболее квалифицированные работники и остаются менее квалифицированные.

Выборочное сокращение кадровых работников - наиболее сложное дело с политических позиций, особенно если здесь не обходится без фаворитизма, коррупции, взяток. МОТ рекомендует, что такое сокращение целесообразно проводить с участием представительских организаций работников, и прежде всего профсоюзов, там, где они есть.

Обеспечение единства управления

и оценки эффективности государственной службы

Вопросами обеспечения единства управления и оценки эффективности государственной службы занимаются центральные государственные органы.

Наиболее представительный пример в этом отношении дают США. В соответствии с Законом "О реформе государственной службы" в результате реорганизации были созданы две организации: Служба управления персоналом (Office of Personnel Management - OPM) и Комитет по вопросам действия систем оценки личных качеств работников (Merit System Protection Board - NSPB). Был создан также Комитет по трудовым отношениям государственных служащих (Federal Labor Relations Authority - FLRA).

Служба управления персоналом разрабатывает программы развития персонала в целях улучшения государственного управления и повышения его эффективности и находится под контролем Президента США. Она предоставляет широкие полномочия соответствующим организациям на местах для разработки собственных систем оценки личных качеств работников, обеспечивая единство в подходах и принципах этой оценки. Каждая государственная организация должна разработать свой план, который представляется на одобрение федеральной Службе управления персоналом. Служба управления персоналом проводит консультации с региональными и местными государственными органами по вопросам вознаграждения работников по итогам оценки их работы, информации работников о том, как действуют системы оценки личных качеств, и т. п.

Служба управления персоналом собирает, анализирует, документирует и публикует материалы, содействующие разработке эффективных систем по повышению уровня работы государственной службы, разрабатывает соответствующие проекты.

В 1979 г. Служба управления персоналом создала новое подразделение - группу по вопросам эффективности персонала и его развитию (Workforce Effectiveness and Development Group - WED) для помощи федеральным агентствам в повышении их производительности и эффективности. В составе этой группы три службы:

1) Служба по программам производительности. Ее задача - дать знания и понимание проблем повышения производительности и ее измерения;

2) Служба профподготовки и повышения квалификации. В ее задачи входит обучение федеральных служащих методам повышения эффективности их труда. В год эта служба обучает до 170 тыс. служащих;

3) Служба консультативных услуг. Дает консультации и оказывает техническую помощь государственным органам в деле повышения эффективности их работы.

Эти общефедеральные специализированные службы обеспечивают единство политики и управления госаппаратом и его подразделениями, а также единство управления персоналом и повышения его эффективности.

Общественные организации государственных служащих

Работники государственной службы, как это предусматривают соответствующие законы в странах рыночной экономики, могут иметь свои общественные организации для представления их интересов в переговорах с работодателями в лице государственных органов.

В США Комитет трудовых отношений государственных служащих следит за созданием представительских организаций в госсекторе, наблюдает за выборами в них, определяет комплекс вопросов, подлежащих обсуждению на переговорах, принимает жалобы на несправедливое отношение к работникам.

Он же является инстанцией разрешения трудовых споров в государственном секторе.

В Германии чиновники объединены в Немецкую федерацию чиновников (Deutscher Beamtenbund - DBB). Она насчитывает свыше 1 млн членов. Чиновники не имеют права бастовать. Федеральный конституционный суд отказывает им в праве на забастовку.

В Испании Закон о представительстве госслужащих от 12.06.1987 обеспечивает госслужащим право на коллективное представительство. Представительские организации создаются во всех госорганах, если численность работников более 50 человек.

В Италии Закон об упорядочении трудовых отношений в государственном секторе от 29.03.1983 имел целью обеспечить единообразие правил в отношении партнеров, содержания и процедур заключения коллективных договоров в различных сферах государственной службы.

Ранее трудовые отношения в госсекторе контролировались только соответствующими государственными властями. Закон 1983 г. ввел понятие "соглашение о трудовых отношениях" в отличие от коллективных договоров в частном секторе.

Разница между ними состоит в том, что колдоговоры вступают в действие немедленно после подписания сторонами. Соглашения о трудовых отношениях, заключаемые в министерствах (departments of public administration), не вступают в действие до тех пор, пока не будут приняты и введены в действие декретом президента республики после обсуждения в кабинете министров.

В других странах рыночной экономики коллективные договоры заключаются между работодателем-государством в лице представителей государственных органов и государственными служащими в лице представителей профсоюзов. Их задача - обеспечение соответствий в уровнях заработной платы и размерах ее повышения между государственным и частным секторами, а также определение различных надбавок и доплат к заработной плате в соответствии с условиями труда, социальных выплат, пенсий и пособий государственным служащим.

Библиографический список

1. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Антология / Под ред. А. Демина. М.: Книгодел, 2010.

2. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В. А. Козбаненко. СПб.: ООО "Питер-Пресс", 2008.

3. Литвинцева Е. А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2010.

4. Оболонский А. В. Кризис бюрократического государства: реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. М.: Фонд "Либеральная миссия", 2011.

5. Пронкин С. В. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие / С. В. Пронкин, О. Е. Петрунина. 3-е изд., доп. и перераб. М.: КДУ, 2007.

А. Никифорова

Д. э. н.,

профессор,

главный научный сотрудник

НИИ труда и социального страхования

А. Зубкова

Д. э. н.,

профессор,

главный научный сотрудник

НИИ труда и социального страхования

А. Сушкина

Д. э. н.,

профессор

Московского городского

психолого-педагогического университета

Подписано в печать

10.10.2012

12.11.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1