Трудовой потенциал: чем выгоден для компании и как его развивать?

«На своём первом месте я отработала четыре года и было очень обидно, когда на обучение вместо меня отправили новенькую сотрудницу», – рассказывает Елена, старший налоговый консультант аудиторской фирмы. 

Организации с ограниченным бюджетом не могут обучить всех сотрудников и поэтому вынуждены выбирать. Не всегда этот выбор оказывается верным. В случае с Еленой руководство совершило роковую ошибку. Вскоре обученная сотрудница перешла в компанию-конкурента, а потенциал Елены разглядел один из гигантов «большой четвёрки».

Что даёт компании вклад в развитие персонала? Какие факторы влияют на потенциал трудовых ресурсов и отдельных работников? Как одновременно оценивать и развивать компетенции сотрудников? Разбираем в новом материале.

Потенциал организации и потенциал сотрудников – в чём связь?

Потенциал компании напрямую зависит от трудового потенциала. Современные корпорации достигают высокой прибыли, умело применяя потенциал сотрудников и предоставляя им возможности для развития и роста.

Консалтинговая компания CEB’s SHL Talent Measurement Solutions – отраслевой лидер в HR. В 2014 году компания провела исследование проблем эффективного управления персоналом, профессионального роста и раскрытия потенциала. В отчёт легли сведения о 6,6 млн человек по всему миру и многолетний опыт выявления факторов, которые повлияли на успех программ HiPo1. 

Глубокий всесторонний анализ показал: выручка компаний, которые делают ставки на талантливых сотрудников, растёт в 2 раза быстрее. Последующие исследования подтвердили этот факт.

Какие факторы влияют на потенциал сотрудников?

Когда мы говорим о потенциале, важно разграничить потенциал отдельного работника и коллективный потенциал компании.

На трудовой потенциал сотрудника влияет его уникальный набор врождённых талантов и приобретённых знаний, умений, навыков. 

Коллективный потенциал сотрудников рождается во внутренней среде компании в процессе взаимодействия и обмена профессиональными знаниями и умениями. Эта величина получается не арифметическим сложением индивидуальных сил и способностей сотрудников. В данном случае действует закон синергии, когда эффект от взаимодействия больше, чем просто сумма потенциалов.

На уровень потенциала коллектива влияют различные факторы: внутренние, внешние и человеческие2. 

Руководство, которое уделяет должное внимание развитию потенциала сотрудников организации, поступает мудро. Создавая условия для развития коллективного и индивидуального потенциалов, компания напрямую инвестирует в будущую прибыль:

  • наращивается экспертность сотрудников,
  • повышаются лояльность и удовлетворённость, 
  • увеличивается процент вовлечённых сотрудников,
  • возникает феномен неформального лидерства.

В совокупности это в разы повышает эффективность и конкурентоспособность. Компания запускает процесс накопления человеческого капитала, занимаясь развитием и реализацией потенциала сотрудников.

Подробно о том, как развивать коллективный потенциал сотрудников, вы можете прочитать в нашей статье «Сильный коллективный интеллект: как организация взаимодействия в команде помогает бизнесу расти?»

Как измерить трудовой потенциал сотрудников?

Для объективного подхода к развитию способностей сотрудников надо провести их комплексную оценку. Это поможет выявить недостающие компетенции, обнаружить сильные стороны и наметить зоны роста. 

Нередко сотрудник даже не догадывается о своих скрытых талантах. А подходящего момента, когда он применит их на практике, может не наступить. Задача эйчаров увидеть скрытый потенциал сотрудников и использовать его в интересах компании. Для этого у HR-менеджеров существует множество эффективных инструментов – проективное интервью, профессиональные тестыличностные опросникиделовые игры и т. п.

Например, профиль способностей человека можно определить по результатам тестов, личностные характеристики – с помощью структурированных опросников. Деловые качества, в том числе навыки ведения переговоров и продаж, проявляются в решении бизнес-кейсов и в ходе ролевых игр.

Возьмите на карандаш: при проведении оценок компетенций важна грамотная подача.

Наталья Носова, старший HR-менеджер регионального филиала крупного оператора сотовой связи, задаёт нашим экспертам вопрос:

– Я заметила, что работники, которые решают бизнес-кейсы или выполняют тесты, часто теряются и нервничают, как на экзамене в школе. Также есть сотрудники, которые к таким заданиям относятся небрежно. Они считают оценку компетенций пустой тратой времени, нужной только «для галочки». В итоге и первые, и вторые показывают не самые лучшие результаты и не раскрывают свой потенциал полностью. Как бороться с такими проблемами?

Отвечает вице-президент Yva.ai CIS по HR-аналитике и организационному развитию Егор Ворогушин:

– Такие ситуации исключены, если человеку изначально разъяснили, для чего проводится вся эта работа. Вы должны сказать, что задача оценки – помочь ему самому понять, в каких направлениях нужно  развиваться. Также сотрудник должен знать, что по итогам исследований руководство поймёт, какие условия нужны для раскрытия его потенциала и сможет создать такую среду. Чувствуя такую заботу и внимание к своей личности, человек приложит максимум усилий. Он постарается продемонстрировать свои наилучшие качества, даже если поначалу испытывал волнение.

Нежелательно скрывать результаты оценки от работника. Это условие основано на изначальной цели тестирования – вы ищете вместе с сотрудником, чем компания может помочь.

Практические методы развития потенциала сотрудников 

«Ошибки при продвижении и ротации сотрудников редко удаётся исправить. Человек, который получил продвижение и не справился с работой или разочаровался в ней, крайне редко возвращается на старую должность» – печально констатирует бизнес-тренер, HRD Johnson & Johnson Medical Russia and & CIS, автор 21 бестселлера Светлана Иванова3. 

Совершая эти ошибки, компания часто теряет хорошего сотрудника. Чтобы их избежать, Светлана предлагает специальные приёмы. Они помогут одновременно оценить компетенции сотрудника и развить недостающие знания, навыки и умения. 

Что это за приёмы?

«Используйте рабочие проекты, когда хотите повысить сотрудника или оценить его лидерские качества и организационные способности» – советует Светлана. Этот приём покажет, как сотрудник поведёт себя на руководящей должности и будет общаться коллегами. Оценка потенциала сотрудника в работе считается наиболее точной.

Оценить потенциал сотрудника перед ротацией помогут смежные проекты. Например, ваш секретарь в следующем году получит диплом маркетолога и хочет перейти в отдел интернет-маркетинга. Прежде чем принимать решение о переводе, предложите ему поучаствовать в несложном digital-проекте. Это поможет вам оценить знания и навыки будущего специалиста, а сотруднику – убедиться в правильном выборе профессии.

Включите работника в общественные проекты. Это будет полезно особенно молодым специалистам. Приём поднимет самооценку и придаст новичку недостающую уверенность в собственных силах. Отличная возможность проявить лидерские качества и развить организаторские способности. Результатом нередко становится продвижение в карьере.

Предложите руководство проектом специалисту, претендующему на руководящую должность. Чтобы избежать рисков, в проектную команду вводят спонсора проекта. В его задачи входит:

  • оценка действий проектного руководителя,
  • анализ групповой динамики,   
  • контроль и корректировка проекта (по необходимости).

На эту роль подойдёт компетентный менеджер более высокого уровня. В случае успешного закрытия проекта, сотрудник получает руководящую должность.

Привлеките сотрудника к бизнес-планированию и принятию решений. Это сделает переход на другой уровень более плавным.

Бизнес-планирование развивает:

  • аналитическое мышление, 
  • навыки прогнозирования и принятия стратегических решений, 
  • умения взаимодействовать «наверху», 
  • профессиональный уровень. 

Участие в совещаниях более высокого уровня и опережающие задачи оценивают и развивают качества кандидата на повышение, помогают выстроить отношения по горизонтали. 

Наставничество и коучинг – отличный приём для оценки и развития потенциала будущего руководителя. Они нарабатывают командообразующие навыки и развивают недостающие компетенции.

Светлана Иванова придумала идею опережающих тренингов (автор. терминология). Приём родился случайно, когда она разрешила рядовой сотруднице поучаствовать в тренинге для руководителей. В результате, сотрудница проявила высокую активность и стала лидером малой группы. Светлана, дала руководству компании обратную связь и вскоре способную работницу повысили. Опережающие тренинги нацелены на оценку и развитие качеств, которые потребуются сотруднику на новой должности.

Стажировка и замещение подойдут в качестве «курса молодого бойца». Стажировка может проходить до назначения на должность или после.

Стажировку применяют к выпускникам ВУЗов и начинающим специалистам. Она решает проблему несоответствия представлений о работе с тем, как всё обстоит на самом деле. Это хорошая возможность перехода от теории к практике. 

Замещение руководителя соседнего отдела в период командировок и отпусков – своего рода стажировка для опытного сотрудника перед повышением. Метод можно использовать и в своём отделе для взращивания приемника.

Следующие приёмы, которые предлагает Светлана Иванова – лидерство на совещаниях и во время мозгового штурма, снижение уровня контроля, положение «вне зоны комфорта»

Остановимся подробно на снижении уровня контроля и положении «вне зоны комфорта».

Снижайте контроль, если вы уверены в компетенции сотрудника и отсутствии рисков для компании. Это будет проверка на готовность к автономной работе. Результаты могут быть абсолютно разными: от повышения качества работы до невозможности работать в таких условиях. 

Намеренный вывод сотрудника из зоны комфорта возможен в двух вариантах.

В первом – вы создаёте для сотрудника нестандартную ситуацию. Например, переводите на сложный участок или доверяете новое направление. 

Во втором – ставите перед сотрудником задачи на преодоление себя. Если он имеет трудности в общении, введите его в проект, который требует тесного взаимодействия с большим количеством людей. Укрепление слабых сторон способствует росту сотрудников.

Собственный учебный центр вносит большой вклад в развитие потенциала сотрудников. По данным РБК образовательные центры есть у компаний: Евросеть, Сбер, Газпром нефть, Рольф, Мечел, Альфа-банк, МГТС, Ростелеком, Сибур, Росатом, МТС, НЛМК, ВымпелКом, Русгидро, Северсталь4.

Учебный центр (УЦ) определяет потребность в обучении персонала, развивает кадровый резерв, участвует в процессах наставничества и коучинга, обучает сотрудников5. 

УЦ заметно сокращает расходы и помогает достигать стратегических целей компании, систематически развивая сотрудников.

В среднем бизнес-сегменте разумной альтернативой УЦ может стать отдел обучения и развития сотрудников или специалист по обучению. 

Генерация идей как инструмент развития потенциала сотрудников

Ещё одним вектором программы по развитию потенциала сотрудников является внедрение политики по генерации идей

Поговорим о том, как развивать потенциал рядовых и ключевых сотрудников, чтобы повысить их способность генерировать ценные идеи. Расскажем о проверенных методиках, которые можно использовать в работе.

Синектика была разработана Уильямом Гордоном, изобретателем и исследователем мышления творческих людей. Способ основан на групповой работе с идеями, которые даются в виде нерациональной информации, незавершённых мыслей, метафор, образов. Для решения задач используют подбор аналогий. Метод идеально подходит для инклюзивных групп, участники которых относятся к разным психотипам, различаются по полу, возрасту, опыту работы6.

В 1958 году американский ученый Чарльз Вайтинг предложил метод фокальных объектов7В процессе обсуждения, участники присоединяют к объекту исследования свойства других, выбранных рандомно, объектов. При чём объекты друг с другом не связаны. Это позволяет развивать ассоциации, находить нестандартные качества для привычных вещей и усовершенствовать их.

Популярностью пользуется морфологический анализ американского астрофизика Фрица Цвикки. В методе применяют специальную таблицу. В неё каждый член аналитической группы заносит все подробности о предмете исследования. Глубокий детализированный анализ помогает находить новые идеи и решения8. 

Резюмируем, работник начинает приносить прибыль, когда компания создаёт условия, в которых можно реализовать талант и развить потенциал. Главное достижение развития управленческого и творческого потенциала сотрудников – они начинают воспринимать успех компании как собственный. Поэтому работа строится на повышенной отдаче и высокой мотивации.

  1. HiPo в два раза быстрее увеличивают выручку компаний. Кто они? // Новые русские медиа. 2017.
  2. Развитие потенциала персонала организации // HR-Portal. 2012.
  3. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации // Альпина Паблишер. Светлана Иванова, Дмитрий Болдогоев, Эмма Борчанинова, Анна Глотова, Оксана Жигилий. 2020.
  4. Рейтинг РБК: 15 лидеров корпоративного образования // РБК. 2015.
  5. Внутренний учебный центр в компании // HR-Portal. 2013.
  6. The development of creative capacity // New York. Gordon W.J.J. 1961.
  7. Метод фокальных объектов (МФО) // 4brain.ru.
  8. Технологии креативного потока: метод морфологического анализа // kislorod.io. 2019.

yva.ai

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1