Три предубеждения против тренинга

У вас – собственная компания, которую нужно развивать. Ваши коллеги и конкуренты давно используют для повышения квалификации персонала новомодные тренинги. Вы решаете сделать заказ, но чем больше узнаете о тренингах, тем больше вас начинают одолевать сомнения. Как сделать так, чтобы выбор принес максимум пользы? Прежде всего, следует расстаться с предубеждениями, которые мешают объективно оценить ситуацию.

Предубеждение первое. Стандартный тренинг не нужен

- У нас есть стандартные программы, которые разрабатываются лучшими специалистами нашей компании, – убеждает продавец тренинговых услуг. Потенциальный клиент пугается слова «стандартные» и отказывается от сотрудничества.

Побывав два-три раза на открытых тренингах, заказчик пресытился общими фразами о «трудных клиентах», «невербальных сигналах» и «позитивном контакте». И потерял веру в то, что тренинг способен решить локальную проблему его штатных продавцов, например, неумение реагировать на недовольство покупателя ценой товара.

Ответ на предубеждение

Любой тренинг, в отличие от консалтинга – это обучающая программа. Как любая обучающая программа, тренинг содержит стандартные тематические разделы или модули. Каждый модуль направлен на решение определенной задачи и содержит: мини-лекцию, упражнение на отработку навыка, деловые или ролевые игры для развития навыка в конкретной ситуации. Таким образом, тренинг, как любая другая форма обучения, всегда строится по определенным стандартам и нормам.

Тем не менее, тренинг предполагает большую гибкость и легко адаптируется к задачам компании, в отличие от лекций или семинаров. Тренинги бывают двух типов: стандартные и индивидуально ориентированные.

Стандартные тренинги проводятся по однажды разработанной программе и дают базовый набор навыков. Их главная задача – отработка нормативного поведения различных профессиональных групп: секретарей, продавцов розницы, руководителей проектов. Стандартные тренинги рекомендуются как новичкам, так и опытным менеджерам, которым необходимо систематизировать знания и расширить профессиональные возможности. Ведь, как показывает опыт, чем выше уровень специалиста, тем острее он ощущает потребность в систематизации знаний и переосмыслении результатов собственной деятельности.

Индивидуальные тренинги также формируются на основе стандартных модулей. Но при этом модули адаптируются и отбираются в соответствии с индивидуальными потребностями заказчиков. В итоге индивидуальный тренинг способен решать прикладные вопросы, например, конфликты между отделами. Индивидуально ориентированные тренинги необходимы компании, которая переживает период кризиса или роста, или отдельным сотрудникам, испытывающим определенные трудности.

Заказчику тренингов, прежде всего, необходимо определиться, что в данный момент для него важнее: общая систематизация деятельности, или устранение конкретных проблем. Определившись с тем, какой результат следует ожидать от обучения, можно начинать целенаправленный поиск профессиональных преподавателей.

Как правило, профессионалы стандартных программ обитают в крупных тренинговых компаниях, дающих обширную рекламу открытых тренингов. Отзывы о их работе можно найти на специализированных сайтах или в прессе. Имена тренеров, имеющих богатую практику в области разработки индивидуальных тренингов, чаще всего передаются «из уст в уста», по электронной рассылке или личные интернет-странички. К выбору таких тренеров нужно подходить особенно серьезно: собрать отзывы, просмотреть презентации тренингов, посоветоваться с экспертами.

Предубеждение второе. Запад нам не нужен!

- Какие методики вы используете в ваших тренингах? - с ядовитым огоньком в глазах задает «каверзный» вопрос потенциальный заказчик.

- Мы работаем по лучшим западным методикам, – гордо отвечает продавец трениговых услуг.

- Западным? Тогда мы с вами не работаем! – «ловушка» закрывается.

Дальнейшие попытки продавца переубедить покупателя оказываются бесполезны. Почему? Нередко потенциальный заказчик преисполнен патриотической веры в «особый путь развития России» и любит пофилософствовать о неповторимых «российских реалиях».

Ответ на предубеждение

Безусловно, крылатую фразу Бендера «заграница нам поможет» не стоит понимать буквально и распространять на все сферы и ситуации бизнеса. Тем не менее, игнорировать западные технологии проведения программ краткосрочного обучения нельзя.

Тренинг – это метод, работающий на цивилизованный бизнес. Бизнес как направление деятельности впервые возник более ста лет назад. Тренинг, соответственно, тоже. У нас профессиональные предприниматели появились десять лет назад. Если бы мы жили изолированно от Запада, тогда нас не тревожили бы вопросы международной конкуренции и раздела рынка, спешить нам было бы некуда. Мы преспокойно шли бы «своим собственным путем», допуская стандартные ошибки в процессе изобретения велосипеда.

Но для того, чтобы выжить и выиграть, нам сейчас нужно стремительно развиваться. У нас есть для этого уникальная возможность – поучиться на столетних ошибках «западных капиталистов». Ведь, независимо от страны проживания, ошибки, которые тормозят развитие бизнеса, допускаются одни и те же. Следовательно, и рецепты лечения схожи. В то же время, культура и социально-политические условия страны, а также индивидуальные особенности конкретных компаний вносят свои коррективы в любой рецепт.

Тренинг – это одна из форм обучения компаний и их сотрудников на чужих ошибках. Поэтому, тренинг обязательно должен основываться на хорошо зарекомендовавших себя зарубежных методах. При этом данные методы должны быть грамотно адаптированы и дополнены тренером в соответствии с конкретными задачами, которые он решает. Работа по адаптации может быть проведена только при условии высокого профессионализма тренера. Еще лучше, если тренер настолько квалифицирован, что разрабатывает эффективные отечественные программы обучения. В этом случае, он не только напрямую решает конкретные организационные задачи, но и развивает школу отечественного тренинга.

Предубеждение третье. Учить – не лечить!

- Вы – тренер? А какое у вас образование? – снисходительно спрашивает «просвещенный» заказчик.

- Психологическое, - отвечает тренер.

- Никаких психологов! – восклицает заказчик, - нечего нас лечить! Мы все – здоровые люди.

Для него «психолог» - профессия из области медицины. Да и из памяти еще не до конца выветрились институтские воспоминания о далеком от жизни предмете «Философия и психология труда». Словом, для заказчика психолог – это зануда и теоретик, далекий от реального бизнеса.

Разрешение предубеждения

В последнее время особенно актуальной для бизнеса стала тема управление персоналом: методы эффективного взаимодействия в коллективе, способы мотивации, оптимизация структуры организации, разрешение конфликтов, навыки ведения переговоров и презентаций. Преподавать в данной области могут специалисты, компетентные в технологиях межличностного общения и человеческой психологии, то есть психологи или тренеры, получившие соответствующие профессиональные сертификаты.

При этом далеко не каждый психолог может заниматься преподаванием данных дисциплин. Помимо диплома, данный эксперт должен: специализироваться в организационной (или экономической) психологии, иметь опыт работы в бизнесе не менее трех лет и иметь хорошие рекомендации. Важно, чтобы психолог оптимально сочетал владение профессиональными методиками с максимальной близостью к тем конкретным практическим задачам, которые необходимо решать с помощью тренинга.

Можно ли избежать предубеждений, чтобы сократить потери? Скорее всего, нет, но их вредоносность можно снизить. Рецепт прост: прежде чем делать окончательные выводы, нужно комплексно исследовать факты, достоверную информацию и мнения экспертов. Изучать новые возможности развития своего бизнеса, в том числе тренинги – это достойное занятие для профессионала в любой области.

«Элитный персонал» №40 (274) 14 октября 2002 г.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться