Тренинг- это кнут или пряник руководителя?

Почему одни и те же тренинги в одних организациях и коллективах приносят явную пользу, а в других совершенно бесполезны и даже вредны? Все зависит от настроя и восприятия сотрудников организаций. Как же лучше воспринимать тренинг?

Из воспоминаний тренера А.

"Заказывают мне как – то тренинг продаж в российской компании по розничным продажам мебели.

- Этот тренинг – наша последняя соломинка, - говорит руководитель отдела продаж, - продажи падают, люди уходят, работать никто не хочет. Научите их всех, как нужно продавать!

Разрабатываю программу, планирую “расчасовку”. Установление первого контакта, подстройка и ведение, мимика и жесты, открытые позы, и т.д.

Прихожу на тренинг. Суббота. Хмурые стены. Нетопленое помещение. Мои потенциальные слушатели сидят в пальто. Половина группы уже стоит у дверей в шапках и собирается уходить.

- Сегодня выходной, и мы хотим уйти домой, - восклицают у самой двери самые неистовые противники.

- Но у вас же должен быть тренинг, - оторопело мямлю я.

- Какой тренинг? Нам не нужен никакой тренинг! – вторят несколько голосов.

- Как не нужен? Ваш руководитель официально заказал тренинг для вас! – продолжаю я.

- Заказал тренинг? Да что вы нам нового скажите! Мы и так знаем, как нужно продавать! Нечего тратить наши деньги на тренинги! Лучше бы зарплату нам увеличили! "

“Не бейте нас тренингом!”

Оказывается, что продавцы данного отдела снизили уровень продаж и, при этом, перестали получать те достойные бонусы, которыми награждались раньше. Руководитель встревожился низкими продажами, а его коллектив – отсутствием денег. Тогда руководитель решил применить метод, известный ему по курсу менеджмента как метод “кнута”:

- Если не возьметесь за ум и не повысите продажи, вовсе лишу бонусов, а на эти деньги найму вам тренера. Пусть он учит вас, как нужно продавать.

Прошло две недели, но продажи не повышались. На пятничном собрании руководитель объявил, что приводит свою угрозу в исполнение и обязывает всех продавцов пройти тренинг в эти выходные. Продавцы на тренинг явились, но внутренний бунт в коллективе рос, и к моменту появления тренера достиг своей критической точки.

Если бы тренер не смог замотивировать группу обучаться, тренинга не было бы. Да и в этом случае, обучение проходило не в полную силу и без ожидаемых эффектов. Почему? Потому что одним из главных условий эффективности тренинга является настрой группы на обучение и желание каждого участника учиться для последующего достижения высоких профессиональных результатов.

Из воспоминаний тренера Б.

Заказывают мне как – то тренинг по управлению коллективом для группы директоров магазинов российской компании по продаже одежды. Менеджер по персоналу компании выдвигает требование к тренеру:

- Нам нужно выяснить, кого из менеджеров включить в ресурс на продвижение, а кого – уволить. Поэтому, пожалуйста, после тренинга, дайте нам полные психологические портреты всех участников.

Разрабатываю программу, планирую критерии оценки, настраиваю видеокамеру.

Прихожу на тренинг. Душное помещение. Тонкие стены. По бокам - молчаливая и дрожащая группа менеджеров, в центре – менеджер по персоналу с генеральным директором.

А дальше – все как в тяжелом истерическом триллере. Единственная часть тренинга, во время которой участники улыбаются – знакомство. Все остальное время группа жмется к стенам, смотрит в пол и мямлит какие – то отговорки. В играх принимать участие все отказываются. Некоторые поминутно вскакивают и убегают под предлогом неожиданных дел. Тренинг проходит неудачно, и ни о какой диагностике говорить не приходится.

“Не прописывайте мне тренинг. Я жить хочу!”

Оказывается, что накануне тренинга менеджер по персоналу предупредила менеджеров:

- Завтра придет тренер - психолог. Пожалуйста, проявите себя на тренинге с хорошей стороны: тренер вас тестировать будет. Посмотрим, кто из вас чего стоит.

Тренер и сотрудники компании здесь забыли очень важное условие профессионализма тренинга. Тренинг служит не для оценки, а для обучения персонала. Необходимыми условиями успешного обучения являются свобода, раскрепощенность и творческий настрой его участников. Только такой тренинг может дать высокие профессиональные результаты. Поэтому, у участников тренинга не должно быть чувства страха, а следовательно на тренинге желательно избегать диагностических процедур и присутствия начальников.

Из воспоминаний тренера В.

Заказывают мне как – то тренинг по маркетингу для топ – менеджеров одной крупной западной компании по производству продуктов питания. Директор отдела управления человеческими ресурсами показывает список участников:

- Вот эти четырнадцать руководителей прислали нам заявки на обучение в этом месяце. Маркетинг в условиях конкуренции занял первое место в рейтинге требующихся тренингов. Пожалуйста, сделайте акцент в вашей программе на технологию продвижения новых марок.

Корректирую программу по маркетингу: бренды, сегменты, клиенты, и т.д.

Прихожу на тренинг. Просторное помещение. В его правом углу сидят двадцать человек. Директор извиняется: в последний момент на тренинг записались еще несколько человек. И, хотя норма – двенадцать – четырнадцать, отказать им не смогли: очень – уж хотели принять участие в тренинге.

Тренинг проходит “на ура”. Не смотря на то, участники – опытнейшие профессионалы в области бизнеса как в России, так и за рубежом, они с величайшим интересом ловят каждое слово тренера, задают вопросы, принимают участие в играх и упражнениях.

“Подарите нам тренинг: мы заслужили.” Оказывается, что согласно корпоративной культуре данной компании, каждый должен развиваться сам и помогать профессионально расти другим. Если сотрудник хочет сделать успешную карьеру в компании, ему необходимо регулярно проходить тренинги. Тренинг может быть, также, формой поощрения за успешную работу: на тренинг отправляют лучших сотрудников.

Именно поэтому, тренинга в этой компании ждут, как праздника. К нему готовятся. Его заранее планируют. Все материалы с него берегут и анализируют.

О тренинге и Карабасе

Помните сказку про кукольный театр Карабаса? Могли ли его актеры играть вдохновенно, если их дергали за нитки и били за каждую фальшивую ноту? Нет. Возможно, с каждым ударом плеткой число фальши в игре росло.

С тренингами происходит этот же эффект. Заставлять взрослых людей обучаться невозможно, да и ненужно. Обучение “из – под палки” – это не развитие, а деградация и потеря интереса как к обучению, так и к собственной работе.

Обучаться можно только тогда, когда вы этого действительно хотите. А когда вы этого хотите? Когда достигаете хотя – бы одного незначительного успеха в своей работе, чувствуете, что можете добиться больших успехов и увлекаетесь. Именно в эту минуту вам и нужен хороший тренинг – награда за ваши настоящие и будущие профессиональные победы.

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться