ТР и СС – программа инновационного развития социотехнических систем. Часть №1

ТР и СС – программа инновационного менеджмента синергетического совершенствования и развития социотехнических систем: предприятий, общества и государства

«Знание – это теория… Информация – это еще не знание. Мир захлебывается в информации, но знание обретается по крохам. Знание ничем заменить нельзя».


Э.Деминг

«ТРиСС – программа инновационного менеджмента запрограммированного на успешное создание социотехнических систем синергетического совершенствования и развития: организаций и предприятий, государства и общества…»


О.Р.Мусин

В этой статье представляю уважаемым читателям свою авторскую программу ТР и СС (Теория Развития и Совершенствования Социотехнических Систем), которая успешно внедряется на ряде отечественных и зарубежных предприятиях.

Сравнивая уровень социально – экономического развития родного отечества с уровнем развития развитых стран любому патриотично настроенному россиянину должно быть стыдно и обидно за свое отечество. А где же гордость Великороссов? Где свои Гастевы и Альтшуллеры, внесшие значительный вклад в социально – экономическое совершенствование и развитие родного отечества? Говоря об инновациях, как экономической категории, которую впервые ввел австрийский экономист И.Шумпетер, развитие государства и общества можно разделить на пять категорий:

1. По степени новизны

2. По объекту применения

3. По масштабам применения

4. По причинам возникновения

5. По эффективности


Если оценивать инновационность социально – экономического развития Российского государства за последние 20 – лет то, с сожалением, можно констатировать его деградацию по всем 5 – ти выше перечисленным категориям. Под эффективностью современных менеджеров мы понимаем воровство бюджетных средств и государственной собственности. Под реформами министерств и ведомств – уничтожение всего лучшего, что было накоплено предыдущими поколениями.

Для того, что бы безнадежно не отстать от цивилизованных стран, стремящихся превратить наше отечество в сырьевой придаток нам необходимо:

1. По степени новизны – заниматься радикальными инновациями. Переводя организации и предприятия из устаревших технократических систем на социотехнические системы синергетического совершенствования и развития за счет обучения менеджеров практике применения инструментов и методов бережливого и творческого менеджмента.

2. По объектам применения – заниматься совершенствованием и развитием социальных, технических и технологических систем…

3. По масштабам применения – заниматься на общегосударственном уровне с вовлечением всех категорий граждан.

4. По причинам возникновения – заниматься радикально – стратегическими инновациями, обеспечивающими социально – экономическое совершенствование не только для достижения уровня развитых стран, но и обеспечивающих развитие для создания конкурентных преимуществ перед ними.

5. По эффективности – заниматься комплексным совершенствование и развитием социотехнических систем в масштабах государства.

Решение этих задач требует новаторского, творческого, изобретательского подхода, которым обладают люди с предпринимательскими способностями, основная задача которых заключается в поиске, разработке и внедрении инноваций. Один из классиков экономической теории - А. Маршалл говорил о предпринимательстве, как о главной и решающей особенности рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство". Конкуренция побуждает совершенствовать технологические системы производства продукции от поставщика, производства и до потребителя с целью создания большей потребительской ценности. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации инновационных идей по развитию технических, технологических и социальных систем, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Последние годы президент и правительство большое внимание уделяет инновационному развитию государства. Для того, что бы судить об эффективности предпринимаемых в этом направлении шагов, необходимо задаться следующими вопросами:

1. Есть ли теоретически обоснованная программа инновационного социально – экономического совершенствования и развития общества и государства?


2. Есть ли подготовленные по этой программе инновационные учителя – наставники, способные к обучению людей и помощи руководителям в радикальном внедрении изменений в организационно – управленческих структурах во всех видах деятельности организаций и предприятий?

3. Готовы ли отечественные собственники и бизнесмены к внедрению радикальных изменений?

4. Готова ли среда (народ) к радикальным изменениям?…

Участвуя в программах внедрения инструментов и методов «бережливого производства» по инициативе директоров и собственников предприятий, а иногда и правительств. Я обратил внимание на то, что даже признанные международным сообществом гуру по «бережливому производству» не имеют четкой и ясной программы поэтапного перевода организационно – управленческих систем предприятий с безнадежно устаревших концепций «массового производства», на инновационные системы «бережливого производства». При этом, основной акцент при внедрении концепции бережливого производства все делают просто на обучении и внедрении на рабочих местах инструментов «бережливого производства» (5S, SMED – OTED…) и методов устранения Потерь (5W, метод Парето, диаграмма Исикавы…) . Причем акцент делается в основном на производственных или офисных подразделениях. При этом забывают, что доля инноваций подсистемы производства составляет около 15%, от общей доли инновационного развития всей системы предприятия. Основная доля инноваций приходится на подсистему проектирования и разработки продукции, которая составляет до 85%. Возникает законный вопрос. Можно ли совершенствовать и развивать систему предприятия, состоящую из таких подсистем как:

  • маркетинг,
  • управленческий учет,
  • проектирование и разработка продукции (услуги),
  • обеспечение и логистика,
  • организация и управление…,

занимаясь только одной из подсистем производства? Значит, речь должна идти о создании системы бережливого предприятия. Другая проблема заключается в том, что топ – менеджеры игнорируют обучение и практическое применение инструментов и методов «бережливого производства», стараясь не участвовать в обучении своих сотрудников. Тогда как можно управлять и организовывать то, чего ты не понимаешь? Значит надо разрабатывать программу обучения и практического применения инструментов и методов для создания системы бережливого менеджмента. Опять же говоря о необходимости внедрения концепции бережливого производства в организациях и предприятиях, которая в основном нацелена на исправлении и совершенствовании технологических систем разработки и производства продукции. Начинаешь задумываться, а где же здесь развитие систем?

А что бы говорить о развитии не только технологических систем, но и развитии технических систем, которые позволят создать не только идеальную систему продукта, удовлетворяющую потребности потребителя, но и создать идеальную систему его производства. Необходимо на следующем этапе заниматься обучением и внедрением на предприятиях концепции ФСА (функционально – стоимостный анализ) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). А это уже другой подход к организации и управлению производством, который назовем системой творческого менеджмента, основная цель которого заключается в создании синергетической (саморазвивающейся) системы предприятия. Как вы видите, для того что бы внедрять инновационные знания и методы на рабочих местах всех категорий сотрудников предприятий и организаций, требуются не просто менеджеры, а менеджеры владеющие инструментами и методами бережливого и творческого менеджмента, желательно с предпринимательскими способностями. Только лидеры компаний (собственники и руководители), с предпринимательскими способностями во имя создания нового продукта или предприятия мирового лидера, производящего продукцию с высокими потребительскими ценностями могут пойти на кардинальные изменения своих организационно – управленческих структур во имя достижения своих целей, подбирая и увлекая за собой своих сотрудников - коллег.

Мусин Олег Радикович

Директор компании АШБМ

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1