ТР и СС — программа инновационного развития социотехнических систем. Часть № 3

Основные этапы внедрения программы ТР и СС

«Эффективность реализации программы ТРиСС при создании или переводе предприятий и организаций из технократических систем на высоко конкурентные социотехнические системы синергетического совершенствования и развития обусловлена тем, что она основана на здравом смысле и очевидности результатов реализации каждого этапа внедрения».

Мусин О.Р.

Программа ТРиСС – это 5 – ти уровневая, комплексная программа, поэтапного межфункционального (междисциплинарного) обучения и практического применения сотрудниками организаций и предприятий инструментов и методов бережливо - изобретательского менеджмента с целью разработки и производства идеальной продукции по своим свойствам и характеристикам способную удовлетворить или превзойти самые взыскательные потребности потребителей по:

  • цене,
  • качеству,
  • срокам разработки, производства и поставки…

Результатом реализации программы ТРиСС является создание социотехнической системы синергетического совершенствования и развития предприятия или организации.

1. Условия реализации программы ТРиСС

Программа ТРиСС отражает все необходимые требования, предъявляемые к компаниям мирового уровня, или стремящимся к этим требованиям. Основное назначение программы – это помочь руководителям и собственникам создать идеальный продукт или услугу, которые либо намного превосходили бы существующие аналоги, либо помогли создать продукт, которого нет, но он был бы востребован обществом…

Как следует из выше сказанного, инициатором создания идеального продукта должен быть человек (личность, лидер):

  • с предпринимательскими способностями,
  • обладающий бизнес – идеей, необходимой для создания такого продукта,
  • способный к кардинальным изменениям с целью реализации этой идеи.

Вывод: Для успешной реализации программы ТРиСС необходимы 3 – и основные условия:

1. Человек с предпринимательскими способностями

2. Бизнес – идея, необходимая для создания идеального продукта

3. Предприятие, способное разработать и произвести этот продукт

Пример: Г.Форд – создал конвейер, Т.Оно – создал поток единичных изделий по созданию ценности в единице продукции, первый премьер – министр Сингапура – за коррупцию сажал в тюрьму родственников…

После выполнения этих условий можно переходить к формированию стандартных требований для создания синергетического социотехнического предприятия способного произвести идеальный продукт.


2. Формирование миссии компании

Миссия – это основная идея, главный смысл создания и существования предприятия, отражающая основное предназначение любой компании в основе, которой лежит идея собственника, стремящегося к самореализации и выполнению основного своего предназначения.

В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую лидер компании Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния

«Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми».


— Коносуке Мацусита

Коносуке Мацусита один из первых предпринимателей, который сформулировал и использовал в работе своей корпорации миссию, которая заключалась в:

  • Служение обществу: производить высококачественные товары и услуги по разумным ценам, способствуя достижению благосостояния и счастья людей во всем мире.
  • Справедливость и честность: придерживаться честности и справедливости в бизнесе и в личной жизни.
  • Коллективный труд на общее благо: объединять усилия и стремиться к достижению общих целей на основе взаимного доверия и признания индивидуальной независимости.
  • Постоянное самосовершенствование: стремиться к улучшению корпоративных и личных обязательств, чтобы выполнить миссию фирмы по достижению прочного мира и процветания.

Для того, что бы создать компанию, способную реализовать сформированную миссию, собственник и руководство компании должны сформулировать видение (будущую организационно – управленческую структуру своей компании) или представление о том, какой должна быть компания, что бы она была способна создать идеальный продукт.

3. Формирование видения будущего предприятия

Видение — это будущий образ компании, способной реализовать бизнес – идею ее создателей.

Одним из разработчиков повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности предприятий и организаций. За счет преобразования линейно – функциональных организационно – управленческих структур предприятий и организаций в матричные является Питер Друк, который предлагал эту идею еще в 19 веке.

На сегодняшний день самой эффективной организационно – управленческой системой предприятия, способного разрабатывать и производить продукцию:

  • высокого качества
  • с наименьшими затратами
  • в кратчайшие сроки
  • с безопасной культурой производства
  • высоким моральным и командным духом

является синергетическая социотехническая система предприятия или организации, организованного по принципу размещения функциональных элементов, участвующих в разработке и производстве продукции согласно логической последовательности выполнения операций. Т.е. согласно потока (материального, информационного, финансового) единичных изделий по разработке и производству потребительской ценности в единице продукции.

Как видно из представленной схемы, для создания такой организационно – управленческой структуры разработки и производства продукции необходимо пройти 5 – ть этапов организационно – управленческого совершенствования и развития 3 – ох основных подсистем (технических, технологических, социальных) предприятия.


4. Основные 5 – ть этапов построения синергетических социотехнических систем предприятий и организаций

Этапы перевода предприятия на синергетическую социотехническую систему совершенствования и развития – это, как сейчас модно говорить, «дорожная карта» достижения коллективом предприятия поставленной цели (миссии) на пути повышения его конкурентоспособности.

Этап №1. Устранение 8 – ми видов крупных потерь

Главная цель 1- го этапа - это устранение крупных потерь во всех функциональных подразделениях за счет:

1. Внедрения инструментов бережливого производства, таких как:

  • 5 Почему?
  • 5 С (сортируй, содержи в порядке, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй),
  • визуализация,
  • автономизация (дзидока),
  • «защита от дурака» (пока – ека),
  • TWI (производственный инструктаж) – выбор лучшего метода выполнения операций, его стандартизация и обучение ему всех операторов,
  • SMED – OTED (быстрая переналадка и переналадка в одно касание),
  • ТРМ – всеобщий уход за оборудованием…

2. Обучение межфункциональному, командному методу решения проблем с использованием:

  • метода Парето 2080 – выявление Проблем,
  • диаграммы Исикавы (5М – человек, метод, оборудование, материалы, измерения)- определения Причин,
  • «мозгового штурма» - командного метода межфункционального взаимодействия при выявления и устранения Причин, вызывающих Проблемы,
  • оформления способа решения проблем в формате А3s,
  • бережливых показателей (операционных, мощности, финансовых) оценки эффективности разработанных мероприятий,
  • кайдзен – блиц – командной практике внедрения улучшений в «пилотной зоне»…

Результат – рост производительности от 25% и выше.

Этап №2. «Сотовое» размещение производственных мощностей (оборудования, сотрудников) не зависимо от их функциональной принадлежности согласно логической последовательности выполнения операций в процессах разработки и производства изделий (материальных, информационных, финансовых).

Основная цель 2 – го этапа – это эффективное использование производственных мощностей и ресурсов при разработке и производстве продукции за счет:

  • оценки необходимой мощности (количества оборудования и операторов) «соты» или «производственной ячейки» и оценке фактического производственного ритма и времени процесса, поддерживаемых этими мощностями,
  • равномерного распределения нагрузки на используемые ресурсы в «сотах» или «производственных ячейках»,
  • обучения сотрудников «сот» смежным специальностям в масштабах «соты» (процесса),
  • автономизации работы оборудования,
  • построения карт потока создания ценности «ДО» и «ПОСЛЕ» мероприятий совершенствования…

Результат – сокращение запасов и используемых мощностей от 25%

Этап №3. Создание потоков создания ценности по семействам продукции

Главная цель 3 – го этапа – это создание потока единичных изделий по разработке и производству потребительской ценности в единице продукции, начиная с поступления заказа на разработку и производство до получения финансовых средств за произведенную и поставленную продукцию за счет:

  • оценки такта спроса (времени поставки единицы продукции) на заказанную продукцию,
  • оценки фактического производственного ритма (времени производства единицы продукции),
  • оценки соответствия фактического производственного ритма, фактическому такту спроса,
  • приведение в производственных мощностей, в соответствие с потребительской нагрузкой,
  • выстраивание и распределение производственных мощностей «производственных ячеек» или «сот» в потоки создания ценности по семействам продукции,
  • создания и закрепление производственных мощностей по ПСЦ семейств продукции путем создания межфункциональных команд ПСЦ,
  • балансировка работы «ячеек» в общем ПСЦ семейств продукции…

Результат – сокращение запасов и времени выполнения заказов от 25%

Этап №4. Вовлечение Поставщиков и Потребителей в процесс совершенствования и развития ПСЦ семейств продукции

Главная цель 4 – го этапа – это создание большей потребительской ценности в разрабатываемой и производимой продукции за счет:

  • вовлечения в процесс разработки и производства продукции Потребителей с целью разрабатывать и производить только то, что представляет ценность для потребителя продукции,
  • вовлечь в процесс разработки и производства продукции Поставщиков с целью разработки и производства тех материалов и комплектующих, за которые готов платить Потребитель,
  • вовлечение сотрудников Поставщиков и Потребителей в собственные ПСЦ в семействах продукции
  • изучение и внедрение инструментов и методов ФСА и ТРИЗ для создания большей потребительской ценности в: технической системе Продукта, технологической системе разработки и производства, социальной системе сотрудников, разрабатывающих и производящих Продукцию с заданными Потребителем свойствами и характеристиками…

Результат – сокращение затрат от 25%

Этап №5. Внедрение инновационного продукта или идеи, требующего более высокого уровня совершенствования социотехнической системы

Главная цель 5 –го этапа – это перевод предприятия на более высокий уровень социотехнического развития с целью создания более высокой потребительской ценности в продукции за счет:

  • применения инновационных материалов и комплектующих,
  • обучения сотрудников работе с новыми материалами и комплектующими,
  • внедрения инновационного оборудования и технологий, необходимых для применения новых материалов и комплектующих,
  • реорганизации системы разработки, производства и управления новыми процессами…

Процесс подготовки 5 – го этапа начинается в конце 3 – го начале 4 – го этапа. Возглавляет процесс перехода на 5 – тый уровень развития признанный Лидер (творец), основатель и вдохновитель инновационной идеи.

Результат – безболезненный переход на более высокий уровень социотехнического развития, обеспечивающий не достижимые конкурентные преимущества в отрасли.

5. Требования к сотрудникам предприятия. Создание системы совершенствования и развития сотрудников и предприятия


Основу синергетической социотехнической системы предприятия или организации, влияющую на совершенствование и развитие 3 – ех основных ее составляющих:

1. Техническую систему Продукта

2.Технологическую систему его разработки и производства

3. Социотехническую систему, нацеленную на достижение сформулированной миссии компании

Составляют люди (сотрудники) предприятия, которые под руководством собственника и руководителя для создания социотехнической системы синергетического совершенствования и развития сами должны пройти 5 – ть уровней обучения и командного взаимодействия с целью совместной реализации каждого этапа на пути к достижению главной своей цели.

Для достижения главной цели предприятия особое внимание необходимо уделять подбору сотрудников, способных реализовать главную миссию предприятия. К сотрудникам необходимо предъявлять такие требования как:

  • обучаемость,
  • желание учиться,
  • коммуникабельность и умение работать в команде,
  • приверженность миссии компании и желание внести личный вклад в ее достижение…

6. Отбор и воспитание собственных Лидеров

Одним из главных условий обучения и развития сотрудников в процессе создания синергетической социотехнической системы предприятия по программе ТРиСС является отбор и развитие собственных Лидеров. Процесс отбора и развития собственных Лидеров должен происходить на каждом этапе развития сотрудников и предприятия с обязательной сертификацией будущих Лидеров по внутренним требованиям и правилам. Так как каждый этап социотехнического развития предприятия зависит от уровня обучения и практического применения инструментов и методов:

  • бережливого производства,
  • ФСА и ТРИЗ…

То при внедрении системы обучения и развития сотрудников на каждом этапе необходимо создавать межфункциональные группы совершенствования и развития, которые должны обучаться под руководством опытного лин – коуча. После обучения теории и практики применения инструментов и методов ТРиСС в «пилотных зонах» проектов, соответствующих этапов и уровней обучения и развития систем. Для распространения полученных знаний и опыта на всех сотрудников предприятия, каждый подготовленный сотрудник под кураторством руководителя предприятия:

  • создает и возглавляет группу обучения и практического применения, полученных им знаний своего функционального подразделения,
  • проводит обучения и внедрение инструментов и методов повышения эффективности операций и процессов в своем подразделении, с обязательной стандартизацией улучшенных методов работы,
  • отчитывается о результатах повышения эффективности проведенных мероприятий перед руководством,
  • оказывает помощь сотрудникам подразделения в закреплении новых методов работы и контролирует их выполнение в повседневной деятельности на протяжении определенного периода необходимого для стабилизации процессов производства…

После окончания стабилизационного периода каждого этапа совершенствования и развития предприятия руководители групп – совершенствования проходят квалификационную аттестацию, при которой оцениваются:

  • результаты проделанной работы и их стабильность,
  • знания и опыт практического применения полученных знаний,
  • способность к наставничеству и обучаемость,
  • лидерские качества…

На основании результатов аттестации внутренняя комиссия с обязательным участием лин – коуча присваивает соответствующую квалификацию аттестуемому (новатор, тренер, эксперт…) с внесением его кандидатуры в кадровый резерв будущих руководителей подразделений и направлений…

руководителям и собственникам предприятий, что руководствуясь программой ТРиСС, вы могли бы способствовать выводу государства из плачевного уровня социально – экономического развития на уровень самых передовых и развитых мировых держав.

«Если лидеры бизнеса:

1. Поймут преимущества Синергетической Социотехнической системы предприятия,

2. Осознают необходимость применения 5-ти уровневой системы межфункционального обучения и внедрения программы ТРиСС на своих предприятиях,

3. Поверят в свою способность реализовать ИДЕЮ,

То они СТАНУТ мировыми лидерами в своем бизнесе»

Мусин Олег Радикович

Директор компании АШБМ

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1