Торопиться и не спешить. Управление проектами как конкурентное преимущество.

Торопиться и не спешить. Управление проектами как конкурентное преимущество.

Газета "Коммерсант", 18 ноября 2003 года.

Дьяконов Борис Петрович

Б.П. Дьяконов , к.п.н.,
Certified Project Manager,
член Совета директоров, советник Президента "Банк24.ру"

    Все прожекты зело исправны быть должны,
    дабы казну зрящно не засорять
    и отечеству ущерба не чинить.
    Кто прожекты станет абы как ляпать,
    того чина лишу и кнутом драть велю"
    Петр I

Не так давно мечтой бизнесмена была монополия на рынке (только я и никто другой не умеет делать пористый шоколад), сегодня мечтой является "монополия хронологическая" (сегодня и завтра у меня эта услуга есть, а послезавтра пусть она появится у всех остальных). Технологии развиваются по двунаправленным векторам: с одной стороны, продукты и услуги становятся все сложнее, а с другой стороны, копировать их становится все проще. Поэтому вопросы своевременного отслеживания пожеланий потребителя и максимально быстрого выведения продуктов на рынок стали вопросами выживания для современного бизнеса, в том числе, и для банковского.

Сегодняшний придирчивый потребитель не прощает задержек с предоставлением новой услуги, как не прощает он и услуги некачественной. Соответственно в сегодняшнем менеджменте своевременен вопрос о том, как минимизировать временной разрыв между идеей и продуктом. Но конечный продукт должен быть качественным, то есть по сути речь идет о том, как торопиться и не спешить одновременно.

Ряд предприятий традиционно осуществляет проектную деятельность (сюда можно отнести проектные институты и научно-исследовательские институты, компьютерные фирмы), поэтому для них такая постановка вопроса не нова. Гораздо тяжелее приходится функционально-ориентированным предприятиям (банкам, заводам), в которых весь уклад жизни тяготеет к ежедневной размеренной деятельности, а не к мобилизации лучших сил с целью создания уникальных продуктов и услуг.

Банки относятся именно к последней категории — они привыкли к рутинным повторяющимся операциям, и им традиционно очень тяжело дается внедрение новых услуг и продуктов. Тем не менее в банке вполне возможно создать механизмы, которые обеспечат как своевременное отслеживание запросов потребителя, так и быстрое внедрение новых финансовых продуктов, которые бы отвечали на эти потребности. Так, международный стандарт на системы менеджмента качества ISO 9001:2000 (Банк24.ру стал первым российским банком, сертифицированным на соответствие этому стандарту) подразумевает постоянно действующие механизмы опроса потребителей и внедрения их предложений в жизнь. Для того, чтобы наши клиенты получали требуемые услуги должного качества в максимально короткие сроки, нами создается проектный офис, обеспечивающий централизованное управление всеми нашими проектами.

Так, в Банке24.ру в настоящее время разрабатывается около 40 проектов, целью которых является создание новых продуктов и услуг. Одновременно работает около 50 групп, улучшающих внутренние бизнес-процессы и повышающих степень удовлетворенности клиентов (по результатам опросов этот показатель из месяца в месяц неуклонно повышается).

Элементы проектного менеджмента были известны в СССР достаточно давно (хотя разрабатывались они преимущественно за рубежом и доходили до нас с опозданием в 10—30 лет). Тем не менее, чаще всего под проектным менеджментом у нас подразумевалось лишь сетевое планирование работ. Современное управление проектами интегрирует множество дисциплин (управление персоналом и стоимостью, качеством и сроками, рисками и коммуникациями, безопасностью и конфигурацией, предметной областью и изменениями). В совокупности сумма методик, применяющихся в этих областях, позволяет оптимизировать работу над проектами в любой организации, даже такой консервативной, как банк.

Так, в ходе применения проектного менеджмента организация получает следующие преимущества: уменьшение срока создания новых продуктов и услуг, повышение вовлеченности персонала, стабильный рост качества, повышенную адаптационную способность.

Уменьшение срока создания новых продуктов и услуг происходит за счет научного управления работами, их длительностью и эффективного распределения ресурсов. Такие технологии, как управление коммуникациями в проекте, позволяют существенно повысить результативность работы. Так, внедрение новой банковской системы в Банке24.ру прошло за 3 месяца с момента принятия решения (средняя статистика по России от 15 до 24 месяцев). В кратчайшие сроки была внедрена система менеджмента качества, охватывающая весь банковский бизнес. Международный сертификат соответствия ISO 9001:2000 выдан Банку24.ру на весь спектр банковских финансовых операций. Следовательно, проектная организация, благодаря наукоемким технологиям управления позволяет опережать конкурентов при выведении на рынок новых продуктов и услуг, что немаловажно в такой высококонкурентной среде, как банковская.

Повышение вовлеченности персонала. Классической бедой функционально ориентированной организации является отсутствие мотивации людей на ускорение выполнения рутинных операций, соответственно, до 40% рабочего времени квалифицированного персонала просто теряется. При разумной организации труда эти резервы времени существенно сокращаются. В перерывах между типовыми и рутинными операциями можно заняться созданием чего-то нового. Японцы называют это "расширением рабочего места" - квалифицированный специалист получает возможность применить свои умения и знания в созидательных целях. В организации не бесконечное число начальников отделов, зато бесконечное число руководителей рабочих групп, следовательно, способности и возможности многих амбициозных специалистов могут быть востребованы в этой ипостаси. Проектная деятельность мобилизует лучшие силы коллектива, создает стремление к совершенствованию. Мы считаем, что во многом благодаря синергетическому эффекту проектной деятельности коллектив Банка24.ру занял первое место на Всероссийском межбанковском Интернет-чемпионате, победив на поприще корпоративного интеллекта многих китов Российского банковского бизнеса. Именно постоянное участие в проектах позволяет высвободить лучшие интеллектуальные ресурсы коллектива.

Стабильный рост качества. Постоянная проектная деятельность заставляет организацию задуматься над четкими формулировками потребностей потребителя. Не "проекты ради проектов", а проекты ради потребителя. Например, мы не начинаем проектов без четкого понимания того, как это поможет нашим клиентам - деловым людям, которым нужны качественные банковские услуги 24 часа в сутки. Результаты наших проектов обязательно оцениваются, ведь нам необходимо знать: достигли ли мы того, чего планировали. Более того, по результатам каждого проекта составляется отчет, целью которого является накопление опыта для последующих поколений: что у нас получилось хорошо, что получилось плохо, каких ошибок можно было бы избежать в будущем. Таким образом, от проекта к проекту качество работы и продуктов возрастает. Во многом благодаря такой вдумчивой работе Банк24.ру смог впервые в России предоставить своим клиентам уникальную услугу Money back — финансовую гарантию качества оказываемых услуг. А сам банк был удостоен всероссийской премии "Предприятие высокой культуры обслуживания" в номинации "Банки".

Повышенная адаптационная способность возникает у организации, которая умеет осуществлять проекты, это является логическим следствием ее внутренней силы. Такой организации не страшны изменения рынка, у нее сильное ДНК, готовое к "поглощению" конкурентов. Так, в Банке24.ру на сегодняшний день трудится больше сертифицированных профессионалов в области управления проектами, чем в какой-либо другой организации в Екатеринбурге. Благодаря динамичному развитию и выбранной стратегии на оказание круглосуточных банковских услуг деловым людям за 9 месяцев 2003 года валюта баланса банка увеличилась более, чем в 4 раза и составила на 01.10.2003 1 017 млн. руб., капитал (по инструкции №1 ЦБ РФ) вырос более, чем в 3 раза до 105,5 млн. руб. на 01.10.2003. Прибыль по итогам 9 месяцев 2003 года составила 123,4 млн. руб., доходность активов (ROA) за данный период — 16,9% .

Таким образом, проектное управление, даже в такой консервативной организации, как банк, позволяет "торопиться и не спешить", успевать и не опаздывать, планомерно осуществляя задуманное.

Для получения более подробной информации вы можете обратиться к нам по телефону +7 (343) 217-80-24 в любое время дня и ночи.

Вы всегда и везде имеете доступ в Банк24.ру с карманного компьютера или мобильного телефона.

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1