Топливно-энергетический комплекс и его влияние на правовое регулирование труда в рф

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2012, N 12

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В РФ

О необходимости создания дифференцированного подхода к вопросам регулирования труда работников ТЭК читайте в статье.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - важнейшая структурная составляющая экономики Российской Федерации, один из факторов развития и размещения производительных сил страны. Он представляет собой сложную систему, включающую совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей.

Для России - самой холодной страны планеты - ТЭК имеет особое значение. Много энергии приходится тратить на отопление городов и сел в суровые и продолжительные зимние месяцы. На потребление энергии влияет и размер территории страны, ведь Россия не только самая большая страна, но и самая протяженная - от ее восточной границы до западной почти 8 тыс. км. Это сильно затрудняет организацию транспортировки, так как товары и сырье нужно перевозить на большие расстояния. Чтобы поддерживать нормальный уровень жизни, у нас нужно затрачивать в 2 - 3 раза больше энергии на душу населения, чем в странах Западной Европы.

Природно-географические условия - не единственная причина высоких расходов энергии в России, экономика которой отличается большой долей энергоемких отраслей тяжелой индустрии, потребляющих много энергии. Кроме того, во всех секторах хозяйства преобладают старые "энергорасточительные" технологии, многие из которых были созданы еще на рубеже XIX - XX вв. Весьма значительны и прямые потери энергии в электросетях, производстве, быту.

Тем не менее наша страна остается крупнейшей топливно-энергетической державой мира.

Понятие ТЭК

В понятие "топливно-энергетический комплекс" традиционно экономисты многих стран включают добычу энергоресурсов и преобразование их в различные виды энергии. Однако структура комплекса может быть различна. Это зависит от наличия видов энергоресурсов. В одних странах структура комплекса может быть представлена несколькими отраслями, для других - вариации могут быть незначительными.

Отметим, что в советский период было опубликовано много работ, в которых дается определение содержания понятия "топливно-энергетический комплекс" и существует несколько различных групп определений.

В первую группу входят определения ТЭК как отраслей промышленности - электроэнергетика, топливодобывающие и топливоперерабатывающие [1].

Вторая группа определяет ТЭК как совокупность объектов, обеспечивающих добычу и переработку первичных топливно-энергетических ресурсов, их преобразование и доставку потребителям [2; 3].

И третья группа включает в понятие ТЭК отрасли: энергетику, добычу и переработку топлива, трубопроводный транспорт, производство оборудования для топливных отраслей, специализированные предприятия по ремонту оборудования [4].

Наибольший интерес, на наш взгляд, вызывает вторая группа определения понятия, так как включение в понятие ТЭК множества других отраслей, непосредственно не связанных с добычей и переработкой энергоресурсов в различные виды энергии, приведет к тому, что разница в оценках деятельности комплекса может быть велика.

Сказанное выше позволяет нам сформулировать следующее определение топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (ТЭК РФ), согласно которому он представляет собой группу взаимосвязанных отраслей, организаций, производств, связанных с производством энергии, топлива, сырья для производства топлива и энергии и доведением энергии, топливопродуктов и т. п. до потребителей.

Россия - крупнейший поставщик энергетического сырья на мировой рынок. На экспорт идет более 40% добываемой в стране нефти и 35% газа. ТЭК - "валютный цех" страны, он обеспечивает около половины всего российского экспорта.

Начиная с 1970-х гг. валютная выручка за экспорт топливно-энергетических ресурсов стала своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия сбоев в российской экономике, латать "социальные дыры". Экономические параметры развития энергетических отраслей оказывают сильное влияние на темпы роста экономики, социальной сферы, на характер занятости населения. Это определяет и социальное значение топливно-энергетического комплекса [5].

Однако не стоит забывать, что за всем этим стоят люди - люди, благодаря усилиям которых обеспечивается функционирование ТЭК РФ. Именно поэтому в существовании и успешном его развитии определяющую роль играют труд и трудовые отношения между работниками и работодателями.

Пробелы правового регулирования

Вопросы правового регулирования трудовых отношений в сфере ТЭК РФ продолжают оставаться одними из наиболее значимых для эффективного функционирования данной сферы общественного производства, и этому способствует наличие нескольких причин.

Оценивая совокупность нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в этой сфере, в первую очередь следует отметить их неоднородность. И прежде всего в силу того, что часть из них были приняты значительное время назад (в том числе и в советский период существования нашего государства).

Что же касается действующего трудового законодательства, то отметим существующий в нем пробел в части правового регулирования трудовых отношений в ТЭК.

Раздел XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" ТК РФ охватывает собой различные и разноплановые категории работников. Однако работников, занятых в нефтяной, газовой, угольной промышленности, в сфере электроэнергетики, он не рассматривает как особых субъектов трудовых отношений.

Так, например, труд работника, работающего на нефте - или газодобывающей (перерабатывающей) организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подпадает под правовое регулирование трудовым законодательством как работника Крайнего Севера, то есть правовое регулирование осуществляется гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" ТК РФ. И это вполне объяснимо, так как большинство работников, занимающихся добычей полезных ископаемых, в силу географических и природно-климатических условий, связанных с наличием отдельных полезных ископаемых (нефти, газа, угля и др.) именно в отдаленных районах Российской Федерации, осуществляют трудовую деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.

Следует также учитывать и положения гл. 47 "Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом" ТК РФ, что опять-таки объясняется особенностями месторасположения районов добычи, и именно "вахтовый метод выступает особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания" (ст. 297 ТК РФ).

Тем не менее выделенные категории работников не рассматриваются на кодифицированном уровне правового регулирования трудовых отношений как труд работников организаций сферы ТЭК РФ, и это, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточно внимательном отношении законодателя к решению проблемы правового регулирования труда данных категорий работников, которые вносят значительный вклад в укрепление материальной основы функционирования российского государства.

Более того, до настоящего времени ни на российском, ни на международном уровне не принято какого бы то ни было специального нормативного правового акта, который непосредственно регулировал бы трудовые отношения в топливно-энергетическом комплексе РФ.

Заметим, что в последнее время российский законодатель уделяет внимание углублению дифференциации правового регулирования труда путем дополнения норм ТК РФ новыми особенностями регулирования труда отдельных категорий работников: спортсменов и тренеров; работников, работающих во вредных условиях труда; работников государственных корпораций и государственных компаний.

Следует поставить вопрос и о необходимости дифференцированного подхода к вопросам регулирования труда работников ТЭК с учетом значимости данного комплекса для дальнейшего развития России.

Безусловно, ТК РФ не способен вместить в себя все известные категории работников, которые обладают в той или иной степени какими-либо особенностями. Тем не менее российскому законодателю желательно учитывать тенденции развития отдельных отраслей общественного производства, и подобные мнения высказываются в доктрине при обсуждении значимых проблем правового регулирования труда [6].

Основания для отраслевой дифференциации

Рассматривая ТЭК РФ как особую сферу приложения способностей человека к труду и особые социальные и правовые связи участников трудового процесса, мы считаем допустимым выделить в ней основания для отраслевой дифференциации, свойственной трудовому праву, включая:

а) особенности характера отдельных видов работ в определенной отрасли (нефтяной, газовой, энергетической и т. п.);

б) особенности условий труда в составляющих ее сферах на профилирующих видах работ (специальностях, профессиях или должностях), а также значение ТЭК для экономики государства в целом.

Мы поддерживаем точку зрения о том, что отраслевая дифференциация должна устанавливаться в основном отдельными федеральными законами, а не только ТК РФ, который, помимо указанных оснований и пределов, должен содержать минимальные стандарты, уровни правовых гарантий, чтобы иными нормативными правовыми актами они могли быть повышены [7].

Как следствие, в ТК РФ должны содержаться в первую очередь пределы дифференциации правового регулирования трудовых отношений с целью соблюдения единства и дифференциации трудового права. При этом законодательство может пойти по пути либо недостаточно обоснованной унификации, либо установления необоснованных специальных норм. Отсутствие же специального нормативного правового акта приводит, как правило, к необходимости восполнения пробелов централизованного регулирования посредством договорного правового регулирования.

Роль специальных правовых норм

В современных условиях значительно повышается роль и значение специальных правовых норм, в которых и находит, собственно, свое выражение дифференциация правового регулирования труда, во взаимодействии с общими нормами для решения конкретных социально-экономических и социальных задач, хотя одновременно немаловажное значение приобретают пределы допустимости дифференциации трудового права.

В частности, пределами дифференциации являются такие различия, исключения, предпочтения, ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, или обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите [8, с. 77].

С. Ю. Головина выделяет защитную, компенсаторную, поощрительную и обеспечительную функции дифференциации [9], при этом защитная функция призвана обеспечить равные возможности в сфере труда отдельных категорий работников и связана в большей степени с субъектной дифференциацией, реализуемой посредством норм-льгот и норм-приспособлений; компенсаторная функция призвана компенсировать негативные последствия выполнения определенных видов работ путем предоставления дополнительных льгот и преимуществ и связана с дифференциацией по объективным факторам по нескольким основаниям, действующим зачастую одновременно; поощрительная дифференциация проявляется в предоставлении дополнительных льгот для некоторых категорий работников не в связи с их трудовой деятельностью, а в связи с поощрением за особые трудовые заслуги; обеспечительная функция связана с необходимостью обеспечения производственной задачи трудового права и существует в виде специальной дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников, обусловленная спецификой их труда.

Отметим, что основополагающими нормами о дифференциации выступают ст. ст. 251 и 252 ТК РФ, согласно которым, во-первых, особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам (нормы-изъятия) либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (нормы-дополнения); а во-вторых, особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. При этом в науке трудового права достаточно распространено мнение, что нормы-изъятия лишь ухудшают, а нормы-дополнения улучшают положение работника [10].

Тем не менее, как обоснованно считает Б. В. Прасолов, нормы-ограничения могут ограничить ограничения (снимать ограничения, давать послабления) и тем самым улучшить положение работника; нормы-дополнения - это не ухудшающие по своей природе нормы, которые не могут ничего улучшить по определению (они вводят новые дополнительные правила, а не улучшают или ухудшают существующие). Другими словами, нормы-ограничения изменяют общие правила (улучшают либо ухудшают положение работника), а нормы-дополнения устанавливают новые правила, поэтому говорить об улучшении или ухудшении положения работника можно лишь умозрительно (опираясь на правовые принципы), поскольку сравнивать с чем-то конкретным нет возможности [11].

Как следствие, правовое регулирование трудовых отношений, связанное с тем или иным видом работодателя, должно подчиняться нормативно установленным правилам с учетом правовой природы определенных особенностей в правовом регулировании труда, не ограничивая при этом законные права и интересы работодателя как субъекта трудового права и трудового правоотношения, так как дифференциация должна базироваться на одной из важнейших целей российского трудового законодательства, которая, согласно ст. 1 ТК РФ, заключается в защите прав и интересов работников и работодателя.

Договорное регулирование

Если обратиться к выбранной сфере правового регулирования труда, то база договорного правового регулирования в сфере ТЭК РФ весьма разнообразна, так как представлена в первую очередь социально-партнерскими соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами. Именно они сегодня выполняют основную роль в регулировании трудовых отношений, закрепляя в себе всю специфику, свойственную трудовым отношениям в ТЭК, при этом коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты ТК РФ относит в ст. 5 к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права и регулирующим трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними.

Специфика социального партнерства состоит прежде всего в том, что, например, в системе ОАО "Газпром" существует генеральный коллективный договор, стороной которого является Межрегиональная профсоюзная организация "ОАО "Газпром" профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса России в лице его председателя.

В настоящее время действует генеральный коллективный договор ОАО "Газпром" и его дочерних обществ на 2010 - 2012 гг. Он распространяется на работников ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, занятых в сфере добычи, транспортировки, переработки, хранения и реализации газа, 100% уставного капитала которых принадлежат ОАО "Газпром", а также на работников совета МПО "ОАО "Газпром", профсоюзных органов компании и ее дочерних обществ.

Основная цель коллективного договора - согласование интересов работников и работодателя в рамках социального партнерства, а также предоставление работникам с учетом экономических возможностей компании дополнительных гарантий и льгот по сравнению с действующим законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами и отраслевым соглашением. Он содержит взаимные обязательства сторон в области занятости, оплаты труда, охраны труда, пенсионного обеспечения (через негосударственный пенсионный фонд ОАО "Газпром") и др.

Некоторые нормы указанного договора распространяются на работников, уволенных по сокращению численности или штата из ОАО "Газпром" и его дочерних обществ и признанных в установленном порядке безработными. Для них сохраняется очередь на улучшение жилищных условий по прежнему месту работы, возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными учреждениями и оздоровительными лагерями (на период безработицы, но не более двух лет).

В современных условиях основой, определяющей правовое состояние субъектов трудовых отношений на уровне отдельного работодателя, становятся не только и не столько федеральные государственные стандарты, закрепленные в трудовом законодательстве, сколько система локальных нормативных правовых актов, действующих в соответствующем достижении цели, поставленной собственником перед организацией, и объективно основывается в конечном счете на технологическом процессе добычи и транспортировки нефти и газа [12].

В ТЭК РФ локальные нормативные правовые акты принимаются не только по правилам ст. 372 ТК РФ, устанавливающей порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, но и по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

Представляет интерес такая особенность принятия локальных нормативных актов в сфере ТЭК, как принятие локальных нормативных актов работодателем совместно с другим работодателем, и данная практика является весьма распространенной в таких крупных компаниях, как "Газпром", "Лукойл", в состав которых входят несколько организаций. По общему правилу такие локальные нормативные акты распространяются на всех работодателей соответствующей компании с соблюдением соответствующей субординации: ни один нижестоящий правовой акт не может противоречить вышестоящему акту.

От трудового договора до охраны труда

Анализ трудового законодательства, регулирующего труд работников ТЭК, возможно проводить по традиционным институтам трудового права: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, охрана труда.

Так, согласно ст. 6 ТК РФ, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров может устанавливаться только федеральным органом государственной власти, и при отсутствии на федеральном уровне специфики процедуры заключения и расторжения трудового договора в ТЭК возможно отметить лишь отдельные особенности в содержании трудовых договоров с работниками топливно-энергетического комплекса относительно условий оплаты труда, режима рабочего времени, компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также относительно трудоправового статуса руководителя организации с учетом норм гл. 43 ТК РФ.

Одним из способов охраны собственных интересов работодателей, входящих в ТЭК РФ, выступает в последнее время ограничение доступа к различного рода информации (технологические секреты, результаты разведки ресурсов, сведения о себестоимости продукции и др.) посредством введения категории "коммерческая тайна" и включения данного условия в трудовые договоры с работниками.

Влияние ТЭК РФ в вопросах рабочего времени обусловлено отраслевой спецификой труда и производства (технологического процесса). Большинство работ являются вредными и (или) опасными, а также тяжелыми, и, как следствие, для работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), в силу чего положения ст. 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю не могут быть применимы ко всем работникам, работающим у соответствующего работодателя, входящего в ТЭК РФ.

Что касается времени отдыха, то при сохранении основных стандартов по установлению его видов и продолжительности допустимы и дополнения, вызванные повышенным воздействием вредных производственных факторов на человеческий организм, в связи с чем большинству работников устанавливаются дополнительные оплачиваемые отпуска.

Институт правового регулирования заработной платы в отрасли, несомненно, имеет свою специфику. Традиционно высокий уровень оплаты труда в отрасли связан с особым значением данной отрасли для страны. В настоящий момент в организациях нефтегазового комплекса уровень заработной платы зависит от конъюнктуры рынка, колеблется в зависимости от отечественных и мировых цен на производимую продукцию и финансовых возможностей организации.

В современных условиях эта отрасль общественного производства России продолжает оставаться одной из самых финансово благополучных ввиду неизменного спроса на сырье. К сожалению, исследование конкретных актов, регулирующих заработную плату, весьма затруднено по причине строгой конфиденциальности этой информации, которой зачастую не владеет даже отраслевой профсоюз ТЭК.

Особую сферу общественных отношений, тесно связанных с трудовыми отношениями, в которой влияние ТЭК проявляется самым непосредственным образом, составляет охрана труда, представляющая собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

Охрана труда в РФ базируется в первую очередь на централизованном государственном регулировании, однако следует отметить и значимость внутриотраслевого регулирования отношений по охране труда в ТЭК РФ. Например, в большинстве компаний ТЭК действуют единые системы управления охраной труда и промышленной безопасности (ОАО "Газпром"), где устанавливаются дополнительные права и обязанности работников и работодателей данной сферы труда и производства.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что правовое регулирование труда в сфере ТЭК осуществляется как общими (едиными) нормами, так и специальными, отражающими специфику правового регулирования труда в данной сфере.

При этом общими нормами в основном решаются вопросы заключения, изменения и прекращения трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, рассмотрения трудовых споров, а специальными нормами урегулированы большинство вопросов, связанных с рабочим временем, временем отдыха, заработной платой, охраной труда, при этом данные специальные нормы введены, как правило, на уровне отраслевых соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов.

Тем не менее отсутствие на законодательном уровне в Российской Федерации должного правового регулирования на основе федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с учетом особенностей, прослеживающихся в функционировании топливно-энергетического комплекса, снижает эффективность технологических и социальных процессов и в целом отражается на обеспечении баланса интересов работников и работодателей, включенных в состав ТЭК РФ.

Библиографический список

1. Key World Energy Statistics. International Energy Agensy. P. 2002.

2. Крюков В. Нефтяные фонды и проблемы экономического развития // Международная экономика и международные отношения. 1994. N 5. С. 117 - 125.

3. Лещинер Р. Топливно-энергетический комплекс СССР // Политическое самообразование. 1986. N 8.

4. Лященко П. И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. Т. II, III.

5. Ситро К. А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России // Эко. 2002. N 7. С. 89 - 111.

6. Петров А. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере добычи полезных ископаемых // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N 12.

7. Денисова М. А. Общее и особенное в правовом регулировании труда работников нефтегазовой отрасли: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003.

8. Головина С. Ю. Трудовое право России: проблемы теории. Екатеринбург, 2006.

9. Головина С. Ю. Основания и пределы дифференциации трудового права // Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научной конференции 26 - 27 октября 2000 г. СПб., 2001. Ч. 1. С. 83.

10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. М., 2007.

11. Прасолов Б. В. Индивидуально-договорное регулирование и специальные субъекты трудового права. Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М., 2012. С. 332.

12. Пучков А. Л. Локальные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в организациях нефтедобывающего комплекса // Социальное и пенсионное право. 2007. N 2. С. 32 - 34.

О. Зайцева

Д. ю. н.,

зав. кафедрой

трудового права

и права социального обеспечения

Оренбургского института (филиала)

МГЮА

Е. Ищенко

Соискатель

кафедры трудового права

и права социального обеспечения

МГЮА им. О. Е.Кутафина

Подписано в печать

12.11.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1