Типы групп при групповой работе

ASGW были разработаны образовательные стандарты для следующих типов групп:

  • Ориентационные/психолого-образовательные группы
  • Группы консультирования/группы решения межличностных проблем
  • Группы психотерапии и личностной реконструкции
  • Целевые группы
  • Т-группы
  • Группы встреч
  • Групповой марафон
  • Психодрама
  • Группы самопомощи/поддержки

 

Традиционные типы групп

Ориентационные/психолого-образовательные группы (психолого-образовательные группы в студенческих городках университетов и колледжей)

Работа профилактического или обучающего характера.

Цель - научить участников группы правильно вести себя ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного развития (например, старения) или с непредвиденными жизненными кризисами (такими, как смерть любимого человека), сдерживание агрессии, отношения между полами и овладение учебными навыками.

Группы этого типа обычно работают в образовательных учреждениях.

Одна из наиболее важных частей рабочего процесса - обсуждение того, как участники группы могут индивидуализировать информацию, получаемую в контексте групповой работы.

Используются различные учебные материалы:

  1. незаконченные рассказы,
  2. кукольные игры,
  3. фильмы,
  4. аудиозаписи интервью,
  5. выступления приглашенных докладчиков.

В работе со взрослыми используются другие, соответствующие возрасту, средства (письменные материалы).

Эта форма групповой работал носит кратковременный характер.

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем

Цель - помочь своим участникам решать обычные, однако зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач.

Дополнительная цель - помочь участникам группы развить навыки решения задач межличностного общения.

Часто групповая работа не имеет четко выраженной профориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности.

Признаки, различающие группы решения межличностных проблем и психолого-образовательные группы.

  1. Групповое консультирование больше подходят для разрешения временных или длительно существующих психологических проблем, в то время как ориентационную и психолого-образовательную групповую работу рекомендуется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направленного на личностный рост участников группы.
  2. Групповое консультирование более направленно, чем психолого-образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение.
  3. Групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, а ориентационные и психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимания участников.
  4. Групповое консультирование проводится в небольшом помещении, в доверительной обстановке, в то время как психолого-образовательным группам более соответствуют условия классных занятий.

Пример группового консультировании - структурированные групповые занятия, направленные на облегчение перехода выпускников средней школы к обучению в колледже или к военной службе. Они дают учащимся возможность разобраться в сложном переплетении эмоций, которые они переживают в этот момент, обеспечивают информацией, помогающей выработать благоприятное познавательное отношение к тому, чем они собираются заниматься.

В групповом консультировании каждый участник получает «эфирное время», возможность рассказать о своих собственных проблемах. Взаимодействие членов группы и персонализация информации больше, чем в психолого-образовательных группах.

Группы психотерапии и личностной реконструкции

Цель - помочь участникам откорректировать глубокие психологические проблемы, помочь индивидууму восстановить наиболее важные аспекты личности.

Групповая психотерапия часто происходит в стационарных условиях, например в психиатрических больницах или в других, учреждениях психического здоровья, из-за необходимости большего контроля над вовлеченными в психотерапию людьми.

Не все люди - подходящие кандидаты для интенсивной групповой психотерапии в амбулаторных условиях:

  1. депрессивные личности,
  2. параноидные личности,
  3. шизоидные личности,
  4. социопатические личности,
  5. чрезмерно болтливые люди,
  6. склонные к суицидам люди,
  7. очевидные нарциссисты.

Целевые (рабочие) группы

Цель - помочь своим участникам применять принципы и процессы групповой динамики для совершенствования деятельности и для достижения поставленных целей работы.

Дополнительная цель - разрешение проблем внутри группы или в ее отношениях с окружением

Классический пример целевой группы – команда (в спорте, искусстве и на производстве команды), которые создаются для достижения определенных целей, которых невозможно достичь поодиночке.

Кружок качества— группа работников, еженедельно собирающихся по своей инициативе для изучения процессов, связанных с их производственной деятельностью, и поиска способов их совершенствования, — это образец целевой группы в бизнесе.

 

Т-группы

Первая Т-группаТ» — первая буква слова training -обучение) была создана в Национальной лаборатории тренингав Бетеле, штат Мэн, в 1947 году.

В основу работы группы были положены идеи Курта Левина о групповой динамике.

Участники Т-групп усваивают на собственном опыте, как поведение одного участника группы влияет на поведение других, и наоборот.

В этом отношении Т-группы подобны формам семейного консультирования, в котором обращается внимание на то, как работает система и как функционирует индивид внутри системы.

Группы встреч

Группы встреч выделились из Т-групп как попытка сосредоточиться на личностном росте отдельных участников группы, а не на самой группе.

Цель - предназначены для «нормально функционирующих» людей, которые испытывают потребность в «росте, изменении и развитии».

Формы группы встреч - от минимально структурированных групп Карла Роджерса до высоко структурированных открытых групп.

Основное внимание в таких группах независимо от структуры уделялось и продолжает уделяться индивидуальному выражению и осознанию эмоциональных реакций.

Групповой марафон

Его концепция была предложена Фредериком Столлером и Джорджем Бачем в 1960-х годах.

Групповой марафон - единая продолжительная сессия групповой работы, направленная на устранение защитных барьеров, используемых людьми в обычных ситуациях.

Групповой марафон обычно продолжается не менее 24 часов.

Техника группового марафона успешно использовалась при реабилитационной работе с людьми, злоупотребляющими психоактивными веществами, а также в групповом консультировании.

Трудовые переговоры и переговоры о примирении проводятся в форме группового марафона с целью достижения позитивного «прорыва».

Психодрама

Создатель психодрамы - Дж. Л. Морено, венский психиатр.

Психодрама - разновидность групповой работы, которая в течение десятилетий применялась при лечении психических.

В групповой психодраме участникам предлагают разыграть неотрепетированную пьесу, в которой групповой лидер направляет действия участников группы.

Все участники группы являются либо действующими лицами в пьесе главного героя, либо обеспечивают ему обратную связь, выступая в качестве аудитории, либо выполняют обе эти функции.

Психодрама популярна среди групповых лидеров, которые адаптировали бихевиоральные, гештальт-терапевтические или аффективные методы, чтобы помочь клиенту эмоционально пережить какое-либо событие.

Группы самопомощи/поддержки

Группа самопомощиобычно возникает спонтанно, концентрируется на отдельной теме,

Цель – помочь участникам добиться большего контроля над своей жизнью (В США свыше 10 миллионов людей вовлечено приблизительно в 500 000 таких групп, и это число продолжает увеличиваться).

Группы самопомощи, группы поддержки занимаются материальными, эмоциональными или социальными проблемами

Группа самопомощи работает под руководством непрофессионального лидера, не имеющего серьезного образования в области групповой работы, но хорошо знакомого со стрессогенным событием.

Например,

  1. живущие по соседству люди могут объединиться для того, чтобы помочь друг другу сделать ремонт и ликвидировать последствия стихийного бедствия,
  2. они могут собраться, чтобы указать правительству на какую-либо проблему - загрязнение окружающей среды, которое непосредственно сказывается на качестве их жизни.

Группа поддержки концентрируется на конкретном вопросе или определенной проблеме, но она организуется признанной организацией, оказывающей профессиональную помощь, или индивидуально практикующими специалистами.

Некоторые группы поддержки являются платными, другие — нет.

В качестве групповых лидеров могут выступать и непрофессионалы.

Группы встречаются в церкви, центрах отдыха, школах и других заведениях общественного назначения, а также в учреждениях психического здоровья.

Правильное руководство группой должно стать гарантией того, что группа будет позитивной, а не деструктивной.

Quality circle — группа работников, выполняющих сходные функции, которые периодически встречаются, нередко вместе с руководством, чтобы обсуждать вопросы, имеющие отношение к работе, и предлагать решения и идеи, направленные на совершенствование работы. Кружок качества является эффективным методом контроля качества.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1