Теория хаоса: как команда превращается в толпу

Проходит кураж первых успехов, драйв первых побед, в работу потихоньку вползает рутина… Чтобы поддерживать «костер» той культуры, которая стала причиной успеха, нужно доверие. Саймон Синек отмечает: «Лидер – тот, с кем сотрудники чувствуют себя в безопасности, кто создает круг доверия. Но создать доверие и безопасность – особенно в условиях экономических колебаний – значит взять на себя большую ответственность». Не все руководители готовы брать эту ответственность, не все готовы исповедовать объединяющие ценности, если они лишают доходов и дивидендов.

И тогда команда рушится. Я видела это многократно. Иногда это происходит быстро, прямо на глазах – несколько поступков руководства перечеркивают все, ради чего люди приходили в компанию. Освобождается «скелет», создавший компанию как ценность. Приходят люди, которые увидели совсем другую компанию и приспосабливаются к ее обновленным корпоративным ценностям, а иногда даже размывают их. Поскольку самые яркие носители ценностей ушли, компания «в пути» начинает больше заботиться о том, как добиться цели, а не о доверии и комфорте своих сотрудников. Иногда «ветеранов» заставляют заботиться о новеньких – учить, выращивать, называя это «взаимодействием» или «сотрудничеством». Но забывают, что сотрудничество – это хорошо, когда оно равноценно и обогащает всех участников. А если это просто попытка поделить знания, причем часто бесплатно, унифицировать сотрудников, лишить их конкурентных преимуществ на рынке труда – не стоит удивляться оттоку из компании. Или понижению производительности до минимально приемлемых показателей. И, конечно, утрате доверия.

Есть ли выход?

Результат не заставил себя ждать – круг доверия сужается к одному человеку. Команда превращается в толпу. В патологических случаях толпа может переродиться в стаю (где есть безжалостная конкуренция за ресурсы) или даже стадо (группу абсолютно безразличных ко всему людям, которые просто продают свое рабочее время и безропотно отсиживают его в офисе/на производстве/в поле/на складе). Их стимулируют «кнутами» и «пряниками», работа становится исполнением обязанностей, от прежней славы компании не остается и следа. А иногда и от самой компании. Многие известные имена и крупные компании «споткнулись» на пути к успеху или его поддержке.

Есть ли выход? Отвечу словами Юргена Аппело, которые актуальны для любого бизнеса: «У разработчиков и менеджеров много общего, мы все – садоводы. Мы не строим системы программного обеспечения и команды, мы выращиваем их. Мы сажаем семена, добавляем удобрения и подкармливаем наши системы. Мы знаем, что молодые системы требуют большей заботы, чем зрелые. Мы выжигаем все, что высасывает энергию из наших растущих систем, а когда приходит время, заменяем старое новым».

rabota.ua

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1