Теория групповой работы

Групповая работа базируется на тех же теориях, что и индивидуальное консультирование: на психоаналитической, гештальтистской, личностно-центрированной, рационально-эмотивной, когнитивной, бихевиоральной теориях и транзактном анализе.

Например, психоаналитический, гештальт-терапевтический и бихевиоральный подходы эффективны для групповой работы на индивидуальном уровне, но довольно слабы на двух других уровнях групповой работы.

Таблица 1.

Эффективность различных теоретических подходов на трех уровнях групповой работы

Уровни

Теория

Индивидуальный

Межличностный

Групповой

Ограничивающие факторы

Фрейд

Перлз

Бихевиоризм

Эллис

Берн

Роджерс

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Низкая

Низкая

Низкая

Средняя

Высокая

Средняя

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Средняя

Задача, участники, лидер

Задача, участники, лидер

Задача, лидер

Задача, лидер

Задача

Стиль лидерства

В целом многочисленные теоретические модели обеспечивают богатство и разнообразие выбора методов поведения групповой работы.

Четыре главных фактора, которые должны учитываться при выборе теории (Форд и Урбан):

  1. личный опыт,
  2. единодушие экспертов,
  3. престиж,
  4. некоторая совокупность подтвержденных данных.

Рис. 2. Концептуализация групповых подходов

Рис. 3. Концептуализация групповых подходов

Стадии групповой работы

Список вопросов, которые потенциальные участники должны прояснить, прежде чем они будут включены в состав группы:

  1. Ясное заявление о цели группы.
  2. Описание размера группы, основные правила и основные методы.
  3. Заявление относительно образовательной и практической квалификации лидера (лидеров) группы.
  4. Предварительное собеседование с целью определить, подходят ли потенциальные участники и лидер группы для удовлетворения актуальных потребностей человека, приведших его к консультированию.
  5. Предупреждение относительно рисков, связанных с участием в группе, и о правах и обязанностях членов группы.
  6. Обсуждение границ конфиденциальности и ролей, которые будут играть групповые лидеры и участники в условиях группы.

Лидеры группы должны знать, как вести себя в ситуации неподчинения лидеру и противодействия со стороны отдельных участников и группы в целом.

Размер группы и продолжительность групповой работы

Размер группы - существует неформальное представление об оптимальном размере группы (количество участников должно составлять 6-8 человек).

Численность группы должна быть достаточной для того, чтобы предоставить возможность полноценного взаимодействия, при этом не тяготить участников, но все же оставаться достаточно маленькой, чтобы каждый мог чувствовать себя участником, не утратив... ощущения группы».

Если группы встречаются не менее шести месяцев, то в их составе могут продуктивно работать до 10 человек.

Для продолжительно существующих групп взрослых людей, оптимальная численность - приблизительно восемь участников с одним лидером.

Группы, работающие с детьми, могут состоять из трех или четырех человек.

Открытые группыдопускают принятие новых членов уже после того, как работа началась, закрытые группыне допускают этого.

Открытые группы способны довольно быстро заменить выбывших участников и поддерживать оптимальный размер.

Закрытые группы, хотя и не столь свободны в том, что касается размера, способствуют большей сплоченности участников и могут оказать весьма продуктивную помощь своим участникам в достижении поставленных целей.

Группы функционируют лучше, когда их участники испытывают ощущение конфиденциальности -то есть уверенности в том, что сказанное ими в процессе работы не будет разглашаться за пределами группы.

Обстановка для проведения групповой работы

Выбор места проведения группы – необходимо обеспечение таких внешних условий (помещение и обстановка), которые гарантируют безопасность и возможность развития членов группы.

Групповая работа в школах и общественных учреждениях должна проводиться в местах, комфортных для группы.

Обстановка помещения (удобность) и способы размещения участников группы (предпочтительно располагаться по кругу) могут облегчить функционирование группы.

Ко-лидеры

Наличие ко-лидера (ассистента, второго лидера) не обязательно, но может оказаться полезным для лидера и для группы в целом, особенно если группа большая (более 10 человек).

Лидер может работать с группой, в то время как ко-лидер наблюдает за групповым процессом.

Преимущество ко-лидерства:

  1. когда вместе работают начинающий и опытный консультант, что создает возможность обучения для ко-лидера.
  2. работа в качестве ко-лидера является необходимым этапом подготовки перед началом самостоятельной лидерской работы.
  3. успешные, опытные ко-лидеры:
  4. придерживаются сходных философских и практических взглядов;
  5. имеют похожий опыт и компетентность;
  6. налаживают идеальные отношения для эффективного взаимодействия между людьми;
  7. знают структуру взаимоотношений внутри группы и отношение к лидеру и помогают группе формировать эту структуру;
  8. согласны с целями консультирования и с процессами их достижения, с тем чтобы избежать борьбы за власть.

Рекомендуется, чтобы ко-лидеры сидели в группе напротив друг друга, так чтобы иметь возможность максимально выполнять свои обязанности и наблюдать за группой.

Совсем не обязательно, чтобы ко-лидеры были противоположного пола, — в данном случае навыки, а не пол имеют значение.

Обратная связь

Обратная связь -это многомерный процесс, представляющий собой ответы членов группы на словесные сообщения и невербальные поведенческие проявления друг друга. С этим процессом связаны наиболее важные и наиболее часто нарушаемые правила групповой работы. Когда обеспечивается достоверная и подробная обратная связь, участники группы могут оценить влияние своих действий на других и попробовать действовать по-новому.

Чтобы обеспечить полезную обратную связь, Пиетрофес, Хоффман и Сплит (Pietrofesa, Hoffman & Splete, 1984) предлагают перечень критериев для ее оценки. Вот некоторые важные рекомендации.

• Обратная связь должна быть приобретением принимающего ее, а не служить потребностям передающего.

• Обратная связь более эффективна, когда она основана на поддающемся описанию поведении.

• На ранних стадиях развития группы положительная обратная связь более приемлема и с большей готовностью принимается, чем отрицательная обратная связь.

• Обратная связь наиболее эффективна, когда она немедленно следует за действием, являющимся стимулом, и подкрепляется другими участниками группы.

• Обратная связь имеет большую пользу, когда принимающий ее открыт и доверяет передающему.

Проспективное наблюдение

Проспективное наблюдение используется в групповой работе для поддержания контакта с участниками после завершения работы группы, чтобы определить, насколько успешно они прогрессируют в достижении персональных или групповых целей.

Проспективное наблюдение помогает участникам группы и лидерам оценивать свои достижения в групповой работе и позволяет лидеру в случае необходимости направлять кого-либо из членов группы к специалистам за дополнительной помощью.

Сессия проспективного наблюдения для кратковременной группы приблизительно через три месяца после завершения.

В рамках проспективного наблюдения возможны также индивидуальные сессии, проводимые лидером группы с отдельными участниками, иногда — по телефону.

Качества эффективных групповых лидеров

Будущее и возможности групповой работы:

  1. разработка новых, теоретически обусловленных способов работы в группе
  2. усиление профилактической направленности:

1) межличностная коммуникация и отношения между людьми;

2) решение проблем и принятие решений;

3) физическое самочувствие и поддержание здорового образа жизни;

4) развитие идентичности и цели жизни.

5) профилактическое здравоохранение.

  1. изучение вопросов различия культур, в части понимания других людей, своего «Я», обучения и исследований,

Направленность групповой работы:

  1. образовательная,
  2. профилактическая,
  3. коррекционная.

Функции групповых лидеров:

  1. понимают особенности тех видов групп, которые они могут вести, и предоставляют эту информацию потенциальным участникам,
  2. руководствуются этическими, юридическими и методическими требованиями профессиональных организаций.
  3. заинтересованы в благополучии руководимых ими групп в целом и отдельных людей, участвующих в них.
  4. предвосхищают проблемы еще до их возникновения,
  5. предпринимают для исправления действенные шаги.
  6. систематически наблюдают за участниками группы и после того, как групповая работа закончилась.
  7. следят за профессиональной литературой, касающейся групповой работы,
  8. стремятся совершенствовать свой личностный и профессиональный уровень.

 

Групповая работа — это поэтапный, эффективный и расширяющий свои границы способ работы с людьми, направленный на достижение индивидуальных и коллективных целей.

Источник: «A model for the more effective use of theory in group work» by D. E. Ward, (1982), Journal for Specialists in Group Work, 7, 227.

Источник: «Conceptualizing counseling theories» by D. H. Frey (1972). Counselor Education and Supervision, 11,245.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
ВложениеРазмер
Image iconclip_image002_0006.gif10.58 КБ
Image iconclip_image004_0010.gif14.41 КБ
+1
0
-1