Теория деятельности у Эдуарда Маркаряна

Теория деятельности у Эдуарда Маркаряна

"При рассмотрении процесса деятельности любой объективированный элемент культуры так или иначе призван служить средством ее актуализации (стимуляции, программирования, реализации, физического жизнеобеспечения и т. д.), а тем самым включаться в понятие "способ деятельности ". писал Э. Маркарян, Выделение генерального свойства любого проявления культуры - служить специфическим средством человеческой деятельности - как раз и позволяет интегрировать данные проявления в единый класс безотносительно к их структурным различиям, независимо от того, выражают ли они процессы психики, поведенческие акты или объективированные продукты. Именно подобная функциональная характеристика позволяет зачислять в один класс объектов такие различные явления, как, например, орудия труда и обычаи.

Между тем, несмотря на всю пестроту и субстратную разнокачественность составляющих культуры, она представляет собой определенную единую систему. Образуется эта система благодаря процессам человеческой деятельности и вписанности различных элементов культуры в общее процессуальное поле активности в качестве соответствующих средств ее осуществления. Именно это и дает основание для данной выше интерпретации способа деятельности.

Практически получилось так, что понятием "способ деятельности " весьма часто стали выражать лишь один из классов отмеченных компонентов - умения, навыки производить соответствующие действия и оперировать объективированными формами. Понятием "средство деятельности " обозначают сами эти объективированные формы. В результате подобного разведения сложилось мнение, что "способ " и "средство "- это различные явления. Для ряда языковых и познавательных ситуаций подобное разведение вполне уместно. Но практика исследования культуры и многих других объектов, в ходе которой изучается технология осуществления деятельности в широком значении этого слова не может довольствоваться подобным подходом.

В результате специальных исследований рассматриваемой проблемы мы пришли к выводу, что интегральной категорией в данном случае является понятие "способ деятельности ". Элементарной единицей здесь выступает снятие "средство деятельности ". Оно отражает те реальные составляющие деятельности, комбинацию которых выражает понятие "способ деятельности ". Иначе говоря, понятие "средство деятельности " охватывает собой как умения, навыки (и, естественно, знания) совершать соответствующие действия и оперировать объективированными формами, так и сами эти формы.

Итак, явления, выражаемые понятиями "способ деятельности " и "средство деятельности ", в предлагаемой концептуальной схеме системно связаны между собой как целое и его элементарная составляющая в процессах осуществления деятельности. При культурологической, а также общенаучной интерпретации слова "способ " мы должны постараться максимально освободиться от тех порой весьма жестких ассоциаций, которые закреплены в нашем сознании в связи с обычным его использованием, и рассматривать как общее понятие, интегрирующее две основные составляющие процесса осуществления деятельности, - средства как объективированные формы, которые используются в этом процессе, и умение их актуализировать.

В этой связи мы хотели бы прежде всего специально подчеркнуть, что, синтезируя объективированные продукты культуры и те ее составляющие, которые выражаются в умениях и навыках, посредством понятия "способ деятельности ", мы руководствовались необходимостью отразить существующие между ними различия в рамках более широкого целого, выражающего реальный процесс осуществления деятельности, и соответственно необходимостью выработки адекватного понятий, благодаря которому это целое могло бы быть теоретически выражено. "[1]

Работы Маркаряна, в частности его теория культуры и теория деятельности были использованы в построении теоретических основ этнопсихологии. Его трактовка культуры как способа деятельности, с одной стороны, и как адаптивного механизма, с другой, делает возможным отталкиваясь от нее выстраивать основания нашей науки.

- Теории действия и теории деятельности

[1] Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983, сс. 14 23.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий