Как коронавирус повлиял на рынок труда в ИТ
Ситуацию на рынке труда в период пандемии можно разделить как минимум на два этапа: весна — первая половина лета 2020 г.; и второй этап, продолжающийся до сих пор.
Если говорить о первом этапе, то по большому счету это было очень сложное, непредсказуемое время для абсолютного большинства компаний. Непонятный режим самоизоляции и пропусков, отрицательные цены на нефть, закрытие границ — все это казалось фильмом ужасов, в котором мы все в главных ролях. Среди бизнесменов и HR наблюдалась растерянность, до конца не было понятно, как себя вести и что будет дальше.
Одновременно этот период стал и тестом на порядочность для многих работодателей. Государственная трудовая инспекция была переполнена жалобами на незаконные увольнения «одним днем», невыплатами зарплат и т.д. Безусловно, в этом смысле ИТ-отрасль оказалась оазисом на фоне творившегося местами беспредела. Тем не менее и в ИТ-секторе в ряде компаний начались урезания заработных плат, приостановка выплаты бонусов прошлого года, увольнения, заморозка вакансий и пр.
С точки зрения найма в первый этап эпидемии в ИТ сильнее всего пострадали стажеры и топ-менеджеры. В период высокой неопределенности практически перестали брать стажеров. Во-первых, было неочевидно, что задачи в длительной перспективе для «малышей» будут. Во-вторых, было совершенно непонятно, как их учить и адаптировать в условиях, когда все тотально на удаленке.
Наем топ-менеджеров также практически остановился. Так как принимать решения о найме топа строго по скайпу были готовы далеко не все работодатели. Снова вставал вопрос интеграции нового топа в компанию в условиях, когда все работают из дома. Топы, нашедшие в этот период работу, — редкость, они точно обладают незаурядными качествами и экспертизой.
Достаточно быстро стало очевидно, что этот кризис отличается от всех предыдущих. Резко выросла роль ИТ-департаментов, так как необходимо было быстро перевести всех сотрудников на удаленный режим, обеспечить информационную безопасность, а бизнес поставить на онлайн-рельсы. В связи с этим количество запросов со стороны наших заказчиков по ряду направлений даже увеличилось. Помимо того, что почти во всех компаниях ИТ-шники работали в режиме нон-стоп, порой простые задачи превращались в дико сложные, требующие участия чуть ли не ИТ-директоров. Так, в частности, в какой-то момент ноутбуки в Москве стали дефицитом — их нужно было «доставать».
Мы не перестали нанимать сотрудников на первом этапе пандемии, но у процесса появились новые особенности. Во-первых, пришлось отказаться от очных собеседований. Все собеседования мы проводили онлайн. Кстати, сейчас, когда мы уже со многими ребятами познакомились лично, могу сказать, что мы не ошиблись — они правда классные. Во-вторых, высококвалифицированные кандидаты, находящиеся в активном поиске работы, с удовольствием стали принимать наши офферы. Если до марта такие соискатели приходили к нам на собеседования уже имея веер из офферов и могли отдать предпочтение не нам, а сомнительному стартапу, то с апреля практически все наши предложения были приняты, так как работа в большой, стабильной ИТ-компании внезапно стала ценностью для большинства.
В то же время стоит отметить, что многие соискатели остановили поиск работы из-за высоких рисков. Были случаи, когда кандидаты в начале марта обсуждали переход к нам, а уже в конце месяца отказывались: «Я передумал, звоните осенью». Важно отметить, что и у нас сотрудники перестали уходить. Более того, ребята более гибко стали относиться к освоению смежных специальностей, которые до этого не очень хотели осваивать. Отдельная история, с которой столкнулись все работодатели, — как принимать новых сотрудников в условиях режима пропусков в Москве. Но и с этой задачей все благополучно справились.
Если говорить о втором этапе — снятии большинства ограничений в Москве, то, безусловно, он серьезно отразился на рынке труда.
Сейчас наблюдается эффект отложенного спроса: кандидаты стали гораздо активнее, чем летом и тем более весной. Конечно, показатели пока ниже, чем в 2019 г., потому что на рынок сильно влияют слухи о грядущей второй волне эпидемии. Но люди активно ищут новые возможности, также мы видим много желающих сменить профессию и попробовать что-то новое. Дает о себе знать и «тест на порядочность»: часть кандидатов ищут работу, так как разочаровались в действиях своих работодателей в весенне-летний период.
Кстати, сейчас наметился спрос и на топ-менеджеров. Коллеги из кадровых агентств отмечают, что период пандемии стал испытанием на стрессоустойчивость для многих. Более того, проблемы, которые долго тлели до пандемии, обострились и требуют решения.
Пандемия изменила подход к соцпакету во многих компаниях. С одной стороны, весной-летом в основном пришлось отказаться от офлайн-корпоративов. С другой стороны, на первое место встал вопрос с медициной, ДМС, обустройством рабочих мест дома — многие забирали с работы мониторы, кресла и пр. Мы весной массово подключали всех, кто не хотел брать ДМС зимой. Мы также договорились с врачом, работающим с коронавирусными пациентами в стационаре, чтобы он консультировал наших сотрудников. Всеми проблемами заболевших занимался лично исполнительный директор нашей компании Александр Зисман. А летом мы запустили тестирование на коронавирус всех желающих и сотрудников, ездящих на работы к заказчикам.
Источник : blog.trud.com
Поделиться