"Технология возможностей" - использование театральной площадки для формирования управленческого мышления и качеств лидера

Автор : Антонина Ростовская

Источник: Материальная база сферы культуры" научно-информационные сборник. Выпуск 3. Театр в истоке коммуникации. Москва-2004

 

Развитие современных информационных технологий ведет к тому, что скорость обмена информацией увеличивается, доступ к ней становится более широким. Чем дальше, тем меньше эти процессы поддаются контролю и регулированию. Т.о. теперь любой прогноз, решение, проект или действие становятся дос­тупными все большему количеству людей. И это не может не повлечь за собой быстрых противодействий, новых прогнозов - изменений ситуации. Эти изменения становится все сложнее и сложнее спрогнозировать, а, значит, и управлять ими. В каждой новой ситуации, делая шаг вперед, управленец уже не может опираться не существующее положение. Поэтому теперь управ­ленец должен уметь организовывать ситуацию с точностью до «здесь и теперь». Для этого ему необходимо владеть не только знаниями и рациональными, мыслительными навыками и способностями, но и умением чувствовать ситуацию и оформлять это чувство в действие (третья парадигма мышления).

Руководитель и Лидер: в чем разница между ними? Один из подходов разделяет эти два понятия по признаку формальности: руководитель - тот, кто должен управлять, а лидер - тот, кто может. И, конечно же, оптимально, когда руководитель является лидером, а лидер - руководителем. Лидеру, во-первых, необхо­димо иметь собственную точку зрения - позицию, и, во-вторых, уметь ее защитить и провести в жизнь, т.е. выстроить свое дело и за него отвечать.

И задача управленческого образования - это, в первую очередь, развить и сформировать в будущих управленцах, особенно управленцах «высшего звена», лидерские качества.

Нашим студентам не хватает практики - факт всем известный. Традиционное образование дает очень много теории, которую студентам нет никакой возможности проверить на практике. И не только потому, что к реальному управлению человека без опыта не подпускают: дело еще и в том, что любая теория имеет свои нормы действия, а в ситуации высокоскоростных изменений нормы меняются так же быстро, как и условия, и, соответственно, старые нормы уже не действуют. Новая ситуация - новые нормы.

В последнее время все большее распространение в образовании получают «активные образовательные технологии»: тренинга, деловые игры. Тренинги занимаются тренировкой определенных навыков и умений, безотносительно личной проблемы, ситуации, и потому не всегда понятно, как полученные навыки применяются на практике. В деловых играх задается определенная существующая проблемная ситуация, и в нее помещается управленец. В этой модели он ее решает, но когда выходит в «жизнь» - там уже все изменилось: другая ситуация, другие проблемы. А значит, необходимы уже другие действия, решения, другая логика... Таким образом, «методики готовых решений» не дают возможности практики управления в изменяющейся ситуации и поэтому не могут полностью отвечать требованиям современного управления.

Образовательная «технология возможностей», использующая театральную площадку как поле практики управления, фокусирует внимание именно на способе, методе работы в ситуации изменений. Главной предпосылкой возникновения этой технологии стал тот факт, что сцена всегда остается неограниченной в силу присутствия зрителя - «четвертой стены», которую возможно освоить, лишь выйдя на сцену и лишь обладая способностью, умением «вплести», включить и зрителя в свое действие. В театре всегда есть неизвестность, связанная с тем, что спектакль происходит здесь и сейчас, именно в этом пространстве и именно с этими людьми-зрителями, чью реакцию и влияние на спектакль никто не может просчитать заранее. Таким образом, в театре ситуацию полностью ограничить, «очертить» невозможно. И поэтому каждый раз человек, выходящий на сцену, рискует, т.к. каждый раз он оказывается в новой ситуации - ситуации, которая может измениться и меняется каждое мгновение.

Работа на театральной площадке подразумевает обретение человеком способности идти на риск, отдавать себя полностью совершаемому действию, потому что чем больше мы рискуем, тем больше у нас появляется шансов и возможностей. Именно поэтому данную образовательную технологию называют технологией возможностей.

Но, при этом, сцена локальна и поэтому позволяет актеру владеть теми процессами, которые он на ней запускает.

Образовательная технология формирования управленческого мышления и качеств лидера уже нашла свое первое примене­ние в экспериментальном спецкурсе ГУУ «Управленческое мышление в сценической постановке». Сам метод работы или, как его называют на Курсе, путь «от замысла до реализации» включает в себя 4 этапа.

Первый этап - «самоопределение» - формирование замысла. В начале пути важно понять, что тебя волнует, и что сейчас важно делать в мире. Студент обращается к себе, своим чувствам, своему интересу, потом пытается понять, что в мире должно состояться, сбыться, и пытается соединить эти сущности, чтобы взяться за реализацию, испытывая собой и на себе производимое. Т.о. он учится соотносить себя с ситуацией в мире. Соответственно, отстраивается другая схема существования: не «цель - средства», а «я - мир». Философы Гадамер, Хайдеггер говорили, что изначальная форма человеческого существования - понимание. А понимание базируется на постоянном ответе человеком на вопрос «Что происходит?». На этот вопрос мне кроме меня никто ответить не может, понимание всегда субъективно. Т.о. на данном этапе работы-обучения происходит индивидуальное самостоятельное определение обучающимися смыслового содержания будущей постановки - замысла.

Второй этап - «обустройство» - воплощение замысла в сце­нарий. Под идею (замысел) постановки находится «готовое» литературное произведение, или текст сочиняется самим студентом. Далее придумывается форма воплощения замысла на сцене (количество персонажей и актеров, музыка, танцы, пантомима, эффекты и т.д.). Отдельно нужно выделить работу с текстом, которая помогает научиться «зреть в корень», «читать между строк», т.е. анализировать любой текстовый документ и его интерпретировать - формировать свое понимание, свою точку зрения на его содержание. Этот этап включает в себя элементы как творчества (написание сценария), так и организации (составление плана реализации сценария, подбор актеров, реквизита, согласование по срокам и т.д.).

Третий этап - «действие»-реализация сценария на сцене. Этот этап знаменуется уже выходом на сцену. Сначала репетиции. Ребята сталкиваются с организационными реалиями (нехваткой времени и реквизита, сложностью договориться между участниками одной постановки, неудобством пространства для репетиций и т.д.), которые могут несколько трансформировать изначально придуманную форму. И самое главное здесь - удержаться в системе переходов и связей при движении от замысла до реализации. Заканчивается этот этап отчетным выступлением перед зрителями - «проверкой сценой», когда появляется возможность осознанно производить подготовленное действие в ситуации неопределенности, «здесь и сейчас». Этот этап очень важен еще и потому, что именно выход на сцену налагает огромную ответственность: если действие не достаточно проработано или человек не смог произвести его во всей полноте, с «включением» в него и зрителя, то это сразу становится видно, ощутимо как зрителю, так и самому актеру.

Четвертый этап - «осмысление опыта». После отчетного показа необходима рефлексия, индивидуальное осмысление реализации постановки и выявление каждым на основе своего опыта последующих «пределов возможного».

Условно можно выделить три стадии обучения по этому методу. Первая стадия подразумевает прохождение студентом пути «от замысла до реализации» с ведущим, вторая стадия - самостоятельное прохождение им того же пути, но уже с новым содержанием, и третья - когда человек сам выступает в роли ведущего-проводника для вновь прибывших студентов (теперь перед ним стоит задача организации пространства мыследеятельности для других).

Предметом обучения становится организация раздвигания пределов осуществляемых действий.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1