Тайна великих гениев бизнеса

Автор: Мария Пикалова | Источник: E-xecutive

Почему одни предприниматели и менеджеры добиваются фантастических успехов в бизнесе и меняют картину мира, а другие, несмотря на усилия, за всю жизнь не совершают ничего значительного? Похоже, что профессорам Harvard Business School Энтони Майо и Нитину Нория удалось разгадать тайну великих гениев бизнеса. И их открытие способно изменить вашу жизнь.

На протяжении многих лет исследователи с завидным упорством искали ответы на вопросы, которые до недавнего времени казались неразрешимыми. Почему одни люди добиваются выдающихся успехов в бизнесе, а другие обречены на неудачу? Какими личностными качествами должен обладать индивидуум, чтобы стать великим бизнес-лидером? Является ли предпринимательский или менеджерский талант врожденным даром или же это набор навыков, которые может развить каждый?

Похоже, профессорам Harvard Business School Энтони Майо и Нитину Нория удалось разгадать загадку величайших гениев бизнеса. И их открытие дает новые ориентиры как для компаний, стремящихся к победе в войне за таланты, так и для тех, кто стремится к великим свершениям в бизнесе. Более того, оно может кардинальным образом изменить подходы в области оценки и подбора персонала.

Загадка бизнес-гения

Эта история началась с того, что профессора Harvard Business School инициировали запуск проекта Leadership Initiative, который должен был помочь школе получить ответы на вопросы о природе лидерства, эволюции бизнеса и индивидуумов, меняющих бизнес-ландшафт. Исследование имело и другую, более прозаичную цель. Дело в том, что школа надеялась за счет полученных данных усовершенствовать свои образовательные программы и сократить разрыв между теорией и реальной практикой лидерства в бизнесе.

Как бы то ни было, основной целью исследования было объявлено составление рейтинга 100 величайших бизнес-лидеров Америки 20 века и создание «канона» истинного бизнес-лидера. На начальном этапе для детального изучения были избраны 860 американских руководителей, добившихся значительных свершений между 1900 и 2000 годами, сведения о которых были внесены в специальную базу данных Great American Business Leaders database.

Профессора оценивали каждого бизнес-лидера по нескольким четким критериям. Чтобы попасть в рейтинг, он должен был быть либо создателем бизнеса, либо занимать позицию СЕО. Каждый из них должен был провести, по меньшей мере, пять лет на позиции главы компании, которая демонстрировала выдающиеся финансовые результаты не менее четырех лет подряд. Таким образом, список был сокращен до 260 человек.

Далее список был пропущен через еще один, самый важный «фильтр». Компании, во главе которых стояли эти люди, должны были изменить жизни людей или оказать влияние на эволюцию бизнеса. Это могло быть открытие новых рынков, создание новых отраслей и новых технологий, в том числе и управленческих.

На заключительном этапе исследования профессора поместили истории успеха бизнес-лидеров в исторический контекст. То есть постарались установить взаимосвязь между происходившими в то время событиями и деятельностью каждого из них. Вот тут-то и было сделано одно из интереснейших открытий в истории исследований лидерства. А именно – выявлена роль «контекстного» интеллекта как ключевого фактора на пути к великим свершениям.

Интеллект человека состоит из трех групп навыков: аналитического, творческого и контекстного интеллекта. Если с аналитическим интеллектом все более или менее понятно, способность к логическому мышлению и анализу можно измерить с помощью тестов на IQ, то с творческим и контекстным все не столь очевидно. Творческий интеллект определяет возможности человека в создании нового, генерации идей, а контекстный – возможности эффективного взаимодействия с реальностью, он наиболее близок по смыслу к тому, что мы обычно называем мудростью.

Роль «контекстного» интеллекта

«Изначально мы собирались определить 100 величайших американских СЕО и основателей компаний двадцатого века, - рассказывал впоследствии Энтони Майо. - Для этого мы даже опросили более 7 тыс. выпускников HBS (руководителей бизнесов), собирая их мнения и голоса в пользу значимости исторического вклада того или иного бизнес-лидера. Когда мы переложили нашу базу данных великих бизнес-лидеров в контекст десятилетий, на протяжении которых они служили на благо своим компаниям, огромная роль контекстного интеллекта стала неоспорима».

Бизнес-лидеры живут и действуют в реальной жизни, на фоне изменений в политике и экономике, а не в неком подобии вакуума. И главное качество, которое определяет успех или неудачу каждого из великих гениев бизнеса, это вовсе не харизма или умение рисковать, как предполагали некоторые исследователи. Это ключевое качество – обладание «контекстным» интеллектом, то есть умением чувствовать дух времени, улавливать при помощи своеобразного «радара» зарождающиеся тенденции, предчувствовать будущие события и использовать силу грядущих изменений.

Вот как определяет контекстный интеллект сам Энтони Майо: «Контекстный интеллект – это способность понимать факторы макро-уровня, которые действуют в течение заданного периода времени. Для нашего исследования мы избрали шесть контекстных факторов, которые формировали бизнес-среду в течение прошлого века и продолжают влиять на нее в веке нынешнем: государственное регулирование, рынок труда, глобализацию, технологии, демографию и социальные аспекты. На протяжении каждого десятилетия двадцатого века эти шесть факторов ослабевали и усиливались, образуя уникальные комбинации. Способность бизнес-лидера видеть смысл контекстной структуры своего времени и использовать ее потенциал определяет его успех или неудачу».

Результаты исследования Майои Нория были представлены в книге «In Their Time: The Greatest Business Leaders of the 20th Century» ( Harvard Business School Press, 2005). Каждая из глав книги посвящена определенному десятилетию и событиям, которые происходили в рамках данного временного отрезка, а также тому, как эти события были использованы великими бизнес-лидерами. С точки зрения истории едва ли вы найдете там нечто новое, однако книга ценна тем, что наглядно демонстрирует взаимосвязь между контекстом и его грамотной интерпретацией, которая ведет к успеху в бизнесе.

Например, Madam C. J. Walker (урожденная Сара Бридлав) в 1907 году создала собственный бизнес по продаже косметических продуктов и стала первой в стране self-made женщиной-миллионером. Метод личных продаж, который она использовала, был впервые применен компанией Avon, но она была первой, кто использовал его для предложения продуктов аудитории афро-американских женщин.

Кларенс Сандрес был первым, кто заметил, что потребители с расцветом рекламы отдают предпочтение брендированным продуктам по доступным ценам, и в 1915 году создал магазин нового формата, который назвал Piggly Wiggly. Инновация заключалась в том, что в торговом зале не было продавцов, покупатели сами выбирали товары на полках и оплачивали их на кассе. Фактически, это был первый супермаркет. Сандерс не только значительно сократил расходы на обслуживающий персонал, но и изменил вид ритейла. Piggly Wiggly был невероятно успешен, и к 1922 году сеть насчитывала уже 1200 магазинов, а сегодня супермаркет является общепризнанным стандартом индустрии.

Гении бизнеса способны находить положительные стороны даже в печальных событиях. Во время войны Р. Дж. Рейнольдс рассматривал безвозмездную раздачу сигарет Camel как новую возможность для продвижения бренда. Роберт Вудрафф публично поклялся, что любой американский солдат в любом уголке мира сможет вспомнить о доме, купив бутылку Coca-Cola за пять центов. Компания в своем стремлении поддержать моральный дух солдат не только избежала проблем с сахаром, тогда как другие производители сидели на голодном пайке, но и получила возможность построить разветвленную сеть заводов. Когда война была окончена, слабая компания, купленная отцом Вудраффа в 1919 году, была готова к покорению мирового рынка.

Уильям Фэйрберн Возродил умирающую отрасль по производству спичек, когда возглавил в 1914 году Diamond Match Company. Технология производства фосфорных спичек к тому моменту была дискредитирована, поскольку фосфор был ядовит, а также были распространены случаи самопроизвольных возгораний. Фэйрберн изменил процесс производства, заменив фосфор. Вместо того чтобы стать монополистом, он безвозмездно предоставил доступ к запатентованной технологии всем участникам рынка. Его благородный жест возродил индустрию и обеспечил ее рост.

Три дороги к великим свершениям в бизнесе

Исследователи установили, что помимо обладания одним общим качеством -«контекстным» интеллектом - великие бизнес-лидеры шли к успеху тремя разными дорогами. Таким образом, они вывели собственную типологию:

·Лидеры-предприниматели креативны, готовы рисковать и преуспели, создав новый бизнес. Они часто опережают свое время и нередко проходят через кажущиеся непреодолимыми препятствия;

·Лидеры-менеджеры преумножают успех уже существующих компаний, привнося дисциплину, структурированность, организованность. Они добиваются успеха за счет глубокого понимания текущей ситуации;

·Харизматичные лидеры способны вдохновлять людей и спасать бизнесы, в возможность возрождения которых уже никто не верит. Они являются проводниками изменений и выявляют скрытый потенциал компаний, которые окружающие считают стагнирующими или умирающими.

Чарльз Уильям Пост относится к категории лидеров-предпринимателей. Он был обычным коммивояжером, странствующим по Мичигану – Силиконовой долине своего времени. Именно в этом регионе расположились более трехсот автомобильных компаний, которые порождали новые бизнесы, и казалось, что даже воздух там пропитан духом предпринимательства. Пост также ощутил зарождение новых возможностей и создал не содержащий кофеина напиток Postum. Поскольку Пост был коммивояжером, он воспользовался своим опытом и начал предлагать покупателям по всему Среднему Западу попробовать бесплатные образцы его продукта. То есть в отличие от конкурентов общался с ними напрямую, без посредников. Он не только добился успеха, но и открыл новую технологию, которая вошла в практику розничной торговли.

Пост практически одновременно с братьями Келлогг основал компанию по производству сухих завтраков. Он одним из первых уловил изменения в поведении американских потребителей. В индустриальную эпоху число женщин, проводящую большую часть времени на работе, увеличилось. Время стало более ценным ресурсом, и потребитель был готов платить за удобство. Помимо этого Пост развернул рекламную компанию в таких массовых изданиях как Ladies' Home Journal, которые воспринимались людьми как заслуживающие доверия источники информации, и завоевал признание национального потребителя. Он уловил изменения демографической и социальной ситуации и был одним из первых, кто осознал силу национального бренда.

Гений лидера-предпринимателя заключается в том, чтобы собрать воедино обыденное и тем самым создать нечто новое, доселе невиданное. Пост был одним из величайших провидцев в мире бизнеса, но потерпел неудачу в роли менеджера. Ему не удалось построить организационную систему, не убив при этом дух предпринимательства. В конце концов, он ушел из бизнеса и покончил с жизнью. Но его компания Post Cereals успешно работает и по сей день.

Луис Ноймиллер относится к категории лидеров-менеджеров. В то время как предприниматели создают компании, а харизматичные лидеры привносят радикальные изменения, лидеры-менеджеры преумножают ценность уже существующих бизнесов. Луис Ноймиллер возглавил компанию Caterpillar в 1941 году, за два месяца до того, как Япония атаковала Перл-Харбор. Если Пост использовал изменения в социально-демографической ситуации, Ноймиллер сумел обратить во благо события геополитического характера – Вторую мировую войну – чтобы превратить Caterpillar в глобальную организацию.

Вскоре после того, как Америка вступила в войну, вооруженные силы страны призвали Caterpillar перепрофилировать производство в соответствии с потребностями артиллерийских войск. Однако Ноймиллер опасался, что после окончания войны компания столкнется с проблемами перехода к мирной жизни. Поэтому он убедил военных, что компании следует продолжить производство традиционной «мирной» техники - бульдозеров и тракторов. Его стратегия оказалась верна – техника была востребована для расчистки дорог и в строительстве. В течение четырех следующих лет штат сотрудников Caterpillar увеличился в два раза, а продажи выросли в пять раз.

Помимо этого Ноймиллер инициировал безвозмездные поставки оборудования Caterpillar во все страны, где велись военные действия, вследствие чего некоторые сотрудники компании готовы были объявить его сумасшедшим. Но его инстинкт подсказывал, что война рано или поздно закончится, и страны, участвующие в войне займутся восстановлением разрушенного, и тогда Азия и Европа станут крупными рынками для Caterpillar. И Ноймиллер оказался прав. Компания открыла представительства и сервисные центры, которые поддерживали старое оборудование и, что особенно важно, продавали новое. Ноймиллер использовал эту инфраструктуру, обеспечив тем самым присутствие Caterpillar практически во всех уголках мира.

Ноймиллер ничего не построил, продуктовая линейка Caterpillar не претерпела радикальных изменений, однако изменились масштаб и возможности корпорации. Будучи великим менеджером, он сумел обратить во благо компании и войну, и послевоенное восстановление, что позволило превратить ее в гиганта рынка.

Ли Якокка относится к категории харизматичных лидеров. Ему, как и другим гениям бизнеса, удалось уловить незримые изменения и использовать их в достижении успеха. В начале 70-х годов американские автомобильные гиганты казались непобедимыми. Но ОПЕК ввела эмбарго на нефть, и разразился энергетический кризис. Многие думали, что это всего лишь временное явление, однако оно помогло японским автопроизводителям существенно ослабить могущество Детройта. К 1980 году Япония стала крупнейшим в мире производителем автомобилей, тогда как все американские автомобильные компании теряли деньги. Больше всех пострадал Chrysler, чьи убытки составили $1,7 млрд. И в этот момент появился Ли Якокка.

Якокка пообещал, что будет получать символический $1 в год до тех пор, пока вновь не сделает Chrysler прибыльной компанией. Ему удалось получить государственный займ в размере $1,5 млрд, и отступать было некуда. И тогда Якокка сумел разглядеть три важных явления, меняющих американский бизнес-ландшафт, и обратил их в свою пользу.

Во-первых, Якокка понял, что основное преимущество японцев заключается в том, что они владеют более эффективной технологией управления производством. Во-вторых, он осознал, что необходим более тесный контакт между менеджментом и рабочими. Поэтому Chrysler стал первой американской корпорацией, где в совет директоров вошли представители профсоюза. В-третьих, Якокка использовал изменения в демографической ситуации. Он увидел, что бэби-бумеры обзаводятся семьями, и сделал ставку на семейный автомобиль – минивэн. Якокка сумел спасти Chrysler, потому что действовал на всех трех фронтах одновременно. В то время в возрождение Chrysler никто уже не верил, но все поверили в силы харизматичного лидера Ли Якокка.

Как разгадка секрета бизнес-гения может изменить мир?

Какие последствия может иметь открытие Энтони Майо и Нитина Нория? Возможно, раскрытие секрета гения бизнеса станет отправной точкой возникновения новой волны великих бизнес-лидеров – предпринимателей, менеджеров, харизматиков. Ведь знания – ресурс, который доступен каждому, и каждый теперь может целенаправленно развивать собственный «контекстный» интеллект.

Компании фактически получают новую технологию поиска талантов внутри компании. Это может привести к возникновению принципиально нового подхода в области оценки сотрудников, основой которого будет поиск обладателей «контекстного» интеллекта, способных вывести компанию на качественно новый уровень.

Открытие профессоров Harvard Business School может кардинальным образом изменить подход в области подбора кандидатов на руководящие позиции. Ведь теперь принципиальное значение будет иметь не просто «послужной список», а способность улавливать зарождающиеся тенденции, верно их интерпретировать и умело использовать. «Существует устойчивая тенденция поиска кандидата, который имеет определенный список достижений, но члены совета директоров должны понимать контекст, в котором определенные кандидаты на позицию СЕО будут успешны, - говорит Энтони Майо. - Слишком просто упустить и прошлую контекстную структуру успеха, и будущую. Может ли человек, добившийся успеха в одном контексте, быть столь же успешен в новом контексте? Был бы Сэм Уолтон успешен сегодня? Сможет ли Майкл Эйснер добиться новых успехов в меняющейся контекстной структуре? Советы директоров склонны пренебрегать чрезвычайно важными контрдоказательствами и отдавать предпочтение «проверенному» таланту, часто забывая спросить «проверенному в каком контексте?».

Для каждого из тех, кто стремится к успеху, развитие «контекстного» интеллекта становится необходимым условием. Ни харизматичность, ни образование, ни трудолюбие, ни упорство, ни смелось без умения чувствовать свое время не приведут к настоящим великим свершениям. Так что развивайте «контекстный» интеллект, следуя примеру самых лучших учителей - величайших гениев бизнеса.

50 величайших бизнес-лидеров по версии Harvard Business School

1. Сэм Уолтон Wal-Mart

2. Уолт Дисней Walt Disney

3. Билл Гейтс Microsoft

4. Генри Форд Ford Motor

5. Джон Морган J. P. Morgan Chase

6. Альфред Слоан General Motors

7. Джек Уэлч General Electric

8. Рэймонд Крок McDonald's

9. Уильям Хьюлетт Hewlett-Packard

10. Дэвид Паккард Hewlett-Packard

11. Эндрю Гроув Intel

12. Милтон Херши The Hershey Co.

13. Джон Рокфеллер Standard Oil

14. Томас Уотсон Мл IBM

15. Генри Люс Time-Life Publications

16. Уилл Келлогг Kellogg

17. Уоррен Баффетт Berkshire Hathaway

18. Харланд Сандерс Kentucky Fried Chicken

19. Уильям Проктер Procter & Gamble

20. Томас Уотсон ст. IBM

21. Аса Кендлер Coca-Cola

22. Эсти Лаудер Estee Lauder

23. Генри Хайнц H. J. Heinz

24. Дэниел Гербер Jr. Gerber Products

25. Джеймс Крафт Kraft Foods

26. Стив Джобс Apple Computer

27. Джон Дорранс Campbell Soup

28. Леон Бин LL Bean

29. Уильям Левитт Levitt & Sons

30. Говард Шульц Starbucks

31. Майкл Делл Dell Computer

32. Роберт Джонсон Johnson & Johnson

33. Джеймс Кейси United Parcel Service

34. Херб Келлехер Southwest Airlines

35. Джордж Истман Eastman Kodak

36. Филип Найт Nike

37. Джеймс МакКинси McKinsey & Co.

38. Чарльз Шваб Charles Schwab

39. Фредерик Смит Federal Express

40. Уильям Ригли Wm. Wrigley Jr. Co.

41. Гордон Мур Intel

42. Тед Тернер Turner Broadcasting

43. Джон Виллард Марриотт Marriott Int'l.

44. Джеймс Берк Johnson & Johnson

45. Дэвид Сарнофф RCA

46. Уильям Боинг Boeing

47. Уолтер Хаас ст. Levi Strauss

48. Генри Кайзер Kaiser Industries

49. Уолтер Хаас Мл. Levi Strauss

50. Кларенс Бердсай Bird's Eye Foods

При подготовке статьи использованы материалы Fast Company, Harvard Business School, Economist, Times

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1