Тахографы

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N 3

ТАХОГРАФЫ

Общие положения

Предложение оснастить весь коммерческий транспорт тахографами появилось вследствие реакции руководства нашей страны на серию крупных дорожных автокатастроф с участием автобусов и грузовиков, где во многих ДТП главной причиной стало переутомление водителей. В этой связи уже разработаны проекты федеральных законов, предусматривающих обязательное оборудование транспортных средств, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, тахографами.

Тахограф - бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации в автоматическом режиме времени скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Определяющими факторами в понятии тахографа являются принципы контроля: постоянный, автономный, объективный и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Особое внимание уделяется именно двум последним принципам: объективности и неотвратимости наказания. Тахограф работает как самописец, который фиксирует, сколько времени в движении находился транспорт.

Данные записываются на электронный носитель, их может проверить уполномоченное лицо.

Обязательное применение тахографов на автотранспортных средствах регламентировано:

- для международных перевозок:

1) международным договором - Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР);

2) Федеральным законом от 24.07.1998 N 127 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";

3) Федеральным законом от 02.01.2000 N 9 "О внесении дополнений в статью 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 127 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";

- для междугородних перевозок:

1) Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автотранспортом";

2) Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (Приказ Минтранса России от 08.01.1997 N 2, регистрация Минюста России от 14.05.1997 N 1302).

Порядок использования тахографов определен:

- Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте Российской Федерации (Приказ Минтранса России от 07.07.1998 N 86, регистрация Минюста России от 25.11.1998 N 1651);

- Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090);

- Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1272).

Допускаются к использованию на транспорте в Российской Федерации только модели тахографов, соответствующие требованиям Международного договора ЕСТР и внесенные Госстандартом России в Государственный реестр средств измерений.

В соответствии с требованиями этих нормативных правовых актов обязательному оснащению тахографами подлежат следующие категории транспортных средств:

- для международных перевозок - грузовые автомобили полной расширенной массой свыше 3,5 т и автобусы с числом мест более 9 (независимо от года выпуска);

- для междугородних перевозок - грузовые автомобили полной расширенной массой свыше 15 т и автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г.

Не подлежат обязательному оснащению тахографами:

- автобусы, используемые для перевозки пассажиров на регулярных линиях, протяженность которых не превышает 50 км;

- автотранспортные средства, разрешенная максимальная скорость движения которых не превышает 30 км/ч;

- автотранспортные средства (за исключением осуществляющих перевозки на коммерческой основе), принадлежащие организациям и ведомствам, на которые не распространяются требования о лицензировании перевозочной деятельности;

- автотранспортные средства, принадлежащие физическим лицам и используемые для некоммерческой перевозки пассажиров и грузов личного пользования.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие междугородние перевозки, должны быть оборудованы тахографами с целью обеспечения безопасных условий перевозок путем соблюдения водителем режимов труда и отдыха. Согласно международному договору ЕСТР оснащению тахографами подлежат все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие междугородние перевозки с той же целью. В дополнение к этому летом 2009 г. Президентом России было отдано распоряжение Министерству транспорта о разработке положения об оборудовании тахографами автомобилей с числом мест более 8 и грузовиков с полной массой выше 3,5 т начиная с 1 января 2010 г. (срок уже прошел - положение не опубликовано).

История тахографа

Исторически идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Законным желанием владельцев предприятий является осуществление контроля за принадлежащими им орудиями труда и наемными работниками. На стационарных рабочих местах это сделать легко, а как быть владельцам автопредприятий, когда водитель и автомобиль находятся вне территории предприятия в течение длительного периода времени, контролера в каждый автомобиль не посадишь? Для этих целей и были разработаны первые тахографы. К ним предъявлялись следующие требования: независимо от водителя регистрировать скорость и пройденный путь относительно реального времени. Поэтому первыми производителями тахографов были часовые фирмы, так как в основе прибора был часовой механизм.

Со временем конструкция и принцип работы тахографа изменялись в соответствии с требованиями рынка. Изменилась и основная задача, возложенная на тахограф, на текущий момент это прибор обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий являются усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства. Тахограф призван не только обеспечить честную конкуренцию, но и обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. При этом выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами стран - участниц Соглашения ЕСТР, потому что этот документ является объективным автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. Поэтому техническая реализация прибора является сложной шифрованной системой постоянного энергонезависимого хранения данных с ограничением уровня доступа и защитой передачи данных.

Тахографы были унифицированы, получили единые конструктивные и функциональные стандарты. Все европейские тахографы имеют сертификат типа средств измерений вида "е__", они внесены в общеевропейский реестр. И отсутствие на приборе маркировки типа "е__" означает, что данный прибор не может быть признан тахографом.

Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки. Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра, и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы. По типу тахографы бывают цифровые и аналоговые (механические и электронно-программированные). Тахограф регистрирует скорость движения, пройденный путь и режим труда и отдыха водителя. Анализ данных тахографии позволяет владельцам предприятий оценить квалификацию водителей.

На сегодняшний день весь вновь производимый транспорт, который обязан быть оборудован тахографом, согласно Соглашению ЕСТР выпускается с завода только с цифровым тахографом или, как его принято называть согласно документам ЕСТР, контрольном устройством, исключение составляет только транспорт, который продается в государства, не входящие в Соглашение ЕСТР.

Принципиальные отличия цифрового тахографа от электронного - способ записи информации, наличие энергонезависимой памяти, способной хранить информацию в течение 1 года, и очень серьезная защита от несанкционированного доступа к данным, записанным в память. Доступ к памяти осуществляется при помощи 4 видов ключей, или смарт-карт: это карта водителя - она сохраняет данные за последние 28 суток; сервисная карта позволяет настраивать тахограф и изменять его основные функциональные параметры; карта компании (автопредприятия) позволяет считывать данные о рейсах автомобилей, которые принадлежат данному автопредприятию, а также закрывать эти данные от доступа другим компаниям; карта инспектора, которая позволяет считать из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, скоростного режима или режима труда и отдыха) и произошедшие сбои в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости).

На данный момент существует только четыре модели цифровых тахографов, которые соответствуют требованиям, изложенным в документе N 3821/85/EEC, Приложение 1B, и получили европейский сертификат утверждения типа контрольного устройства:

1) DTCO 1381 производства фирмы Continental Automotive GmbH (ранее известная Siemens VDO, а еще ранее VDO Kienzle);

2) SE 5000 производства фирмы Stoneridge Electronics (ранее известная TVI Europa, еще ранее - Veeder Root);

3) SmarTach производства фирмы Actia;

4) EFAS 3 производства фирмы EFKON AG.

По требованиям законодательства, которое вступило в действие на территории России 31 декабря 2010 г., водители обязаны скачивать информацию с памяти цифрового тахографа и карты водителя. Для этого необходимо использовать сертифицированное программное обеспечение для цифровых тахографов, а также оборудование для загрузки информации с памяти карты водителя и регистрирующего устройства.

Цифровой тахограф в России

Российские системы мониторинга транспортных средств вскоре будут не только способны контролировать скоростной режим автомобиля и порядок труда и отдыха водителя, но и позволят точно определять место его нахождения в любое время.

Это станет возможным благодаря созданию пользовательских систем различного назначения на базе навигационных приемников ГЛОНАСС. Каковы их плюсы? Такая система мониторинга транспортных средств позволяет не только определять местоположение автомобиля в режиме онлайн, но и имеет целый ряд дополнительных функций, таких как "черный ящик", контроль скорости движения, расхода топлива и, конечно, графика работы и отдыха водителя. Благодаря этой системе можно получать всю необходимую логистическую информацию, включая сведения об отклонениях от маршрута, холостых пробегах и других применениях автомобиля не по назначению. Подобные системы особенно будут востребованы в организациях, для которых движение автомобиля по маршруту принципиально важно. Например, в банках, имеющих собственную службу инкассации денежных средств. Установив систему мониторинга транспорта, работающую с использованием ГЛОНАСС, местонахождение автомобиля можно будет определить в любой момент времени с высокой точностью. То же самое можно сказать и о другом специальном автомобильном транспорте. "Скорая", автомашины МЧС, милиции, спецтранса - все их передвижения могут легко контролироваться через спутник. Есть и еще один существенный плюс, связанный с экономией топлива. Сейчас на крупных автомагистралях тут и там встречаются невзрачные на вид дома, возле которых днем и ночью горит лампочка. Бывалые водители знают: в них находится точка по продаже "левых" чеков на топливо и другим транспортным услугам. К примеру, обернувшись по маршруту Петербург - Москва, грузовик реально сжег 300 л топлива, а его водитель привозит чеков на 350: недостающие он просто покупает в таких точках. С появлением тахографов, а тем более систем мониторинга, имеющих связь со спутником, такой распространенный вариант присвоения хозяйских денег станет практически невозможен. Прибор, на который будет стекаться вся информация о режиме движения транспортного средства, зафиксирует не только пробег, но и расход топлива. И приписать ему лишние полсотни литров не получится, так как все подобные устройства имеют антивандальное исполнение и чутко фиксируют любые попытки взлома. Как результат только экономия топлива может составлять до 30%... По мнению специалистов, со временем системы мониторинга транспортных средств будут получать все большее количество функций, контролирующих передвижение автомобиля и состояние его водителя. Учитывая возможности отслеживания со спутника, диспетчер будет видеть каждую машину в режиме онлайн, а любой "левый" рейс сразу возьмет на учет.

В России цифровые тахографы используются с 16 июня 2010 г. согласно Международному соглашению стран, присоединившихся к ЕСТР. До этой даты не позднее чем за 3 месяца все заинтересованные лица (водители, инспекторы, мастера, администраторы автопредприятий) должны быть обеспечены смарт-картами. Эмиссия этих карточек возможна только после приведения национальных нормативных актов в соответствие с положениями ЕСТР. Как только это будет сделано на уровне государства, так сразу же можно будет начать оформление передачи прав на эмиссию карточек на национальном уровне в Российской Федерации.

В Российской Федерации есть производитель цифровых тахографов - фирма "Авесто Центр", выпустившая модель ДТ-10. К сожалению, ДТ-10 не имеет европейского сертификата утверждения типа, но это не мешает использовать его на Дальнем Востоке и в странах СНГ.

Сейчас в Российской Федерации идет подготовка внедрения системы цифрового тахографа в соответствии с требованиями ЕСТР, законодательной базы, сервисной сети, системы эмиссии карточек, обучающих программ для всех участников ЕСТР: водителей, мастеров, инспекторов, администраторов.

С одной стороны, текущие события, происходящие в России, вызывают оптимизм: заявления представителей власти внушают уверенность в том, что внедрение тахографов в России все же осуществится в ближайшем будущем и наша страна начнет формирование цивилизованных отношений в сфере транспорта. Но с другой стороны, хотелось бы, чтобы методы, которыми это внедрение будет происходить, были бы такими же, какие были в Европе, у которой накоплен огромный опыт в этом вопросе, а там все это происходило логично и постепенно, в плановом порядке, а не в порядке объявленной компании борьбы за безопасность, мгновенно и впопыхах. Тем более что в документах ЕСТР оговорены все нюансы внедрения тахографов и изобретать велосипед в этом вопросе не требуется: нужно просто обратиться к профессионалам и выполнить все требования Соглашения ЕСТР, участником которого является и Россия. Главное понять, что техническая составляющая в этом вопросе не главная, самое главное - это организация системы взаимосвязи между всеми участниками ЕСТР как внутри страны, так и между странами.

Надо понять, что универсальность технических решений в данном вопросе является залогом успеха, ведь контрольное устройство (тахограф) должно быть понятно не только всем водителям из любой страны, но и всем инспекторам независимо от языка общения, менталитета и национальных особенностей. И при этом устройство должно обеспечить автономный, объективный и постоянный контроль, а также защиту от манипуляций.

На текущий момент наиболее распространенными в Российской Федерации моделями тахографов, установленных на новых автотранспортных средствах, являются две: Kienzle 1324 и Veeder Root 2400. Также наиболее популярной моделью более ранних версий является модель Kienzle 1318.

21 сентября 2010 г. вступили в силу изменения к поправке N 5 Постановления Европейской комиссии (EC) N 506/261. Период толерантности в России закончился, и на сегодняшний момент все транспортные средства, зарегистрированные после 16 июня 2006 г., обязаны быть оснащены цифровыми тахографами для совершения международных перевозок. Новые изменения касаются определенных требований по соблюдению режима труда и отдыха водителя. В скором времени в России все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы на коммерческой основе, в обязательном порядке будут оснащаться средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей - тахографами. ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" разработало отечественный цифровой тахограф, отвечающий мировым стандартам. После принятия в России нового техрегламента установка на коммерческий грузовой и пассажирский транспорт тахографов стала делом обязательным. И хотя, когда точно начнет действовать это требование, пока неизвестно, противники нововведения уже сейчас заявляют, что на отечественном рынке нет достаточного количества устройств и организаций, которые умеют их устанавливать. Но, как выясняется, доводы их безосновательны. Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" совместно с КАМАЗом уже давно разработала цифровой тахограф ТЦА-02, отвечающий европейским стандартам. Прибор прошел все необходимые испытания и готов для запуска в серийное производство, и не сделано это пока лишь потому, что спрос на рынке до настоящего момента отсутствовал. 10 ноября 2010 г. отечественную разработку по контролю за автомобильными системами представили в столице Южной Кореи - Сеуле - на Третьем Российско-Корейском бизнес-диалоге. Российский прибор нового поколения вызвал интерес у корейских специалистов и получил положительные отзывы и высокие оценки. Тахограф, разработанный специалистами ОАО "Аэрокосмическое оборудование" и КАМАЗа, позволит не только следить за соблюдением интервалов времени режима труда и отдыха водителя, пройденным расстоянием, но и определять, превышал ли водитель скоростной режим, следовал ли он точно по заданному маршруту, откуда, куда и какой груз перевозил. Он также зафиксирует нарушения правил эксплуатации самого тахографа. В отличие от аналоговых приборов, диски которых легко подделывались, это устройство невозможно вскрыть и изменить каким-либо образом записанную информацию. Вся информация записывается на индивидуальную карту водителя и передается на центральный компьютер автотранспортного предприятия. Прибор может устанавливаться на все типы транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов. Более того, он может дополняться функцией ГЛОНАСС, что в разы повышает уровень контроля, и криптозащитой. Учтены конструктивные особенности автомобилей, выпускаемых в России и странах СНГ, поэтому снижен нижний предел рабочих температур до - 40 град. Цельсия и учтены повышенные требования к виброустойчивости и ударопрочности. Тахограф станет одним из самых эффективных средств обеспечения безопасности на дорогах. Ведь европейский опыт наглядно демонстрирует, что при применении этих приборов аварийность и смертность на дорогах снижаются на 20 - 30%.

Водители и компании, желающие совершать международные перевозки, обязаны получить соответственно карты водителя и компании в государственной организации РУСТАХОНЕТ.

Манипуляция цифровым тахографом

Одна их главных отличительных черт цифрового тахографа - это невозможность его "обмануть". Даже если вы слышали о случаях манипуляции тахографом, знайте, что это так же легко обнаружить. Любое механическое вмешательство или неверный ввод данных в виде деятельности водителя будет зарегистрирован в памяти устройства и может быть легко вычислен во время официальной проверки.

Любая попытка манипуляции тахографа повлечет за собой штраф, который будет зависеть от того, насколько серьезна была попытка манипуляции, и от страны, в которой нарушение было выявлено.

В качестве примера можно привести Испанию, в которой штраф может достигать 400 евро за неправильный ввод данных в тахограф или использование просроченной карты тахографа. Некорректное использование регистрационных листков или отсутствие данных о времени вождения и отдыха в контролирующем устройстве может увеличить сумму штрафа до 2000 евро, в то время как водителю, у которого нет регистрационных листков или отсутствует тахограф и другое необходимое оборудование, придется заплатить штраф в размере до 6000 евро.

С. Афинеевский

Подписано в печать

14.02.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1