"Сумасшедшие" игры солидных людей

Автор : Интервью Ирины Шиянова и Павла Пискарева

Источник: BTLmagazine

 

В последнее время организацией корпоративных спектаклей все чаще занимаются тренинговые компании и подобные театрализованные события рассматриваются как нестандартная форма тренингов, за которыми по мнению профессилональных тренеров, будущее. Чем корпоративные спектакли могут быть полезны компаниям, нам рассказывают тренеры, бизнес-модельеры компании "Тренинг-Бутик" Ирина Шиянова и Павел Пискарев (они занимаются проектированием и проведением эксклюзивных мероприятий, корпоративных событий и тренингов нового поколения.

- Что такое тренинги нового поколения и почему корпоративным спектаклям отведена особая роль?

И.Ш ..: "Корпоративные спектакли", "арт-тренинги", "индпошив" и прочие тренинговые кунштюки могут казаться некоторым излишеством, необязательным дизайном, если хотите, "татуировкой" на солидном теле современных бизнес-тренингов. Но мы уверены, что следующее поколение бизнес-тренингов на российском рынке будет во многом определяться и оформляться именно в векторе эксклюзивности, в том направлении, где заявляет себя индивидуальность, непохожесть, единичность. В сущности, это общемировой тренд, но для России с ее "лица необщим выражением", это особенно актуально.

- В чем специфика корпоративных спектаклей – организации театральных постановок, которые проводит Ваша компания для своих клиентов? Какие корпоративные проблемы позволяют решить подобные спектакли?

И . Ш.: Один из главных эффектов корпоративных спектаклей – это «эффект остранения». Ежедневная рабочая текучка, жизнь внутри деловых стандартов и протоколов не позволяют зачастую увидеть за привычным набором функций самого человека. Болезнь многих организаций - «дефициты человечности». Люди упакованы в скорлупу обязанностей и ответственностей и не могут позволить себе быть шире и больше, чем просто должность. От этого, в конечном счете, страдает сама организация. Корпоративный спектакль позволяет увидеть друг в друге людей, а не только сотрудников, поразиться разнообразию, разносторонности.

П.П . Самый главный эффект - это увидеть в сотрудниках людей, которые способны смеяться, двигаться, переживать друг за друга, аплодировать и фантазировать. Без всяких иерархических различий. Вдруг незаметный менеджер становится героем праздника. Главный эффект – повышение коэффициента человечности корпорации. Это трудно «померить», но это все чаще становится самым ценным приобретением.

Почему спектакли иногда оказываются эффективные обычных тренингов?

И.Ш. : У спектаклей более долгий "инерционный шлейф", или "шлейф впечатлений". Вместе пережитая эмоция, совместный драйв надолго остаются в памяти, не выветриваются так быстро, как эффекты традиционного тренинга.

П.П.: Простой эффект. Каждый спектакль - это метафора, а человек так устроен, что метафора воспринимается глубже, впечатляет, оставляет след, дает возможность найти дополнительные, исключительно свои, смыслы происходящего. Ведь мы лучше помним детские сказки, чем нравоучения наших воспитателей, верно?

- Как часто клиенты прибегают к подобной услуге?

И.Ш.: Не настолько часто, как хотелось бы. Слишком непривычно, несерьезно, вроде бы. Но мы уверены, что заказы будут расти. Сегодня очень много заказов приходит на тренинги по корпоративной культуре. Но культуру совместной жизни невозможно привить через трансляцию системы знаний. Это так же невозможно, как невозможно молодоженам передать культуру семейной жизни, прочитав им лекции по современной семье. Нужны эффекты проживания, совместного переживания. Нужна история коллективных эмоций. Причем, совсем необязательно (а часто – и нежелательно) – по поводу знакомых рабочих сюжетов. Чем дальше от привычных будней – тем лучше.

П.П.: Заказы растут постепенно, особенно от тех компаний, который уже заказывали нам подобные спектакли раньше. За несколько месяцев получили несколько заказов, выполнили - и сразу заказы на повторные заказы, на следующий год, на постоянное сотрудничество. Эффект выше ожидаемого. Человечность, игра, эмоции, творчество... не забудешь. Хочется возвращаться опять и опять. Это вам не скучная лекция по тригонометрии управления.

- Расскажите, пожалуйста, о паре удачных примеров организации спектаклей для конкретной компании, какие проблемы это позволило решить?

П.П.: Последняя работа. Внедрение Кодекса Чести продавца достаточно распространенного продукта из сферы компьютерных технологий. 250 человек участников. Принципиально все друг другу - конкуренты. А задача - их объединить, отыграть общие успехи, проработать Кодекс и сделать это легко, на подъеме, чтобы душа развернулась, люди открылись и память, как минимум, на год осталась. Каково? Время на все шесть часов. Поверьте, результат просто окрылил заказчика. Другой частый пример - это встреча с партнерами, поставщиками, потенциальными клиентами компаний. Им надо компанию не через бюджет представить, а лицо человеческое показать. Это не просто договор о намерениях, тут жизнь закладывается.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при организации подобных мероприятий? Ведь порой люди бывают зажаты, отказываются играть ту или иную роль, или же бывает, что у людей возникает предвзятое отношение к самой идее спектакля. Как Вы решаете эти проблемы?

П.П.: Вот это уже вопрос компетенции нашей команды. Профессиональные тренеры. С десятилетним опытом подобной работы. Профессиональный опыт театра, кино, искусства, культуры, коммуникации. Конечно, сценарий тщательно прописывается под ситуацию заказчика. Кто, где, с кем, по какому поводу. Желаемый результат определяем.. Специфические особенности людей, отношений, команды, гостей. Это не шоу, это уникальная модель тренинга высокой точности действия. Ответственность чувствуем и оговариваем все возможные варианты. Конечно, есть кое- какие ноу-хау. Всего не оглашаем. Сами понимаете, - технологические тайны :). Пока с трудностями не столкнулись. Пожалуй только одна, тяжело людей остановить, когда разогреваются в процессе.

- В основе любого спектакля лежит та или иная пьеса-сценарий. По какому принципу выбирается сценарий? Кто занимается распределением ролей? Задействованы ли в подобных мероприятиях костюмы или в этом нет необходимости?

И.Ш.: Совсем необязательно в основе спектакля должен лежать традиционный литературный материал. Иногда это может быть большая корпоративная игра, где роли придуманы под конкретную корпоративную ситуацию. Иногда возможно соединение литературного и «ситуативно-корпоративного» материала, такой своеобразный постмодерн. Сам этап подготовки может становиться частью тренинга: включенность ключевых сотрудников организации в подготовительный процесс дает значительно больше эффектов. Но организации не всегда на это идут. Их больше устраивает разработка «под ключ».

- Почему и в каких случаях клиентам (руководству компаний) нужны корпоративные спектакли? 

И .. Ш.: Если в арсенале управленческих средств для улучшения корпоративной культуры не осталось больше никаких средств. – смело заказывайте спектакль!

П.П.: А я бы предложил еще до того, как средства исчерпаны. В каких случаях? Хороший вопрос. Например построение команды, или постановка стратегических целей. Внедрение новых стандартов культуры, переход на новые рынки, смена модели управления, встречи с клиентами и партнерами, просто корпоративный праздник.

Ставьте бизнес-задачу, а далее - дело профессионалов игрового тренинга. Конечно, как любой эксклюзивный продукт, корпоративный спектакль по цене не может быть дешевым, он заведомо дороже традиционного тренинга. Но те эффекты и результаты, которые получает заказчик, того стоят.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий