Если излагать структурировано и неформально, то:
1. Эффективность тренинга глазами участника
Как участник, я прошел более двух десятков различных тренингов.
Личностные тренинги.
Российские: как правило, дают очень большой опыт переживаний и некую иную точку зрения. Зарубежные: как правило, дают совсем другую точку зрения и некий опыт переживания. Основной эффект оценивается количеством принятых решений на протяжении двух недель после окончания тренинга. Второй критерий – количество выводов из упражнений и из всего тренинга в целом, которые удается сделать.
Бизнес - тренинги.
Российские: предлагают стандартные подходы для решения стандартных задач. Очень редко содержание тренингов отличается от материалов учебников. Есть две тенденции: первая тенденция «психологизации» всех процессов (тренер – психолог), в том числе процессов экономических, что приводит к тому, что тренинг начинает восприниматься как «оторванный от реальной жизни». Вторая - «групповое наставничество» (тренер – менеджер) все процессы рассматриваются как «дело техники», что приводит к тому, что на тренинге не происходит процесс изменений.
Основной критерий – количество новых идей, технологий, инструментов, которые я начал использовать в своей жизни (или в работе).
Все эти критерии измеримы и могут быть выражены числом. Я могу составить список всех своих выводов после трех разных тренингов, сосчитать их по каждому тренингу и увидеть, что эффективность тренингов – разная.
2. Эффективность тренинга глазами тренера
Как тренер, за последние 10 лет я провел десятки личностных и сотни бизнес – тренингов.
Для меня существует несколько критериев успешности моих тренингов.
Пожалуй самый важный – моя собственная удовлетворенность. Это фактор перевешивает все остальные, даже если участники и заказчики тренинга недовольны, но у меня хорошее настроение – значит тренинг «сработал». Фактор абсолютно субъективный, но я доверяю своему бессознательному. :-)
Второй по значимости фактор – это энтузиазм участников в последние полчаса - час тренинга. Столь же значимо для меня – если участники просят продлить тренинг.
Следующий критерий - довольный клиент. Как правило заказчики (клиенты) не всегда готовы конкретизировать, чем именно они довольны, гораздо легче (но тоже далеко не всегда) описывают причины недовольства. Если клиент говорит "спасибо" не со слов участников на следующий день после тренинга, а через неделю-другую делится своим личным мнением – то это очень «греет душу».
Конечно, один из критериев – анкеты обратной связи. Те, что заполняются на тренинге, не так интересны, как те, которые заполняются через пару недель. Хороши как и анкеты со шкалами, так и открытые вопросы.
Другие критерии и способы оценки: 1) «Пост – тренинг» - полтора –два часа с участниками тренинга. Так сказать, отсроченный «последний круг». Вот где можно узнать всю правду о себе и о программе тренинга! Очень развивающее для тренера мероприятие. 2) Экзамен или Тест – итоговое мероприятие, на котором можно проверить уровень знаний выпускников тренинга. 3) Экспертиза – чуть сложно, зато адекватно. Экспертный совет из руководителей коллег и, в идеале, клиентов по заранее разработанным критериям оценивает изменения в профессиональном поведении того или иного выпускника.
3. Эффективность тренинга глазами заказчика
Как заказчик я организовал и провел полтора десятка тренингов различной направленности.
Первый этап. Опыта обучения, и тем более, тренинга у сотрудников компании нет или он минимален.
Один критерий: Все участники хотят еще.
Второй этап. Опыт участия в тренингах есть у большинства.
Два критерия: 1)Активность участия в тренинге. 2) Как много могут пересказать участники из материала тренинга. Если рассказ о тренинге длится больше 15 минут – то все просто отлично. Если рассказ занимает меньше 5 минут – скорее всего, тренинг на "три с минусом".
Третий этап. В организации действует система обучения.
Четыре критерия: 1)Кастомизация тренинга. Все примеры, кейсы и ситуации – из реальной жизни компании. 2)Участники используют в своей работе >30% инструментов, навыков и знаний, содержащихся в материале тренинга. Проверить это достаточно просто, проведя структурированное интервью с несколькими выпускниками тренинга. 3)Увеличивающаяся или не уменьшающаяся потребность в обучении и развитии. 4) Выпускники тренингов добиваются больших успехов, чем сотрудники, не прошедшие тренинг.
Общие замечания
Абсолютно формализованными способами оценки я не пользуюсь, так как пока не возникало потребности в этом. Описанных мною подходов, с моей точки зрения, вполне достаточно для организации и проведения тренингов.
Идеи о том, чтобы устанавливать связь между проведением тренингов и увеличением доходности компании я считаю интересными, но достаточно утопичными, ибо затраты на установление таких взаимосвязей многократно превышают бюджет на проведение одного тренинга.
Существуют специфические методы оценки эффективности тренинга. Например, для тренинга продаж это легко измеряемое соотношение общего количества контактов к количеству контактов, закончившихся сделкой, до и после тренинга. Я, например, могу гарантировать, что количество успешных контактов после моего тренинга «Успех в продажах» заметно увеличится (это не реклама :-).
Оценочная процедура, с помощью которой можно приблизительно оценить эффективность тренинга, должна включать в себя:
1. Анкетирование участников сразу после тренинга (20 минут)
2. Тест на знание программы тренинга через две недели (30 минут)
3. Анкетирование участников через две недели после тренинга (30 минут)
4. Анкетирование непосредственных руководителей участников тренинга за несколько дней до тренинга и через неделю после окончания тренинга (1 час)
5. Поименный отчет тренера о каждом участнике и обо всей группе (3 часа для группы из 12 человек)
6. Формальное анкетирование тренера и неформальная беседа с ним (1,5 часа)
7. Неформальные беседы с участниками до, во время, сразу после, и через две недели после окончания тренинга (3 часа)
Если прибавить к этому от 2 до 10 часов на подготовку и организацию и обработку результатов всех этих мероприятий. Итого: 2 – 3 дня работы.
Если в компании (как в моем случае) один тренинг - менеджер и в неделю проходит два – три тренинга, то данная процедура значительно сокращается.
Поделиться