Стратегия или стратегическая ошибка тренинговых компаний

На рынке тренинговых и консалтинговых услуг наблюдается значительный спад. А почему? Если консультанты — это люди, которые знают, как правильно разработать правильную стратегию, то спрос должен вырости в разы. Но это не произошло. Почему?

В чем прелесть кризиса, так это в том, что он все расставляет на свои места. Стабильность и сытость притупляют зрение и интуицию, возвеличивают форму и пренебрегают содержанием.

Вернемся на 1,5-2 года назад. О чем нам говорили и писали ведущие тренинговые компании и самые популярные тренеры? «Как поставить цель и достичь ее»… «Наша компания только в этом году провела более … тренингов по стратегическому планированию для своих корпоративных клиентов»… «Мы – лидеры на рынке обучения. Наши клиенты – самые крупные банки (страховые компании, пр.) Украины»… (указывалось какие).

А что заказчики? Пройти обучение у «крутого» тренера или в «крутой» компании – это «круто». Нужен корпоративный тренер – берем! А как же мы раньше жили без миссии и без стратегии?!

Теперь давайте посмотрим вокруг. Где сегодня те банки, для которых проводилось обучение? А где те компании, в которых топ-менеджеры вместе с тренерами-консультантами разрабатывали стратегии?… Правильно, именно там.

На рынке тренинговых и консалтинговых услуг тоже отмечается большое падение спроса как на тренинги, так и на консалтинг. Об этом сейчас не много, но все-таки пишут и говорят. И вот теперь возникает вполне закономерный вопрос: а почему так? Если VIP-клиент постоянно заказывал тренинги всех уровней, то у него все как раз должно быть хорошо. Ведь он правильно разработал миссию и стратегию, правильно поставил правильные цели и правильно разработал правильный путь к их достижению. Все под контролем…

Если так, то спрос на услуги таких консультантов, тренеров и компаний, агентств должен сейчас возрасти в разы… Ведь это чуть ли не единственные люди, которые знают, что реально сейчас нужно делать. А спрос упал. Серьезно упал.

Что-то не сходится. Ведь когда начинается эпидемия гриппа, то в больницах выстраиваются очереди к врачам, и это при громких нареканиях на нашу отечественную медицину…

Вокруг же консалтинговых и тренинговых услуг – тишина. Мы все – культурные люди и не выносим сор из избы. Кто не доволен, тот просто еще недорос до уровня тренингов. Да и тренеры, как люди образованные, всегда могут аргументировано доказать, где и в чем конкретно клиент не то, чтобы не прав (клиент всегда прав), а просто заблуждается. А кому хочется быть дураком?

Но это было бы еще полбеды. Результат тренинга, к сожалению, часто оценивается на уровне: «нравится – не нравится». Вот тренер или компания и стараются «понравится». А как скажите сразу можно оценить правильность стратегии, постановки целей, разработки плана достижения целей?! Вот сейчас и пришло время этой оценки. И каждый видит, где сейчас его стратегия, его цели и его планы. Отсюда и кризис на рынке консалтинга. А вовсе не потому, что строители перестали строить, а банки – кредитовать.
Представляю, какая волна негодования сейчас поднимается среди тренеров и консультантов! «Мы гарантируем посттренинговое сопровождение», «мы до сих пор поддерживаем замечательные отношения со всеми своими клиентами…»! Я тоже поддерживаю отличные отношения с огромным количеством людей, … но не собираюсь с ними работать. Они – отличные люди, интересные собеседники, но для работы сейчас мне нужны какие-то другие качества от моих партнеров.

Пора открыто признать, что в тренинговых компаниях работают не боги, а такие же люди как и в любой другой компании. Ни для кого не секрет, что текучесть кадров в тренинговых компаниях не самая маленькая, а уж сколько раз эти компании делились, распадались и отделялись… А ведь, кто как не сами эти компании учат других, как правильно разработать мотивацию, как найти и сохранить персонал и т.д.
Опять приходит на ум аналогия с врачами. Любой из нас знает, что операция по удалению аппендицита является одной из самых простых, но существует статистика, которая показывает, что летальный исход при этом порядка 2%. Это очень немного, но тот, кто ложится под нож, не знает, какую статистику пополнит именно он. А жизнь только одна. Своя.

А вот в тренинговых компаниях такого нет. Все тренинги и проекты делятся на удачные, очень удачные и те, что превзошли все ожидания. Это потому, что клиент умирает не сразу – его успевают «выписать из больницы». А, значит, никто не виноват… Получается, что ВСЕ проекты и тренинги успешны! Это никого не настораживает?
Качество услуг оценивать сложнее всего. Допустим, хирург провел операцию. Как оценить: хорошо или плохо? Если больной жив, значит – хорошо. А, может, другой врач смог бы сделать меньший разрез и выздоровление прошло бы значительно быстрее. Значит, плохо. А если другой врач вообще бы не смог справиться с этим случаем? Значит, хорошо… Так можно долго гадать. Решение каждый принимает сам.

Пару лет назад вы участвовали в тренинге по стратегическому управлению. Кроме всего прочего, вам пришла идея как провести ротацию персонала, что после осуществления этой идеи принесло 20%-ное увеличение эффективности. Да, сейчас разработанная тогда стратегия не совсем то, что надо. Но тогда вы смогли заработать для компании N-ную сумму сверх плана. Это хорошо или плохо?

У компаний сегодня нет лишних денег. Но когда вам плохо, а вы знаете, что какое-то лекарство может помочь, разве вы не откажетесь от последнего, не станете собирать по родственникам и знакомым деньги, чтобы купить это лекарство? Если компания еле дышит, но вы уверены, что тренер или консультант вам поможет, разве вы не найдете деньги для спасения? С другой стороны, если нет доверия к компании или тренеру (или, часто, к продукту, который предлагается), если это все то, что было раньше, только под новыми названиями, кто это купит? Кризис, господа.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться