Стратегическое мышление

Автор: Ашот Сеферян | Источник: Карьера

Линейный менеджер решает узкий круг задач, а руководитель компании должен думать сразу обо всем и просчитывать на несколько ходов вперед. О том, как стать «полководцем» в бизнесе, мы беседуем с заместителем декана факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ, руководителем программ МВА Ашотом Сеферяном.

 —  Вы предлагаете две программы Executive МВА — российско-бельгийскую и «Стратегическое управление». Как возникла последняя?

 — «Стратегическое управление» — первая отечественная программа Executive МВА. Появилась она в 2002 году, когда мы поняли, что возникла настоятельная потребность в таком специализированном продукте. Ведь наполнение учебных программ для тех, кто только задумывается о продвижении по карьерной лестнице или делает первые шаги в управлении, сильно отличается от программ для первых лиц крупных и средних компаний. Поэтому основная целевая группа, на которую рассчитаны программы ЕМВА — это первые лица и собственники компании.

 — Чем отличаются ваши Executive программы от западных?

 — С точки зрения структуры, формата — ничем. Почти то же наполнение, те же акценты. Но, конечно, существует специфика, прежде всего отечественная. Подтверждением того, что наша программа не уступает лучшим зарубежным аналогам, служит вступление в Executive MBA Council (мы единственные представители России), для которого была проведена очень тщательная проверка содержательной части программы, подходы к ее созданию и принципы ведения. В 2005 году программа Executive MBA «Стратегическое управление» ИБДА была включена в рейтинг лучших программ в мире, опубликованный американским журналом Business Week.

 — И все-таки, какую программу выбрать — нашу или зарубежную?

 — Для начала надо понять, чего вы хотите от обучения, зачем оно вам, где вы собираетесь применять полученные знания. В России? Тогда стоит выбрать отечественную программу — специфика, понимание той среды, где вы работаете… Если ваши главные партнеры из-за рубежа или ваши стратегические цели определены на пять-десять лет вперед — работать в западной компании, может быть, даже за рубежом, — предпочтительнее иметь западный диплом. А вот вопрос, какая программа лучше, а какая хуже, абсолютно неуместен — либо это Executive МВА, либо нет.

 — Что нового появилось на программе в последнее время?

 — Программа видоизменяется постоянно. И связано это прежде всего с переменами в стране, экономике, обществе. Очень многие вещи, которые раньше считались абстрактными, сегодня для многих стали актуальны. Например, IPO. Ну кто пять-шесть лет назад всерьез думал о том, что российские компании могут выходить на IPO? Да, были две-три компании, которые сделали это, но сегодня IPO — повальное увлечение. И, соответственно, возникает потребность в новых знаниях, в программе появляются темы, связанные с рынком ценных бумаг, инвестициями и т. д.

 — Чтобы поддерживать высокий уровень программы, нужны высококлассные преподаватели…

 — Мы первые испробовали и до сих пор успешно применяем сочетание профессиональных преподавателей, консультантов и практиков — руководителей и специалистов ведущих российских и зарубежных компаний. Профессиональные преподаватели дают необходимые фундаментальные знания. Без них никуда! Дальше за дело берутся практики-консультанты, которые по роду своей деятельности хорошо знают состояние реального бизнеса и при этом как консультанты обязаны растолковывать, объяснять. И третья категория — ведущие мастер-классов. Это крупные бизнесмены, люди, занимающиеся административной деятельностью в государственных или правительственных учреждениях, политики, в той или иной степени связанные с экономикой. То есть люди, у которых есть своя точка зрения, которым есть что сказать, которые могут и хотят поделиться своим опытом и знаниями. Таким образом, слушатели имеют возможность углубиться и рассмотреть одну и ту же проблему со всех сторон. Слушатель — не менее важный участник этого процесса, потому что без диалога ничего не получится.

 — В программу входит зарубежная стажировка?

 — Да, она является важной частью программы и помогает лучше узнать зарубежный опыт управления. Конечно, часть информации слушатели получают через учебные материалы, общение, в том числе с преподавателями-иностранцами, мастер-классы. Но всегда интересно, как это происходит «там». Стажировка дает возможность взглянуть на мир чужими глазами, лучше понять культуру и деловые традиции другой стороны. Ведь слушатели посещают не только учебные занятия как таковые, но и сами компании. Мы стараемся не выбирать всемирно известные фирмы из-за довольно высокой степени формализации. В средних компаниях все происходит значительно проще. Сегодня мы предлагаем стажировку в Роттердамской школе менеджмента (Нидерланды). В ближайшее время появится возможность пройти стажировку и в бизнес-школах Барселоны и Копенгагена.

 — Как же попасть на вашу программу?

 — Претенденты проходят жесткий отбор. Конкурс на программу — более двух человек на место. Есть определенная процедура поступления. Прежде всего, это заполнение большой и подробной анкеты, позволяющей нам узнать человека, еще не видя его. Обязательны рекомендательные письма от партнеров по бизнесу, людей, которые хорошо вас знают. Далее — эссе на две-три страницы, в котором надо выразить свою точку зрения на ту или иную проблему. Например, «Противоречия между топ-менеджерами и собственником» или «Россия в 2008 году». Потом собеседование: 30–40 минут общения на разные темы, касающиеся карьеры, образования, нынешнего положения, планов, ожиданий аппликанта. Последнее испытание — экзамен в виде кейса. Мы сразу говорим — специально готовиться к нему не нужно. Нужно вдумчиво подойти к решению кейса. Таких жизненных ситуаций в жизни руководителя бывает по нескольку в день. Но в компании он начальник, а здесь свое решение необходимо объяснить. За короткий отрезок времени (на экзамен отводится три часа) выявляется умение конкретно, логично быстро и системно изложить ситуацию.

 — Какая роль в жизни программы отводится выпускникам?

 — Наши выпускники — успешные люди, занимающиеся серьезным бизнесом. Они держатся вместе, постоянно общаются. Им важен совет, мнение однокашников. И они точно знают, что им не подставят ножку. Для школы выпускники тоже очень важны. Не только потому, что это общение с хорошими друзьями, но и потому, что они делятся с нами новыми идеями.

 Коллектив единомышленников, который реально сложился — руководство программы, преподавательский состав, слушатели, выпускники, зарубежные партнеры, — понимает, что программа требует постоянного улучшения, привнесения чего-то нового, интересного, неожиданного. Только так мы можем оставаться лучшими, и только тогда программа будет краеугольным камнем, на котором наши выпускники построят свой бизнес.

стратегическое мышление

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1