Всем известно направление сторителлинга. Чтобы донести мысли до читателя, потребителя, кандидата их облекают в вовлекающую историю. Сторителлинг применяют в рекламе, книгах, статьях. Это применимо и в работе с персоналом. Истории рассказывают для привлечения, адаптации, HR-брендинга. Пока немногие компании используют этот инструмент, он все еще выглядит оригинальным.
В HR можно рассказывать:
- Историю компании. Используется в книге новичка, на работных сайтах, на карьерном сайте. Нужно для подбора, адаптации и HR-брендинга.
- Истории должностей. Это описания вакансий, но не в классической форме, а в формате истории, например, от лица сотрудника. Используем для подбора.
- Истории успехов. Используем на сайте компании, в описании вакансий, в email-рассылке, в мотивации кандидатов и текущих сотрудников на рост и развитие.
- Взгляд команды на работу в компании. Истории от лица сотрудников о жизни, работе в компании, успехах, проходящих мероприятиях и т. д. Рассказывать можно в специальной рубрике в социальных сетях Instagram, Facebook. Помогает в привлечении и HR-брендинге.
Но, написать историю правдоподобно и увлекательно не так просто, как кажется. Читая художественную литературу много и часто, замечаешь, что у каждого писателя есть фишки и приемы для привлечения внимания читателя, удержания в истории.
Я вывела для себя рецепт идеальной книги, истории и выделила некоторые особенности стиля писателей, которые можно смело заимствовать в HR-сторителлинге.
Ингредиент 1: Увлекательный сюжет и донесение главной мысли
Для начала наметьте поинты, о которых важно рассказать и найдите связующее звено между ними. Важно выделить основную мысль, которую хотите донести до читателя. Что он должен запомнить? Что зафиксировать? С какой мыслью остаться?
Далее связываем поинты в сюжет, в котором будет: завязка, препятствия и сложности, их преодоление, сомнения и надежды, счастливый конец. Читатель верит и вовлекается в том случае, если сюжет изменчив, а эмоциональный градус истории высок.
Приемы в помощь:
- Погружению в сюжет помогают детали и мелкие подробности, которые тоже играют на главную мысль. Чехов и Гоголь, к примеру, уделяли особое внимание художественным деталям. Они погружали читателя в мир истории, помогали прочувствовать атмосферу и оживляли текст.
- А зафиксировать мысль поможет прием повторения. Применяется повсеместно, в книгах и во всеми любимых рекламах. Повторяете одну мысль в рассказе несколько раз, но в разных формулировках и интонациях: шуточная форма, форма афоризма, цитата. Выражение разное, смысл один. За счет этого мысль якорится.
Пример реального применения Возьмем описание вакансии. Формулируем не текстом в виде буллитов «обязанности», «мы ждем» и далее.
|
Ингредиент 2: Понятный слог, легкая подача
Не стоит выражаться витиевато, составлять сложноподчиненные предложения. Для целей, которые преследует HR важно использовать простые тексты, которые будут читаться на одном дыхании. Сейчас информации вокруг любого из нас неимоверно много, и нужно уметь увлечь и в то же время не грузить читателя.
Приемы в помощь:
- Текст легко читается и доносит мысль, когда содержит в себе малую форму, но глубокое содержание. Это принцип, по которому писал Чехов. «Краткость — сестра таланта» — его фраза. Рассказы Чехова небольшие, но пробивающие, понятные. Он использовал короткие фразы и описания, которые содержали в себе глубокий смысл. Такие, которые нужно перечитывать, чтобы осознать. Это приковывает внимание и увеличивает интерес. В этом еще может помочь использование метафор. Они нацелены на игру ассоциаций.
- Разбейте рассказ на темы и подтемы. Писать небольшими кусочками коротко и по делу легче.
- Избегайте прилагательные-штампы. «Красивый, интересный, уникальный» — все эти слова настолько заезжены, что уже не воспринимаются. Подумайте как можно прилагательное заменить, а еще лучше — как написать «сильно» без прилагательного вовсе.
Пример реального применения Таргетированная реклама о вакансии.
|
Ингредиент 3: Герои и ситуации, в которых читатель узнает себя
Читателю интересен герой, который похож в чем-то на него или переживает схожие эмоции, сомнения. Набросайте себе портрет человека, которого вы ищете. Пишите не только профессиональные качества и компетенции, но и личностные. Поставьте себя на место этого человека и сформулируйте о чем он думает, что его интересует, что мотивирует, а что пугает. Тем самым станет понятно каков будет главный герой вашей истории.
Приемы в помощь:
- Чтобы показать каков он, главный герой и чем похож, можно прибегнуть к изложению внутреннего монолога, как это делал часто Э. Хемингуэй. Он использовал технику «потока сознания», при которой внутренний монолог главного героя знакомит читателя с его внутренним миром. Конечно, в HR эти монологи не должны занимать множество страниц. Пишем кратко, но содержательно.
- Хемингуэй также создавал художественные образы, основываясь на технике «нулевого конца», которая заключается в том, что дальнейшие действия героя остаются непредсказуемыми. Это удерживало внимание к рассказу.
- Интересный прием использовал Фицджеральд, который как будто обращался к читателю напрямую. Он использовал личное местоимение «ты» или «вы» в одном предложении не меньше 4-х раз. Это помогало создавать атмосферу доверия и близости между читателем, рассказчиком и героем.
Пример реального применения Истории успехов, которые используют многие компании. Но, как правило, истории успехов преподносятся в формате интервью с сотрудником. Посмотрите на это с другой стороны.
|
Ингредиент 4: Концовка
Финал— важный штрих каждой истории. В ней мы наводим читателя на конкретные выводы. Вспомните, какие мысли вы выделили вначале и зафиксируйте их в своей концовке.
Приемы в помощь:
- Можно оставлять концовки открытыми, как это часто делал Куприн, Чехов.
Они расставались с героем, когда тот задумывался, погружался в размышления после пережитого. Мысли и раздумья героя ‒ это проекция предполагаемых мыслей читателя. Открытая концовка еще и для того, чтобы большее количество людей положительно восприняло книгу — выбирай сам, что тебе ближе. Если ваша аудитория широка и разнообразна, то открытая концовка будет очень уместна. - Финал можно делать и закрытым, понятным, описанным.
Это будет работать в том случае, если концовка логично подводит к тем поинтам, которые выделили еще вначале и методом повторения фиксировали эти мысли в голове читателя. Он должен полностью согласиться и принять вашу основную мысль.
Пример реального применения История компании.
|
Поделиться