Статья ТКРФ 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

Комментарий к статье 86

1. Конвенция Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных" предъявляет к работе с персональными данными следующие требования. Персональные данные должны:

Быть получены и обработаны добросовестным и законным образом;

Накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;

Быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;

Быть точными и при необходимости обновляться;

Храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Принципы обработки персональных данных сформулированы в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных": 1) законность целей и способов обработки персональных данных и добросовестность; 2) соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора; 3) соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных; 4) достоверность персональных данных, их достаточность для целей обработки, недопустимость обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных; 5) недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Персональные данные работника собираются и обрабатываются работодателем и его представителями исключительно в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает более конкретные цели обработки персональных данных работника. Работа с ними осуществляется работодателем не только напрямую в целях обеспечения личной безопасности работников (обеспечение права на труд в условиях безопасности и гигиены), содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе (обеспечение прав на заключение трудового договора, профессиональную подготовку, развитие личности), но и в целях оптимального исполнения работодателем своих обязанностей перед работником, а также для обеспечения контроля количества и качества выполняемой работы, обеспечения сохранности имущества. Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет об обеспечении сохранности имущества работодателя. Достижению данной цели способствует, например, получение работодателем информации о приговоре суда, которым работник лишен права заниматься деятельностью, связанной с обслуживанием денежных, товарных ценностей или иного имущества.

2. Кодекс не содержит перечня сведений, которые работодатель вправе собирать в отношении конкретного работника, ограничиваясь указанием, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК и иными федеральными законами.

В соответствии с ТК (см. ст. 65 ТК и комментарий к ней) при приеме на работу работодатель получает о работнике следующую информацию:

- о трудовом стаже работника, подтверждаемом трудовой книжкой (данная информация необходима для определения размера выплачиваемого работнику пособия по временной нетрудоспособности);

- о регистрации работника в системе государственного пенсионного страхования, подтверждаемой страховым свидетельством государственного пенсионного страхования;

- о состоянии работника на воинском учете, подтверждаемом документами воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- об образовании, квалификации работника, наличии у него специальных знаний, подтверждаемых документами об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

- о возрасте работника, месте его жительства, подтверждаемых паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;

- о наличии или отсутствии у работника семейных обязанностей, что подтверждается паспортом.

Перечень стандартизированных персональных данных работника, получаемых от него работодателем, можно определить на основании Постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", которым, в частности, утверждена форма личной карточки работника. К этим сведениям относятся данные о дате и месте рождения работника; гражданстве, знании иностранного языка; образовании (образовательном учреждении, которое окончил работник, квалификации по диплому); состоянии работника в браке, составе семьи с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения ближайших родственников; документе, удостоверяющем личность работника; адресе места жительства (по паспорту и фактическом); номере домашнего телефона; о состоянии работника на воинском учете.

Как мы можем видеть, круг сведений, определенных данным Постановлением, расширен по сравнению с федеральным законом. При этом сбор информации о ближайших родственниках работника, за исключением информации о детях или родственниках, за которыми требуется постоянный уход, не соответствует общему принципу, согласно которому работодатель собирает только ту информацию, которая может быть использована в трудовых отношениях. Впрочем, получение указанной информации не предусмотрено федеральным законом, и отказ работника от ее предоставления не может повлечь для него неблагоприятных последствий.

Помимо указанного работодатель может получать информацию о состоянии здоровья работника путем проведения в установленных федеральными законами случаях медицинского освидетельствования при заключении трудового договора, периодических и внеочередных медицинских осмотров (см. ст. ст. 69, 213, 266 ТК и комментарий к ним), о членстве работника в профессиональном союзе, его профсоюзной деятельности (см. ст. ст. 37, 373, 374, 376 ТК и комментарий к ним).

В силу своих обязанностей налогового агента работника (ст. 24 Налогового кодекса) работодатель должен иметь информацию о дате рождения работника, реквизитах документа, удостоверяющего личность работника-налогоплательщика, полном адресе постоянного места жительства работника-налогоплательщика, идентификационном номере налогоплательщика - физического лица (если такой номер имеется), номере страхового свидетельства работника в системе обязательного пенсионного страхования (если такой номер имеется), а также информацию, на основании которой производятся налоговые вычеты. Впрочем, инициативу в предоставлении работодателю такой информации, как правило, проявляет сам работник.

С целью регистрации работника в системе государственного пенсионного страхования работодатель обязан иметь информацию о дате и месте рождения работника, его адресе постоянного места жительства, серии, номере, дате и месте выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, наименовании органа, выдавшего соответствующий документ, гражданстве работника, фамилии, которая была у работника при рождении (ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В отношении работников отдельных категорий работодатель обязан получать особый набор сведений.

Так, гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта должен предъявлять представителю нанимателя: паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); документ об образовании; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" кандидат на должность судьи обязан представить подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копию; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копию; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии, а также документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Кроме того, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации: граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах:

- внутренних дел;

- федеральной службы безопасности;

- внешней разведки;

- по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- государственной налоговой службы;

- по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- службы судебных приставов;

- таможенных;

- государственной охраны;

- уголовно-исполнительной системы;

- Государственной противопожарной службы;

- уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

- а также проходящие службу в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований РФ; члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации РФ (ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации").

3. По общему правилу все персональные данные работника работодатель должен получать у самого работника. Однако из данного правила установлено исключение - в том случае, когда персональные данные работника могут быть получены исключительно у какого-либо третьего лица, то получение соответствующих сведений возможно не у работника, а у данного лица. При этом работник должен быть извещен о предполагаемом получении его персональных данных у иного лица (государственного органа, предыдущего работодателя и т. п.) до обращения к соответствующему лицу с запросом о предоставлении персональных данных работника. Такое извещение целесообразно осуществлять в форме уведомления о будущем получении персональных данных работника у иного лица, предъявляемого работнику под расписку. При отказе работника от ознакомления с уведомлением о предполагаемом получении его персональных данных у иного лица об этом составляется акт, который должен быть подписан лицами, предъявившими работнику соответствующее уведомление.

В уведомлении указываются цели получения персональных данных работника у иного лица, предполагаемые источники информации (лица, у которых будут запрашиваться персональные данные работника), способы получения персональных данных, характер этих персональных данных, а также те последствия, которые наступят, если работник откажет работодателю в получении персональных данных у иного лица. Цели получения персональных данных работника у иного лица работодателю необходимо определять в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

Получение персональных данных работника у иного лица возможно только при наличии письменного согласия работника на такое получение. Письменное согласие работника должно включать:

- фамилию, имя, отчество, адрес работника, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

- наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес работодателя, получающего согласие;

- цель обработки персональных данных;

- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;

- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;

- срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных").

Данный порядок получения персональных данных распространяется также на случаи проверки работодателем персональных данных, представленных работником и вызывающих у работодателя обоснованные сомнения, и на случаи сокрытия работником информации, относящейся к его персональным данным.

4. По общему правилу работодатель не вправе получать данные о политических, религиозных и иных убеждениях работника, о его частной жизни. Данное правило направлено на защиту работника от возможной дискриминации по причине его убеждений или особенностей частной жизни (в частности, его сексуальной ориентации).

Вместе с тем в ряде случаев информация о политических или религиозных убеждениях работника может иметь существенное значение для заключения с ним трудового договора или сохранения трудовых отношений. Так, если характер трудовой функции работника, занятого в религиозной организации, предполагает участие работника в совершении религиозных обрядов, осуществляемом в соответствии с внутренними наставлениями религиозной организации лицами, исповедующими определенную религию или над которыми был совершен определенный религиозный обряд, то в данном случае работодатель должен обладать информацией о религиозных убеждениях работника. Подробнее об учете в трудовых отношениях внутренних установлений религиозной организации см. ст. 343 ТК и комментарий к ней, а также ст. 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Данные о частной жизни работника работодатель вправе получать только с его согласия. Как правило, предоставление таких данных осуществляется непосредственно работником в целях реализации его прав и интересов. К информации о частной жизни работника относятся, прежде всего, данные о семейных обязанностях работника, наличии или отсутствии у него детей. Следует, однако, иметь в виду, что информация о частной жизни работника может поступать к работодателю и от третьих лиц. Так, органы следствия могут потребовать от работодателя отстранить от работы работника, выполняющего воспитательные функции, при совершении им не при исполнении трудовых обязанностей аморального проступка, содержащего признаки преступления. В этом случае данные о частной жизни работника приобретают значение данных предварительного следствия и могут быть использованы работодателем, несмотря на отсутствие письменного согласия работника на их обработку.

5. Данные о членстве работника в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности работодатель по общему правилу не имеет права собирать и обрабатывать. Получение этих данных возможно в случаях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами. Так, ТК обязывает работодателя перед увольнением работника, являющегося членом профсоюза, в определенных случаях испросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 82 ТК и комментарий к ней), признать в качестве представительного профсоюза ту первичную профсоюзную организацию, которая объединяет более половины работников (см. ст. 37 ТК и комментарий к ней). Увольнение руководителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и их заместителей по ряду оснований допустимо только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (см. ст. 374 ТК и комментарий к ней).

Соответственно, ТК фактически обязывает работодателя собирать и обрабатывать информацию о членстве работника в конкретном профсоюзе и о его профсоюзной деятельности. При этом вышеуказанные нормы фактически не только побуждают работодателя искать информацию о членах профсоюза и профсоюзных активистах, но и обязывают профессиональный союз предоставлять такую информацию по запросу работодателя. Это, в свою очередь, может привести к оказанию давления на членов профсоюза со стороны недобросовестного работодателя.

6. Под автоматизированной обработкой персональных данных следует понимать операции, полностью или частично осуществляемые с применением автоматизированных средств. Автоматизированные базы данных могут быть географически разрознены и собираться воедино через компьютерные сети. Базы данных, хранящиеся в электронном виде, в большей мере, чем информация, содержащаяся на бумажном носителе, доступны для неправомерного внедрения и корректировки или для корректировки, осуществляемой в результате сбоя в компьютерной программе. Поэтому персональные данные работника, полученные или обрабатываемые исключительно в автоматизированном (электронном) виде, не могут быть положены в основу решения работодателя, затрагивающего интересы работника. Однако установление данного правила не означает, что персональные данные работника должны в обязательном порядке переводиться на бумажный носитель. Допустимыми будут действия работодателя, который во избежание возможной ошибки перед принятием решения ознакомит работника с его персональными данными, хранящимися в автоматизированном (электронном) виде, с целью сверки этих данных и фиксации на бумажном носителе характера этих данных, времени ознакомления с ними работника и личной подписи работника в подтверждении точности сохраняемых данных. Вместе с тем с целью подтверждения работодателем своей позиции при разрешении возможных трудовых споров персональные данные работника следует сохранять не только в автоматизированном (электронном) виде, но и на бумажном носителе.

7. Защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты является обязанностью работодателя и осуществляется им в соответствии с ТК и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Как правило, разработка мероприятий по защите персональных данных работника осуществляется в рамках общих мероприятий по защите информации ограниченного доступа, находящейся в собственности или во владении работодателя.

8. Порядок получения, хранения, передачи и любого иного использования персональных данных работника должен быть зафиксирован в специальном локальном нормативном акте (актах). Соответствующий порядок может устанавливаться как в приказе (распоряжении) работодателя, так и в коллективном договоре в качестве одного из приложений к нему. С соответствующим актом, а также со своими правами в сфере защиты персональных данных работники должны быть ознакомлены под роспись.

9. Право работника как человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну в силу ч. 2 ст. 17 Конституции РФ принадлежит ему от рождения и неотчуждаемо. Соответственно, отказ работника от своего права на сохранение и защиту тайны юридически ничтожен и не порождает никаких правовых последствий. Исходя из этого, обращает на себя внимание некорректность п. 9 комментируемой статьи, по сути лишь призывающего работников не отказываться от своего права, которое и так не может быть отчуждено.

10. Несмотря на то что защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты возложена на работодателя, работники и их представители участвуют в создании системы защиты персональных данных. Участие работников и их представителей в выработке мер защиты персональных данных позволяет установить более стройную систему охраны информации о работнике, повысить уровень информированности работников о деятельности работодателя по защите персональных данных работника, способствует увеличению степени ответственности тех работников, которые в силу своей трудовой функции участвуют в обработке персональных данных.

Наиболее приемлемыми формами совместной выработки мер защиты персональных данных работника являются: рассмотрение этих мер в рамках проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора, проведение работодателем консультаций с представительным органом работников. Подробнее о коллективных переговорах см. гл. 6 ТК и комментарий к ней, о консультациях - ст. 53 ТК и комментарий к ней.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Издательский Дом "Городец", 2007

Источник: СПС Консультант

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1