Статья ТКРФ 57. Содержание трудового договора

Комментарий к статье 57

1. Имея в виду, что трудовой договор, как и любой другой договор, может рассматриваться как правоустанавливающий юридический факт, как соглашение сторон - источник субъективных прав и обязанностей сторон, как юридическую модель трудового отношения и письменный документ (см. п. 1 комментария к ст. 56), можно соответственно различать содержание трудового договора как юридического факта, соглашения сторон, трудового правоотношения и письменного документа. Комментируемая статья, трактуя содержание трудового договора исключительно в его последнем значении, т. е. как письменного документа, формулирует определенную систему требований, предъявляемых к содержанию этого документа, а иначе говоря, к форме трудового договора.

Следует различать понятия "реквизиты" и "условия" договора. Реквизитами договора как письменного документа является вся совокупность содержащихся в нем сведений. Реквизитами договора являются, в частности, данные о месте его заключения, о сторонах договора, права и обязанности сторон, имеющие внедоговорный характер, и т. п. Условия трудового договора вырабатываются сторонами и, следовательно, представляют собой соглашение работника и работодателя по определенным аспектам взаимодействия сторон в рамках трудового правоотношения. Условия трудового договора составляют его содержание как соглашения сторон и по общему правилу включаются в договор как письменный документ в качестве его реквизитов.

Часть 1 ст. 57 ТК устанавливает обязательность указания в заключаемом трудовом договоре такого реквизита, как его субъектный состав - фамилия, имя, отчество работника, а также наименование работодателя (фамилия, имя и отчество работодателя - физического лица).

При формулировании сведений о работодателе - юридическом лице следует также указывать данные о его представителе (органе) и то правовое основание, которое позволяет ему действовать от имени работодателя, в том числе заключать трудовые договоры. В соответствии со ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Как правило, трудовые договоры заключаются руководителем организации. Последним признается физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (см. ч. 1 ст. 273 ТК и комментарий к ней).

Законодательство (ч. 2 ст. 273 ТК; п. 3 ст. 103 ГК; ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") устанавливает случаи, когда руководство организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим). В таких случаях при заключении трудового договора указываются реквизиты договора, на основании которого действуют управляющая организация или индивидуальный управляющий.

В крупных организациях право заключения трудовых договоров может быть предоставлено не директору, а одному из руководителей организации (например, директору по кадрам акционерного общества). В таком случае в трудовом договоре указывается основание, в силу которого действует соответствующий руководитель (например, приказ генерального директора о перераспределении полномочий по управлению организацией или положение, иной локальный нормативный правовой акт).

В силу п. 3 ст. 55 ГК руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. В доверенности, выданной руководителю филиала (представительства), может быть установлено право руководителя заключать от имени юридического лица трудовые договоры и увольнять работников. В этом случае в заключаемом трудовом договоре указываются не только наименование работодателя (юридического лица), но и фамилия, имя и отчество руководителя, а также делается ссылка на соответствующую доверенность. Вместе с тем не исключается возможность осуществления руководителем обособленного структурного подразделения деятельности по заключению трудовых договоров с работниками этого подразделения и на основании приказа руководителя юридического лица о перераспределении полномочий.

2. Содержание трудового договора как соглашения сторон составляет тот круг условий, на которых предполагается использование труда работника и по поводу которых договариваются стороны. Кодекс в ранее действовавшей редакции вводил новое для трудового права понятие "существенные условия трудового договора", не раскрывая, однако, указанного понятия.

Под существенными принято понимать условия договора, по которым в силу закона должно быть достигнуто соглашение сторон, а также условия, на включении которых в содержание договора настаивает хотя бы одна из его сторон. Таким образом, существенными считаются условия, являющиеся необходимыми и достаточными для достижения соглашения.

С учетом сказанного, условия трудового договора, признаваемые существенными, необходимо разделить на две группы: 1) условия, по которым стороны должны в соответствии с законодательством достичь соглашения; 2) условия, устанавливаемые по инициативе либо работника, либо работодателя. Соответственно, условия, составляющие содержание трудового договора, принято делить на две группы: обязательные (необходимые) и дополнительные (факультативные).

3. Обязательными (необходимыми) признаются условия, определяющие правовую природу договора как трудового. Обязательность отдельных условий договора служит гарантией защиты интересов слабой стороны, каковой, как правило, является работник. Следовательно, обязательные условия - существенные признаки трудового договора. Стороны должны достичь соглашения по каждому такому условию и зафиксировать его в договоре. В силу ст. 57 ТК к обязательным (необходимым) можно отнести следующие условия:

1) соглашение о трудовой функции. Поскольку предметом трудового договора является живой труд, то по этому предмету, т. е. относительно количественных и качественных характеристик труда, стороны должны достичь соглашения. Трудовая функция означает качественные характеристики - вид труда и его квалифицированность. Наиболее простой способ определения трудовой функции - это указание в договоре профессии, специальности и квалификации либо должности, в рамках которых будет трудиться работник. Однако такое возможно, если труд носит деперсонифицированный характер, не связан непосредственно с личностными качествами работника. В подобном случае достаточно простого указания в договоре профессии, специальности и квалификации либо должности, конкретные же требования к данному виду труда (что должен знать и что должен уметь работник, принявший на себя данную трудовую функцию) определяются во внедоговорном порядке - так называемыми тарифно-квалификационными характеристиками (справочниками) либо должностными инструкциями.

Вместе с тем качественные характеристики труда нередко связаны с личностными качествами работника. Тогда простого указания в договоре на должность недостаточно для определения содержания трудовой функции (например, работник замещает должность директора коммерческого предприятия). В этом случае трудовая функция описывается в договоре путем перечисления основных направлений деятельности работника, а также его прав и обязанностей по должности.

Что касается количественных характеристик труда, то обычно сам по себе факт заключения трудового договора означает принятие на себя работником обязанности выполнять установленные нормы выработки, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Однако в ряде случаев в трудовом договоре могут указываться количественные показатели труда, достижение которых принимает на себя работник. Так, в трудовом договоре с руководителем предприятия может быть установлено условие о том, что к концу срока договора работник обязуется поднять рентабельность предприятия на определенный процент.

При формулировании в трудовом договоре содержания трудовой функции, принимаемой на себя работником, следует учитывать указание ч. 2 ст. 57 ТК, в силу которой, "если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ". В общем плане такой порядок уточняется соответствующим постановлением Правительства РФ (Постановление от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"). Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Федеральным государственным органам по труду поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения;

2) соглашение о месте работы. Местом работы является организация (хозяйская сфера работодателя), в рамках которой предполагается применять труд работника. В современных условиях следует разделять понятия "работодатель" и "место работы". Такое разграничение, как правило, не имеет значения для мелких организаций - работодателей, однако весьма существенно для юридических лиц, в организационной структуре которых может находиться множество структурных единиц или подразделений, четко отграничивающихся друг от друга с технической (технологической) точки зрения, организационно или территориально. Например, акционерное общество может владеть рядом производственных предприятий, выпускающих различную продукцию, а также учреждениями (проектными институтами, учреждениями здравоохранения и т. д.); в структуре университета, как правило, представлены не только различные факультеты, но и научно-исследовательские институты; и т. п. Данные структурные единицы работодателя - юридического лица не всегда расположены в одной местности по существующему административно-территориальному делению. В таких условиях категории работодателя как стороны трудового договора и места работы работника не совпадают: работодателем будет организация - юридическое лицо в целом, а местом работы работника выступает организация или учреждение как расположенный в определенном месте замкнутый организационно-технологический комплекс, в котором применяется его труд. По общему правилу формальным критерием для определения места работы работника может служить то предприятие (учреждение), где осуществляется ведение и хранение трудовых книжек.

Статья 57 ТК в ее прежней редакции предписывала указывать в трудовом договоре наряду с местом работы то структурное подразделение, в котором будет применяться труд работника. В настоящее время это требование распространяется только на обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства) юридического лица. Соответственно, указывая в трудовом договоре эти обособленные структурные подразделения, стороны тем самым определяют и место работы данного работника. Насколько можно судить, законодатель, употребляя выражение "филиал, представительство и иное обособленное структурное подразделение", трактует последнее как категорию более широкую, нежели чем филиал или представительство. Если это так, то обособленным (в организационно-техническом смысле) следует считать не только филиал или представительство (правовой статус которых определяется гражданским законодательством), но и любое структурное подразделение организации, расположенное в другой местности, т. е. территориально, а следовательно, и организационно отграниченного от места расположения организации.

Помимо филиалов и представительств (обособленных структурных подразделений) под структурным подразделением организации следует понимать отделы, цехи, участки и т. д. (ч. 3 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Заключая трудовой договор, стороны вправе уточнить место применения труда работника применительно к тому или иному структурному подразделению организации.

Наконец, стороны могут в трудовом договоре обусловить рабочее место, т. е. конкретный агрегат, механизм, станок, объект, с которым вступает во взаимодействие работник, осуществляя свою трудовую деятельность (см. ст. 209 ТК и комментарий к ней);

3) соглашение о действии договора во времени. Данное условие трудового договора включает в себя: а) начало действия трудового договора; б) дату начала работы; в) срок действия договора; г) момент его окончания.

Момент начала действия трудового договора определяется по правилам, устанавливаемым ст. 61 ТК (см. ст. 61 ТК и комментарий к ней).

При формулировании условия о действии трудового договора во времени следует учитывать, что законодательство признает в качестве основного вида договор, заключаемый на срок неопределенный (ч. 2 ст. 58 ТК). При заключении трудового договора на неопределенный срок в нем указывается дата начала его действия. В срочном трудовом договоре указываются срок действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для его заключения в соответствии с ТК и иными федеральными законами (см. ст. 59 ТК и комментарий к ней).

Поскольку трудовой договор носит длящийся характер, заключая его, стороны не могут не согласовать условия о действии договора во времени. В том случае, если договор заключается на срок неопределенный, указанное условие может быть согласовано либо посредством умолчания, либо соответствующей оговорки в тексте договора как письменного документа. При заключении срочного трудового договора стороны должны оговорить это в качестве существенного условия договора;

4) соглашение о заработной плате. В рамках данного условия трудового договора фиксируются: размер заработной платы (тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); порядок ее выплаты (право на аванс, размер последнего, место и порядок выплаты заработной платы и т. п.);

5) соглашение о режиме труда и отдыха. Режим рабочего времени и времени отдыха относится к тем условиям трудового договора, относительно которых стороны не могут не достигнуть соглашения, заключая трудовой договор. Так же как и срок договора, рассматриваемое условие может устанавливаться путем умолчания (в этом случае следует считать, что стороны достигли согласия о труде работника в условиях режима труда и отдыха, установленного общими правилами, действующими у данного работодателя). В том же случае, если режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общепринятого в организации работодателя, соглашение на этот счет с указанием устанавливаемого для работника режима труда фиксируется в тексте трудового договора в качестве существенного условия, составляющего его содержание;

6) соглашение о характере работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы) относится к числу существенных условий трудового договора. В то же время это условие может быть установлено двояким образом.

В первом варианте указанное соглашение является элементом соглашения о трудовой функции: определяя должность либо профессию или специальность, стороны тем самым одновременно устанавливают и условие о характере работы. При этом характер работы может конкретизироваться соответствующими инструкцией по должности или тарифно-квалификационными характеристиками профессии (специальности), с которыми работник должен быть ознакомлен при заключении трудового договора до его подписания сторонами (см. ст. 68 ТК и комментарий к ней).

Во втором варианте, при необходимости индивидуализации характера работы применительно к данному конкретному трудовому правоотношению, он (т. е. характер работы) становится предметом переговоров сторон и фиксируется в тексте трудового договора в качестве условия, составляющего элемент содержания договора.

4. Законодатель счел необходимым подчеркнуть (ч. 3 ст. 57), что в случае, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 57, это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Договор в этом случае должен быть дополнен недостающими сведениями (условиями). При этом "недостающие" условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Следует отметить, что подобное уточнение законодателя кажется вполне разумным, если только трактовать трудовой договор исключительно как письменный документ. В самом деле, трудовой договор, в отличие, скажем, от нотариальных актов, не является и не может выступать в качестве строго формализованного документа, поэтому отсутствие в его тексте тех или иных реквизитов не порочит сам документ в целом; недостающие реквизиты могут быть восполнены в форме и в порядке, установленных законом.

Вместе с тем, если трактовать трудовой договор в собственном смысле слова, т. е. как соглашение, порождающее права и обязанности сторон в возникающем на его основе трудовом правоотношении, то немедленно выясняется, что предлагаемое законодателем решение по существу является уходом от проблемы. Действительно, можно восполнить договор как письменный текст дополнительным соглашением относительно того или иного условия, но это при том, если сторонами достигнуто согласие по соответствующему условию. Но каково должно быть принято решение при обнаружении принципиального отсутствия согласия?

До того времени, пока решение данной проблемы не будет выработано судебной практикой, представляется два возможных варианта ее решения. Во-первых, если разногласия относительно конкретного условия обнаружились и не были урегулированы до начала работником работы, договор следует считать незаключенным, т. е. не существующим. Во-вторых, в случае, если такая же ситуация обнаружилась после того, как работник приступил к работе, трудовой договор необходимо признать заключенным и вступившим в силу; соответственно, при обнаружившейся невозможности урегулировать разногласие он должен быть прекращен. Основанием для прекращения договора могут служить соглашение сторон (см. ст. 78 ТК и комментарий к ней) либо, если трудовой договор прекращается по требованию работника, инициатива работника (см. ст. 80 ТК и комментарий к ней).

Как представляется, аналогичный подход следует применить и относительно тех условий трудового договора, которые Кодексом определяются в качестве дополнительных (ч. 4 ст. 57 ТК).

5. Дополнительные (факультативные) условия трудового договора устанавливаются по инициативе сторон (работника или работодателя). Отсутствие их в тексте договора не ставит под сомнение сам трудовой договор - он будет действовать и без дополнительных условий. Однако, если заинтересованная сторона настаивает на включении в договор того или иного условия, оно должно быть включено, в противном случае трудовой договор не будет заключен. В этом смысле все дополнительные условия являются существенными. Например, условие о предварительном испытании, включаемое в трудовой договор по требованию работодателя, не менее существенно, нежели условие о режиме неполного рабочего времени, вносимое в договор по инициативе как того же работодателя, так и работника.

Дополнительными (факультативными) условиями трудового договора являются также условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, а также иные условия (ч. 4 ст. 57).

Об испытании при приеме на работу см. ст. ст. 70, 71 ТК и комментарий к ним.

Неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) закон также относит к числу факультативных условий трудового договора.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 упомянутого Закона, а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

Заключение трудового договора о работе в данной области возможно при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" и подзаконными нормативными правовыми актами (см. ст. 65 ТК и комментарий к ней). Взаимные обязанности работодателя и оформляемого на работу лица отражаются в трудовом договоре, заключение которого не допускается до окончания соответствующей проверки компетентными органами (ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне").

Коммерческой или служебной тайной является информация в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК; п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").

Таким образом, коммерческая или служебная тайна обладает тремя признаками: а) сведения, ее составляющие, неизвестны третьим лицам; б) эти сведения закрыты от свободного доступа к ним; в) обладатель информации обеспечивает ее охрану от доступа со стороны третьих лиц.

Вопрос о коммерческой ценности информации, как и степени ее известности для третьих лиц, решается самим обладателем информации. Что касается двух других признаков коммерческой (служебной) тайны, то они должны быть юридически формализованы. Прежде всего определяется круг сведений, не могущих составлять коммерческую (служебную) тайну. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК).

Так, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определяет порядок и общеобязательные формы раскрытия информации о ценных бумагах (гл. 7).

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ст. 5) режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением показателей, отнесенных к государственной тайне по законодательству РФ, является открытой для заинтересованных пользователей - банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Более того, организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения (п. п. 89, 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н).

Наряду с формулированием круга сведений, не могущих составлять коммерческую (служебную) тайну, законодательство определяет признаки информации, которая носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" к такого рода информации относятся сведения:

А) о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (о защите персональных данных работника см. статьи гл. 14 ТК и комментарий к ним);

Б) составляющие тайну следствия и судопроизводства;

В) служебные, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

Г) связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

Д) связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);

Е) о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Таким образом, характеризуя определенные сведения с точки зрения их конфиденциальности, можно выделить три группы информации, которая: а) в соответствии с законом не может быть конфиденциальной (закрытой для доступа третьим лицам); б) является конфиденциальной в силу прямого указания нормативного правового акта государства или предписания его компетентного должностного лица; в) признается не подлежащей огласке ее владельцем - частным физическим или юридическим лицом.

Обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, относящейся к второй группе, возлагается на соответствующее лицо прямым предписанием нормативного правового акта или должностного лица государства. Так, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.).

Соответственно, работодатель обязан ознакомить работника с кругом сведений, которые в силу закона и специфики выполняемой работником трудовой функции не подлежат разглашению. Обязанность работника не оглашать данные сведения вносится в трудовой договор в качестве существенного условия последнего.

Что касается информации, относящейся к третьей группе, то работодатель должен определить круг соответствующих сведений в порядке локального нормотворчества (либо в должностной инструкции, либо в специальном положении). В данном локальном нормативном акте целесообразно установить категории работников, степень и порядок их доступа к сведениям, составляющим коммерческую (служебную) тайну, а также виды лиц и организаций, по запросам которых можно передавать им всю или часть конфиденциальной информации. Информация об ознакомлении работника с соответствующим локальным актом и его обязанность обеспечивать конфиденциальность сведений вносится в трудовой договор в качестве существенного условия.

В частности, такого рода меры целесообразно проводить при организации работы с персональными данными работника (см. статьи гл. 14 ТК и комментарий к ним).

Если информация имеет персонифицированный характер, т. е. непосредственно связана с личностью работника, то данные о ней и обязанность работника воздерживаться от ее разглашения фиксируются в трудовом договоре.

Как следует из Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ст. ст. 10 - 11), меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, как факультативном условии трудового договора см. ст. ст. 207, 249 ТК и комментарий к ним.

Стороны могут договориться об осуществлении работодателем в пользу работника дополнительных выплат либо предоставлении льгот социального характера. В частности, стороны могут установить в качестве условия трудового договора соглашение относительно дополнительного страхования работника. Суть этого соглашения заключается в том, что работодатель принимает на себя обязанность застраховать работника на условиях, предлагаемых конкретной страховой организацией либо обеспечить дополнительное страхование работника на условиях, выработанных сторонами трудового договора.

При этом работодателю следует позаботиться о том, чтобы такого рода выплаты (как и предоставление отдельным работникам других льгот и преимуществ) имели под собой реальные основания, ибо в противном случае возможно нарушение норм трудового законодательства о недопустимости дискриминации в сфере труда (см. ст. 3 ТК и комментарий к ней).

Перечень дополнительных (факультативных) условий трудового договора, содержащийся в ст. 57 ТК, не является исчерпывающим. Заключая трудовой договор, стороны вправе согласовать любые другие условия, которые могут как конкретизировать содержание трудового правоотношения, так и касаться других аспектов взаимоотношений сторон. Так, стороны могут оговорить использование работником своего инструмента в процессе трудовой деятельности, порядок предоставления работодателем услуг по доставке работника к месту работы и обратно, бытового и социально-культурного обслуживания работника и членов его семьи за счет средств работодателя и т. п.

В связи с этим существуют ограничения относительно сферы определения дополнительных (факультативных) условий и их содержания, а именно:

1) недопустимо в трудовом договоре устанавливать условия, связанные с ограничением прав и свобод работника как человека и гражданина. В силу ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, поэтому их содержание не может быть предметом любого договора, в том числе трудового.

Например, общество каждому гарантирует свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Следовательно, в трудовой договор не могут включаться условия, связанные с отказом работника от определенного вероисповедания, переходом в другую конфессию и т. п. Исключение составляет трудовой договор, заключаемый с религиозной организацией (см. статьи гл. 54 ТК и комментарий к ним).

В силу ст. 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Соответственно, неконституционными будут условия трудового договора, предусматривающие отказ от членства в профессиональном союзе либо, наоборот, обязательное членство в каком-либо профсоюзе.

Точно на таких же основаниях (ст. 29 Конституции) не могут устанавливаться в трудовом договоре условия об отказе от членства в определенной политической партии либо членстве в определенной партии.

Конституционное право каждого на образование (ст. 43) исключает возможность закрепления в трудовом договоре условия об отказе от обучения в учебном заведении. Вместе с тем условие трудового договора, предусматривающее обязанность получения образования, необходимого для повышения квалификации работника, не может быть признано не соответствующим Конституции.

Наконец, общеконституционный принцип свободы личности, предполагающий свободу распоряжения собой и находящий воплощение в ряде статей Конституции РФ, обусловливает неконституционность условия трудового договора, предполагающего постоянный или на определенное время отказ от вступления в брак, рождения детей, осуществления других семейных функций;

2) сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (ст. 22 ГК). Отсюда следует, что недопустимо в трудовом договоре устанавливать условия, связанные с ограничением гражданской правосубъектности физических лиц (как работника, так и работодателя);

3) не признаются законными условия трудового договора, которые изменяют нормы законодательства, имеющие обязательный (императивный) характер. Например, нельзя изменять договором порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, поскольку этот порядок императивно регулируется законом; нельзя включать в договор условия о неразглашении сведений, которые не составляют коммерческую или служебную тайну;

4) недопустимо устанавливать в трудовом договоре условия, реализация которых связана с обязыванием третьих лиц, т. е. лиц, не являющихся стороной в договоре. Вместе с тем заключение трудового договора может сопровождаться заключением других не противоречащих закону соглашений, в том числе и иной отраслевой принадлежности, с участием сторон трудового договора и третьих лиц, предполагающих возложение на их стороны обязательств в связи с заключенным трудовым договором;

5) не включаются в трудовой договор условия, ухудшающие положение работника по сравнению с установленными коллективным договором (соглашением) или законодательством о труде (ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"; ст. 9, ч. 3 ст. 57 ТК).

Во всех перечисленных случаях такие условия трудового договора являются недействительными (ничтожными).

6. Ряд обстоятельств, которые определяются в ст. 57 в качестве обязательных или дополнительных условий трудового договора, в зависимости от их правовой природы могут быть отнесены к числу существенных условий трудового договора, но могут и не являться ими, выступая либо в качестве так называемых обычных условий трудового договора либо вовсе находясь вообще за пределами соглашения сторон.

Например, компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, а также характеристики условий труда на рабочем месте могут определяться государственными стандартами либо коллективными договорами (соглашениями) и, следовательно, не будучи продуктом непосредственных переговоров сторон, не могут быть отнесены к числу обязательных (существенных) условий трудового договора. Однако, поскольку принципиально они могут быть изменены соглашением сторон, эти условия могут считаться обычными условиями трудового договора. Смысл последних заключается в том, что стороны достигают согласия по ним путем умолчания. Работника достаточно ознакомить с ними, о чем делается в трудовом договоре соответствующая запись. Вместе с тем возможны ситуации, когда общие стандарты отсутствуют либо труд данного работника применяется в исключительных условиях, предъявляющих особые требования и к охране его здоровья. В этом случае возникает необходимость в индивидуализации характеристик условий труда, а также видов и размеров компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, что и надлежит делать в рамках трудового договора. В этом случае указанные условия модифицируются в качество существенных (случайных) условий трудового договора.

Аналогичную оценку можно дать и иным условиям, вытекающим из трудового законодательства, коллективного договора (соглашения), локальных нормативных правовых актов (т. е. актов, издаваемых работодателем).

Значительная часть норм законодательства о труде носит императивно-диспозитивный характер. Правовая природа этих норм заключается в невозможности ухудшения положения работника относительно установленного законодательством, но в допустимости улучшения этого положения. Следовательно, стороны могут либо согласиться с тем, что на них распространяются действующие нормы законодательства о труде, либо установить иные, более благоприятные для работника нормы. Соответственно, в первом случае условия соглашения сторон, вытекающие из норм трудового законодательства, можно признать обычными условиями трудового договора; во втором же случае эти обычные условия модифицируются сторонами в качество существенных (случайных) условий трудового договора. Именно таковыми условиями выступают уточненные "применительно к условиям работы данного работника" права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Точно такой же подход применим и к условиям, вытекающим из таких правовых источников, как коллективный договор, соглашение или локальный нормативный правовой акт.

7. Все перечисленные условия являются условиями трудового договора как договора, т. е. результатом прямого или косвенного волеизъявления сторон либо одной стороны, согласованного с другой стороной. Вместе с тем ст. 57 ТК выделяет в содержании трудового договора условия, которые с этой точки зрения договорными не являются, поскольку их содержание не зависит от воли сторон.

В числе таких условий следует прежде всего указать виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью (ч. 2 ст. 57). Однако, как известно, виды и условия социального страхования определяются государством исключительно в нормативном порядке и, таким образом, находятся за пределами усмотрения сторон трудового договора. Будучи внедоговорным условием, социальное страхование работника не может быть элементом содержания трудового договора. Включение положений о социальном страховании работника в трудовой договор, по-видимому, преследует цель информирования работника о содержании соответствующих норм законодательства. Такое информирование возможно в двух вариантах.

В текст договора просто вносится пункт, формулировка которого может звучать так: "Виды и условия социального страхования - в соответствии с действующим законодательством".

Более приемлемым представляется ознакомление работника с положениями законодательства о видах и условиях социального страхования, непосредственно связанных с трудовой деятельностью, о чем в трудовой договор вносится соответствующая запись.

Точно такой же подход приходится осуществлять и при оценке прав и обязанностей сторон, вытекающих из императивных норм, формулируемых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 5 ст. 57 ТК). Императивный характер указанных норм означает, что их содержание принципиально не может быть подвергнуто изменению по соглашению сторон, более того, если такие изменения будут произведены, они не могут признаваться действительными. Таким образом, права и обязанности сторон, вытекающие из императивных норм закона, носят внедоговорный характер, а значит, они не могут составлять содержание трудового договора как соглашения сторон. Внесение их, как и данных об условиях обязательного социального страхования работника, в текст трудового договора как письменного документа, преследует исключительно информационную задачу. Следовательно, указанные и иные подобные обстоятельства, должны быть отнесены к категории не условий трудового договора, а к категории сведений; следовательно, их отсутствие в тексте договора отнюдь не освобождает стороны от реализации соответствующих внедоговорных прав и обязанностей.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Издательский Дом "Городец", 2007

Источник: СПС Консультант

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1