Статья ТКРФ 360. Порядок инспектирования работодателей

Комментарий к статье 360

1. Надзорно-контрольная деятельность должностных лиц федеральной инспекции труда осуществляется преимущественно в форме инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми работодателями, действующими на территории Российской Федерации.

2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей, помимо ТК, являются Конвенция МОТ N 81 и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда определяются в нормативных правовых актах Правительства РФ. В качестве примера таких актов можно привести Положение о федеральной инспекции труда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78.

3. В соответствии со ст. 16 Конвенции МОТ N 81 организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено органами федеральной инспекции труда не более чем один раз в два года. Количество внеплановых проверок, проводимых по обращениям работников или их представителей, а также при получении информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено. Анонимные обращения органами федеральной инспекции труда не рассматриваются и не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Непосредственная деятельность государственных инспекторов труда по проведению конкретной проверки соблюдения законодательства о труде проводится на основании распоряжения (приказа) соответствующей инспекции труда. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Превышение сроков проведения конкретной проверки не допускается.

4. При проведении проверки государственные инспекторы труда не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции федеральной инспекции труда; требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Государственный инспектор труда, в отличие от должностных лиц иных органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства, может проводить проверку, не извещая о ее проведении работодателя или его представителя, и в их отсутствие. О результатах проверки государственный инспектор труда обязан поставить в известность работодателя или его представителя.

5. При проведении проверки государственные инспекторы труда обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

- соблюдать права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию за исключением информации о лице, подавшем жалобу, явившуюся основанием для проведения проверки;

- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (ст. 11 Федерального закона о проведении государственного контроля).

6. По результатам инспекционной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле федеральной инспекции труда (ст. 9 Федерального закона о проведении государственного контроля).

7. Комментируемая статья устанавливает особый порядок проведения проверок организаций милитаризованной государственной службы и организаций, деятельность которых связана с использованием технологий, составляющих государственную тайну либо создающих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в данных организациях, состоит, во-первых, в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, только инспекторами, заблаговременно получившими соответствующий допуск, во-вторых, в проведении проверок только во время, согласованное с работодателем (соответственно проверки проводятся в присутствии представителя работодателя), и, в-третьих, в фактическом ограничении проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, объявленные периоды напряженности, боевые действия).

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Издательский Дом "Городец", 2007

Источник: СПС Консультант

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1