Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Кучма Маргарита Ивановна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение
Расчет среднего заработка работника производится во многих случаях: и когда подсчитываются денежные суммы за отпуск, и когда работнику полагаются гарантийные выплаты и доплаты, и когда оплачивается листок нетрудоспособности или отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и когда работник претендует на страховое обеспечение в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и когда работнику после увольнения с работы необходимо предоставить справку о среднем заработке в органы службы занятости для назначения пособия по безработице.
На страницах нашего журнала уже рассказывалось о тех вариантах исчисления среднего заработка, которые применяются при выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком («Справочник кадровика» № 10, 11, 2007), при оплате ежегодного отпуска («Справочник кадровика» № 4, 2008), однако сравнительный анализ действующих правил не производился. Представляется, что это необходимо сделать в силу того, что при кажущемся, на первый взгляд, сходстве каждый вариант отличается некоторыми особенностями, которые необходимо иметь в виду и работодателям, и работникам.
Сначала вспомним, что в 2002 г. статья 139 Трудового кодекса РФ в ее первоначальной редакции положила начало сближению существовавших на тот момент способов исчисления среднего заработка (средней заработной платы). И хотя единый порядок исчисления она установила не для всех выплат, основанных на среднем заработке, но для многих из тех, что предусмотрены ТК РФ, и это уже давало надежду на унификацию различных правил. За истекший период и ст. 139 ТК РФ получила новую редакцию, и видоизменились многие правовые нормы в законодательстве об обязательном социальном страховании, имеющие отношение к среднему заработку.
Сегодня, помимо ст. 139 ТК РФ, упоминание об исчислении среднего заработка (средней заработной платы) работающих по трудовому договору содержится в Законе РФ от 19.04.91 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), Федеральных законах от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ), от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон от 29.12.06 № 255-ФЗ).
К числу подзаконных нормативных актов, принятых в развитие указанных федеральных законов по рассматриваемым вопросам, относятся:
- постановление Правительства РФ от 30.12.06 № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» (далее – Постановление от 30.12.06 № 870);
Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375 (далее – Положение от 15.06.07);
НА № 9‘2007
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922 (далее – Положение от 24.12.07 № 922).
НА № 3‘2008
Кроме того, механизм подсчета пособия по уходу за ребенком освещен в разъяснении Минздравсоцразвития России и ФСС России «О порядке назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком», утв. приказом указанных ведомств от 13.04.07 № 270 / 106 (далее – Разъяснение от 13.04.07 № 270 / 106).
Сравнительный анализ положений указанных выше документов проведем по следующим вопросам:
1. Период учета заработной платы для расчета среднего заработка (расчетный период) и его замена в отдельных случаях.
2. Круг выплат, учитываемых в расчетном периоде.
3. Периоды и выплаченные в этих периодах денежные суммы, которые исключаются в процессе подсчета среднего заработка.
4. Расчет среднего дневного заработка.
5. Расчет среднемесячного заработка (когда его необходимо определить).
6. Влияние изменений в заработной плате в расчетном периоде на исчисление среднего заработка.
РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Расчетный период, пожалуй, единственное, что было унифицировано в процессе многочисленных изменений правил исчисления среднего заработка (средней заработной платы). Формулировки расчетного периода, имеющиеся в различных федеральных законах, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчетный период
Как видно из таблицы 1, в настоящее время в ст. 139 ТК РФ и в Положении от 24.12.07 № 922 более точно, чем ранее, сформулировано положение о 12-месячном расчетном периоде. Более того, в ч. 3 ст. 139 ТК РФ содержится четкое определение календарного месяца, которое не оставляет места для разночтения: календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).
И, тем не менее, у работодателей есть возможность уйти от этого расчетного периода, которую им предоставляет ч. 6 ст. 139 ТК РФ, устанавливая, что в коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены иные периоды для исчисления средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников. Однако такая возможность существует только при расчете среднего заработка для гарантийных выплат и доплат, а также для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, тогда как Закон от 29.12.06 № 255-ФЗ такой возможности по изменению расчетного периода при расчете соответствующих пособий работодателям не предоставляет.
Замена 12-месячного расчетного периода во всех вариантах исчисления среднего заработка возможна по двум объективным причинам:
- если у работника в этом периоде совсем отсутствует заработок; если эти 12 месяцев полностью состоят из периодов, которые вместе с начисленными в них денежными суммами должны быть исключены из подсчета.
При этом следует заметить, что нельзя назвать адекватной замену периодов по Положению от 24.12.07 № 922 и по Положению от 15.06.07 № 375 (см. таблицу 2)
Таблица 2
Замена расчетного периода
Как видно из таблицы 2, Положение от 24.12.07 № 922 предусматривает три варианта замены 12-месячного расчетного периода, а Положение от 15.06.07 № 375 – только два. При расчете пособий по обязательному социальному страхованию не предусмотрена замена общепринятого 12-месячного периода предшествующим периодом, равным расчетному.
О каком периоде, превышающем расчетный, идет речь в п. 6 Положения от 24.12.07 № 922?
Нужно заметить, что ни в п. 7, ни в п. 8 Положения период, превышающий расчетный, более не упоминается. Вряд ли здесь следует иметь в виду заработок в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, поскольку к нему мы приходим лишь тогда, когда у работника не было заработной платы и в 12-месячном периоде, и в периоде до начала расчетного, как это следует из п. 7.
Следует также обратить внимание, что в Законе о занятости по-прежнему упоминается трехмесячный расчетный период при исчислении среднего заработка, когда требуется рассчитать пособие по безработице в процентном отношении к заработку или стипендию (ст. 29 и 30).
КРУГ ВЫПЛАТ, УЧИТЫВАЕМЫХ В РАСЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Проводя сравнительный анализ положений, сначала обратим внимание на общие (или близкие) формулировки, относящиеся к кругу учитываемых выплат, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Круг учитываемых выплат (близкие формулировки)
Таблица свидетельствует: исходное положение для всех трех перечисленных вариантов исчисления среднего заработка одинаково – учитываются те виды выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда. Поскольку пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком выплачиваются из средств обязательного социального страхования, то становится понятным то добавление, которое имеется в правилах исчисления среднего заработка, лежащего в основе расчета этих выплат: принимаются во внимание только те выплаты, на которые начисляется единый социальный налог, часть которого направляется в Фонд социального страхования (ФСС) РФ.
Налоговая база для ЕСН в общей форме определена в ст. 237 НК РФ. В ней сказано: при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в т. ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ). В статье 238 НК РФ перечисляются конкретные виды выплат, которые не подлежат налогообложению.
Далее сравним конкретные учитываемые выплаты, которые перечислены в Положении об особенностях порядка исчисления среднего заработка от 24.12.07 № 922 и в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию от 15.06.07 № 375 (отдельно о пособии по уходу за ребенком здесь уже говорить не будем, поскольку исчисление среднего заработка для данного пособия в этой части не имеет особенностей по сравнению с двумя указанными пособиями за счет средств социального страхования).
Отметим для начала, что в большинстве случаев формулировки учитываемых выплат идентичны (если не принимать во внимание некоторые редакционные несовпадения). Имеются в виду:
- заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам за отработанное время; заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в неденежной форме; начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным) окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (в Положении от 15.06.07 № 375 добавлено: включая вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет).
Теперь обратимся к тем выплатам, формулировки которых в рассматриваемых документах не совпадают, – они представлены в таблице 4.
Таблица 4
Круг учитываемых выплат (разные формулировки)
Анализ содержания таблицы 4 дает основание утверждать, что п. 2 Положения от 24.12.07 № 922 излишне подробно детализирует выплаты, относящиеся к оплате труда.
Возьмем для примера подп. «д» п. 2 данного Положения, в котором идет речь о денежном вознаграждении (денежном содержании) отдельных категорий работников, в т. ч. лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ. На них распространяется Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ч. 1, 2 и 5 ст. 50 этого Закона денежное содержание – это вид оплаты труда государственного гражданского служащего. Оно состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным данному работнику классным чином гражданской службы, а также таких дополнительных выплат, как надбавки за выслугу лет, условия труда, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.
Если ранее в п. 2 Положения от 24.12.07 № 922 перечисленные составные части денежного содержания (кроме двух последних) назывались среди учитываемых при исчислении среднего заработка, то была ли необходимость упоминать их еще раз, отдельно называя в перечне денежное содержание?
Возможно, было бы целесообразно обратить внимание на учет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи при исчислении среднего заработка государственным гражданским служащим, но этот вопрос уже решен в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.07 № 562 (далее – Правила от 06.09.07). Данные Правила служат для исчисления предназначенных гражданским служащим сумм при получении выходного пособия, пребывании в командировке, отпуске, переподготовке, повышении квалификации, стажировке и в других случаях.
Более оправданно упоминание о денежном содержании (вознаграждении) в подп. «д» п. 2 Положения от 15.06.07 № 375, поскольку в п. 9 Правил от 06.09.07 сказано, что в период временной нетрудоспособности государственным гражданским служащим выплачивается пособие в порядке, установленном Законом от 29.12.06 № 255-ФЗ.
НА № 6‘2007Отсутствие в п. 2 Положения от 15.06.07 № 375 упоминания о денежном содержании муниципальных служащих не означает, что оно не принимается в расчет при исчислении среднего заработка для пособий. Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.07 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Из тех выплат, что полагаются муниципальному служащему, в расчет будут браться те, на которые начисляется единый социальный налог, т. е. будет применено общее правило, установленное для исчисления среднего заработка для пособий по обязательному социальному страхованию.
Обращает на себя внимание правило, зафиксированное в подп. «и» п. 2 Положения от 24.12.07 № 922. Оно важно для случаев замены общеустановленного расчетного периода предшествующим, равным расчетному (см. п. 6 Положения от 24.12.07 № 922 в таблице 2). Поскольку такая замена расчетного периода предшествующим при исчислении среднего заработка для пособий не предусмотрена, то, естественно, не было необходимости делать такую же запись в Положении от 15.06.07 № 375.
Перечни учитываемых при исчислении среднего заработка денежных выплат в Положениях от 24.12.07 № 922 и от 15.06.07 № 375 не являются исчерпывающими, о чем свидетельствуют соответственно подп. «о» и «л» в пунктах 2 названных Положений: в них говорится об учете и других видах выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
ПЕРИОДЫ И НАЧИСЛЕННЫЕ ЗА НИХ СУММЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
На расчетный период могут прийтись отрезки времени, когда работник не выполнял трудовые обязанности, но за ним сохранялся средний заработок или его часть (при выполнении государственных или общественных обязанностей, при простое и т. п.), выплачивались денежные суммы в меньшем по сравнению с заработком размере (например, работник получал пособие по временной нетрудоспособности в размере 60% заработка), работнику предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы. В связи с этим возникает следующий вопрос.
Следует ли брать в расчет среднего заработка подобные периоды и выплаченные за них суммы?
Ответ на этот вопрос дают п. 5 Положения от 24.12.07 № 922 и п. 8 Положения от 15.06.07 № 375, содержание которых изложено в таблице 5.
Таблица 5
Периоды, исключаемые из расчетного
Из таблицы 5 видно, что и в том, и в другом Положении названы шесть одних и тех же периодов, которые вместе с начисленными за них денежными суммами не берутся в расчет при исчислении среднего заработка. Однако не совпадают исключения из установленного в подп. «а» соответствующих пунктов каждого из Положений.
В первом случае исключение сделано для перерывов, которые в соответствии со ст. 258 ТК РФ предоставляются работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для кормления ребенка (детей), во втором случае – для периода предусмотренного ст. 254 ТК РФ перевода беременных женщин на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, когда за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.
В пункте 13 Положения от 15.06.07 № 375, к которому сделана отсылка в подп. «а» п. 8 этого же Положения, использовано словосочетание «легкая работа», существовавшее долгое время в ст. 164 КЗоТ РФ одновременно с упоминанием работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов. В статье 254 ТК РФ слов «легкая работа» уже нет, но это не меняет существа дела, когда речь идет об исчислении среднего заработка.
К сожалению, не обошлось без использования старой терминологии и в Положении от 24.12.07 № 922: в подп. «д» п. 5 идет речь о дополнительных выходных днях родителям не только детей-инвалидов, но и инвалидов с детства в возрасте до 18 лет: именно так было записано в ст. 262 ТК РФ в ее первоначальной редакции. После корректировки ТК РФ (внесенной Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ) ст. 262 совершенно справедливо имеет в виду только родителей детей-инвалидов, поскольку учреждения МСЭ устанавливают категорию «ребенок-инвалид» детям в возрасте до 18 лет. Родителям инвалидов с детства, «перешагнувших» возраст 18 лет, предоставление дополнительных оплаченных выходных дней трудовым законодательством не предусмотрено.
Кроме того, представляется, что не было необходимости отдельно в подп. «г» соответствующих пунктов говорить об исключении периода, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять работу: в данном случае для такого работника имеет место простой, а об исключении периода простоя при исчислении среднего заработка и в одном, и в другом Положении говорится в предыдущих подпунктах.
УЧЕТ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТе ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
Наиболее просто этот вопрос решен в том варианте исчисления среднего заработка, который применяется при расчете пособий по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с п. 12 Положения от 15.06.07 № 375 в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде было переведено на другую работу или произошло повышение размера заработной платы, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка со дня перевода или с даты повышения заработной платы.
Положение от 24.12.07 № 922 предусматривает корректировку заработной платы в зависимости от того, когда произошло повышение оплаты труда: в расчетном периоде, после расчетного периода, но до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, или в период сохранения среднего заработка. При этом следует обратить внимание на то, что в п. 16 Положения от 24.12.07 № 922 речь идет о повышении в организации, ее филиале или структурном подразделении (а не у отдельного работника) тарифных ставок, окладов (должностных окладов) денежного вознаграждения.
Если повышение произошло в расчетный период, то выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициент. Коэффициент рассчитывается путем деления тарифной ставки, оклада, денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано исчисление среднего заработка (например: командировка, отпуск, выполнение государственных или общественных обязанностей), на тарифную ставку, оклад, денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
В случае если повышение произошло после расчетного периода, но до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.
Если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, то повышается только часть среднего заработка с даты повышения тарифной ставки, оклада, денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
Есть одна особенность при повышении уже исчисленного среднего заработка: корректируются тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение и выплаты, установленные к ним в фиксированном размере (в процентах, кратности), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам, денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). Не повышаются и выплаты, установленные в абсолютных размерах.
Специальное правило установлено для случаев оплаты времени вынужденного прогула, если за время вынужденного прогула в организации, ее филиале, структурном подразделении повышались тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение. В пункте 17 Положения от 24.12.07 № 922 предусмотрено: в таких случаях средний заработок подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада, денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад, денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде. Что же касается выплат, установленных в фиксированном размере и в абсолютном размере, то в их отношении действует правило, изложенное в предыдущем абзаце, т. е. в п. 16 Положения от 24.12.07 № 922.
РАСЧЕТ СРЕДНЕГО ДНЕВНОГО И СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА РАБОТНИКА
Определение среднего дневного заработка необходимо почти во всех случаях исчисления денежных сумм, полагающихся работнику в соответствии с трудовым законодательством. Исключением является определение среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, когда используется средний часовой заработок, определяемый в соответствии с п. 13 Положения от 24.12.07 № 922. Однако и здесь имеется исключение, когда для определения среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний дневной заработок.
Для определения среднего дневного заработка есть три варианта, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет среднего дневного заработка
Сравнительный анализ вариантов определения среднего дневного заработка, изложенных в таблице 6, дает основание утверждать, что у одного и того же работника при одной и той же заработной плате в 12-месячном расчетном периоде дневной заработок будет разным – в зависимости от того, для какой цели мы его исчисляем. Проще всего определяется дневной заработок, используемый для расчета пособий по обязательному социальному страхованию.
Отмеченная ситуация характерна и для случая определения среднемесячного заработка, поскольку варианты его исчисления разные.
Среднемесячный заработок работника определяется далеко не всегда, поскольку периоды, за которые работнику полагаются денежные суммы, не всегда начинаются в первый день месяца, а кончаются в последний день. Но даже если это бывает и так, то в большинстве случаев расчеты ведутся исходя из среднего дневного заработка.
Например, работник В. был в командировке с 1 по 31 марта. Средний заработок, полагающийся ему за время командировки, определим путем умножения дневного заработка (левая колонка в таблице 6) на количество рабочих дней в марте.
Работнику Д. с 1 марта предоставлен основной ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней и дополнительный отпуск на 3 дня. Оплату отпуска определим так: средний дневной заработок (определяем его по правилу, изложенному в средней колонке таблицы 6) умножим на 31 календарный день. При этом вспомним, что работник выйдет на работу не 1, а 2 апреля, так как на период его отпуска падает праздничный день 8 марта.
Предположим, работник имел листок нетрудоспособности в связи с болезнью с 1 по 31 марта, получает пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка. Сумму пособия определим путем умножения дневного заработка (определен по правилу, изложенному в правой колонке таблицы 6) на все календарные дни болезни, т. е. на 31: в число учитываемых календарных дней при оплате листков нетрудоспособности включаются и нерабочие праздничные дни. На работу надо будет выйти 1 апреля.
При определении оплаты учебного отпуска следует применять п. 14 Положения от 24.12.07 № 922: оплате подлежат все календарные дни, включая нерабочие праздничные, приходящиеся на период таких отпусков.
Есть несколько вариантов исчисления среднемесячного заработка, предусмотренных в ст. 12 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ. В соответствии с п. 3 данной статьи среднемесячный заработок застрахованного определяется путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.
Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев.
Кстати сказать
С 1 января 2008 г. размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, с учетом индексации составляют: |
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам – 6510 руб. Письмо ФСС России от 05.03.08 № 02–18 / 07–1931 |
Есть вариант исчисления условного месячного заработка. Он применяется в случаях, когда период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца. Условный месячный заработок определяется следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней, а полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
Об искусственном определении среднемесячного заработка можно говорить и в случае подсчета суммы пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, которое полагается работающей женщине, оформившей отпуск по уходу за ребенком, в размере 40% среднего заработка. Согласно п. 5 Разъяснения от 13.04.07 № 270 / 106 среднедневной заработок (а он, как уже говорилось, определяется таким же образом, как и для пособия по временной нетрудоспособности) умножается на среднемесячное число календарных дней – 30,4. (Цифра 30,4 получилась путем деления 365 календарных дней в году на 12.) Из полученного указанным путем среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Конечно, необходимо учесть его минимальный и максимальный размеры, установленные законодательством.
Если надо рассчитать сумму пособия по уходу за ребенком за несколько дней месяца, то расчет будет вестись уже из ежемесячной суммы пособия: ее мы разделим на число календарных дней месяца и умножим на число календарных дней, за которые это пособие надо выплатить.
Поделиться