Споры работодателя и работников

"Кадровый вопрос", 2011, N 6

СПОРЫ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ

Все больше "продвинутых" работников втягивают работодателя в споры. Часто при этом прибегают к созданию комиссии по трудовым спорам (КТС). Коротко рассмотрим, как происходит разрешение спора в этом случае. Комиссия по трудовым спорам может быть создана в любой организации, причем независимо от численности работников.

Спор может возникнуть не только с работником, но и претендентом на должность (например, если ему незаконно отказали в приеме на работу) или бывшим работником (например, которого незаконно уволили или вынудили уйти по собственному желанию).

КТС может создаваться как по инициативе работника, так и работодателя. Однако в любом случае от обеих сторон должно быть одинаковое количество представителей.

Чтобы выбрать представителей от работников, по закону требуется провести общее собрание всех трудящихся предприятия, на котором должны быть утверждены кандидатуры.

Однако на практике чаще всего представителей от работников выдвигает профсоюз. Если, конечно, он есть. В любом случае затем эти кандидатуры утверждаются на общем собрании работников. Представителей от работодателя выдвигает руководитель организации.

Обратите внимание: КТС может рассматривать не любой спор. Например, в компетенции комиссии рассмотрение споров:

- о переводе на другую работу;

- об изменении условий трудового договора;

- об использовании полагающегося работнику отдыха (перерывов, выходных, отпуска);

- о наложении дисциплинарных взысканий (например, выговора);

- об оплате труда.

А вот некоторые споры комиссия разрешать не может, только суд. Например, споры:

- о восстановлении на работе независимо от оснований увольнения;

- об изменении даты и формулировки основания и причин увольнения;

- о переводе на другую работу;

- об оплате за время вынужденного прогула;

- по заявлениям работодателя о возмещении вреда, причиненного организации работником;

- об отказе в приеме на работу;

- по заявлениям граждан, работающих у работодателей - физических лиц;

- по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Обратиться в КТС работник может только в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав или должен был узнать о нем.

Пример. 2 августа работник Колосов узнал о том, что руководство организации, в которой он работает, собирается понизить ему зарплату. Об этом ему сообщил директор фирмы.

Именно с этого дня начинает исчисляться трехмесячный срок, в течение которого Колосов может обратиться в комиссию по трудовым спорам (то есть до 2 ноября).

Внимание: если работник пропустит отведенный срок, но причина пропуска уважительная (например, болезнь), комиссия все же примет заявление.

Чтобы КТС рассмотрела спор, работник должен подать письменное заявление.

Как КТС разрешает спор

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Так сказано в ст. 387 Трудового кодекса. Если КТС проигнорирует заявление, работник вправе обратиться в суд.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или его представителя. В заседании комиссии по трудовым спорам работник может участвовать вместе с представителем. Обратите внимание: у последнего должна быть доверенность.

Впрочем, КТС может рассматривать дело работника и без его участия, если работник подаст заявление с подобной просьбой.

Если же такое заявление не было подано, но на заседание комиссии ни работник, ни его представитель не явились, то рассмотрение дела откладывается. В случае повторной неявки комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.

Однако если неявка была вызвана уважительной причиной (например, болезнью), комиссия назначит новую дату заседания для рассмотрения заявления работника.

На заседании комиссии ведется протокол, который должен быть подписан ее председателем и удостоверен печатью КТС. Специальной формы для протокола нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию КТС руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Комиссия рассматривает дело и принимает решение простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Голосование - тайное.

Решение КТС должно содержать:

- наименование организации (подразделения), фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность обратившегося в комиссию работника;

- даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон или другой нормативный правовой акт);

- результаты голосования.

Главное требование к этому документу - четкость изложения информации и соответствие закону. Например, если комиссия рассматривала какое-то денежное требование работника к руководству, то в решении должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение 3 дней со дня принятия решения.

Решение КТС работник может обжаловать в суде. Для этого ему отводится 10 дней с момента вручения копии решения.

В том случае, если работник с решением КТС согласен, но работодатель не исполняет предписание комиссии, она выдаст работнику так называемое удостоверение. Это исполнительный документ. Удостоверение он отнесет в службу судебных приставов, которые вправе в принудительном порядке заставить работодателя исполнить решение КТС.

Когда работник может обратиться в суд

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в 10-дневный срок, работник вправе перенести его в суд.

Впрочем, работник имеет право сразу, не прибегая к помощи комиссии по трудовым спорам, обратиться в суд. Статья 391 Трудового кодекса предусматривает возможность работника самостоятельно решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор.

Обратиться в суд он может и в том случае, если работника не устроило решение комиссии (в течение 10 дней со дня вручения ему копии решения КТС).

Срок для такого обращения - 3 месяца. Это общее правило. Однако есть исключение: по спорам об увольнении работник может обратиться в суд в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки. К тому же в случае пропуска работником срока по уважительным причинам суд может его восстановить.

Не стоит забывать также о тех спорах, которые могут рассматриваться только судом. Напомним, что это индивидуальные трудовые споры:

- о восстановлении на работе, независимо от оснований увольнения;

- об изменении даты и формулировки основания и причин увольнения;

- о переводе на другую работу;

- об оплате за время вынужденного прогула;

- по заявлениям работодателя о возмещении вреда, причиненного организации работником;

- об отказе в приеме на работу;

- по заявлениям граждан, работающих у работодателей - физических лиц;

- по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Суды чаще всего встают на сторону работников, такова практика. Особенно в условиях кризиса, когда их и увольняют чаще, и их права нарушают. Поэтому лучше не доводить дело до суда и, если работник предъявляет законные требования, выполнить их.

Забастовка

Нужно помнить, что иногда работники могут устроить забастовку. Забастовка - это способ разрешения коллективных споров. Такие ситуации возможны, когда несколько работников имеют схожие требования к одному работодателю. Право на забастовку закреплено в Конституции нашей страны.

Этой крайней формой протеста работники высказывают свое несогласие с действиями администрации предприятия, на котором они трудятся.

В России, да и во всем мире, основной причиной забастовок является невыплата зарплаты. О таких случаях мы постоянно можем слышать из СМИ. Чаще всего бастуют шахтеры и учителя. Результат, как правило, положительный: требования работников удовлетворяют.

Обратите внимание: объявить забастовку работники могут только после примирительных процедур с работодателем.

Для этого создается примирительная комиссия, в которую входит равное количество представителей работников и работодателей. Она должна быть создана в течение трех дней с момента начала спора. При этом ни работники, ни работодатели не вправе уклоняться от примирительных процедур.

А вот если примирительные процедуры не дали результата или работодатель продолжает уклоняться от исполнения своих обязанностей, тогда у работников появляется право на забастовку.

Нужно понимать, что забастовка, если она законна, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. При этом за всеми работниками сохраняются место работы и должность на время ее проведения.

А вот если забастовка незаконна, к участвующим в ней работникам могут быть применены меры ответственности. Вплоть до увольнения.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. Решение о ее начале принимается на общем собрании работников. При этом оно правомочно решать вопрос о забастовке только тогда, когда на нем присутствуют не меньше 2/3 всех работников.

Решение на собрании принимается простым большинством голосов. Забастовка может состояться, если за ее начало проголосовало больше половины работников.

Работники могут объявить и предупредительную забастовку. Это возможно в тех случаях, когда после пяти дней работы примирительной комиссии никаких положительных изменений не произошло.

Продолжительность предупредительной забастовки ограничена законом - она не может длиться больше часа. О начале такой забастовки работодателя должны известить не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

При этом нужно помнить, что в отраслях, деятельность которых связана с обеспечением здоровья, безопасности и жизненно важных интересов людей, даже во время забастовки работники должны выполнять необходимый минимум работ (услуг). Например, на пассажирских перевозках он составляет 20% от необходимого количества перевозок. Это условие - обязательное. Если работники его нарушают, то такую забастовку суд может признать незаконной со всеми вытекающими последствиями.

В соответствии со ст. 413 Трудового кодекса считаются незаконными и не допускаются забастовки:

- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

- в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

- в правоохранительных органах;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

- в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка признается незаконной, если была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Решение о признании забастовки незаконной могут принять только верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в силу, должно быть немедленно исполнено. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого судебного решения органу, возглавляющему забастовку. При этом работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке. Закон дает ему такое право.

Исключение составляют те работники, которые выполняли обязательный минимум работ (услуг). Им он обязан выплатить заработанные деньги, ведь они трудились.

А вот работникам, которые вообще не участвовали в забастовке, но из-за ее проведения не могли трудиться, работодатель обязан произвести оплату простоя не по вине работника. Для этого работнику необходимо написать заявление о невозможности трудиться и, соответственно, возникновении простоя. Это время работодатель должен оплатить в размере не менее 2/3 оклада работника или его тарифной ставки.

М. Скудутис

Кадровый эксперт

О. Берг

Эксперт журнала

Подписано в печать

10.08.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1