Специальная оценка условий труда

Движение нашей страны к специальной оценке условий труда началось в канун 2013 г., когда Президент подписал поручение от 26.12.2012 № ПР-3499: Правительству РФ было предложено разработать и внести в Думу проект закона, определяющего «порядок проведения специальной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства Российской Федерации, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки». В результате исполнения данного поручения был принят и вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), который определил состав участников, порядок проведения и результат специальной оценки (далее – СОУТ).

Что же пришло на смену аттестации рабочих мест? В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ «является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

Можно заметить, что проверка на соответствие «требованиям пенсионного законодательства» в явном виде в определении СОУТ не фигурирует. Но поскольку в результате СОУТ «устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах» (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ), именно здесь и проявляется связь требований пенсионного законодательства с оценкой условий труда: право на досрочную пенсию возможно только при трудовой деятельности в условиях строго определенных классов (подклассов) труда на рабочем месте.

Когда проводить СОУТ, и кто за это платит?

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится в плановом порядке не реже одного раза в 5 лет. Этот срок исчисляется от даты утверждения предыдущего отчета СОУТ. Для недавно созданных организаций срок следует исчислять от даты государственной регистрации организации, а при наличии результатов аттестации рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение 5 лет от даты завершения аттестации.

Внеплановая СОУТ проводится по закрытому перечню оснований, указанному в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, срок проведения в этом случае ограничен 6 месяцами от даты наступления события, явившегося основанием для внеплановой оценки.

Проведение СОУТ – обязанность работодателя; он же оплачивает проверку. Поскольку в действующем документе «Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденном Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, СОУТ не упоминается – оплата работ организации, проводящей СОУТ, на данный момент не подлежит компенсации за счет взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Можно предположить, что ситуация изменится по мере выхода подзаконных актов, – аттестация рабочих мест, проводившаяся до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, входит в перечень мероприятий, которые могут оплачиваться из средств ФСС.

Подготовка к проведению

Законодательством определяется, что в СОУТ принимают участие следующие стороны: работодатель (ст. 20 ТК РФ), работник (ст. 20 ТК РФ), комиссия по проведению СОУТ (п.п. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ), организация, проводящая СОУТ (гл. 3 Закона № 426-ФЗ). Права и обязанности работодателя, работника, проводящей СОУТ организации детально перечислены в ст.ст. 4–6 Закона № 426-ФЗ, и если вам по долгу службы будет необходимо участвовать в проведении СОУТ – лучше всего заглянуть в действующую в момент инициации СОУТ редакцию данного закона.

В соответствии с гл. 2 «Порядок проведения специальной оценки условий труда» Закона № 426-ФЗ комиссия по проведению СОУТ должна быть создана работодателем (п. 1 ст. 8, п. 1. ст. 9), который своим приказом или распоряжением (п. 2 ст. 9) должен определить персональный состав комиссии (п. 2 ст. 9), порядок деятельности (п. 2 ст. 9), график проведения СОУТ (п. 1 ст. 9).

Необходимо обратить внимание на следующие особенности создания комиссии и ее действий на этапе подготовки:

  1. Количество членов комиссии должно быть нечетным, при этом в ее состав обязательно входит специалист по охране труда, а при наличии представительного органа трудящихся (профсоюза) – также и представитель этого органа. Обратите внимание: включать в состав комиссии представителя организации, проводящей СОУТ, не требуется.
  2. Возглавлять комиссию должен работодатель или его представитель, соответственно, в случае назначения представителя необходимо в приказе о создании комиссии явно указать объем его полномочий. Результат работы комиссии – отчет о проведении СОУТ – в любом случае утверждает ее председатель (п. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
  3. Должен быть определен порядок деятельности комиссии, что неявным образом предполагает создание и утверждение документа, определяющего объем полномочий, права и обязанности членов комиссии. Например, работодатель может создать и утвердить в качестве локального нормативного акта «Положение о комиссии по проведению специальной оценки условий труда» или «Регламент работы комиссии по осуществлению специальной оценки условий труда на рабочих местах».
  4. Перечень рабочих мест (с указанием аналогичных рабочих мест), на которых должна проводиться СОУТ, утверждается комиссией (п. 5. ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Аналогичные рабочие места выделяются для уменьшения объема выполняемых работ: обследуются 20% от их общего количества, но не менее двух, а полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (п. 1 ст. 16). Здесь есть один нюанс – о нем ниже.
  5. График проведения СОУТ утверждается работодателем. Прямых указаний на то, что график проведения должен быть утвержден одновременно с составом комиссии, закон не содержит.
  6. При подготовке перечня рабочих мест для проведения СОУТ следует принимать во внимание внесенные изменения (сравните их с перечнем для проводившейся ранее аттестации рабочих мест):

    • Перечень для СОУТ включает рабочие места, на которых сотрудники заняты исключительно работой на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ранее не участвовали в аттестации рабочих мест в соответствии со ст. 4 «Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н);
    • Перечень для СОУТ не включает рабочие места надомников, дистанционных сотрудников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

    Важно

    Пункт 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ: «Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».


    Определение аналогичных рабочих мест, содержащееся в указанном законе, существенным образом отличается от определения в действовавшем ранее «Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

      Кроме того

      Статья 12 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (применялся до 1 января 2014 г.): «Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты».

    Закон № 426-ФЗ не содержит никаких указаний на критерии «одинаковости» используемых оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, средств индивидуальной защиты. Это может сделать определение аналогичных рабочих мест непростой задачей, например: если на соседних столах офисных сотрудников установлены мониторы разных размеров, или при сборке изделий за соседними рабочими местами используются отвертки разных производителей и разной длины – можно ли эти рабочие места считать аналогичными или нет?
    Цена ошибки: в случае выявления при проведении СОУТ рабочего места, не отвечающего критериям аналогичности, число рабочих мест, на которых должна быть проведена СОУТ, возрастает до количества неправильно признанных «аналогичными» рабочих мест. Учитывая, что проводящая СОУТ организация оказывает платные услуги, в ее интересах выявить как можно больше «неаналогичных» рабочих мест – увеличивая тем самым объем работ.
    Также следует понимать, что в случае изменения технологического процесса или замены оборудования (приспособлений, сырья и т.д.) у работодателя могут появиться рабочие места, в отношении которых будут неприменимы результаты уже проведенной СОУТ, и нужно будет провести внеплановую оценку. Внеплановая СОУТ также должна проводиться при появлении новых рабочих мест, замене средств индивидуальной и (или) коллективной защиты, произошедшем несчастном случае, выявлении профессионального заболевания и некоторых других случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


    Поскольку в соответствии со ст. 8 данного закона СОУТ проводится работодателем совместно со специализированной организацией (-ями), привлекаемой по договору гражданско-правового характера, до проведения СОУТ следует выбрать такую организацию (или несколько организаций) и заключить с ней договор.


    Проведение СОУТ


    Как ранее упоминалось, для проведения СОУТ в общем случае необходимы:

    1. Комиссия работодателя.
    2. График работ.
    3. Перечень рабочих мест, в отношении которых осуществляется СОУТ.
    4. Перечень аналогичных рабочих мест.
    5. Договор с организацией, имеющей право на проведение СОУТ (требования к организации и ее экспертам – в гл. III Закона № 426-ФЗ).

      Наличие работника при проведении СОУТ не является необходимым условием, но он имеет право присутствовать при проведении СОУТ на своем рабочем месте, получать разъяснения от работодателя (его представителя), организации и экспертов, проводящих СОУТ на его рабочем месте.


      Уточняем термины

      Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 1 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).


      1. Идентификация факторов


      Проведение СОУТ начинается с идентификации вредных и/или опасных производственных факторов, выполняемой экспертом привлеченной организации. Перечень таких факторов содержится в ст. 13 Закона № 426-ФЗ, результаты идентификации подлежат утверждению комиссией.


      Более подробно этап идентификации описан в разделе II Методики проведения СОУТ (утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, зарегистрирована в Минюсте России 21 марта 2014 г.).


      Следует принимать во внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ идентификация не проводится в отношении:

      • рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
      • рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
      • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

          Следует считать, что на этих рабочих местах вредные и/или опасные факторы уже имеются.


          В случае отсутствия вредных и/или опасных производственных факторов условия труда признаются комиссией допустимыми, и дальнейшие исследования не проводятся.


          В случае идентификации вышеупомянутых факторов комиссия принимает решение о проведении исследований и/или испытаний (п. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).


          Методика проведения СОУТ не содержит типового текста решения комиссии о проведении исследований, поэтому решение может быть оформлено в соответствии с принятыми у работодателя правилами документооборота. Следует рассмотреть возможность в качестве приложения к тексту решения использовать таблицу, аналогичную таблице раздела II Методики «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда (с указанием источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса)».


          Если упомянутые факторы не идентифицированы на рабочем месте, в отношении данного рабочего места работодатель составляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Очевидно, что исследования и измерения каких-либо факторов на таком рабочем месте проводиться не будут.


          Кстати

          При проведении СОУТ работодатель обязан не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения (ч. 3 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).


          2. Исследование факторов


          Вредные и/или опасные факторы производственной среды и/или трудового процесса исследуются (испытываются) и измеряются испытательной лабораторией (центром), экспертами или иными сотрудниками организации, проводящей СОУТ.


          Все возможные факторы, которые могут встречаться на рабочих местах у работодателя, указаны в закрытом перечне в ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Подробнее список раскрывают приложения 1–21 к Методике – в них перечислены химические вещества, физические параметры окружающей среды и т.п., включая граничные значения измеряемых величин для отнесения рабочего места к тому или иному классу условий труда.


          Перечень факторов должен быть сформирован комиссией (п. 2 ст. 12 Закона № 426-ФЗ) в том числе исходя из предложений работников, а методы исследований (испытаний), измерений и экспертный состав для проведения работ определяются проводящей СОУТ организацией самостоятельно.


          Результаты исследований (испытаний) и/или измерений в отношении каждого из факторов оформляются протоколом (п. 6 ст. 12 Закона № 426-ФЗ), форма протокола установлена ст. 17 Методики проведения; данные протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ, утверждаемого комиссией.


          Если провести исследования (испытания) и/или измерения на рабочем месте невозможно ввиду риска возникновения угрозы жизни работников и сотрудников проводящей СОУТ организации, комиссия оформляет протоколом соответствующее решение, которое становится неотъемлемой частью отчета о проведении СОУТ. При этом для такого рабочего места устанавливается опасный класс условий труда (максимальный уровень), а копию протокола комиссии работодатель обязан направить в территориальный орган Роструда в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.


          3. Оценка эффективности СИЗ


          В случае наличия на рабочем месте средств индивидуальной защиты (СИЗ) организация, проводящая СОУТ, может произвести оценку эффективности СИЗ. При подготовке к данному этапу необходимо учитывать, что оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат в соответствии с Техническим регламентом (ТР ТС 019/2011. «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты»), либо для них должна иметься декларация соответствия.


          После проведения оценки эффективности СИЗ заполненные протоколы станут составной частью отчета о проведении СОУТ. В случае если эксперт придет к выводу, что применяемое на рабочем месте СИЗ является эффективным и защищает работника от вредного и/или опасного фактора, это даст право комиссии на основании заключения эксперта снизить на одну ступень класс условий труда на соответствующем рабочем месте. Снижение более чем на одну ступень возможно (п. 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ), но данное действие потребует согласования с территориальным органом Роспотребнадзора.


          4. Утверждение отчета о проведении СОУТ


          После выполнения всех вышеперечисленных действий организация, проводившая СОУТ, составляет отчет, который подлежит утверждению комиссией.


          Отчет в общем случае в соответствии со ст. 15 Закона № 426-ФЗ должен содержать:

          1. Сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ требованиям.
          2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, идентифицированных на данных рабочих местах.
          3. Карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
          4. Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов.
          5. Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты.
          6. Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае возникновения угрозы жизни (п. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ), – при наличии такого решения.
          7. Сводная ведомость специальной оценки условий труда.
          8. Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
          9. Заключение эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

            В случае если на каких-либо рабочих местах не идентифицированы вредные и/или опасные производственные факторы, для этих рабочих мест отчет – в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ – будет содержать документы, указанные в п.п. 1, 2 и 9.


            Отчет подлежит утверждению комиссией; в случае несогласия кого-либо из членов комиссии c результатами СОУТ – он вправе письменно изложить особое мнение, которое должно быть приложено к отчету.

            Таблица. Классы условий труда в соответствии со ст. 14 Закона № 426-ФЗ1.



            Результаты СОУТ

            После утверждения отчета работодатель обязан в течение 30 дней (исключая периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха) ознакомить работника с результатами оценки условий труда на его рабочем месте под роспись. Ознакомление должно быть произведено в письменной форме, при этом в п. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ установлена обязанность работника ознакомиться с результатами СОУТ.


            Согласно п. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, при наличии у работодателя сайта в интернете на нем в течение 30 дней с даты утверждения отчета должны быть размещены:

            • сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
            • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

                При размещении информации на сайте необходимо обеспечить соблюдение положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и законодательства о государственной и об иной охраняемой законом тайне.


                В отношении рабочих мест, где по результатам СОУТ не выявлены вредные и/или опасные факторы, работодатель составляет декларацию, форма и порядок подачи которой установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (на начало мая 2014 г. не зарегистрирован Минюстом и не действует).


                Декларация подается в территориальный орган Роструда и действительна в течение 5 лет с даты утверждения отчета о результатах СОУТ. В случае если за указанный срок с сотрудниками, работающими на таких рабочих местах, не происходит несчастных случаев, и у них не выявляются профессиональные заболевания, срок действия декларации в отношении рабочего места продлевается на следующие 5 лет.


                По результатам СОУТ, в зависимости от установленного для рабочего места класса условий труда, работник может иметь (или не иметь) право на гарантированные действующим законодательством льготы: досрочный выход на пенсию, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д. (каковы могут быть эффекты по результатам СОУТ для работников и работодателей мы подробно обсуждали в мартовском номере журнала).


                Для несогласных с результатами


                Вполне возможно, что некоторые сотрудники или даже работодатели будут не согласны с результатами СОУТ: для классов условий труда ниже 3.2 действующее законодательство не предусматривает целого ряда льгот, а для работодателя установление высокого класса условий труда означает необходимость предоставления льгот работнику и повышенный размер взносов в Пенсионный фонд. Также результаты СОУТ влияют на размер тарифа страхового взноса от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (уплачивается в ФСС).


                Статья 24 Закона № 426-ФЗ предусматривает право работника, представительного органа работников, работодателя обратиться в территориальный орган Роструда с заявлением о необходимости осуществления экспертизы качества СОУТ. В этом случае такая экспертиза будет проводиться за счет средств заявителя, а размер платы за ее проведение будет определяться в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда, которые по состоянию на начало мая 2014 г. находятся в стадии разработки.


                Все разногласия по вопросам проведения и результатам СОУТ должны рассматриваться территориальным органом Роструда, чьи решения – в случае несогласия с ними – могут быть в дальнейшем обжалованы в судебном порядке.
                Также работодатель, сотрудник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников имеет право сразу, без обращения в Роструд, обжаловать результаты специальной оценки условий труда в судебном порядке.


                Обратите внимание

                29 апреля 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 № 290, утвердившее перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. К таким местам относятся, например, рабочие места членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, рабочие места в отделениях реанимации, интенсивной терапии, рабочие места водолазов, верхолазов. Профильные органы исполнительной власти приступили к созданию соответствующих нормативно-правовых актов (НПА), по информации на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения2, срок вступления в силу этих НПА – I квартал 2015 г.


                Передача результатов СОУТ в государственные органы


                Пункт 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ (статья начнет действовать с 1 января 2016 г.) устанавливает обязанность организации, проводящей СОУТ, не позднее 10 дней со дня утверждения отчета передать результаты СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.


                Работодателю необходимо контролировать выполнение организацией, проводящей СОУТ, этой обязанности, иначе имеется риск возникновения споров с органами исполнительной власти, которые не смогут получить необходимую для принятия обоснованного решения информацию. Лучше всего включить в договор с проводящей СОУТ организацией пункт, обеспечивающий выполнение данного обязательства.


                Тем не менее п. 4 ст. 18 Закона № 426-ФЗ предоставляет работодателю право самому передать в территориальный орган Роструда результаты в случае нарушения своего обязательства организацией, проводившей СОУТ.

                До начала действия ст. 18 (1 января 2016 г.) результаты СОУТ должны передаваться в территориальный орган Роструда в соответствии с Порядком, который должен быть утвержден Министерством труда и социальной защиты (указанный Порядок пока еще разрабатывается).


                Ответственность за непроведение СОУТ


                Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» в КоАП введена ст. 5.27.1, в которой установлена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.


                Одно «но»: статья 5.27.1 будет действовать с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 15 Закона № 421-ФЗ), т.е. в 2014 г. административная ответственность за непроведение СОУТ наступить не может.


                Время перемен: 2014–2018


                Переходный период не проходит гладко: 7 марта 2014 г. Минтруда на своем официальном сайте поместило сообщение о том, что появившиеся со стороны контролирующих органов требования незамедлительно произвести СОУТ являются необоснованными.


                В течение 5 лет, но не позднее 31 декабря 2018 г. будут действовать и применяться результаты аттестации рабочих мест, поэтому можно сказать, что те работодатели, кто до 1 января 2014 г. успел завершить аттестацию рабочих мест по отработанным за достаточно длительный промежуток времени правилам, находятся в относительно выигрышном положении.


                По тому, как неспешно принимаются подзаконные акты к Закону № 426-ФЗ, можно предположить, что в достаточно полной мере весь пакет нормативных актов для проведения СОУТ в большинстве организаций будет сформирован ближе к середине года, что сделает 2014-й весьма насыщенным для всех участников правоотношений.


                1 «Собрание законодательства РФ». 03.07.1995. № 27. Ст. 2580.
                2 http://regulation.gov.ru

                  Дмитрий Хоруженко — эксперт журнала «Кадровик»

                  Рубрика: 
                  Ключевые слова: 

                  Поделиться