Создаем Корпоративный этический кодекс

Журнал: Управление персоналом: просто, практично, полезно
Год: 2012
Рубрика: Рабочие ситуации: Организационное развитие и корпоративная культура компании
В связи с развитием нашей компании и приходом большого количества нового персонала руководство решило создать Корпоративный этический кодекс. Слышала, что подобные брошюры с правилами поведения часто становятся лишь очередными «мертвыми» документами, от которых никакой пользы нет. Как избежать подобной «судьбы» для нашего будущего кодекса, ведь хочется, чтобы он был рабочим и действительно достигал своих целей. Может быть, его надо особым образом создавать? Как сделать, чтобы документ получился «живым» и эффективным?
Решение

Этический кодекс способен стать фундаментом всей корпоративной культуры компании. Можно сколько угодно говорить о том, что «мы и так все знаем», «наша система в головах» и т. д., но когда существует отдельный документ - организационная культура становится крепче и эффективнее.

Любую работу по созданию общекорпоративных документов, действие которых распространяется на каждого сотрудника организации, надо начинать с установления ее целей и задач. На первом этапе их должно сформулировать высшее руководство компании.

Создание рабочей группы

Практикой доказано, что, если подобный документ создается только силами службы персонала, чаще всего он как раз и становится «мертвым». Поэтому целесообразно создать рабочую группу из специалистов всех ключевых подразделений предприятия. В нее должны войти как руководители, так и наиболее активные и лояльные компании сотрудники. Возглавляет такую группу, как правило, директор по персоналу.

Диагностика имеющейся ситуации

Диагностика сложившейся в компании ситуации необходима. Давно доказано, что человек воспринимает нормально и соглашается выполнять положения документа легко, если в нем не более 30% новой для него информации. Поэтому идеальный кодекс - тот, который закрепляет уже существующие и принятые в компании нормы, а новых (которые хотелось бы внедрить) должно быть немного. Таким образом, диагностика ситуации в организации - важнейший этап при создании общекорпоративного документа.

Словарь

Корпоративный этический кодекс – документ, регламентирующий правила и нормы поведения сотрудников, установленные в компании.

Как в любой компании всегда существует корпоративная культура (независимо от того, закреплена она документально или нет), также постоянно действуют правила и табу, негласно принятые и разделяемые коллективом. Их-то и надо выделить и сформулировать, т. е. найти те «тропинки», которые люди уже «натоптали». Тогда положенный сверху «асфальт» окажется полезным.

Основные вопросы, затрагиваемые в кодексе:

    взаимоотношения сотрудников; конфликт интересов; взаимодействие с клиентами и контрагентами; рабочее время; внешний вид сотрудников; рабочее место; работа с конфиденциальной информацией; политика компании в области охраны окружающей среды; правила проведения совещаний и собраний (некоторые компании создают на эту тему отдельный документ); ведение бухгалтерской отчетности и финансовой документации правила ведения деловой переписки;

Для этого можно провести общее анкетирование на предмет выявления «правил, по которым мы живем» (особенно это эффективно, если компания небольшая) или организовать интервью с высшими менеджерами, руководителями подразделений, ключевыми сотрудниками, если предприятие крупное и полное анкетирование нецелесообразно. Можно предложить им сформулировать принципы самостоятельно или же выбрать из предложенного списка.

Результатом данного этапа должно быть описание принципов и норм компании в формате «как есть».

Информирование коллектива

О том, что готовится документ, нужно проинформировать весь персонал компании. Особенно это важно, если будет проводиться общекорпоративное анкетирование - рассказать о нововведении следует до того, как начнется опрос. Без грамотного внутреннего PR (для которого необходимы выстроенные каналы коммуникации), без разъяснительной работы положения документа не будут приняты сотрудниками и так и останутся лишь «на бумаге».

Анализ полученных результатов и их доработка

После выделения существующих принципов их список нужно проанализировать и, при необходимости, скорректировать для устранения недостатков и повышения эффективности будущего кодекса.


Обратите внимание!

Полезно вынести проект Корпоративного этического кодекса на обсуждение, организовав для этого семинары, совещания, круглые столы с участием рядовых сотрудников.

Формулирование содержания кодекса

Задача данного этапа, одного из самых сложных, - создать проект документа. Каждая компания определяет его содержание на основе только своих критериев, т. к. любая подобная система норм индивидуальна. Поэтому рассматривать «правильный» перечень не будем.

Помимо этого, в кодекс может быть включена и миссия компании, если она имеется и описана документально.

Согласование документа

Подготовленный проект согласовывается с заинтересованными людьми, ими могут быть представители как высшего руководства компании, так и трудового коллектива. Помимо этого, проводится юридическая экспертиза документа на соответствие законодательству. Как правило, финальная версия появляется после пяти-семи согласований между руководителями организации и участниками рабочей группы.

Минутка для улыбки

Из сопроводительного письма

Добрый день! К сожалению, у меня нет высшего медицинского образования, но есть тяга к медицине. В свое время был выбор, куда поступать: в технологический университет или в медицинский университет. Выбор остался за первым вариантом, но моя мать по профессии акушер-гинеколог, поэтому медицину я люблю с детства.

Внедрение

Многие хорошие начинания гибнут в зародыше, потому что процедуре внедрения часто не уделяется достаточного внимания. Как правило, 10-15% персонала на каждом предприятии всегда активно сопротивляются любым изменениям. Поэтому, наряду с определением жестких требований о внедрении, важно провести разъяснительную и информационную работу в коллективе. Внедряется кодекс приказом руководителя организации и содержание его обязательно доводится до сведения всех сотрудников под расписку.

Аудит

Аудит нужно провести через три-шесть месяцев после внедрения. На этом этапе анализируется эффективность действия кодекса, случаи его нарушения, проводятся беседы с руководителями и ключевыми сотрудниками. По результатам может быть принято решение о внесении в документ незначительных изменений.

Мнение эксперта Создаем Корпоративный этический кодекс

Натэлла Бармакова,
преподаватель курса «Управление персоналом» ММВШБ «МИРБИС», независимый эксперт в области управления персоналом, Москва

«На этапе разработки регламента работа менеджера по персоналу не заканчивается. Впереди очередной, не менее сложный этап - внедрение регламента в жизнь компании. Для того чтобы работа с внутренней аудиторией велась грамотно и системно, руководству компании необходимо сначала определить сильные стороны организации, которые лягут в основу всех дальнейших мероприятий по созданию положительного имиджа компании среди сотрудников. Надо понять, чем именно может гордиться каждый сотрудник и уже это транслировать и развивать. Такое "самоопределение" можно провести двумя путями:

1. "Сверху" - силами руководства компании. Руководители компании (например, первое лицо и его заместители) путем мозгового штурма выбирают наиболее предпочтительные стороны жизни и развития компании.

2. "Снизу" - путем анкетирования сотрудников с целью выяснения состояния корпоративной культуры и внутренних коммуникаций. Хорошо, если в компании проводится регулярный анализ удовлетворенности работой, это может лечь в основу подобного выявления ценностей. Но если этого нет - можно сделать отдельные опросные листы для определения отношения персонала к политике руководства и компании в целом, проводимым в организации мероприятиям, их информированности о происходящих в компании событиях и т. д.»

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Создаем Корпоративный этический кодекс

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1