Союз наш творческий... спасательный круг или балласт? Профсоюзы

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 4

СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ... СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ИЛИ БАЛЛАСТ?

Автор размышляет, какое место занимают первичные организации профессиональных и творческих союзов в коллективах бюджетных и коммерческих структур.

Становление профессионала

Вопрос о роли общественных организаций в современном трудовом коллективе сегодня не менее, а, возможно, даже и более актуален, чем в советское время, когда согласно определению энциклопедического словаря они являлись "в социалистическом обществе неотъемлемой частью политической системы, одним из важных каналов участия граждан в управлении делами общества" [1]. Формулировка в принципе верна. Трудно судить, насколько удавалось общественным организациям влиять на все социалистическое общество в целом, но в отдельно взятых коллективах они играли существенную роль. В чем я, будучи еще молодым корреспондентом областной газеты, могла убедиться на собственном опыте.

В Союз журналистов меня приняли, как полагалось тогда по уставу, только после двух лет постоянной работы в редакции, но еще раньше я попала под опеку опытных журналистов, работавших с новичками. Не партийная организация, не редколлегия, а именно первичная организация СЖ занималась молодыми кадрами, адаптировала пришедших в газету с университетской скамьи к реалиям работы корреспондента, знакомила с регионом, его особенностями, задачами, которые стояли перед коллективом в целом. И какой бы солидной ни была теоретическая база, полученная молодым дипломированным специалистом в университете, без тех необходимых знаний, которые давала школа молодых журналистов, организованная на месте, становление профессионала прошло бы куда дольше и труднее. А могло и вообще не состояться.

Будучи преподавателем кафедры журналистики одного из московских вузов, я, естественно, не могу не следить за судьбами своих бывших студентов. С грустью замечаю, что талантливые выпускники нашего вуза, прекрасно владеющие словом, умеющие работать с фактами, освоившие теорию нашей профессии и, как правило, при таких данных легко трудоустраивающиеся в штатах престижных СМИ, через год-другой их оставляют, разочаровавшись в профессии. Беседы с этими несостоявшимися журналистами, с коллегами из других университетов, позволяют сделать вывод, что главная причина ухода молодых авторов из СМИ заключается в том, что брошенные на произвол судьбы новички просто захлебнулись в обрушившемся на них потоке производственных обязанностей, не сообразив, в какую сторону плыть. А человека со спасательным кругом, каковым были для меня наставники из первичной журналистской организации, рядом не оказалось.

Смею предположить почему: сегодня бесплатно возиться с новичками для опытных журналистов накладно, потеря драгоценного времени отнимает какую-то часть потенциального заработка. Отсюда возникает вопрос: нужны ли вообще общественные организации в трудовых коллективах сегодня, в условиях рыночной экономики, когда девиз time is money уже перестал восприниматься моими соотечественниками как нечто инородное и даже объект шуток (фразу нередко заканчивали пожеланием "...kiss me quickly").

То же касается и других общественных организаций. Например, участвуя в организованной в Интернете дискуссии, заслуженный работник культуры России и Республики Бурятия, народный поэт Бурятии, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат литературных премий Андрей Григорьевич Румянцев отвечает, в чем заключается суть деятельности творческих союзов: "Во-первых, в творческой учебе молодых авторов, в профессиональной помощи им. Ежегодно десятки начинающих литераторов присылают в адрес писательской организации рукописи своих стихов, рассказов, повестей, пьес с просьбой дать профессиональную консультацию. Согласитесь, помочь молодому таланту - это значит позаботиться о будущем нашей словесности, нашей культуры. Но кто мог бы дать юному автору советы, не будь Союза писателей?" [3].

На общественных началах...

Рыночная экономика диктует свои условия, довольно часто категорически исключающие существование в трудовых коллективах всякого рода творческих, научных и других организаций, работавших на общественных началах. Кстати, результаты знакомства со справочными системами социальных сетей Интернета, равно как и опрос студентов, родившихся и сформировавшихся уже в перестроечное и постперестроечное время, позволяют сделать вывод о том, что выражение "работать на общественных началах" не знакомо многим молодым людям. Чаще всего оно ассоциируется у них с таким понятием, как общественные работы в значении "вид оплачиваемых и, как правило, временных работ, которые можно получить через центр занятости". Потому считаю необходимым пояснить, что словосочетанием "работа на общественных началах" в СССР было принято называть неоплачиваемую деятельность на благо социума. Синонимом может служить еще одно столь же непонятное молодым читателям определение, как общественная нагрузка. Общественной нагрузкой считалась, например, работа в сравнительно небольших коллективах (отделах, цехах) парторга или комсорга, профорга, культорга, руководителя первичной организации или ее выборного совета и т. п. Само слово "нагрузка" дает ясное представление о том, что на чьи-то плечи возлагается груз обязанностей и ответственности перед обществом, а стимула нести его нет никакого, кроме морального удовлетворения. Конечно, есть и сегодня организации, объединяющие волонтеров, согласных вести поисковую работу, беречь экологию, охранять памятные места, опекать сирот и тяжело больных, не требуя оплаты за свою деятельность, но, как правило, создаются они вне трудовых коллективов и чаще не имеют ничего общего с их проблемами.

Вместе с Советским Союзом ушли в прошлое многие общественные организации, такие как общества дружбы с народами стран социалистического содружества, Международный фонд мира, Комитет советских женщин и т. д. Часть из них - за ненадобностью, мертворожденные в связи с отсутствием спроса на них и т. д. Однако большинство выжили, из советских преобразовались в российские и стали приспосабливаться к новой ситуации. Задачи их в коллективах остались в основном прежними. Одна из них, о которой было сказано выше, - обучение, адаптация и помощь молодежи, остальные связаны с какими-то важными профессиональными вопросами, например соблюдением профессиональной этики или социальными проблемами. В отличие от профсоюзов, которые как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего в создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, общественные организации такими правами не обладают. Но вместе с тем и они могут внести свою лепту в решение социальных вопросов.

Обратимся все к тому же Союзу журналистов. В 80-е гг. прошлого столетия несколько первичных организаций, объединив средства, могли построить свой дом отдыха, как, например, было на Ставрополье, где местное отделение Союза журналистов построило небольшую базу отдыха в курортном г. Теберда и успешно ее эксплуатировало. По графику, составленному в первичных организациях и согласованному в краевом отделении, каждой первичной организации, участвовавшей в строительстве, отводилось определенное время для отдыха на базе. К сожалению, с началом приватизации эта база была приватизирована, перешла в частные руки и в дальнейшем пришла в негодность.

Первичная организация Союза журналистов принимала решения о включении членов коллектива в делегации для поездок за рубеж, ходатайствовала перед руководством коллективов о выделении жилья для нуждающихся в нем, помогала ветеранам, вышедшим на пенсию. Например, благодаря решению первички мне удалось посетить в составе группы Союза журналистов СССР Францию, причем часть стоимости путевки была оплачена первичной организацией.

Проблемы дня сегодняшнего

Но все это примеры из прошлого, а есть и более свежие, свидетельствующие о том, что и сегодня общественные организации в трудовых коллективах могут работать эффективно. Например, редакция старейшей газеты ГМО Химки "Вперед" хоть и поменяла свой статус официального органа городской власти в соответствии со временем на независимое издание, но своим принципам не изменила. И в то время, когда по стране прокатилась волна разрушения, сметавшая творческие союзы, здесь первичная организация устояла. И сегодня, как раньше, первичка поддерживает тесную связь с ветеранами, поздравляет их с праздниками и юбилеями, оказывает материальную помощь людям, страдающим хроническими заболеваниями, помогает овладевать профессией молодым журналистам. Отсюда и рост численности первичной организации, в которую стремятся вступить и внештатные авторы, работающие постоянно в других коллективах, где первичных организаций СЖ нет, да и фактически быть не может, поскольку в большинстве своем это коммерческие структуры. А, как уже говорилось выше, руководство, да и сами сотрудники этих структур чаще всего не заинтересованы в работе, за которую им не заплатят.

И как быть в таком случае работающим в таких структурах членам общественных организаций? Формально они сохраняют связь с организацией в целом, но почти не заинтересованы в делах первички, к которой приписаны. Практически не имеют возможности посещать собрания, потому что при несовпадении графика работы или территориальной удаленности, для того чтобы попасть на них, потребуется каждый раз отпрашиваться с работы, рискуя в конечном итоге потерять ее. Каким образом решать эту проблему? Пока я не вижу другого способа, кроме организации первичных организаций на местах, а для этого кому-то первому нужно проявить инициативу, а прежде четко ответить на вопрос: "Что я буду иметь, вступив в эту организацию, кроме обязанности регулярно платить членские взносы и тратить время на собраниях?". Если ответ готов и понятен самому, то можно браться за дело и объединять единомышленников. А прежде стоит ответить на вопрос: нужны ли нам сегодня общественные организации вообще? Думаю, в какой-то мере ответом может послужить недавно сообщенный прессой факт: в Нижегородской области появилась новая общественная организация - Нижегородский союз корреспондентов ООН [4]. Если создаются новые организации, ведется поиск новых форм профессиональных объединений, "значит, это кому-то нужно".

Библиографический список

1. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 2015 с., ил.

2. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. Ростов-на/Д.: Феникс, 2004. 608 с.

3. Румянцев А. Г. Нужны ли творческие союзы как профессиональные содружества деятелей искусства? // Сайт "Справедливо онлайн" [Электронный ресурс]. URL: http://www. spravedlivo-online. ru/new/index. php/news/960-Kultura/11776-Nujnyi-li-tvorcheskie-soyuzyi-kak-professionalnyie-sodrujestva-deyateley-iskusstv (дата обращения 28.02.2013).

4. Сайт "Фонд содействия ООН" [Электронный ресурс]. URL: http://www. unfd. ru/index. php? option=com_content&view=category&layout=blog&id=1&Itemid=4 (дата обращения 28.02.2013).

С. Зайцева

Преподаватель

кафедры журналистики

института международных отношений

и социально-политических наук

Московского государственного

лингвистического университета,

заслуженный журналист КЧР

Подписано в печать 14.03.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1