Совершенствование учебных программ и педагогического процесса за счет использования информационных технологий

Источник: E-xecutive

Современная школа бизнеса должна приложить все усилия для использования полного спектра информационных технологий в процессе совершенствования как учебных программ, так и преподавания. Многие учебные заведения, в том числе и IMD, используют информационные технологии как основное средство обучения, особенно заочного. Современные методы уже укоренились в обычной стратегии школы бизнеса, а последний под их воздействием моди­фицируется. Среди наиболее распространенных технических средств обуче­ния — мультимедийные технологии, используемые в распространении резуль­татов исследований и педагогическом процессе, интернет-технологии, в том числе виртуальные аудитории, сетевое обучение и обмен информацией. Таким образом, для руководителя учебного заведения информационные тех­нологии чрезвычайно важны: следует принимать решения относительно со­отношения традиционного аудиторного и виртуального обучения. Также надо определиться, насколько глубоко вникать в такие детали, как виды платформ и программного обеспечения, использование и стоимость компью­терных сетей. Примеры из деятельности IMD и других передовых школ биз­неса, использующих информационные технологии, могут оказаться полезны­ми деканам учебных заведений в трудном вопросе определения места передо­вых средств обучения в развивающихся стратегиях.

По мнению Джеймса Дудерштадта, «наиболее существенное влияние на наш мир информационных технологий проявляется не в постоянном росте мощности компьютеров. Оно заключено в принципиальном увеличении объема передаваемой цифровой информации. Вследствие этого быстро эволюционирует природа взаимодействия человека с ми­ром чисел, а при помощи компьютеров и с другими людьми. Мы про­двинулись от простой пересылки текста в ходе электронных конферен­ций к графическим пользовательским интерфейсам, к передаче звука и изображения. При быстром развитии сенсоров и робототехники скоро станут доступны дистанционные действия и ощущения»1.

Очевидно, опираясь на информационные технологии, школа бизне­са может поднять уровень как учебных программ, так и преподавания. Я бы даже сказал: не может, а должна. Мы знаем много примеров пре­доставления информации в аудио - и видеоформате, использования интернета, интранета и серверов, распространения обучающего материала на компакт-дисках. Информационные технологии дают уникальные воз­можности для прорыва в области предложения эффективных учебных программ, рассчитанных на менеджеров, поскольку помимо прочего по­зволяют получать образование без отрыва от производства. Также нема­ловажно то, что новые технологии открывают новые возможности перед профессорами и преподавателями в области применения новых методик, повышающих качество обучения.

Информационные технологии стали инструментом обучения в ауди­ториях современных школ бизнеса. Виртуальное обучение быстро пре­вращается в неотъемлемый компонент практически любой программы. Сети и основанное на них обучение занимают ключевое положение в программах различных школ бизнеса. Роули и соавторы перечислили некоторые из этих учебных заведений: Западный губернаторский уни­верситет (Western Governor's University), Виртуальный оперативный университет (Virtual Online University), Открытый университет Катало­нии (Open University of Catalonia), Всемирный университет IBM (IBM Global Campus), Всемирная сетевая академия (Global Network Academy), World Space, Inc2. Мы наблюдаем отчетливое усиление тенденции рос­та доли виртуальных и сетевых университетов и иных высших учебных заведений.

Реальностью стало заочное обучение. Студенты, используя порта­тивные компьютеры (лэптопы), самостоятельно проводят исследования различных проблем, которые иногда ведут к получению научных степе­ней. Эта сфера деятельности стремительно расширяется, может быть, под воздействием передового опыта Открытого университета. Тем не менее слушатели в большей или меньшей степени участвуют и в реаль­ных аудиторных занятиях, например по выходным. Такие персональные контакты усиливают мотивацию и устанавливают между участниками доверительные отношения.

Руководство IMD рассматривает заочное обучение с использовани­ем интернета и других цифровых технологий исключительно как до­полнение к аудиторному. В качестве примера разрешите привести нашу программу МВА для менеджеров (ЕМВА)3. Виртуальное обучение до­полняет курс продолжительностью 19 недель. Мы считаем виртуальную составляющую приблизительным эквивалентом 19 недель очных заня­тий. Программа индивидуального обучения подразделяется на следую­щие области:

·начальное обучение, в том числе заочная проверка знаний;

·работа над проектами, часто совместная с другими участниками про­граммы, и поддержание обратной связи посредством интернета;

·поиск решения проблем, касающихся немасштабных практических ситуаций, с обратной связью через интернет;

·использование интернета для поиска исходных материалов как для перечисленных выше видов деятельности, так и для подготовки студентов к нескольким неделям практики в отдаленных районах, явля­ющейся составной частью программы, например в Шанхае, Ирлан­дии, Силиконовой долине и так далее.

Еще одна успешная программа IMD, предусматривающая значи­тельный объем индивидуального заочного обучения, — «Building on Ta­lent» (ВОТ)4. Перед тем как ее участники впервые соберутся на две неде­ли в IMD, они должны выполнить изрядный объем индивидуальной тех­нической работы. Между первой и второй, последней, недельной сессией участники программы в рамках виртуального обучения коллективно трудятся над обширными проектами. Виртуальная компонента курса, длящаяся около трех недель, более или менее эквивалентна по объему очной части обучения в IMD.

Выгода подобной практики очевидна. Во-первых, студенты могут изу­чать базовые темы дома, экономя таким образом дорогое время, которое иначе пришлось бы проводить в IMD. Во-вторых, участники программы могут разрабатывать проекты без отрыва от производства. И в-третьих, возможно составлять учебную программу с учетом своего расписания и способностей.

Виртуальное обучение не является привилегией индивидуальных студентов. Сотрудники IMD разрабатывают схемы внутрикорпоратив­ного виртуального обучения, представляющего собой гибрид заочного и аудиторного преподавания либо на базе IMD, либо на территории кор­порации — партнера по обучению, но с участием профессоров школы. Наша школа создала серию виртуальных практических примеров для лидирующих в своих отраслях глобальных компаний, специализирую­щихся в автомобилестроении и телекоммуникациях. Доступные в ин­тернете, эти примеры из практики позволили преподавателям IMD формулировать задачи по данным темам, которые студенты должны ре­шить до начала аудиторных занятий. Одно из преимуществ виртуально­го ситуационного анализа состоит в предоставлении участникам про­грамм немедленного доступа к необходимой исходной информации: фактам конкуренции и сведениям о рыночном спросе. Другими слова­ми, слушатели получают возможность произвести отраслевой анализ до аудиторного обсуждения. Занятия по ситуационному анализу в режиме реального времени также позволяют студентам получать немедленный доступ к большому объему дополнительных источников, в том числе к описанию методик анализа, примерам его проведения на фактиче­ском материале, касающимся привлекательности различных стран и так далее, публикуемым IMD в «World Competitiveness Yearbook»5. Кроме того, предлагаются видеозаписи рассказов менеджеров о стоящих перед ними проблемах. Все эти материалы изучаются в ходе самостоятельной подготовки, после чего участники программы также в режиме реально­го времени обсуждают их с профессорами IMD. Завершается такая ра­бота живой дискуссией.

Преимущества нашего подхода очевидны: большое число студентов получают возможность быстро и глубоко усвоить тему, причем без отры­ва от производства. Участникам программы предоставляют более полную базу реальных данных, что расширяет возможность выбора и повышает точность оценки их актуальности. Это уже стоит ближе к практическому опыту менеджеров, чем традиционные «бумажные» искусственные ситуа­ции в соответствующей отрасли, которые выбирает профессор, — конку­рентоспособность и иные материалы исследований. При необходимости возможно взаимодействие с коллегами. В целом обучение становится до­статочно гибким, чтобы удовлетворять запросы и потребности каждого студента в большей степени, чем это обеспечивается классической ауди­торной дискуссией. При таком сочетании виртуального и реального обу­чения финальное занятие по ситуационному анализу — лишь небольшая часть ценности, создаваемой в ходе обучения.

Информационные технологии, может быть, уже влияли на препода­вание учебных программ в IMD, но какова степень воздействия новых методов на корпоративные университеты? Каким образом они отра­жаются на их деятельности, видоизменяют сотрудничество со школами бизнеса, например с IMD? Как правило, деятельность корпоративного университета разворачивается вокруг программных элементов, которые, будучи сведенными воедино, образуют законченную программу. Про­граммы такого рода, в свою очередь, становятся модулями промежуточ­ного плана, на основании которого формируется спектр предложений корпоративного университета. Классические корпоративные универ­ситеты проводят аудиторные занятия для своих слушателей. Но време­на меняются! Все чаще подобное обучение становится в значительной степени виртуальным, заочным (по крайней мере, заочное обучение за­нимает значительную часть расписания). Ведущие школы уровня IMD во все большей степени считают себя партнерами корпоративных уни­верситетов, а не «субподрядчиками» программ или их частей. Школы бизнеса принимают на себя ответственность за все программы и (или) даже за подбор их участников. Движущей силой такого партнерства опять выступают информационные технологии. Более того, школы биз­неса сами становятся членами сетей, а их основные клиенты — члена­ми школьных сетей, основанных на интернет-технологиях. Для IMD это участники виртуальных программ «Partner» и «Business Associate», наши компаньоны и деловые партнеры. И в этом случае информацион­ные технологии либо уже модифицировали, либо скоро преобразуют основную стратегию будущего ведущих учебных заведений.

Информационные технологии как средство обучения

Сегодня в любой школе бизнеса студенты в процессе аналитической работы должны иметь доступ к компьютерным базам данных. Благода­ря этой практике участники программ смогут ознакомиться с основной отраслевой информацией, корпоративными отчетами, примерами ситуа ционного анализа и финансовыми документами. Мультимедийные при­меры позволят студентам оперировать сведениями о многих новых спо­собах, которые помогут их аналитической деятельности и решению проблем. Электронные таблицы для работы с финансовыми данными уже стали общепринятыми. Все чаще студенты получают доступ к спе­циальным обучающим программам по основам бизнеса и по проверке усвоения материала. Таким образом, информационные технологии спо­собствуют обучению, помогая студентам усваивать новое, повторять пройденное, контролировать свой уровень знаний и даже общаться с профессорами в удобном режиме и в удобное время. Поскольку этот ас­пект применения информационных технологий общеизвестен, мы на нем останавливаться не будем. Однако использование мультимедийных средств в ситуационном анализе находится в зачаточном состоянии, хотя и является весьма многообещающим благодаря возможности соче­тать обмен информацией в аудио-, видео - и интернет-форматах, а так­же применять разнообразные обучающие методы. Они позволяют моде­лировать реальные ситуации реального бизнеса и представляют такой инструмент обучения, проигнорировать который не может себе позво­лить ни одна программа.

Использование мультимедийных технологий

Как мы уже говорили, сотрудники IMD, используя мультимедийные средства, разработали понятные практические ситуации для нескольких крупных корпораций, в том числе автомобильной и телекоммуникацион­ной. Они содержат большой объем сведений, дополняющих данные, ко­торые вы обычно собираете при «бумажных» исследованиях какой-либо фирмы или отрасли: вырезки или статьи, касающиеся состояния дел, на­пример, в автомобилестроении, фармакологии, банковской, гостиничной или туристической индустрии. Традиционно студенты в библиотеке об­ращаются к соответствующему разделу каталога, где находят годовые от­четы, различные газетные статьи, публикации об истории и перспективах отрасли, основных конкурентах, тенденциях и так далее. Собирая мате­риалы для подготовки к аудиторному занятию, посвященному положе­нию какой-либо фирмы в отрасли, студент при выборе относящихся к делу сведений вынужден часами копаться в горах бумаги.

Наши мультимедийные примеры для ситуационного анализа содер­жат ту же информацию с тем исключением, что она доступна в различ­ных формах: видеоинтервью с топ-менеджерами, потребителями и кон­курентами; базы данных, которыми студенты манипулируют на экране; вырезки статей, часто берущиеся прямо с сайтов изданий, доступ к от­раслевым сведениям, имеющимся в интернете, отсылки и прочее. Соче­тание графической информации, текста и звука многократно повышает эффективность обучения. Для доступа к различным сведениям доста­точно лишь щелкнуть по соответствующей пиктограмме и следовать указаниям компьютера. Среди прочих преимуществ такого подхода — более яркое представление материала, регулярно обновляемые, а сле­довательно, и более свежие интервью и другие сведения. Кроме того, студенты могут связаться со своей компанией по интернету, получая доступ к самой новой, жизненно важной внутрикорпоративной ин­формации.

Бесчисленные преимущества, которые предоставляют новые техно­логии школам бизнеса и их студентам, подпитывают популярность обу­чения. Прежде всего это новшество, и как все новинки, оно привлека­ет легионы поклонников из числа утомленных традиционным книжным образованием. Такой подход требует иных, современных стилей обуче­ния, удовлетворяющих всех студентов — от «слушателей» до «читате­лей», от тех, кто запоминает слова, до тех, кто запоминает изображе­ния, от нуждающихся в руководстве до предпочитающих доходить до всего своим умом. Небольшие и тоненькие компакт-диски содержат гигантский объем информации о компаниях или эпизодах из их прак­тики. Чтобы разместить данные о телекоммуникационной фирме, со­держащиеся на компакт-диске, потребуется полкомнаты традиционных носителей: бумаги, целлулоида и магнитных лент.

Возможность выхода на интернет-сайты уникальна и открывает сту­дентам, проводящим ситуационный анализ деятельности компаний, дверь в мир реального бизнеса в реальном времени. Использование компакт-дисков сближает профессоров и участников программ с фир­мами, как если бы те располагались через дорогу. Динамичная школа бизнеса, стремящаяся не отставать от новейших педагогических техно­логий, обязательно должна разрабатывать высококачественные научные данные на компакт-дисках.

Веб-технологии

Информационные системы, основанные на использовании всемир­ной паутины, все в большей степени определяют пути развития универ­ситетов и школ бизнеса. С интернет-, интранет - и веб-технологиями студенты и преподаватели обрели возможность взаимодействия в реаль­ном времени вне зависимости от своего местонахождения. Студент может, например, обсудить проблему, возникшую при работе над ре­альным отчетом о проекте по реальной теме в реальной фирме. Рас­смотрим, каким образом современный сетевой подход к обучению, основанный на виртуальных технологиях, может обеспечить проведение подобной дискуссии.

·Дискуссия может носить интерактивный характер, например, за счет  программы, имеющей встроенный блок моделирования, чтобы участники дискуссии получили возможность «обкатать» свои идеи и лучше прочувствовать последствия своих решений.

·В ходе обсуждения информация поставляется точно в срок, что помо­гает формулировать задачи и проблемы, которые, возможно, будут рас сматриваться в аудитории на занятиях по менеджменту. Студенты по­лучают важные сведения, не увязая в технических подробностях.

·Предоставление обратной связи, которая дает студенту возможность проверить уровень понимания различных концепций и уроков.

·Преподаватель может предоставить участнику программы персональ­ную обратную связь в режиме реального времени. При помощи сетей становится реальным проведение виртуальных семинаров, посвящен­ных проблемам, изучаемым студентами.

Таким образом, термин «обучающая сеть» лучше всего соответству­ет рассматриваемому педагогическому подходу. Поддержка обучающей сети поможет студенту производить более глубокий анализ, опериро­вать большим объемом новейшей информации, а при наличии обрат­ной связи советоваться с профессорами в режиме реального времени. Все это ускоряет обучение и повышает его качество. Прежде всего, обеспечен доступ к обширному объему оперативных данных, необ­ходимых для отраслевого анализа. Избавленные от сбора информации, участники программы сразу могут переходить к отбору необходимых сведений и непосредственному решению управленческих проблем.

Но это еще не все. Рассмотрим саму интерактивную природу этой формы обучения. Пользуясь обратной связью, студент может по мере готовности предоставлять результаты своей работы на суд профессоров, наставников и сокурсников, ускоряя таким образом интерактивный и итеративный процессы. Людей гораздо труднее собрать в одной комна­те, чем заставить сесть к экранам компьютеров. Теперь взаимодействие может осуществляться тогда, когда участники сочтут его наиболее по­лезным и удобным. Также студенты получают непосредственный доступ к наставникам и сокурсникам. Информационные технологии позволяют значительно облегчить контакты через интернет, интранет или серверы. Студент с помощью электронных средств связи может в режиме реаль­ного времени делиться опытом с коллегами и профессорами, которые выполняют роль судей в спорах. Этот интерактивный обмен знаниями смещает акцент в сторону взаимодействия, постепенно превращающе­гося в один из наиболее эффективных способов обучения.

Участие руководителя школы бизнеса

Сегодня заочное обучение — весьма сложный подход к работе с но­вейшими идеями и проблемами. Это совершенно естественный резуль­тат взаимодействия нескольких факторов, прежде всего способностей к повышению эффективности заочного обучения и ноу-хау процессов, способствующих этому. Кроме того, постоянно развиваются интерак­тивные свойства информационных технологий. Они уже позволяют поддерживать надежное взаимодействие и осуществлять относительно быструю обратную связь не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. И наконец, накапливаются педагогические знания об оптимальном способе использования виртуального обучения в расширенных «гибридных» учебных программах. Однако для полной реализации потенциала информационных технологий сделать предстоит еще очень много.

Какую стратегию следует избрать школе бизнеса для внедрения ин­формационных технологий с учетом уже достигнутого и огромного объема пока не выполненных работ? Другими словами, что делать руко­водителю учебного заведения? Надо ли, например, вникать в различные технические аспекты: выбирать программно-аппаратные платформы, стандарты и так далее? Конечно, нет. Главной целью должно стать дос­тижение максимальной гибкости, так что не стоит связывать школу конкретным технологическим решением, которое может быстро уста­реть. Я думаю, что руководителю лучше заняться педагогическими воп­росами, неразрывно связанными с технологическими. Оценивая уро­вень современности важнейших учебных платформ, легко сделать вывод о том, что существующие доступные платформы, например «обучающее пространство», изначально предназначались для студентов уровня бака­лавра или магистра. Скорее всего, эти платформы окажутся непригод­ными при создании программ, рассчитанных на топ-менеджеров. В свя­зи с этим руководству школы придется разработать собственную учеб­ную платформу, соответствующую потребностям иного уровня — более высокопоставленных и опытных клиентов. Такого подхода мы придер­живаемся в IMD.

Что же касается делового аспекта, то перед руководителем школы встает несколько вопросов. Один из них, самый очевидный, заключается в поощрении внедрения виртуальных средств в различные учебные курсы для того, чтобы максимально возможный объем базовой работы был сде­лан до занятий в школе бизнеса или в промежутках между программны­ми модулями. Эти мероприятия приведут к росту объема усваиваемого материала и сохранению времени аудиторных занятий для более продви­нутых дискуссий.

Второй вопрос заключается в укреплении взаимоотношений с изб­ранными компаниями, например для помощи их корпоративным уни­верситетам. Очевидно, для учебного заведения бизнес-решение такого рода принципиально важно. Если руководство сочтет, что от корпора­тивных университетов исходит угроза школе бизнеса, то предпочтет уклониться от сотрудничества. Однако контраргументом в этой ситуа­ции служит утверждение: из тех услуг, которые предлагает бизнес-шко­ла, в том числе педагогической поддержки (самостоятельный ввод предложений), и того, что я называю «каталитической помощью» пре­подавателей процессу обучения, может возникнуть мощный синергизм. Со своей стороны корпоративный университет может принести значи­тельный доход, включая оплату «каждого щелчка мыши», другими сло­вами, оплату каждого входа в базы обучающих материалов или резуль­татов проведенных исследований, разработанных школой бизнеса для корпоративного учебного заведения. Кроме того, корпоративный университет открывает школе бизнеса доступ к интересной клиентуре, осо­бенно если компания занимает передовые позиции.

Весьма привлекательны также и интеллектуальные вызовы, встающие перед профессорско-преподавательским коллективом, в том числе уме­ние обучаться от имени команды школы бизнеса. Я считаю, что решение о сотрудничестве с тем или иным корпоративным университетом оправ­дано до тех пор, пока академическое учреждение концентрируется на со­вместной работе с теми, с кем уже установлены долгосрочные отноше­ния, например, в рамках внутренних учебных фирм. Эти компании уже знают школу бизнеса и обладают гораздо более высоким «трамплином», с помощью которого внедрить новые технологии обучения вполне реально. Следовательно, поддержка корпоративных университетов становится не более чем расширением уже существующих внутрикорпоративных ини­циатив по обучению. С этой точки зрения обучение нового типа можно рассматривать как продукт естественной эволюции, а не результат ради­кальных перемен.

В заключение позволю себе заметить, что руководство школы биз­неса должно обратить особое внимание на возможность создания стра­тегических альянсов с иными учреждениями, использующими новые технологии. Для каждой клетки матрицы деятельности учебного заведе­ния необходимо выбрать желательный тип взаимоотношений с опреде­ленной внешней организацией, например с другими школами бизнеса, фирмами-поставщиками услуг и так далее. Так можно создать об­ширный набор предложений, конечно, в соответствии с планом этого набора. В случае отсутствия такого плана школа бизнеса имеет шанс очень легко и необратимо превратиться в субподрядчика, решающего проблемы в рамках чужих глобальных замыслов. Такой долгосрочный подход для лидера неприемлем. Но как только школа определила пере­чень программ, предусматривающих заочное обучение, будь то про­граммы стандартные, внутрикорпоративные или просто помощь корпо­ративному университету, руководители должны четко указать способы использования этого мощного оружия. Разрешите привести пример.

Виртуальное обучение

Как мы уже знаем, в одной из программ IMD — «Building on Ta­lent» — для виртуального обучения широко используются информаци­онные технологии6. Участники прибывают в школу сначала на две не­дели, а затем после перерыва — на третью. Перед первым приездом и между сессиями они активно используют интернет в работе над специ­альными проектами и при изучении сведений общего характера. Пре­подаватели IMD разработали ряд программных модулей по базовым темам, основанных на применении интернета. Они предназначены для поддержки обучения подходам и технике основного менеджмента, то есть тому, как аналитически решать общие задачи, стоящие перед биз­несом в области финансов, бухгалтерском учете и производственном менеджменте. Эти модули помогают студенту использовать аналитиче­ский аппарат для поиска особенных решений, а преподаватели поддер­живают его, объясняя типичные трудности. Такая практика позволяет слушателям заниматься самостоятельно, изучать темы, доступные без посторонней помощи, и не расходовать на это дорогое время пребыва­ния в IMD. Именно так, кстати, постигаются основы бухгалтерского учета и финансов. Самотестирование позволяет участнику программы определить свой уровень знаний.

Во время обучения в IMD доступны размещенные в интернете рас­ширенные индивидуальные модули обучения. Как правило, они содер­жат базовые знания о случаях из деятельности фирм, сведения об от­расли и тому подобную информацию в мультимедийном формате. Час­тично эти модули совпадают с только что описанными и помогают в анализе конкретных деловых проблем, почерпнутых из начальных кур­сов финансов, бухгалтерского учета, производственного менеджмента и так далее. Частично же посредством современных технологий обеспечи­вается непосредственный доступ к данным отраслевого анализа, необ­ходимым при разработке практических случаев. Таким образом, в про­цессе работы над деловой ситуацией студент не только читает и обсуж­дает ее, но и заходит в интернет в поисках исходной информации. Во многих случаях это подразумевает также и посещение сайтов изучаемых компаний. Не приходится говорить, что такой бесплатный источник обучающей информации постепенно приобретает решающую роль, так как использование интернета вносит в отраслевой анализ оживление и ощущение реальности.

Между двумя сессиями в IMD студенты интенсивно трудятся над заданиями, тесно взаимодействуя со своей командой через интернет по поводу особых ключевых проблем проектов. Кроме того, участники программы активно контактируют с наставниками (профессорами). В пе­рерывах между аудиторными занятиями слушатели разрабатывают сете­вые доклады перед очными выступлениями в IMD. Таким образом, зна­чительная часть обучения в рамках ВОТ основывается на командной работе над проектами через интернет.

Преимущества и недостатки виртуального обучения

Давайте представим программу, согласно которой все студенты по­лучают образование исключительно виртуально, то есть через интернет. Сегодня такое уже возможно. Подобный дистанционный подход к обучению обладает бесспорными преимуществами. Прежде всего стано­вится возможным сочетание занятий с повседневной трудовой деятель­ностью и усилиями, направленными на карьерный рост. Студенты мо­гут учиться на рабочем месте, на самом деле Успешно Учиться. Однако по-настоящему качественное образование нельзя получить лишь вирту­ально, дистанционно. Личное взаимодействие студента и профессора в совокупности с контактами с однокурсниками всегда будут играть важ ную роль. Результаты исследований «Training Magazine», например, сви­детельствуют: компьютерное обучение на 19% состоит из общения соб­ственно с машиной, на 70 — из аудиторного обучения и 11% приходят­ся на иные виды учебной деятельности. При детальном рассмотрении обучения при помощи компьютера установлено, что на долю использо­вания компакт-дисков приходится 28% программы, интранета — 26, других средств — 21, дискет — 17 и интернета — 8%7.

В конце концов обучение в значительной степени является функцией социализации, основанной на развитии восприятия при общении про­фессоров и студентов. Следовательно, обучение — процесс чрезвычайно сложный. Пиаже, например, утверждает, что дети обучаются прежде всего благодаря двум факторам, каждый из которых непосредственно обусловлен физиологическим развитием мозга. Во-первых, согласно мнению швейцарского психолога, за счет стимулирования обучения пу­тем взаимодействий со взрослыми, которое закладывает эти взаимодей­ствия в холистические рамки более полного познания явления. Во-вто­рых, обучение происходит в атмосфере гармонии и взаимного доверия ребенка и учителя.

Если мы захотим распространить наиболее важные аспекты процес­са быстрого обучения, происходящего, согласно теории швейцарского психолога, в детских умах, на бизнес-обучение, то нужно понять следу­ющее. Первый фактор (возможности восприятия) не поддается контро­лю со стороны человека, однако мы, бесспорно, можем влиять на вто­рой, то есть на взаимодействие студента с профессором и на создание атмосферы доверия как компонента обучения. Непосредственные кон­такты, таким образом, становятся не только неизбежными, но и весьма желательными8.

Если Пиаже прав в своих воззрениях, то воссоздать описанные им сложные процессы исключительно средствами виртуального обучения невозможно. Рассмотрим, например, природу взаимодействия сту­дент — преподаватель. Очевидно, мы в состоянии запрограммировать и предугадать лишь некоторые его способы, становящиеся благодаря это­му частью информационных методов обучения. Другими словами, это обедняет спектр отношений между студентом и преподавателями. По об­щему признанию, непосредственное взаимодействие студента с реаль­ными наставниками, пусть даже виртуальное, характеризуется гораздо большим количеством оттенков. И все же отсутствие личных контактов ограничивает возможности обучения. Еще более важна проблема создания доверительной обстановки между преподавателем и студентом. В кон­це концов доверие — категория межличностная. Во время обучения по­средством виртуальной сети вряд ли образуются подобные отношения. Следовательно, воспроизвести все богатство процесса обучения в пол­ном объеме лишь виртуальными средствами нельзя. Тем не менее я считаю, что можно повысить эффективность виртуального обучения, отведя на его долю рассмотрение базовых дисциплин и коллективную работу над проектами.

Легко сказать, что виртуальный аспект — важный и даже незамени­мый компонент современного обучения, но каковы же конкретные вы­годы/издержки виртуального группового обучения? Изменяется ли в виртуальной аудитории личностная мотивация? Как можно удостове­риться в заинтересованности студента? Как удастся проконтролировать активность ученика? Вне всякого сомнения, индивидуальное виртуаль­ное обучение при любых обстоятельствах будет менее полноценным, поскольку еще сопровождается чувством изоляции и студенту потребу­ется исключительная самодисциплинированность на протяжении всей дистанции этого одиночного марафона заочного обучения. И все же до­статочное число студентов могут это сделать. Возможно, со временем даже такую дисциплину можно выработать. Понятно, что уровень тех­нологии и качество интерактивного обучения сейчас гораздо выше, чем были раньше. Уравновесить эффект «изолированности» можно чув­ством возбуждения от высокого качества учебного материала, которое предлагает интерактивное обучение, за счет ощущения реальности лич­ного участия, обратной связи и дополнительных стимулов, доступных современным информационным технологиям. Все-таки если уровень личной дисциплины невысок (а поведение студента определяется дис­циплиной социальной, типичной при аудиторном обучении), то выра­ботать необходимую персональную мотивацию посредством заочного обучения бывает довольно трудно.

Что можно сказать о групповом обучении? Заочное обучение уступа­ет по богатству педагогических приемов так называемому сократовскому методу преподавания большим или маленьким группам учащихся. В со­ответствии с последним методом профессор задает своим слушателям вопросы, побуждая их к высказыванию предположений. С этой точки зрения, заочное обучение очень ограничено в возможностях обсужде­ния противоположных мнений, в процессе которого участники прове­ряют, корректируют или даже меняют взгляды. Это очень трудно про­делать, даже опираясь на виртуальные технологии. При заочном обуче­нии возможна коллективная деятельность, допустим, при разработке проекта, когда весь объем работы поделен между участниками, прово­дятся дискуссии в режиме реального времени на конкретных методи­ках, используемых в данном проекте, и тому подобные действия, но со­кратовский диалог в этих условиях представить невозможно. Групповое  обучение в киберпространстве все еще выглядит жалкой подменой су­матохи аудиторных занятий. Тем не менее в интернете в любое время могут обмениваться лучшими образцами практического опыта люди, разделенные тысячами миль. Благодаря этому виртуальная коллективная деятельность характеризуется доступностью, удобством и реализмом группового обучения, тем, что отсутствует при физическом совместном присутствии.

В целом обсуждение сравнительных преимуществ очного и вирту­ального обучения сводится к поиску компромисса между качеством и эффективностью. Выгоды аудиторного обучения представляются более  значительными с точки зрения как природы интерактивного процесса, так и создания атмосферы доверия, стимулирующей обучение. Что же касается группового обучения, сократовский прием возможен, скорее, в персональном контексте. С другой стороны, заочное обучение позволя­ет участникам получать знания без отрыва от производства и даже при­менять их на своем рабочем месте, немедленно отчитываясь о результа­тах. Еще более удобна возможность учиться тому, что вам необходимо, эффективно приспосабливать программу к распорядку вашей служеб­ной и личной жизни.

В то же время я считаю, что это равновесие изменится. То, что еще сегодня выглядит компромиссом, вскоре станет единством взаимодо­полняющих подходов. Почему? Да потому, что из-за ограниченности времени и ресурсов современного человека некоторые элементы обуче­ния более эффективны при виртуальной методике преподавания. Далее, из-за быстрого прогресса обучающих технологий и педагогики, на кото­рые опираются виртуальные преподавание и обучение, можно ожидать, что в будущем перед руководителями школ бизнеса встанет выбор, не каким путем идти, а как эти пути сочетать наилучшим образом. Сейчас трудно предсказать, какой вид примет гибрид двух педагогических ме­тодов, но тем не менее уже очевидно, что в программах, предназначен­ных для топ-менеджеров, аудиторным занятиям будет уделяться отно­сительно большее время. Для молодых управляющих, занимающих не столь ответственные посты и нуждающихся в приобретении актуальной информации и знаний более прикладного характера, вполне приемлемо виртуальное обучение. Естественно, что в программах виртуального обучения менеджеров всех категорий особое внимание должно уделять­ся повседневным рабочим проблемам.

В ближайшем будущем мы можем ожидать создание научной цен­ности с помощью новых видов виртуального обучения, а не только пер­сонального или группового обмена информацией. На протяжении не­которого времени мы наблюдаем использование упражнений по моде­лированию, переговоров и тому подобного, что заставляло участников из разных городов и стран активно общаться через интернет. Прекрас­ные примеры можно почерпнуть из двух очерков, доступных в сети «Learning Network» американской корпорации Ninth House Network, ко­торая предлагает виртуальное Обучение менеджеров. Первый из них — «Interactive Adventures: Learn by Doing» («Интерактивные приключения: обучение работой») объявляет сеть «максимально эффективной бизнес-моделью», позволяющей «студентам проверить свои только что обре­тенные знания и навыки в серии интерактивных фильмов. Исход этого „приключения" непосредственно зависит от принятия верных или ошибочных решений». Это означает, что моделирование предоставляет «уникальную возможность провести в безопасном окружении генераль­ную репетицию применения реальных деловых навыков, достичь таких глубин понимания и усвоения, каких не удалось бы добиться в других обстоятельствах»9. Еще один пример — «Games and Activities: Testing Your Knowledge» («Игры и действия: проверка ваших знаний»), где «каждый учебный модуль связан с интерактивными играми и действия­ми. Такие быстродействующие забавные упражнения обогащают опыт каждого участника и помогают лучше усвоить содержание програм­мы»10. Оба примера иллюстрируют динамизм развития, разнообразие современных подходов к виртуальному обучению.

Иные обучающие средства, основанные на веб-технологиях

Руководители школы бизнеса должны подготовиться к появлению еще более мощных инструментов обучения на базе веб-технологий. Воз­можно, им придется столкнуться с проблемой включения подобных средств в свои учебные программы, чтобы быстрее и активнее  реагиро­вать на любые предложения. В результате возможна трансформация по­добного подхода к виртуальному обучению в оперативный портфель не связанных между собой видов деятельности, педагогические качества ко­торых в совокупности необязательно полностью соответствуют запросам основных клиентов. Следовательно, необходим план, разработанный са­мим академическим учреждением. Очень важно, чтобы руководство учеб­ного заведения сформулировало видение метаструктуры виртуальной сети обучения, допуская при этом, что различные ее элементы могут раз­виваться спонтанно, однако в рамках общего портфеля. Кроме того, школа бизнеса получит возможность оценивать прибыльность любой инициативы в заочном обучении, а это, в свою очередь, позволит сфоку­сироваться на выгодности данного проекта самого по себе и в качестве части общего метаплана, основанного на портфеле школы.

Технологическую оценку, касающуюся устаревания и необходимости пересмотра и обновления различных инструментов обучения, также лег­че осуществлять, если учебная деятельность является частью общего портфеля. Совместимость различных подходов устанавливается согласно общей металогике с учетом точек зрения потребителя и предоставля­ющей услуги школы бизнеса. Исключительно важно постоянное поддер­жание определенной стабильности. В то же время и клиенты и учебное заведение должны эффективно использовать различные элементы общей виртуальной обучающей сети. Прежде всего это касается выбора техно­логий. В конце концов если уровень виртуальных технологий позволит школе развивать слишком большое число направлений, то несоизмери­мо возрастут расходы. Именно к этой ситуации целиком применимо утверждение: «Стратегия — это выбор». Итак, выбор между различными инициативами в области виртуального обучения как в педагогическом, так и в технологическом аспектах может быть затруднен. Тем не менее мой опыт подсказывает, что наличие четкой метаструктуры портфеля виртуальной обучающей деятельности облегчит принятие необходимых решений.

Веб-сети

Всемирные информационные системы, основанные на интернете, существенно влияют на методы работы университета или школы бизне­са. Рассмотрим для начала одну из первых действующих сетей «America Online» (AOL). Согласно принятому в ней подходу в единый центр сте­кается информация из различных источников, как внешних, так и внутренних. Основана сеть на дружественном сообществе единомыш­ленников — энтузиастов интернета. Система превратилась в постоянно растущий ресурс, в котором его члены могут найти практически любую необходимую информацию о работе и развлечениях — от решения узкоспециальных проблем до ответа на повседневные жизненные во­просы. Участники сети могут делать покупки в интернет-магазинах и заключать выгодные сделки. Вспомним далее, что «персональный ком­пьютер появился около 25 лет назад, электронная почта — в 1987, а ин­тернет — в 1993 году». Электронная торговля, уже преобразившая лицо бизнеса, — явление относительно новое. Естественно, именно техноло­гия определяет организационную конкурентоспособность в условиях новой экономики. Наконец, вы не забыли, что в США ежедневно отсы­лается по электронной почте 2,2 миллиарда писем, а по федеральной — лишь 293 миллиона?11 Очевидно, что все это ведет к коренным переме­нам в учебном заведении, в том числе в видах деятельности школы бизнеса (университета) — от маркетинга до преимущественного выбора научных направлений или в способах связи со своими корреспондента­ми — от различных кафедр до соискателей и выпускников. Интернет-системы оказывают наиболее сильное воздействие на контакты, направ­ленные на интернационализацию конкретной школы.

Прежде всего научные достижения ведут к сближению людей с помо­щью сетей, а это, в свою очередь, — к возможной коренной перестройке отношений между исследователем (учителем, «катализатором»), с одной стороны, и студентом (учеником) — с другой, резко повышая потенци­альную возможность немедленного взаимодействия и итеративность. Они также способствуют более интенсивному обмену взглядами и идеями. Исследовательские перспективы распространяются все шире и обсужда­ются все большим кругом лиц. Географические ограничения становятся не важны. Интернет распространился по всей планете. Таким образом, виртуальное направление деятельности школы бизнеса стало по-насто­ящему глобальным.

Существуют ли ограничения обмена знаниями и обучения посред­ством интернета? Я вижу, по крайней мере, два. Нельзя игнорировать тот факт, что наша планета круглая и разделена на часовые пояса. В свя­зи с этим взаимодействие в режиме реального времени не может эф­фективно осуществляться по всему миру. Для сотрудничества в сети в таком режиме требуется, чтобы участники круглосуточно бодрствовали, если, конечно, кто-нибудь не изобретет способ хранить и редактировать информацию так, чтобы она стала доступной всем в один и тот же час географического времени. Пока это мечта. Кроме того, существенное облегчение взаимодействия может привести к злоупотреблению самим процессом и пренебрежению его содержанием. В последние годы бурно расцвела электронная почта. Мониторы заполонили письма, адресован­ные «всем, всем, всем». Конечно, это ведет к снижению качества взаи­модействия и ставит под удар настоящий обмен знаниями и обучение посредством интернета, поскольку в куче электронного мусора стано­вится все труднее отыскивать по-настоящему ценную информацию. На­верное, нам надо развивать культуру взаимодействия. По-видимому, обучающимся в виртуальной сети следует создать эффективную культу­ру электронного общения, нацеленную на распространение истинных, важных сведений, побуждающую отсеивать бессмыслицу и тем более порнографию. В противном случае может наступить переутомление от общения.

Основанные на интернете информационные системы связывают множество школ из разных стран, позволяя сотрудничать в рамках раз­личных педагогических и научно-исследовательских тем. Одна из таких кампусных информационных веб-систем разработана Консорциумом европейских школ управления (Consortium of European Management Schools, CEMS) — ассоциацией ведущих европейских бизнес-школ.  В CEMS входят по одной передовой школе бизнеса от каждой страны. В этом отношении, возможно, наиболее важным аспектом использова­ния всемирной паутины становятся специальные исследования, в ходе которых ученые — участники проекта получают возможность непосред­ственного общения, эффективного поиска новой информации, быстро­го и более результативного диалога с коллегами.

Рассмотрим еще один пример. Европейская группа исследователей трудится над совершенствованием педагогических методик, приме­няемых в школах бизнеса. Группа эта насчитывает около 30 членов из 10 стран. Встречаются коллеги раз в год на трехдневной конференции. В промежутках между встречами сотрудники взаимодействуют в интер­нете, обмениваясь черновиками документов, комментариями, поддер­живают обратную связь, задают друг другу вопросы, подсказывают воз­можные пути их решения, знакомят коллег со своими точками зрения. Данная группа представляет собой затратно-эффективную сеть, пред­назначенную для обмена идеями и возможности общения членов в ходе интерактивного процесса.

Обсудим далее научно-исследовательскую сеть, которую создала Уортонская школа бизнеса для изысканий в области управления здра­воохранением. Эта глобальная сеть более открыта, и для желающих вступить в нее (или покинуть) препятствий практически нет. Основная задача сети опять-таки состоит в распространении научных идей и их обсуждении, информировании членов об интересных статьях, книгах, конференциях и так далее. Другими словами, мы имеем дело с сообще­ством практических работников. Однако даже при наличии такой сети фундаментальный исследовательский процесс не обязательно отличается от обычного, когда ученый не участвует в ней: Изменяется лишь способность быстро мобилизовать коллег, обладающих различными воз­можностями, для экономии времени, затрачиваемого на изыскания. Роль времени и скорости в различных областях жизни все повышается, а следовательно, качество научных разработок с использованием сетей та­кого типа также возрастает. Сегодня мы наблюдаем настоящий расцвет научно-исследовательских сетей. Ученые и преподаватели могут одновре­менно участвовать в работе нескольких сетей, взаимодействуя с коллега­ми со всего мира, имеющими общие научные интересы. Значение гео­графической близости существенно снизилось.

Сложившаяся ситуация влияет на школы бизнеса во всех академи­ческих аспектах. Руководители учебных заведений вынуждены учиты­вать изменившиеся реалии при составлении метапланов, о которых я уже говорил ранее. Возможно, сотрудникам стоит не полагаться только на виртуальное товарищество, а уделять больше внимания развитию коллегиальности в пределах кампуса. В век всемирной паутины особен­но важно добиться сплоченности школы.

Конечно, основанный на использовании сетей подход к исследова­ниям не обязательно должен оставаться привилегией академической дея­тельности. Он может применяться и в деловой сфере. Руководство учебного заведения должно помнить об этом, поскольку множество парт­неров и клиентов школы бизнеса представляют компании, для которых работа в сети — неотъемлемый компонент создания нового продукта. Поэтому если академическое учреждение не предлагает сетевого взаи­модействия, опирающегося на различные инструменты информацион­ных технологий, то оно отстанет от своих конкурентов и перестанет вы­зывать доверие. Рассмотрим, как Hewlett-Packard (HP) — одна из лиди­рующих в своей области компаний — использовала сети при создании новой линии коммерческих продуктов для электронного отображения изображений, основываясь на эффективном использовании серверов. Команда разработчиков определила свою роль как взаимодействие с носителями дополнительных знаний, трудящимися как в пределах ком­пании, так и в самостоятельных университетах, школах бизнеса, неза­висимых научно-исследовательских организациях и даже в других фир­мах, специализирующихся в смежных областях. Из интернета удалось почерпнуть более 30 принципиально важных идей и другие ценные знания, благодаря чему были существенно снижены материальные и временные затраты на создание продукта. Нужная информация была получена, в общем, бесплатно.

Для создания новой линии команда из HP, собрав полученные све­дения, объединила их в систему12. Использование интернета позволило сделать это очень быстро. Таким образом, роль коллектива разработчи­ков сводилась, скорее, не к созданию собственного знания, а к интегра­ции информации, полученной извне. Команда имела широкое пред­ставление о том, что требовалось создать, и в соответствии с этим  вве­ла в систему набор разнообразных знаний, почерпнутых в интернете. Три направления этого процесса могут найти свое применение в ходе совершения открытия в сети.

·Роль внутреннего предпринимателя была критически важной. Именно он сводил воедино различные идеи, основываясь на собственных пред­ставлениях о том, что искать, что попробовать, чего не хватает и так далее. Таким образом, это был целенаправленный поиск  дополнитель­ной информации, основанный на математически четком представлении о дальнейших действиях и имеющихся разрывах. Подводя итог, ска­жем, что целенаправленный поиск принципиально важен для боль­шинства сетевых исследований.

·Производился открытый поиск в открытой сети. Одни идеи были по­черпнуты из структур, родственных HP, другие — из общедоступных источников, в том числе и из университетов. Часть информации при­шла от конкурентов, которых об этом предварительно попросили. Причем команда из HP представляла ценность данных сведений, тог­да как другие фирмы рассматривали их как разрозненные узкоспеци­альные факты. Впрочем, это же можно сказать и о данных, взятых в университетских источниках: разработчики из HP известили о своей заинтересованности в использовании информации, которую ученые университетов не считали значительной. Очевидно, в подобной ситуа­ции сеть должна быть гораздо более широкой, чем позволяют фор­мальные границы организации. И конечно, университетам следует  го­товиться к новой роли сетевых поставщиков знания в эпоху интер­нет-исследований и открытий.

·Компания Hewlett-Packard и его команда как международный пред­приниматель не боялись заимствования чужих идей, если они уклады­вались в их концепцию. Вместо того чтобы изобретать велосипед, они ставили вопрос: «Где мы можем это найти?». «Кради с достоинством», — говорят в ABB (Asea Brown Boveri)13. Главная проблема тут не только этическая. Не следует позволять синдрому «не здесь изобретено» за­медлять процесс сетевых исследований. Более того, просто необходимо сообщать источникам, предоставляющим знания, общие причины, ради которых осуществляются поиски новой информации. Такая прак­тика очень важна для многих академических учреждений, которым сле­дует избавляться от довлеющего постулата «не здесь изобретено».

Рассмотрим, каким образом все это применимо к школе бизнеса. Весной 1999 года IMD проводил научную конференцию, посвященную росту за счет внутренних ресурсов. Возглавляли ее профессор Бала Чакраварти и я. Предварительно мы распространили материалы конферен­ции через интернет, адресовав их множеству заинтересованных сторон. Это позволило загруженным основной работой менеджерам принять взвешенное решение о личном присутствии на мероприятии. Во время конференции мы записывали различные выступления, сокращая их до приемлемого объема. Кроме того, мы с профессором Чакраварти побеседовали со многими участниками, желавшими задать вопросы или высказать собственное мнение, и передали их замечания заинтересо­ванным преподавателям IMD. Результатами этой деятельности мы по­делились с компаниями — участницами наших обучающих сетей «Partner» и «Business Associate», которые, таким образом, получили пол­ный доступ к результатам двухдневной конференции. Сюда не только вошли краткие описания дискуссий и докладов, но, что гораздо более важно, была передана атмосфера обсуждения важнейших проблем и вы­работки предварительных вариантов их решения. И наконец, каждого получателя компакт-диска с материалами конференции просили дать комментарии и задать вопросы по его содержанию. Другими словами, внутри специально созданного сообщества был налажен сетевой диалог для изучения роста компаний за счет внутренних ресурсов.

Мы можем ожидать бурного расцвета научных исследований в ре­зультате взаимодействия во всемирной паутине. Они будут разворачи­ваться по аналогии с только что описанными случаями. Принципиально важным направлением для каждого ученого или целого научного коллек­тива является развитие общего видения, которое интегрирует знания из внешних источников. В этом смысле никак не обойтись без способ­ностей к целостному, холистическому мышлению и создания объединен­ного системного подхода. Исследователи будут «гордо заимствовать» у коллег и синтезировать полученные знания, вместо того чтобы самосто­ятельно изучать вопросы из различных областей науки, необходимые для нового прорыва. Вряд ли бессистемный «серфинг» в интернете позволит достичь столь многообещающих результатов.

Организация необходимых веб-сетей

Основанные на использовании серверов подходы могут, например, поддерживать сети фирм — участниц программ «Partner» и «Business As­sociate». Как мы помним, эти сети охватывают компании, сотрудничаю­щие с IMD в «пожизненном» обучении. Основная часть создания стои­мости приходится на регулярное ознакомление менеджеров этих фирм с результатами наших научных конференций. Именно там происходит представление последних результатов, полученных сотрудниками IMD, обсуждаются возможности их практического использования и устанавли­ваются новые ориентиры для членов нашей обучающей сети.

Используя современные технологии для быстрого и широкого рас­пространения результатов исследований и обучения, IMD предлагает менеджерам более гибкие пути участия в научных конференциях. Где бы они ни происходили, управленцы могут виртуально присутствовать на встречах, получая доступ к обсуждаемым материалам. По общему признанию, в этом случае большинство получателей новой информа­ции играют пассивную роль на этих виртуальных встречах, поскольку лишены возможности общения. И хотя интернет-технологии допускают двустороннюю связь, никто не ожидает таких же тесных контактов между участниками, как в стенах IMD. И все же виртуальное участие и взаимодействие лучше, чем никакое.

Существует еще одно преимущество — возможность редактировать и сокращать общие итоги сетевых научных конференций, предлагать их «концентрированные» версии для ускорения усвоения и повышения его качества. Такие тезисы больше не привязаны к определенному време­ни, что позволяет более гибко их использовать. Находящиеся в любой точке планеты менеджеры могут в любую минуту ознакомиться с мате­риалами конференции. Конечно, эти «концентрированные» версии подкреплены возможностью контакта с преподавателями, получением от них разъяснений и комментариев. Вернемся к примеру конферен­ции, посвященной росту компании за счет внутренних ресурсов. Легко можно предугадать способ организации заочной сессии вопросов и от­ветов. Менеджеры могут задавать вопросы или отправлять свои замеча­ния по телефону, факсу или при помощи электронной почты. Эти пос­лания будут отредактированы и сгруппированы по темам, что позволит систематизировать ответы профессоров. Естественно, взаимодействие в ходе такой «конференции» не будет непосредственным и открытым, по­скольку требует некой редактуры, иначе не удастся выдержать общее направление сессии и избежать хаотичного обсуждения.

Помимо прочего интернет позволяет IMD создать доступную партне­рам по обучению библиотеку тезисов и комплексных итогов научных кон­ференций. Таким образом, она может рассматриваться как дополнение к собранию материалов реальных семинаров, а те, в свою очередь, как об­щая металогика веб-подхода академического учреждения к созданию и усвоению виртуального знания. Очень важно, что школа бизнеса, решив­шая таким образом сфокусировать исследовательский процесс, может до­биться накопления актуальной базы для обучающей сети такого рода.

В аналогичных мероприятиях члены наших учебных сетей получают возможность устанавливать взаимные контакты для обсуждения конкрет­ных проблем управления. Некоторые, например, могут захотеть поде­литься передовым опытом или рассказать об особенно успешных мето­дах. Так, в ходе недавней научной конференции, посвященной органи­зации эффективных корпоративных университетов, между многими участвующими компаниями возникли прямые связи. В частности, фир­ма, занимавшаяся в то время созданием собственного высшего учебно­го заведения, в поисках способа составления планов согласованных действий наладила контакты с другими компаниями-участницами и обменялась с ними мнениями о том, с чего начинать. Так веб-сеть при­вела к дальнейшему плодотворному взаимодействию в малом масштабе. Еще одну сеть составляют выпускники. Традиционно они организуют клубы, в которых собираются, чтобы обсудить интересующие их вопросы и укрепить социальные связи. Объединение выпускников, стремящихся к «пожизненному» обучению, обеспечивается интернет-технологиями. Школы бизнеса могут распространять сведения о научных конференци­ях, результатах исследований, формулировать проблемы менеджмента и  даже проводить виртуальные форумы. Делается все это ради регулярно­го электронного обучения участников сети. Параллельно академические учреждения создают специальные учебные модули, доступные лишь их выпускникам. Некоторые разделы такой объемной стандартной про­граммы, как «Orchestrating Winning Performance», доступны всего лишь после нескольких щелчков мыши и введения пароля.

Звучит все это прекрасно, но вопрос о том, кто будет платить за предлагаемые вами через интернет знания, остается нерешенным. Обыч­но многие выпускники принимают как должное само существование своих школ бизнеса и совершенно не готовы к дополнительным расхо­дам на «пожизненное» обучение. Хотя традиция пожертвований учебным заведениям от бывших студентов прочно укоренилась в США, Европе и других странах мира, она распространена не так широко. Многие рас­сматривают плату за обучение как право на бесплатные дополнительные льготы, распространяемые через сети выпускников, на всю оставшуюся жизнь. Такой подход значительно усложняет воспитание привычки по­стоянно учиться и создание соответствующих программ.

Тем не менее проблема успешно решается. Школа бизнеса может обеспечить попадание созданной ею информации в руки (и головы) вы­пускников. Ежегодно IMD публикует от 10 до 15 выпусков «Perspectives for Managers» («Горизонты для менеджеров») — четырехстраничного до­кумента, которые рассылаются по почте более чем 5 000 управленцев. Рассылаемое по интернету краткое содержание позволяет многим ме­неджерам регулярно знакомиться с последними научными и педагогиче­скими достижениями сотрудников IMD. После прочтения электронной версии можно запросить более подробную информацию непосредствен­но у автора. Представление на веб-сайте расписания школьных собы­тий и встреч, отчетов о них, новостей о профессорско-преподаватель­ском коллективе и выпускниках — это не только хороший маркетинг, это еще и неплохой шанс для менеджеров сосредоточиться на соб­ственных деловых интересах, стимулируя «пожизненное» обучение. Кроме того, размещая сборники «Perspectives for Managers» в сервере, желающий может собрать «библиотеку» по определенной отрасли зна­ния, которая займет свое место в общей метаструктуре обучающей сети школы бизнеса. Таким способом знания аккумулируются гораздо эф­фективнее, чем на постоянно теряющихся листках бумаги, которые, к тому же, так нелегко достать из чужих папок.

Влияние веб-технологий на стратегию школы бизнеса

Основная задача стратегии IMD — стать самой интернациональной школой бизнеса. Для того чтобы слова «самая интернациональная» не остались пустым лозунгом, мы настаиваем на приезде всех участников программ в IMD, превращая таким образом наш кампус в Лозанне во всемирное место встречи. Менеджеры из разных стран собираются на берегах Женевского озера на учебу, не последнюю роль в которой  играет взаимный обмен идеями. Интернет может помочь академическо­му учреждению превратиться в виртуальное и, естественно, глобальное место встречи. Понятно, что все должно быть тщательно продумано: нельзя просто так взять и связать случайно выбранных людей через веб­сайт. Школа бизнеса должна осуществить отбор участников. Бережно построенный виртуальный кампус дает учебному заведению возмож­ность налаживать контакты между людьми, которые находятся в наибо­лее удаленных друг от друга точках планеты и относятся к школе биз­неса как глобальному, пусть и виртуальному, месту встречи. Вспомните, насколько успешно создала виртуальное сообщество компания Geocities, использовав в качестве строительного материала не кирпичи и це­мент, а активное электронное братство людей с общими интересами и нуждами.

Может быть, это приведет к изменению структуры кампуса IMD в Лозанне. Его новой неотъемлемой частью станет мировой коммуника­ционный центр с аудиториями, оснащенными камерами и иным переда­ющим оборудованием и монтажными кабинами, которые будут напоми­нать телестудии. Представьте залы с экранами, позволяющими студентам видеть друг друга в процессе дискуссии. Относительно небольшие груп­пы могут физически присутствовать в новых учебных помещениях, но большинство будет осуществлять связь с помощью современных комму­никационных сетей. Реальная учебная площадь, возможно, сократится, поскольку при сетевых занятиях классические аудитории и классы усту­пят место виртуальным.

Давайте продолжим рассуждать в этом направлении. Зачем всем преподавателям собираться в одном месте? Не удобнее ли им находить­ся

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1