Сообщаем об иностранных работниках куда следует

"Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 1

СООБЩАЕМ ОБ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКАХ "КУДА СЛЕДУЕТ"

Множество работодателей в нашей стране прибегают к услугам работников из-за рубежа. Даже сложность многочисленных административных процедур не останавливает организации, желающие принять на работу иностранцев. Все больше и больше иностранных граждан пытаются начать трудовую деятельность в России. О причинах и следствиях этого явления мы поговорим в другой раз, сегодня же рассмотрим одну из обязанностей работодателя, решившего привлечь "заграничную" рабочую силу, а именно уведомление органов власти о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Нормативная база

Назовем основные нормативно-правовые акты в этой сфере:

- КоАП РФ;

- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранцев);

- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке въезда);

- Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденный Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Порядок);

- Приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" (далее - Регламент).

Категории иностранных работников

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въехать на территорию РФ при наличии визы на основании документов, удостоверяющих их личность, и в безвизовом порядке (ст. 24 Закона о порядке въезда). Таким образом, иностранных граждан можно условно разделить на "визовых" и "безвизовых". Согласно Письму МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд "О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию" граждане большинства стран, ранее составлявших единое советское пространство (за исключением Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии и Туркменистана), - "безвизовые".

Кроме того, по признаку длительности пребывания на территории России выделяют (абз. 9 - 11 п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранцев):

- временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан - это лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающих в РФ иностранных граждан - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающих в РФ иностранных граждан - лица, получившие вид на жительство.

Отметим сразу, что особый порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на территории России касается только первых двух категорий - временно пребывающих и временно проживающих иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев). Постоянно проживающие на территории России иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и граждане РФ.

Еще некоторые термины

Статья 2 Закона о правовом положении иностранцев определяет трудовую деятельность иностранного гражданина как его работу в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства принято понимать допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда этого гражданина или лица (п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ). То есть привлечение к трудовой деятельности может иметь место и в отсутствие подписанного сторонами трудового или гражданско-правового договора - достаточно самого факта допущения иностранного гражданина к работе.

Применительно к трудовой деятельности иностранных граждан работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев).

К сведению. Заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев).

Из изложенного следует, что работодателями для иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России могут быть как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и физические лица. Граждане РФ (физические лица) имеют право привлекать "безвизовых" иностранных граждан к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом нанимаемый иностранный гражданин должен законно находиться на территории России и иметь патент (п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранцев).

Таким образом, привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в России может осуществляться двумя способами - путем принятия его на работу (заключения трудового договора) и путем заключения гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности российский работодатель (заказчик работ, услуг) обязан уведомить государственные органы. Сразу отметим, что эти органы необходимо уведомить и о прекращении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем.

Кроме того, работодатель (заказчик работ, услуг) обязан уведомить государственные органы при предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Какие органы следует уведомить

о привлечении иностранной рабочей силы?

1. Орган ФМС и службы занятости населения: в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомляются территориальный орган ФМС и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Это четкое требование установлено п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранцев и продублировано в п. 2 Порядка.

В отношении высококвалифицированных специалистов работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять территориальный орган ФМС, в частности, о случаях расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Формы и порядок заполнения таких уведомлений установлены Порядком. (Образец заполнения формы уведомления о заключении и расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Россию в порядке, не требующем получения визы (Приложение 5 к Порядку), приведен ниже.) Что касается представления уведомлений, отметим основные моменты. Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган ФМС и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи. Если уведомление представляется непосредственно в орган ФМС или службы занятости, заявителю возвращается отрывная часть бланка уведомления с отметкой о его принятии. В случае направления уведомления почтой заявитель составляет два экземпляра уведомления: первый экземпляр направляется почтовой организацией в адрес органа ФМС или службы занятости, а второй остается на хранении в течение года в почтовом отделении и служит подтверждением выполнения работодателем обязанности по уведомлению территориального органа ФМС и органа службы занятости населения. При этом уведомителю возвращаются две соответствующие отрывные части бланков уведомления с проставленной в них отметкой под роспись на экземплярах бланков уведомления, остающихся на хранении в почтовом отделении.

Приложение N 5

к Приказу ФМС России

от 28.06.2010 N 147

ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЯ

О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ИЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО

ДОГОВОРА С ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ, ПРИБЫВШИМ В РОССИЙСКУЮ

ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ

┌─┐ ┌─┐

└─┘ └─┘

УВЕДОМЛЕНИЕ

О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ИЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ)

С ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ, ПРИБЫВШИМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ПОРЯДКЕ, НЕ ТРЕБУЮЩЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ВИЗЫ

Настоящее уведомление представляется в адрес:

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│У││Ф││М││С││ ││Р││О││С││С││И││И││ ││П││О││ ││Г││О││Р││О││Д││У││ ││М││О││С││К││В││Е││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(наименование получателя настоящего уведомления: территориальный орган ФМС России, орган исполнительной

власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации)

1. Сведения о работодателе или заказчике работ (услуг):

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│О││Б││Щ││Е││С││Т││В││О││ ││С││ ││О││Г││Р││А││Н││И││Ч││Е││Н││Н││О││Й││ ││О││Т││В││Е││Т││С││Т││В││Е││Н││Н││О││С││Т││Ь││Ю││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│Р││О││М││А││Ш││К││А││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя или ФИО физического лица)

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│7││7││ ││0││1││0││1││0││1││0││1││0││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(номер свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единый государственный

реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП))

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│7││7││ ││1││2││3││4││5││6││7││8││9││ ││7││7││0││1││2││3││4││5││6││7││ ││7││7││0││1││0││0││1││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя,

код причины постановки на учет (КПП))

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│1││1││1││3││2││6││ ││Г││О││Р││О││Д││ ││М││О││С││К││В││А││ ││У││Л││И││Ц││А││ ││Д││У││Б││Н││И││Н││С││К││А││Я││ ││Д││О││М││ ││5││5││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(юридический адрес (для физического лица - адрес регистрации по месту жительства) работодателя или заказчика работ (услуг))

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│1││1││1││3││2││6││ ││Г││О││Р││О││Д││ ││М││О││С││К││В││А││ ││У││Л││И││Ц││А││ ││Щ││И││П││О││К││ ││Д││О││М││ ││7││7││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(фактический адрес (для физического лица - адрес фактического места жительства) работодателя или заказчика работ (услуг))

┌─┐ ┌─┐

Статус работодателя или заказчика работ (услуг) (нужное отметить │X│ или │V│):

└─┘ └─┘

┌─┐

│X│ - российское юридическое лицо

└─┘

┌─┐

│ │ - российское юридическое лицо с иностранными инвестициями (смешанный капитал)

└─┘

┌─┐

│ │ - иностранное юридическое лицо

└─┘

┌─┐

│ │ - российский гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

└─┘

┌─┐

│ │ - иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

└─┘

┌─┐ ┌─┐

│ │ - физическое лицо (гражданин Российской Федерации) │ │ - физическое лицо (иностранный гражданин)

└─┘ └─┘

Основной вид экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

------------------------------------------------------------ линия отрыва -------------------------------------------------------------

Отрывная часть бланка уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ

(оказание услуг) с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

Настоящим подтверждается, что работодателем или заказчиком работ (услуг)

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│О││Б││Щ││Е││С││Т││В││О││ ││С││ ││О││Г││Р││А││Н││И││Ч││Е││Н││Н││О││Й││ ││О││Т││В││Е││Т││С││Т││В││Е││Н││Н││О││С││Т││Ь││Ю││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│Р││О││М││А││Ш││К││А││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя или ФИО физического лица)

в установленном порядке направлено в адрес:

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│У││Ф││М││С││ ││Р││О││С││С││И││И││ ││П││О││ ││Г││О││Р││О││Д││У││ ││М││О││С││К││В││Е││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

(наименование получателя настоящего уведомления: территориальный орган ФМС России, орган исполнительной власти, ведающий вопросами

занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации)

уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Фамилия │К││У││Р││А││М││Б││Е││Т││О││В││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Имя │А││М││А││Т││У││Л││Л││А││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ Отчество (при наличии) │Х││А││Л││И││Д││О││В││И││Ч││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐ ┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Пол: муж │X│ жен │ │. Гражданство │У││З││Б││Е││К││И││С││Т││А││Н││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘ └─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Дата рождения: число │2││7│ месяц │0││1│ год │1││9││6││6│. Место рождения │Г││О││Р││О││Д││ ││Н││А││М││А││Н││Г││А││Н││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Документ, удостоверяющий личность: вид │П││А││С││П││О││Р││Т│ выдан: число │2││0│ месяц │0││3│ год │2││0││0││0│

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

серия │2││5││ ││ ││ ││ │ номер │1││2││3││4││5││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐ ┌─┐

└─┘ └─┘

оборотная сторона бланка уведомления

┌─┐ ┌─┐

└─┘ └─┘

2. Сведения об иностранном гражданине, с которым работодателем или заказчиком работ (услуг) заключен трудовой договор или

гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг):

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Фамилия │К││У││Р││А││М││Б││Е││Т││О││В││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Имя │А││М││А││Т││У││Л││Л││А││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ Отчество │Х││А││Л││И││Д││О││В││И││Ч││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐ ┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Пол: муж │X│ жен │ │. Гражданство │У││З││Б││Е││К││И││С││Т││А││Н││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘ └─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Дата рождения: число │2││7│ месяц │0││1│ год │1││9││6││6│. Место рождения │Н││А││М││А││Н││Г││А││Н││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Документ, удостоверяющий личность: вид │П││А││С││П││О││Р││Т│ выдан: число │2││0│ месяц │0││3│ год │2││0││0││0│

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

серия │2││5││ ││ ││ ││ │ номер │1││2││3││4││5││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

Профессия, специальность в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

(ОКПДТР), по которой иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществляет трудовую деятельность:

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

│С││Л││Е││С││А││Р││Ь││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Квалификация │Т││Р││Е││Т││И││Й││ ││Р││А││З││Р││Я││Д││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐

Стаж трудовой деятельности по профессии, специальности: лет │0││7│ месяцев │0││1│

└─┘└─┘ └─┘└─┘

Дата заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора:

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

число │2││5│ месяц │0││7│ год │2││0││1││2│

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

Планируемый период осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином согласно трудовому или гражданско-правовому договору

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐

на выполнение работ (оказание услуг): лет │ ││ │ месяцев │0││6│ недель │ │

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ наименование ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Полис добровольного медицинского страхования (при наличии): номер │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │ страховой │ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ компании └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Разрешение на работу: серия │А││В│ номер │1││2││3││4││5││6││7│ выдано: число │0││1│ месяц │0││2│ год │2││0││1││2│

└─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Действительно до: число │3││1│ месяц │1││2│ год │2││0││1││2│

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Территория действия: │Г││О││Р││О││Д││ ││М││О││С││К││В││А││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Орган, выдавший разрешение на работу: │У││Ф││М││С││ ││П││О││ ││Г││О││Р││О││Д││У││ ││М││О││С││К││В││Е││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐ ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Дата постановки на миграционный учет: число │0││2│ месяц │0││2│ год │2││0││1││2│

└─┘└─┘ └─┘└─┘ └─┘└─┘└─┘└─┘

┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐

Орган, поставивший на миграционный учет: │У││Ф││М││С││ ││П││О││ ││Г││О││Р││О││Д││У││ ││М││О││С││К││В││Е││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │

└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘

3. Достоверность сведений, изложенных в настоящем уведомлении, подтверждаю:

Паспортные данные лица, представляющего настоящее уведомление:

АКИМОВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ ┌─────────────────┐

ФИО -------------------------------------------------------------------------- │ │

27 07 250725 03 ОКТЯБРЯ 2005 │ Место печати │

Серия ------------------- Номер ----------------- Выдан "--" --------- ---- г. ┌─────────────────────────┤(для уведомляющей│

ОВД ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА УВД ЮЗАО Г. МОСКВА │ │ организации) │

Кем выдан: ------------------------------------------------------------------- │ │ │

└─────────────────────────┴─────────────────┘

Подпись лица,

сдающего уведомление

Дата приема уведомления: "__" __________________ 20__ г. ФИО сотрудника органа (организации), принявшего(ей) уведомление:

___________________________________________________________________________

------------------------------------------------------------ линия отрыва -------------------------------------------------------------

После заполнения и приема уведомления территориальным органом ФМС России, органом исполнительной власти,

ведающим вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, либо организацией федеральной почтовой связи

отрывная часть бланка уведомления подлежит возврату уведомителю

Достоверность сведений, изложенных в настоящем уведомлении, подтверждаю:

АКИМОВ НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ ┌─────────────────┐

ФИО -------------------------------------------------------------------------- │ │

27 07 250725 03 ОКТЯБРЯ 2005 │ Место печати │

Серия ------------------- Номер ----------------- Выдан "--" --------- ---- г. ┌─────────────────────────┤(для уведомляющей│

ОВД ЛОМОНОСОВСКОГО РАЙОНА УВД ЮЗАО Г. МОСКВА │ │ организации) │

Кем выдан: ------------------------------------------------------------------- │ │ │

└─────────────────────────┴─────────────────┘

Подпись лица,

сдающего уведомление

┌─────────────────┐

ФИО сотрудника органа (организации), принявшего(ей) уведомление: │ Отметка органа │

______________________________________________________________________________ │ (организации), │

┌─────────────────────────┤ принявшего(ей) │

Дата приема уведомления: "__" _______________ 20__ г. │ │ уведомление │

└─────────────────────────┴─────────────────┘

Подпись сотрудника

┌─┐ ┌─┐ ┌─┐

└─┘ └─┘ └─┘

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

2. Налоговый орган.

Кроме того, действующим законодательством (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранцев) установлена обязанность работодателя (заказчика работ, услуг) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании "визовых" иностранных работников - в течение десяти дней со дня:

- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;

- прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

- получения иностранным гражданином разрешения на работу;

- заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Форма такого уведомления рекомендована сотрудниками ФНС в Письме от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы".

Ответственность

Несоблюдение требований законодательства об уведомлении государственных органов о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности влечет привлечение работодателя (заказчика) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает следующие виды наказания:

1) наложение административного штрафа:

- на граждан - в размере от 2000 до 5000 руб.;

- на должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб.;

- на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб.;

2) административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отметим также, что неуведомление каждого из перечисленных в ч. 3 ст. 18.15 органов исполнительной власти образует самостоятельный состав административного правонарушения (Постановление ВС РФ от 01.02.2012 N 51-АД12-1). То есть привлечение к ответственности за неуведомление органа ФМС о привлечении иностранного работника к трудовой деятельности не препятствует привлечению к ответственности за неуведомление органа службы занятости о привлечении того же самого работника.

Примечательно, что административная ответственность работодателей наступает только в том случае, если правонарушение обнаружат контролирующие органы. Если работодатель, привлекший иностранца к трудовой деятельности, пропустит трех - и десятидневные сроки уведомления и уведомит государственные органы в более поздний срок (до обнаружения неуведомления этими органами), он не подлежит привлечению к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку указанная норма предполагает привлечение к ответственности в случае неуведомления государственного органа, но не за пропуск установленного срока уведомления. На это обратил внимание Пленум ВАС в Постановлении от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 21).

Иные уведомления при привлечении к трудовой деятельности

"визового" иностранца

Помимо указанного, работодатель, принявший на работу "визового" иностранного гражданина, обязан в трехдневный срок уведомить:

- орган миграционной службы - о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении договора;

- орган миграционной службы, территориальные органы федерального органа исполнительной власти по вопросам внутренних дел и федерального органа исполнительной власти по вопросам безопасности - о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Формы и порядок представления таких уведомлений нормативно не установлены, следовательно, можно составить их в произвольной форме.

Прямого указания в законодательстве на обязательность таких уведомлений нет, не установлена и ответственность за такое неуведомление, однако согласно п. 137.1 Регламента в случае неуведомления указанных органов действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного работодателю, приостанавливается. Соответственно, трудовая деятельность иностранных граждан у такого работодателя будет приравнена к незаконному их привлечению к работе, что, в свою очередь, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Напомним, что вышеуказанная обязанность предусмотрена только для работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих на территорию России в визовом порядке, поскольку для принятия на работу "безвизовых" иностранных граждан работодатель не обязан получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 4.5 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев).

Куда именно направлять уведомления?

Действующими нормами прямо не предусмотрено, в адрес какого именно подразделения ФМС нужно представлять уведомление - по месту нахождения (регистрации) работодателя или по месту выдачи иностранному работнику разрешения на работу. Представляется логичным уведомлять территориальный орган ФМС, который выдал разрешение на работу иностранному гражданину. Также допустимо направлять уведомления в подразделения ФМС и службы занятости населения по субъекту РФ.

Несколько слов о порядке привлечения работодателя

к административной ответственности

Как было сказано выше, работодатель, без уведомления госорганов привлекший иностранного гражданина к трудовой деятельности на территории России, может понести ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ только в том случае, если такое неуведомление обнаружит контролирующий орган в ходе проверки.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Другими словами, работодатель не может быть оштрафован за непредставление уведомления о привлечении иностранного работника, если в день обнаружения такого неуведомления со дня допущения иностранца к осуществлению трудовой функции (заключения трудового или гражданско-правового договора) истек один год.

Обратите внимание! Если работодатель не уведомил государственные органы о привлечении к трудовой деятельности в России двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность, установленная ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за указанное нарушение в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности - такое уточнение делается в п. 2 примечания к указанной статье.

КоАП РФ разделяет органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (возбуждать дела об административных правонарушениях), и органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (выносить постановление по делу). В отношении правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, составлять протоколы и рассматривать дела вправе только сотрудники ФМС - на это указано в ст. 23.67 КоАП РФ. Судья будет рассматривать такое дело только в том случае, если оно будет направлено на рассмотрение органом ФМС (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Помимо должностных лиц органов ФМС, протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, вправе составлять в пределах своей сферы деятельности должностные лица службы занятости населения (п. 86 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).

Протокол должен быть составлен немедленно по обнаружении правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).

Составленный по факту обнаружения такого правонарушения протокол подлежит передаче на рассмотрение органа ФМС в течение трех суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

И еще...

Напоследок отметим, что действующим законодательством установлены некоторые особенности осуществления трудовой деятельности отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России, в частности:

- Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в города Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

- ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранцев (ею установлены особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами).

Примечание. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц определены ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранцев.

Помимо указанного, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в России и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. То есть при трудоустройстве граждан Беларуси на территории России работодатель (заказчик работ, услуг) не обязан уведомлять государственные органы. Не требуется уведомлять государственные органы и работодателю, принявшему на работу гражданина Казахстана в силу Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010, ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ), так как они могут трудиться на территории России без оформления разрешения на работу.

М. Г. Юхаранова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать 28.12.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться