Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 pf)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ        Том    11       №    1        1990


Русалов В.М., Гусева О. В. Институт психологии АН СССР, Москва

 

Статья посвящена проверке гомогенности шкал опросника Кэттелла (форма А) на русской популяции. С помощью латентно-структурного анализа было установлено, что только восемь шкал (А. B, F, G, I, N, Q1 и Q3) из 16 являются гомогенными. Содержательный анализ выявленных гомогенных шкал показал, что они отражают преимущественно формально-динамические (темпераментальные, интеллектуальные) и устойчивые общекультурные особенности личности. На основе выделенных гомогенных шкал авторами предложен сокращенный вариант опросника Кэттелла (8PF, 70 вопросов) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности.

 

Ключевые слова: опросник Кэттелла, личность, психодиагностика, индивидуально-сихологические различия, латентно-структурный анализ, гомогенность шкалы.

Опросник Кэттелла (16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и в последние годы у нас в стране. Он представляет собой результат многолетнего труда психологов Иллинойского университета, выполненного под руководством Р. Б. Кэттелла [30], и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных проявлений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 первичных черт (шкал) личности. Данное их количество было выделено с помощью факторного анализа из большого числа описательных характеристик поведения человека.
Существуют четыре формы опросника: А и В (по 187 вопросов) и С и D (по 105 вопросов). В СССР наиболее распространенной является форма А. Первая публикация, в которой указывается на использование опросника Кэттелла, была у нас в 1970 г. [27]. В 1973—1974 гг. появились теоретические исследования, в которых подход Кэттелла был подвергнут критическому анализу [2, 13]. После 1974 г. до настоящего времени (1987 г.) можно насчитать более 50 опубликованных работ, в которых для оценки личностных особенностей используется опросник Кэттелла. Наибольшее распространение опросник получил в медицине [1,4, 24, 27, 28], при диагностике профессионально важных качеств [6, 8, 9, 12, 18, 26], в спорте [23] и научных исследованиях [5, 7, 11, 16].
К сожалению, ни в одном из опубликованных отечественных изданий не приводятся текст опросника и ключи к нему. Более того, нами не обнаружено ни одной публикации, в которой проводилась бы адаптация опросника Кэттелла к советской популяции, кроме публикации А. Ю. Панасюка, где она выполнена применительно к детскому возрасту |15|. Однако и в этой работе не указывается, кем, когда и на основе каких принципов проведена адаптация взрослой формы. В работе М. В. Ласко и И. М. Палея имеется лишь упоминание о том, что опросник Кэттелла адаптирован в секторе социологии Института социально-экономических проблем АН СССР и на кафедре общей психологии ЛГУ [10].
Отсутствие общепринятого опубликованного варианта адаптации опросника Кэттелла привело к тому, что в настоящее время существуют несколько безымянных вариантов формы А, по крайней мере два варианта форм В и С, и нет ни одного варианта формы D.
Основным источником интерпретации используемых вариантов опросника Кэттелла в СССР является «Руководство по применению вопросника Р. Б. Кэттелла», выпущенное в 1974 г. Народным предприятием ЧССР «Психодиагностические и дидактические тесты» (Братислава) [19]. Это перевод с чешского языка труда, в котором обобщены работы Кэттелла и его коллег [29, 30).
Таким образом, опросник Кэттелла не подвергался у нас в стране общепринятой психометрической адаптации. Было выполнено лишь несколько вариантов перевода безымянными переводчиками; проведена так называемая первичная, «лицевая», валидизация, связанная с переформулировкой вопросов, содержащих очевидные социальные и культурные различия в американской и советской популяциях.
Как показано в нашей предыдущей работе [22], проблема адаптации того или иного опросника это не только проблема перевода (прямого и обратного [25| ), но и творческое воссоздание на русском языке такого варианта, который сохранил бы оценочную способность, присущую оригиналу [3].
Адаптация любого теста, в том числе и опросника Кэттелла, должна начинаться с глубокой теоретической и методической проработки вопроса о применимости данного теста к русской популяции. К сожалению, практическим использованием опросника занимались одни исследователи, в то время как теоретическим анализом концепции Кэттелла —- другие; последние, несмотря па критику тех или иных позиций Кэттелла, все же допускали возможность эмпирического использования опросника и как целостного инструмента, и как отдельных его частей (или шкал), что косвенно способствовало его широкому распространению.
Наиболее последовательная критика взглядов Кэттелла, положенных в основу опросника, проделана К. М. Гуревичем и сотр. |17|. Авторы выделяют три основных слабых места, присущие опроснику Кэттелла как инструменту психодиагностического исследования. Во-первых, данный опросник имеет конкретно-исторический характер и отражает общество, сроду, в которой он составлен. Во-вторых, субъективные искажения смысла вопросов не позволяют получить собственно индивидуальную картину черт. В-третьих, факторная структура черт совершенно не отражает их причинно-следственных связей. Все факторы выступают как рядоположные. Тем не менее и эти авторы после столь сокрушительной критики считают, что опросник Кэттелла имеет определенное значение для изучения индивидуальных особенностей личности. По их мнению, он должен быть подвергнут специальной «прицельной» модификации в соответствии с задачами исследования [17, с. 118].
Целью настоящей работы является проверка связей вопросов и шкал опросника между собой на русской популяции как важнейший этап возможной его модификации. Необходимо прежде всего проверить гомогенность исследуемых диагностических шкал, которая позволит выяснить, все ли вопросы шкалы устойчиво измеряют одну и ту же характеристику личности. Кроме того, нужно определить степень информативности вопросов в каждой шкале и характер связей между шкалами.

 

Материал  и метод исследования


В качестве исходного материала для анализа (шли использованы результаты обследования с помощью опросника Кэттелла 152 испытуемых-студентов московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет.
Применялся один из наиболее распространенных вариантов опросника Кэттелла (форма А), который был получен па факультете психологии ЛГУ.
Для проверки гомогенности шкал данного варианта перевода опросника Кэттелла мы использовали программу латентно-структурного анализа LSA-NN, которая была уже апробирована нами в нашей работе по адаптации личностного теста Айзенка (EPI) [22].

 

Результаты исследования и  их обсуждение


Согласно Кэттеллу и его соавторам   [29, 301 , каждый вопрос опросника отражает только одну черту личности и должен принадлежать только одной шкале или фактору. Использование латентно-структурного анализа показало, что в                               действительности каждый отдельный вопрос может принадлежать к разному                               числу шкал  (от 0 до 8), причем в некоторых случаях — совершенно к другим  факторам, чем что следовало ожидать, исходя из концепции  Кэттелла.
В табл. 1 показана принадлежность каждого отдельно взятого вопроса, к психометрическим шкалам, выделенным с помощью латентно-структурного анализа.  Указаны  как теоретические  шкалы,  к которым  вопросы должны  принадлежать, согласно концепции Кэттелла, так и шкалы, с которыми вопросы оказались реально связанными (эмпирические шкалы). В скобках указаны ранговые места вопросов на шкале.
Из табл. 1 отчетливо видно, что из 184 «рабочих» вопросов (вопросы 1, 2 и 187 являются «служебными» и в обработку не входят) только 01 вопрос 1т. е. практически меньше половины) соответствует теоретической модели опросника-оригинала. Например, вопрос 26 является ключевым для шкалы А. Результаты латентно-структурного анализа показали, что действительно этот вопрос принадлежит шкале А, и только шкале А, занимая в ней шестое ранговое место.
Из этой таблицы также видно, что некоторые вопросы (а именно вопрос 31) имеют «смешанную» принадлежность, т. е. принадлежат не только искомым теоретическим, по и другим шкалам, количество которых варьирует от 1 до 8 Например, вопрос 11, согласно ключу, должен принадлежать фактору /. В действительности же этот вопрос принадлежит не только фактору /, но факторам А и С.. Вопроc 11 звучит следующим образом: «По-моему, интереснее быть а)инженером-строителем; b) не уверен; с) драматургом». Согласно Кэттеллу, этот вопрос должен отражать только уровень «толстокожести — чувствительности» (фактор /). Действительно, можно считать, что испытуемые, отвечающие по варианту «с» (им интереснее быть драматургом), тяготеют к «чувствительности» («мягки, мечтательны, артистичны» и т. д.). И наоборот, испытуемые, отвечающие по варианту «а», «практичны, реалистичны, независимы» и т. д.
Однако, как следует из табл. 1, эти же испытуемые, отвечающие по варианту «с», не только «легки, мечтательны», но и «общительны, открыты, теплосердечны» (фактор А), а также «раздражительны и эмоционально нестабильны» (фактор С). И наоборот, испытуемые, отвечающие на вопрос 11 по варианту «а», не только «практичны, реалистичны», по и «критически настроены, замкнуты» (фактор Л) и в то же время «эмоционально стабильны, спокойны» (фактор С).
Связь вопроса 11 (шкала /) со шкалами A и С, выявленная в данном исследовании, не противоречит представлениям Кэттелла о возможной корреляции данных первичных факторов, лежащих в основе получения факторов второго порядка, а именно фактора «утонченная эмоциональность — динамичная стабильность», в который помимо указанных трех факторов (/, А, С) входят еще факторы Е, N, F и М [30].

 Таблица №1

Однако нами были выявлены связь первичных факторов, не отмеченные Кэттеллом и его сотрудниками. Например, фактор О посредством ключевого вопроса 143 связан одновременно с восьмью другими факторами: С, Е, Н, L, М, N, Q3, Q4
Таким образом, согласно полученным, данным, испытуемые, отвечающие «да» на вопрос 143 («Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым, но не слишком процветающим»), являются не только жизнерадостными, уверенными в себе (фактор О), но и эмоционально стабильными (фактор С), самоуверенными (фактор E), склонными к риску (фактор Н), уживчивыми (фактор L,), практичными (фактор М), прямолинейными (фактор N), точными в социальных требованиях (фактор Q3) и расслабленными и спокойными (фактор Q4).

Очевидно, такая многозначность вопроса 143, как, впрочем, и многозначность вопроса 92, который принадлежит одновременно шести шкалам, убедительно свидетельствуют об их непригодности в качестве диагностического средства для изучения первичных черт личности.

продолжение табл. №1


Кэттелл теоретически допускал возможность принадлежности к двум, в редких случаях — трем шкалам одновременно, однако с одним главным условием: по собственной (ключевой) шкале такие вопросы должны иметь больший вес, чем по другим шкалам [29, 30].
В нашем исследовании было показано, что из 31 «смешанного» вопроса в двух случаях (вопросы 33 и 144) наблюдается больший вес по дополнительным, а не по основным шкалам. Например, вопрос 144 по основной шкале О имеет 10-й ранг, а по дополнительным (шкалы L и Q2) — 3-й и 6-й ранги.
Вопрос 48 имеет равное информационное значение (занимает 6-й ранг) и по основной шкале (Q3), и по дополнительной (G).
Таким образом, многозначные вопросы (143, 92), а также вопросы, имеющие меньший или равный вес по основной шкале по сравнению с дополнительными (33, 144, 48), явно не соответствуют теоретической модели опросника-оригинала. Следовательно, при возможной «прицельной» модификации они должны быть в первую очередь или удалены, или существенно переформулированы в зависимости от задач исследования.
Особо следует рассмотреть вопросы, не принадлежащие теоретически ожидаемым шкалам, а связанные с совершенно другими шкалами. Таких вопросов в данном варианте перевода опросника Кэттелла три: 36, 106 и 148.
Вопрос 36 «Я всегда рад оказаться среди людей, например — в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии: а — да, b — нечто среднее; с — нет», согласно опроснику-оригиналу, нацелен на измерение личностной черты «робость — смелость» (фактор Н). В действительности же в обследованной популяции русских студентов этот вопрос вскрывает их уровень «озабоченности — беспечности» (фактор F). Испытуемые, отвечающие на вопрос 36 «да» (т. е. «всегда рады»), являются скорее «беззаботными, импульсивными, веселыми» (фактор F), а не «смелыми, склонными к риску» (фактор Н), как это предполагалось в опроснике-оригинале.
Вопрос 106 «Меня лучше характеризовать как: а — вежливого и спокойного; b - нечто среднее, с — энергичного», согласно Кэттеллу,— ключевой для шкалы E («покорность — доминантность»). Однако на нашем материале в данной формулировке этот вопрос принадлежит фактору L («доверчивость — подозрительность»). Это означает, что испытуемые, отвечающие на вопрос 106 вариантом «а», скорее «уживчивы, доверчивы» (фактор L), чем «робки, застенчивы, покорны» (фактор E), как это следовало бы ожидать, исходя из концепции Кэттелла.
Мы полагаем, что одной из причин такого явного противоречия между «теоретической» значимостью вопроса 106 (фактор Е) и его реальным содержанием (фактор L) является неадекватный перевод вопроса (вежливость и спокойствие не могут быть противопоставлены энергичности).
К сожалению, нам не удалось найти в библиотеках СССР английского варианта опросника Кэттелла, чтобы проверить адекватность перевода данного вопроса.
Третий вопрос, реальное значение которого отличается от теоретического,— 148: «Я твердо верю, что „начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право быть начальником": а — да; b — не уверен; с — нет». Этот вопрос является, согласно концепции Кэттелла, ключевым для шкалы Q3 («импульсивность— самоконтроль»). В действительности вопрос 148 вошел в шкалу О («спокойствие — чувствительность к вине»). Отсюда следует, что испытуемые, отвечающие на этот вопрос «да», характеризуются скорее «спокойствием, уверенностью в себе», чем «высоким уровнем самоконтроля». И наоборот, испытуемые, ответившие «нет», являются скорее «тревожными, депрессивными», чем «обладающими низким уровнем самоконтроля».
Следовательно, вопросы 36, 106 и 148 должны быть или устранены из опросника, или же полностью изменены по смыслу, с тем чтобы они могли принадлежать искомым ключевым шкалам.

Таблица №2


Из табл. 1 также видно, что 59 вопросов (более 30%) не вошли ни в один из 16 факторов. Например, вопрос 3 теоретически должен принадлежать фактору А, однако он не набрал значимого веса ни по одному из 16 факторов.
Таким образом, вопросы 3, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 25, 29, 30, 31, 34, 35, 39, 41, 42, 44, 47, 49, 50, 55, 57, 61, 62, 63, 64, 68, 71, 74, 76, 83, 90, 91, 93,101,103, 105,107,114, 116, 120, 122, 130, 141, 146, 149, 154, 156, 159, 164, 165, 171, 186 должны быть или элиминированы из опросника, или же перефразированы так, чтобы они соответствовали своим теоретическим шкалам.
Поданным табл. 1 мы составили табл. 2, в которой вопросы были объединены по шкалам согласно их теоретическому значению. В ней указаны все ключевые шкалы, а также ранг, вес и название «эмпирических» факторов, к которым реально принадлежат вопросы данных шкал.


 продолжение таблицы №2
 

окончание таблицы №2

В табл. 2 отчетливо видно, что только половина шкал обладает статистически приемлемой гомогенностью. Это шкалы А, В, F, G, I, N, Q1, Q3, в которых все вопросы, за исключением одного, двух или трех, статистически достоверно связаны с искомой шкалой. Этими шкалами вполне допустимо пользоваться в практических целях для оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Содержательный их анализ показывает, что они отражают преимущественно такие черты личности, которые относятся к категории формально-динамических характеристик психики человека (т. е. к темпераменту и интеллекту) [20, 21 ]. Например, шкала А («сизотимия — аффектотимия») может быть соотнесена с такой формальной характеристикой темперамента, как общительность (экстравертированность). Шкала В, наиболее гомогенная из всех шкал, отражает уровень развития формальных механизмов интеллекта. Шкала F («озабоченность — беспечность») аналогична, по-видимому, по своему содержанию такой темпераментальной черте, как импульсивность — рассудочность. Шкала I («толстокожесть — чувствительность») может быть сопоставлена с эмоциональной чувствительностью, нейротицизмом.
Другие же черты шкалы (G, N, Q1 и Q3) отражают, по-видимому, такие устойчивые характерологические конструкты, которые являются сходными в обеих культурах (американской и русской).
Шкала G («слабость сверх-Я — сила сверх-Я») отражает уровень следования нормам морали, выраженность «внутреннего категорического императива». Шкала N («простоватость — искусственность») вскрывает уровень «хитрости», «проницательности». С помощью шкалы Q1 («консерватизм — радикализм») измеряется склонность к поддержанию устоявшихся традиций. Шкала Q3 («самоконтроль — импульсивность») позволяет оценить уровень волевого самообладания.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что опросник Кэттелла может быть использован лишь в «усеченном» варианте для оценки восьми первичных черт личности: шкала A (7 вопросов:—151,—51, 126, 176,—27,—26, 52); шкала B(12 вопросов: 127, 152, 77, 177, 53, 153, 178, 54, 102, 28, 78, 128); шкала F (10 вопросов: —82, —158, 133, 182, 183, —157, 132, 58, 33, —108); шкала G (8 вопросов: 160, 185, 184, —59, 109, —84, 134, —9); шкала I (8 вопросов: 37, —137, —11, 112, 138, 163, —87, —162); шкала N (7 вопросов: —92, —67, 142, 117, —66, -16, 167); шкала Q1 (7 вопросов: 169, —45, 70, —95, 46, — 170, 145); шкала Q3 (8 вопросов: —172, —24, 173, —123, —147, 48, 98, 73). Знак «—» перед вопросом означает, что высокому значению шкалы соответствует вариант ответа «с».
В сокращенном варианте опросника можно использовать 70 вопросов: 67 «рабочих» и 3 «служебных» (I, 2 и 187).
Ниже приводится текст сокращенного варианта опросника Кэттелла (8PF). В скобках указаны номера вопросов в исходном варианте.

ОПРОСНИК КЭТТЕЛЛА (8PF)

1     (1).       Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал.
а — да; b — не уверен; с - нет.
2     (2).      Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос.
а —да; b — не уверен; с — нет.
3     (9).       Если бы я увидел дерущихся детей, то я:
а— не вмешивался бы; b — не уверен; с — прекратил бы драку.
4    (11).       По-моему, интереснее быть:
а — инженером-строителем; b — не уверен; с — драматургом.
5    (16).       Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом,
а — да; b      не уверен; с  -    нет.
6   (24).        При разговоре я предпочитаю:
а — высказывать мысли, как они приходят мне в голову; b — нечто среднее; с — сначала сформулировать получше свои мысли.
7    (26).       При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать
а — плотником или поваром; b — не уверен; с — официантом в хорошем ресторане.
8    (27).      На общественные должности меня выбирали
а — довольно редко; b — иногда; с — много раз.
9    (28).       «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к:
а — острый; b — резать; с — указывать.
10    (33)         Большинство знакомых считают меня интересным собеседником.
а — да; b — не уверен; с — нет.
11    (37).       В школе я предпочитал (или предпочитаю)
а — уроки, связанные с искусством; b — не уверен; с — уроки труда.
12    (45).       В наше время требуется
а - больше дисциплинированных добросовестных людей; b — не уверен; с — больше увлеченных романтиков и энтузиастов.
13    (46).       При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят и чем-то убедить.
а   -   да; b   -   не уверен; с   -    нет.
14    (48).       Я поддерживаю порядок и своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах.
а — да; b — нечто среднее; с — нет.
15    (51).      Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть
а — лесником; b — не уверен; с — учителем средней школы.
16    (52)         На праздники и дни рождения я
а — люблю делать подарки, b— не уверен, с — считаю, что делать подарки довольно неприятная пещь
17    (53)        «Усталый» относится к «работа», как «гордый» относился к
а — улыбка, b — успех, с — счастливый
18    (54)         Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других
а — свеча, b — луна, с — электрический свет
19    (58)        Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения
а — чаще, чем один раз в неделю (т.е. чаще, чем большинство)   b    -   примерно раз в неделю (т.е. как большинство)   c   -    реже   чем раз в неделю (т.е.   роже, чем большинство)
20    (59)        Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона
а — правильно, b — не уверен, с -  неправильно
21    (66)         Мне бы понравилось быть ветеринаром, лечить и оперировать животных
а -  да, b   -   не уверен, c   -  нет
22    (67)         Я ем с таким удовольствием, что бываю при этом не так аккуратен и опрятен  как другие люди
а — правильно, b — не уверен, с — неправильно
23    (70)        В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я
а — оставался при своем мнении, b — нечто среднее, с — соглашался с их авторитетом
24    (73)        В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком
а — правильно, b — не уверен, с -   неправильно
25    (77)         «Удивление» относится к «странный», как «страх» относи к и к
а — смелый, b — тревожный, c   —  ужасный
26    (78)         Какая из следующих дробей отличается от двух других
а   -3/7, b  - 3/9, с   -   3/11
27    (82)        У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей
а — да   b -  не уверен, с — нет
28  ( 84)        Люди иногда считают меня небрежным,  хотя  и думают, что я  приятный  человек
а — да, b — не уверен, с — нет
29    (87)        Я предпочитаю читать
а  —    реалистические описания  военных и политических сражении   b  -   нечто среднее, с   - романы, где мною чувств и воображения

30    (92)         В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю,   хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие
а — да, b — не уверен, с — нет
31    (95)         Я предпочел бы иметь работу
а — с постоянным окладом, b -   нечто среднее, с   —   с большим окладом,   который зависел бы от моей способности показать людям, чего я стою
32    (98)         При  выполнении   задания  я  удовлетворяюсь   только   тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам
а  - правильно. b  — не уверен   с   —    неправильно
33  (102)         «Размер» так относится к «длина», как «нечестный» относится к
а — тюрьма, b — нарушение, с — кража
34  (108)        Быть осторожным и не ждать многого лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха
а — правильно, b -   не уверен, с — неправильно
35  (109)         Думая о трудностях в своей работе, я
а-  стараюсь планировать заранее, прежде чем встретить трудность, b   —    нечто среднее, с — считаю,  что справлюсь с трудностями   по  мере того,   как они   возникнут
36   (112)        Интереснее быть
а — консультантом, помогающим молодым людям выбирать работу,b  —    не уверен, с — руководителем технического предприятия
37   (117)        У меня  никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или  вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на собрании
а — правильно   b — не уверен, с — неправильно
38   (123)         У меня бывают периоды, когда мне становится немного жаль себя
а   —    часто   b   —    иногда   с   —    никогда
39   (126)         Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть
а — адвокатом, b — не уверен, с — пилотом или штурманом
40  (127)         «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к
а — быстрое, b — лучшее, с — быстрейший
41   (128)         Каким    из    приведенных    ниже    сочетании    следует    продолжить    буквенный    ряд
роооорроооррр…
а — oppp, b       оорр, с       рооо
42  (132)        Много свободного времени я провожу в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие
а — да, b — не уверен, с — нет
43  (133)        Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради»
а — да, b — не уверен; с — нет.
44  (134)        Вид неубранной комнаты очень раздражает меня
а — да, b — иногда, с — нет
45  (137)        Я люблю музыку
а - легкую, живую; b — нечто среднее, с — сентиментальную, задушевную.
46 (138)   Красота поэмы восхищает меня больше,  чем   красота  хорошо  сделанного оружия
a   —   да, b   —   не уверен, с   -   нет
47  (142)   Во время туристических поездок я скорее предпочел бы быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут
а — да; b — не уверен; с — нет.
48  (145)        Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:
а   —   чтобы кто-нибудь «победил», b — не уверен, с — чтобы спор разрешился мирно
49  (147)         Иногда чувство зависти влияет на мои действии
а — да; b — не уверен; с — нет.
50  (151)        Интереснее быть
а — художником, b — не уверен, с — общественным деятелем
51  (152)         Какое из следующих слов не относится к двум другим
а — нисколько; b — несколько; с — много.
52  (153)        «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:
а —  шип, b   - красные лепестки, с — аромат
53  (157)         Мне больше нравится спокойная и приличная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза
а   —    правильно, b — не уверен, с — неправильно.
54  (158)        Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании.
а  - правильно, b  —     не уверен, с — неправильно.
55  (160)        В своих  поступках  я  всегда тщательно стараюсь  придерживаться  общепринятых правил поведения
а       да, b -- не уверен, с – нет
56  (162)         Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения
a  -  правильно, b -   нечто среднее; с— неправильно
57  (103)         В школе я предпочитал  (предпочитаю).
a -   русский язык и литературу, b — не уверен, с—  математику,
58  (107)         В воспитании важнее
а -   относиться к ребенку с достаточной любовью, b   - нечто среднее, с — выработать нужные привычки и отношение к жизни
59  (169))        Я считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки и не  ненужные традиции
a —  да; b —  не уверен, с   —  нет
60    (170)        Думаю, что в современном мире важнее разрешить
а — вопросы нравственности; b -  не уверен, с — вопросы практического использования научных открытий
61     (172)        Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы действовать в соответствии с принятыми правилами
а       правильно, b -    не уверен, с -    неправильно
62     (173)         Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду
убежден что я прав
а   —     всегда, b  —     обычно, с    —   только если это целесообразно.
63     (170)        Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы
а   - согласился, b —   не уверен, с  —   вежливо сказал бы, что очень занят
64     (177)        Какое из следующих слов не относится к двум другим
а   —    широкий, b — зигзагообразный, с  —  прямой
65     (178)         «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» относится к:
а — нигде, b — далеко, с — где-то
66     (182)         Меня считают человеком, полным  энтузиастом
а  —    да, b   —  нечто среднее, с— нет
67     (183)        Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже
если она связана с некоторой опасностью.
а  —    да, b   —  нечто среднее, с— нет
68     (184)        Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось
по возможности правильно.
а — правильно, b — нечто среднее; с— неправильно.
69     (185)         Мне нравится работа,  требующая добросовестности, точных навыков и умений.
а  —    да, b   —  нечто среднее, с— нет
70  (187)        Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов и на все ответил, как следует
a —  да; b —  не уверен, с   —  нет

Из табл. 2 также отчетливо видно, что остальные восемь шкал (С, Е, Н, L, М, О, Q2, Q4) не удовлетворяют требованиям гомогенности, поскольку содержат от четырех до семи (т. е. от 30 до 53%) вопросов, которые принадлежат другим шкалам.
В качестве примера негомогенности шкалы рассмотрим шкалу С («слабость „Я" — сила „Я"»). В этой шкале 13 ключевых вопросов, из которых шесть вопросов (5, 30, 154, 105, 55, 29) имеют очень слабую связь с данной шкалой, а шесть других вопросов (11, 143, 123, 77, 124 и 173) принадлежат другим шкалам. Например, вопрос 11, согласно Кэттеллу, нацелен на выявление шкалы I. Однако этот вопрос значимо коррелирует и со шкалой С. Таким образом, шкала С не является однородной; в нее кроме признаков I входят еще и признаки О, Q2, Q3 и Q4. Отметим, что данная комбинация факторов несколько напоминает сочетание факторов для вычисления фактора второго порядка (тревожность: L, О, Q1, С, Н, Q3) [30]. Это сходство по структуре факторов менее значительно, чем различие.
Содержательный анализ факторов С, Е, Н, L, М, О, Q2  и Q4 показывает, что эти факторы не образуют устойчивых конструктов, т. е. реальных латентных переменных, в русской популяции. Вопросы, входящие в эти шкалы, должны быть существенно изменены по смыслу с тем, чтобы они могли соответствовать искомым теоретическим шкалам, или же необходимо отказаться от использования этих вопросов вообще в качестве диагностического средства.
Основная задача дальнейшей адаптации полного опросника Кэттелла должна состоять в изменении (переформулировке) смысла 116 вопросов в соответствии с теоретическим значением шкал. Здесь возникает главный вопрос: целесообразна и выполнима ли такая задача?
С нашей точки зрения, такую задачу выполнить невозможно, поскольку в процессе предполагаемой адаптации необходимо «подгонять» вопросы под определенный смысл личностных черт, которые могут принципиально отличаться по содержанию в разных популяциях за счет разных культурно-исторических влияний [2, 3, 17].
Очевидно, вполне допустим и другой способ адаптации личностных опросников, при котором решающая роль отводится не внутренней, как в случае опросника Кэттелла, а внешней валидизации шкал. Такой способ особенно характерен для опросников клинического профиля, например MMPI [3]. Валидность вопросов и шкал здесь устанавливается преимущественно по клиническим проявлениям, хотя дополнительная проверка шкал на гомогенность способствовала бы созданию более эффективного варианта MMPI для русской популяции.
Построение обобщенного опросника, выполненное В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским по данным обследования американской популяции с помощью опросников MMPI и Кэттелла, представляется нам интересной попыткой создания универсальной психодиагностической процедуры для измерения личностных свойств [14]. Но очевидно, что для широкого использования данного опросника необходимы дополнительные исследования применимости выделенных шкал для русской популяции.
Проведенное нами исследование показывает, что такие черты личности, как «слабость „Я" — сила „Я"» (С), «комформность — доминантность» (E), «робость—смелость» (Я), «доверчивость—подозрительность» (L), «практичность—мечтательность» (М), «спокойствие—чувствительность к вине» (О), «приверженность к группе — самодостаточность» (Q2), «фрустрированность — расслабленность» (Q4, имеют совершенно другую «поведенческую» композицию (судя по входящим в них вопросам) в русской популяции по сравнению с американской.
Как известно, опросник Кэттелла является результатом факторизации личностных терминов, содержащихся в общепризнанном списке свойств личности, характерных для американской культуры [29, 30]. Выделенные с помощью факторного анализа 16 факторов личности, их дальнейшая интерпретация всецело детерминированы исходным списком личностных свойств, присущих американской культуре.
Совершенно очевидно, что перечень таких свойств, их связи и отношения будут совершенно иными в нашей культуре. Было бы целесообразно в дальнейшем выделить перечень основных личностных свойств русской популяции и провести на этой основе их факторизацию, аналогичную той, которую проделал Кэттелл с коллегами. Однако, как правильно отмечает Л. И. Анцыферова, при этом мы должны помнить, что факторный подход Кэттелла не в состоянии раскрыть место тех или иных свойств личности в целостной ее структуре, указать количественные отношения их друг к другу, выявить условия и способы их формирования [2]. Это тем более справедливо, если учесть, что условия и способы формирования личностных свойств существенно различны в разных культурах.
Проведенное исследование также показывает, что, несмотря на значительные различия в структуре личностных шкал в русской и американской популяциях, существует целый ряд шкал (8 из 16), которые являются, по-видимому, общими, общекультурными (А, В, F, G, I, N, Q1, Q3). Эти шкалы, как показано выше, относятся к формально-динамическим (темпераментальным, интеллектуальным) и общекультурным характерологическим чертам личности. Данные черты личности, как показало наше исследование, могут быть измерены с помощью сокращенного варианта опросника Кэттелла (8PF).
Предлагаемый нами сокращенный вариант опросника Кэттелла может быть использован пока только в научных исследованиях. Для более широкого его применения в дальнейшем необходима специальная адекватная стандартизация, учитывающая возраст, пол, образование и социальный статус испытуемых.

 

Выводы


1.  С помощью латентно-структурного анализа установлено, что в русской популяции только 8 шкал (из 16) опросника Кэттелла (форма А), А, В, F, G, I, N, Q1 и Q3, являются гомогенными.
2.   Выявленные гомогенные шкалы отражают преимущественно формально-динамические (темпераментальные, интеллектуальные) и устойчивые общекультурные характерологические особенности личности.
3.   На основе гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника Кэттелла   (8PF,   70   вопросов)   для   оценки   индивидуально-психологических свойств личности.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1