Социальная когниция

Социальная когниция

Фундаментальный социальный когнитивный процесс, действующий в межгрупповой интеракции - это социальная категоризация. Социальной категоризацией, согласно Х. Тейфелу[1] является "упорядочивание социального окружения на основе группирований личностей таким образом, который осмыслен для индивида ". На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории создались, они оказывают "настраивающий и фильтрующий эффект " на людские перцепции. Люди склонны к подкреплению своих представлений о социальном мире.[2] Социальная категоризация ослабляет воспринимаемую внутри групповую изменчивость и увеличивает воспринимаемую межгрупповую изменчивость.[3] Индивиды, поэтому, имеют тенденцию более делать внутрикатегорные ошибки, чем межкатегорные ошибки в кодирующих и возвратных процессах. Индивиды могут, например, перепутать мексиканцев одного с другим, но менее вероятно, чтобы они перепутали мексиканцев с англичанами.[4] На то, что помнится о личности, влияет категория, в которую она помещена. Например, белый может не помнить, какие особенные черты относятся к "типичному " черному индивиду, но будет считать, что все черты категории "черный " являются релевантными данному индивиду. В добавок к этому, ожидания, формирующиеся об индивидах, основываются на знании категории, в которую помещается индивид, и индивиды склонны вести себя согласно с ожиданиями на их счет.[5]

Социальная категоризация воздействует на социальные схемы, которые индивиды применяют в межгрупповых контактах; она определяет личность, объект или событие как члена отдельной категории. Социальная схематизация обеспечивает содержание категорий и размежевывает процесс категоризации на будущие перцепции, воспоминание и предположения. Можно выделить пять типов схем, которые используются в социальном познании: личностные схемы, событийные схемы, схемы свободного содержания или процедурные схемы, selfсхемы, и ролевые схемы. Личностные схемы включает понимание черт и целей, которые воздействуют на типичных и специфических индивидов. Событийные схемы включает общее знание того, что обычно имеет место в особенных случаях, таких как праздники. Схемы свободного содержания действует как обработка правил или процедур для спецификации связей между узлами информации. Selfсхемы содержит информацию о собственном психологическом состоянии личности, которое управляет информационной обработкой self.[6] Self, в данном контексте, может рассматриваться как видовая схема (схема более высокого уровня), которая содержит "абстрактное представление о прошлом опыте, включающие личные сведения ".[7] По существу, self служит в качестве рамок, в которых поступающие стимулы взаимодействуют с прошлым опытом индивида и интерпретируются с его помощью.[8] Selfконцепт - это относительно постоянная, многоаспектная когнитивная структура, которая "при определенных обстоятельствах посредничает между социальным окружением и социальным поведением ".[9]

Стереотипы являются содержанием категорий, которые относятся к людям. Стереотипы, поэтому, могут рассматриваться как "особые типы ролевых схем, которая организует предшествующее знание и ожидания личности о других людях, которые подпадают под конкретные социально определенные категории ".[10] Ролевая схематика может основываться на таких факторах, как пол, раса, возраст или занятие, если перечислять только некоторые из них. Социальное стереотипирование имеет место, "когда комплекс черт, ролей, эмоций, способностей и интересов атрибутируются индивидам, которые категоризируются на основании легко идентифицируемых характеристик ".[11] Считается, что индивиды, принадлежащие к стереотипированной группе, являются похожими друг на друга и отличными от других групп по ряду атрибутов. Социальные стереотипы и связанные с ними склонностные атрибуты активируются в социальных ситуациях, где групповое членство является выпуклым. Социальные стереотипы наиболее тесно связываются с индивидами, которые воспринимаются как типичные для отдельной группы. Позитивные ощущения по отношению к стоящему вне группы, который воспринимается в качестве типичного для своей группы, чем того, который воспринимается в качестве нетипичного.[12]

Межгрупповые контакты активируют различные социальные когнитивные процессы. Любой контакт начинается с социальной категоризации, но социальные категоризации могут восприниматься при этом как "яркие " (в этом случае будет иметь место главным образом межгрупповое поведение), а могут как "размытые " (в этом случае имеет место главным образом межличностное поведение). Если социальные категории воспринимаются как "яркие " выпуклые, социальной идентичностью является "рольсхема " (напр., стереотипирование), которая при этом активируется. Когда социальные категории не воспринимаются как выпуклые, личная, активизируется несоциальная идентичность ( "selfсхема "). По большей части исследование социальных когнитивных процессов в межгрупповых контактах основывается на теории социальной и/или этнолингвистической идентичности. Первые попытки были сделаны для интеграции этих процессов с коммуникационными процессами. Большинство исследований социальных когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, однако, проводилось в не сфере коммуникации, а сфере межгрупповых контактах. Несколько теорий, используемых для объяснения межкультурной коммуникации, уделяют специальное внимание социальным когнитивным процессам. Так теория Гудикунста включает этнолингвистическую идентичность и ожидание как независимые переменные.[13] Фиске и Тейлор фокусируют свое внимание на целях, которые индивид преследует в межгрупповой интеракции. Цели индивида опосредуют специфические социальные когнитивные процессы. Были сделаны первые попытки включить аффективные (напр., беспокойство) компоненты в социальные когнитивные теории.[14] Однако, не проводилось никакой работы по изучению воздействия различных социальных/этнолингвистических идентичностей на аффективные реакции, такие как межгрупповое беспокойство. Влияние аффективных процессов на то, как категоризируются другие и/или на социальное атрибутирование также требует изучения. Дальнейшего исследования заслуживает воздействие культурной изменчивости на социальные когнитивные процессы. Недавнее исследование обеспечивает фундамент для теоретических предсказаний, касающихся кросскультурных различий в социальных когнитивных процессах. Будущее кросскультурное исследование должно исследовать не только воздействие измерений культурной изменчивости на специфические социальные когнитивные процессы (напр., социальная категоризация, социальная атрибуция), должно также исследовать, как измерения культурной изменчивости влияют на взаимосвязь социальных когнитивных процессов, которые имеют место в межгрупповых/межличностных контактах. Является ли, например, воздействие социальной идентичности на социальное атрибутирование одинаковым в индивидуалистских и коллективистских культурах? Ведет ли воспринимаемое сходство убеждений к личному атрибутированию одновременно в индивидуалистских и коллективистских культурах?[15]

Социальная когниция представляет собой схематизацию социального окружения индивида, облегчающую ему ориентацию во внешнем мире. Она, в свою очередь, влияет и на ментальные схемы, причем в данном случае культурная детерминация таких схем очевидна. Это еще один концептуальный момент, имеющий определенное значение для понимания этнопсихологии.

- Когнитивная психология -

[1] Tajfel, H. Social categorization, social identity, and social comparison. In: H. Tajfel (ed.) Differentiation between social groups. London: Academic Press, 1978, p. 61.

[2] Tajfel, H., Forgas, J. Social categorization: cognitions, values, and groups. In: J. Forgas (ed.) Social cognition. New York: Academic Press, 1981.

[3] Fiske, S., Taylor, S. Social cognition. Reading, MA: AddisonWesley, 1984.

[4] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989.

[5] Rothbart, M., Fulero, S., Jensen, C., Howard, J., Birell, P. From individual to group perspectives. Journal of Experimental Social Psychology, 14, 1978.

[6] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 207.

[7] Rogers, T., Kuiper, N., Kirker, W. Selfreference and the encoding of personal information. Journal of Personality and Social Psychology, 35 (9), 1977, p. 677.

[8] Marcus, H. Selfschemata and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 1977.

[9] Turner, J. Towards a cognitive redefinition of the social group. In: H. Tajfel (ed.) Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982, p. 19.

[10] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 210.

[11] Hewstone, M., Giles, H. Social groups and social stereotypes in intergroup communication. In: W. Gudykunst (ed.) Intergroup communication. London: Edward Arnold, 1986, p. 11.

[12] Hewstone. M., Brown, R. Contact is not enough. In: M. Hewstone, R. Brown (eds.) Contact and conflict in intergroup encounters. Oxford: Basil Blackwell, 1986.

[13] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989.

[14] Fiske, S., Taylor, S. Social cognition. Reading, MA: AddisonWesley, 1984.

[15] William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Handbook of International and Intercultural Communication. Newbury Park L. New Delhi: Sage Publication, 1989, р. 220 221.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1