Социализация и интеграция в рабочие процессы: правила быстрой адаптации сотрудника

Смена места работы чаще всего сопровождается стрессом для специалиста, связанного со знакомством с новыми коллегами, задачами, правилами и традициями компаниями. У большинства крупных компаний достаточно давно появились специальные программы и целые подразделения, которые занимаются адаптацией, чтобы минимизировать первый дискомфорт после трудоустройства. Если в вашей компании такая практика еще не принята, прочитайте правила быстрой адаптации новых сотрудников, которые подготовили эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».

Стоит отметить, что адаптация для каждого сотрудника проходит по-разному и зависит от личных качеств человека. Кто-то уже через пару недель превратится в душу компании, а кому будет тяжело начать даже рабочий контакт с коллегами. Тем не менее, существует ряд общих правил для эффективной и быстрой адаптации, выделенный профессионалами исходя из своего опыта. Условно их можно разделить на правила социализации и правила рабочей адаптации.

Правило социализации №1 «Погрузите в работу компании»

Первое, что следует сделать с новым сотрудником — провести личную беседу: рассказать о правилах работы, традициях и корпоративной культуре. Проведите экскурсию по офису, покажите, где лежат важные вещи, объясните, как заказывать канцелярию. Так у нового сотрудника останется больше времени на изучение должностных инструкций и обязанностей.

Далее запланируйте знакомство с коллективом, но избегайте «школьного» формата с публичным представлением. Лучше выберите наставника для новичка, познакомьте их, а дальше они справятся самостоятельно. Так вхождение в коллектив пройдет с меньшим стрессом, а вам реже придется отвечать на мелкие технические вопросы от погружающегося.

Правило социализации №2 «Познакомьте новичка с неформальной жизнью коллектива»

Не стесняйтесь сразу приглашать работника на ближайшие корпоративные мероприятия. Расскажите о возможностях неформальной самореализации, порекомендуйте записаться в секции, кружки или клубы, если такие есть в вашей компании.

На самих мероприятиях постарайтесь сделать так, чтобы новичок не стоял в углу, но и не перебарщивайте. Важно, чтобы всем коллегам было комфортно.

Правило социализации №3 «Отстраните новичка от токсичных сотрудников на первое время»

В любой команде, даже самой дружной и сплоченной бывают токсичные сотрудники. Те, кто частенько жалуется на зарплату, нелестно отзываются о руководстве и высказывают свое субъективное мнение о рабочих процессах. От таких новенького лучше оградить, чтобы не попал под дурное влияние. Делайте это максимально мягко, намекая на нужные связи. Не допускайте резких высказываний. Делайте акцент на достоинствах, а не недостатках коллектива. Сообразительный коллега обязательно поймет ваши намеки.

Правило рабочей адаптации №1 «Проверьте компетентность сотрудника»

Спустя несколько дней первичной адаптации, найдите время на подробное общение с новичком о его рабочих задачах. Разъясните их смысл, уточните, какие из них вызывают больше всего затруднений или не даются совсем. Учитывайте, что работники порой боятся признаться в трудностях, опасаясь показаться некомпетентными. Поэтому формулировки при вопросах должны быть предельно сглаженными.

Также пообщайтесь с теми, кто тесно работал с новичком за эти дни. Попросите их оценить его работу. После этого можно будет сделать вывод, по каким направлениям сотрудник наиболее эффективен, а где его следует «подтянуть».

Правило рабочей адаптации №2 «Не игнорируйте запросы новичка»

Дайте понять, что новый сотрудник может задать любой вопрос в любой момент и получить компетентный ответ от руководителя или членов команды. Без иронии или уничижительного отношения.

У сотрудников не должно быть ощущения, что из-за их вопросов их выставят дураками. Уж тем более вопросы эти не должны накапливаться. Из-за отсутствия ответов на них может пострадать рабочий процесс.

Правило рабочей адаптации №3 «Первое время будьте снисходительны»

Очень редко бывает так, что новичок стремительно и безукоризненно интегрируется в работу. Нужно принять, что такой сотрудник, скорее всего, совершит несколько ошибок на этапе подстройки. Обойдитесь без дисциплинарных взысканий на первый раз. Лучше объясните ошибку и зафиксируйте правильную модель работы.

Определите период (в зависимости от специфики деятельности), во время которого, новенькому можно будет допускать мелкие погрешности. Это сбережет нервы и вам, и ему.

Правило рабочей адаптации №4 «Интересуйтесь мнением и делами нового сотрудника»

Через некоторое время после полноценного устройства стоит снова поговорить с сотрудником. Узнайте из первых уст, как идут его дела: поинтересуйтесь успехами, проявите участие к проблемам. Так человек будет чувствовать, что его не бросили на произвол судьбы на новом месте. Разбирайте сложные моменты подробно, но не перебарщивайте. В противном случае можно подарить подчиненному синдром выученной беспомощности.

Поинтересуйтесь у сотрудника мнением о работе компании, о коллективе, о процессах. Попросите быть честным. Для вас это прекрасная возможность получить взгляд со стороны и кое-что оптимизировать, а для сотрудника лишнее напоминание о том, что он важен для организации.

Также стоит сразу же наделить сотрудника правом голоса по общим вопросам. У него, скорее всего, не замылен глаз. Он сможет привнести рациональности.

Так или иначе, при общении с новеньким важно быть честным, открытым и доброжелательным. Своевременно принимайте решение о судьбе такого сотрудника и корректируйте его поведение.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться