Слишком демократичный босс – за и против

Часто молодые начальники совершают одну и ту же ошибку – в попытке максимально сблизиться с подчинёнными они переступают границу дружеских и профессиональных отношений. Воображение таких боссов рисует идиллические картины – весёлый корпоратив, стирающий должностные иерархии, совместные обеды с ненавязчивым обсуждением рабочих процессов, обмен шутками и новостями в курилке.

Кажется, что после того, как сотрудники признают в руководителе «своего человека», они охотнее и эффективнее будут выполнять поручения. Однако в большинстве случаев излишнее панибратство имеет прямо противоположный эффект.

Вот и недоумевает горе-руководитель, почему подчинённый, с которым накануне так душевно посидели в кафе за бокалом красного, весело отмахивается от просьбы составить отчёт и уходит из офиса раньше положенного. На справедливые замечания нарушитель корпоративного порядка игриво подмигивает, хлопает босса по плечу и нагло заявляет: «Друг, тут такое дело…»Наталья Яркова, руководитель практики «Финансы и недвижимость» агентства PR Partner:

— Руководители типа «рубаха-парень» зачастую не ставят своим подчинённым чётких задач, а потому не могут проконтролировать их качественное выполнение. За поведением излишне демократичного начальника могут скрываться две проблемы. Первая – человек недостаточно ответственно относится к своей работе, вторая – у такого босса нет управленческого опыта и дружеским поведением он пытается завоевать расположение своих подчинённых.

Что бы ни было причиной, дружбу с руководителем лучше не заводить. Такие отношения приводят к тому, что у людей исчезает субординация. Потом, когда у босса появляются рабочие требования, сотрудник недоумевает, куда же подевалась дружба.

Желание быть чересчур лояльным, добрым руководителем всегда заметно отражается на работе команды. Такой начальник не обладает авторитетом, лидерскими качествами, что приводит к отсутствию положительных результатов в работе.   Как для рядового сотрудника, так и для руководства чересчур демократичный начальник – не лучший вариант для совместной работы и развития компании. Он так же, как и тип «злого босса», демотивирует, настраивает подчинённых против себя в частности и против компании в целом.

В 90% случаев подчинённые будут перекладывать должностные обязанности и ответственность на своего не в меру лояльного руководителя. Будучи просто добрым, в профессиональной среде уважения не заслужишь.

Когда кнут не лучше пряника

Другая ошибка, которая стоит некоторым начальникам если не карьеры, то репутации – стремление к власти и тотальному контролю. Боятся – значит, уважают! Вот девиз боссов, которые предпочитают держать служащих в ежовых рукавицах, подавляя волю, ущемляя права и лишая свободы слова.

Одним такой жёсткий стиль управления присущ изначально. Другие (особенно те, кого уличили в непростительной мягкости) стремятся поскорее завоевать авторитет, играя в «плохого полицейского». Как говорится, из крайности в крайность… А страдают при этом и сотрудники, и общее дело.Денис Меркулов, российский политический и общественный деятель:

— В период своей карьеры помощника депутата Государственной Думы мне приходилось работать с разными руководителями которые исповедовали либеральную идеологию, а в руководстве коллективом являлись авторитарными. Такие люди, как правило, считаются наиболее жёсткими лидерами. Им свойственно подавление проявлений инициативы со стороны работников. Подобные руководители сами полностью отдаются работе и требуют такой же отдачи от сотрудников.

Считаю, что в коллективе наиболее приемлемым типом руководителя является демократичный начальник. Поскольку именно он даёт подчинённым шанс самим решить рабочие вопросы, так как доверяет их опытности и профессионализму. И ещё он может дать объективную оценку способностям любого сотрудника. На первом месте у такого руководителя – не его собственная персона, а весь коллектив.

Демократия во благо

В современном бизнесе, где дела ведут молодые и перспективные, демократичный стиль управления очень популярен. Загляните в любой креативный отдел и вы сможете понаблюдать, как во время пятиминуток отдыха босс сражается с подчинённым в настольный хоккей или проводит планёрку, сидя на подоконнике.

А как же авторитет, спросите вы? Задача мудрого босса – сохранить своё влияние, не используя запрещённые приёмы. Главное – виртуозно балансировать между лёгким отступлением от правил и их грубым нарушением, не позволяя подчинённым садиться на шею, но и не создавая глубокой пропасти между ними и собой.Лиана Бахова, профайлер, специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант и автор программ по управлению впечатлением:

— Существует мнение, что властью обладает тот, кто к ней стремится. Но это утверждение весьма условно. В деловых коммуникациях одним из залогов успеха является грамотное выстраивание имиджевой стратегии. В бизнесе важно не столько произвести впечатление, сколько управлять им.

В небольшой компании на уровне стартападемократичный стиль управления вполне оправдан. Но вслед за бизнесом должна расти и личность. Иначе механизм не удержать. Поэтому умение говорить на одном языке со своей аудиторией, оставаясь при этом верным своим принципам – искусство, достойное восхищения.

Чтобы уважать руководителя, сотрудники должны верить ему. Поэтому первое правило – никогда не давайте обещаний, которые рискуете не выполнить. Это начало краха вашей репутации.

К сожалению, начальник «рубаха-парень» всегда полон гениальных идей, способных перевернуть мир, но почему-то разбившихся о корабль бизнеса. Срок жизни его идей весьма непродолжителен. На смену им легко и быстро приходят другие. Очевидно, что к большому плаванию этот корабль не готов.

Стиль руководства всегда определяет обратную связь. Умение балансировать между «я над вами» и «я с вами» – основа авторитета руководителя и эффективной команды.Наталья Яркова, руководитель практики «Финансы и недвижимость» агентства PR Partner:

— На мой взгляд, уважительные отношения и здоровая доля юмора между начальником и подчинёнными – это идеальное сочетание. Сотрудники должны чувствовать себя свободно, не бояться высказывать собственное мнение. Например, мы часто проводим брейнштормы, в которых участвуют специалисты всех уровней и предлагают смелые и нестандартные идеи, потому что именно так и получаются интересные и запоминающиеся проекты.

Демократичный руководитель прислушивается к мнению своей команды и учитывает замечания при принятии важных решений.

Источник

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться