Сколько ты стоишь. Выявление базовых компетенций и установок персонала при приеме на работу

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2010, N 3

Сколько ты стоишь. Выявление базовых компетенций и установок персонала при приеме на работу

Статья раскрывает базовые основы компетентности, виды компетенций и их связь со способностями претендента на должность. Авторами приведен инструментарий выявления бессознательных самооценок специалиста на рынке труда.

Компетентность - понятие комплексное...

Известно, что компетентность претендента на вакансию рассматривается сегодня как базовый ориентир кадровика при приеме на работу специалиста. Кроме того, формирование моделей компетенций специалистов разного профиля входит в задачу современных кадровых служб.

В словаре С. И. Ожегова компетенция определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [11, с. 624]. По В. И. Далю, компетентным считается тот, "кто вправе судить о ком, о чем или кого-либо" [3, т. 2, с. 375]. В специальной литературе понятие "компетентность" трактуется либо слишком узко - как сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, либо слишком широко - как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой.

Мы разделяем точку зрения А. Р. Марковой, согласно которой компетентность - это сочетание психических качеств либо психическое состояние, позволяющие действовать самостоятельно и ответственно, а также как обладание человеком умением выполнять определенные трудовые функции [7, с. 31]. В этом смысле данное понятие неразрывно связано с высоким уровнем личностного развития.

Каждый индивид стремится в зону своей наибольшей компетентности, поскольку человек предпочитает заниматься тем, в чем он чувствует себя уверенно, избегает тех видов деятельности, в которых его может ждать неудача. Компетентность часто является следствием потенциальной одаренности человека, его склонности к определенным видам деятельности, наличия соответствующих способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков, что главным образом обеспечивает успешность выполнения соответствующей деятельности. Способности в психологии рассматриваются как особое психологическое свойство функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественными параметрами продуктивности системы являются точность, надежность и скорость функционирования. Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, способности же являются результатом развития в соответствующей деятельности [12, с. 11 - 15].

По данным С. Л. Рубинштейна, способности человека даны в единстве общих и специальных свойств, "наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выделившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности" [10, т. 1, с. 129]. "Талант неразрывно связан с характером, - отмечал Б. Г. Ананьев, - вот почему настоящий талант предполагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели" [1, с. 148]. Талант связывается с квалификацией и означает наиболее полное знание предмета деятельности, успешность в ней. Компетентные специалисты, по ее мнению, опираясь на обобщенные категориальные знания, используют собственные, а все их наличные знания связаны системой взаимных влияний. Они хорошо знают, как работает их собственный интеллект, могут отслеживать процесс саморегуляции собственной интеллектуальной деятельности и быстро выделять релевантную информацию среди нерелевантной. Правильное знание ведет к правильному действию, а правильное действие невозможно без правильного знания.

Компетентность как доскональное знание какой-либо предметной деятельности состоит из двух одинаково важных компонентов: наилучшей адаптации к соответствующей деятельности и ее дальнейшего качественного преобразования. Различают, таким образом, базовую репродуктивную компетентность, основанную на мастерски воссозданной информации, и творческую компетентность, в основе которой лежит лично преобразованное знание. Первый компонент компетентности предполагает овладение фундаментальными базовыми понятиями и простейшими современными технологиями избранной деятельности, второй - преобразование человеком самой деятельности, обеспечивающее ее новое, особенное состояние, называемое мастерством. Из этого следует, что компетентность - это понятие комплексное и в основе своей предполагает прежде всего профессиональную компетентность, но не сводится к ней.

Виды профессиональной компетентности

Различают следующие виды профессиональной компетентности:

- Специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения;

- Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению [7, с. 34 - 35].

Словарь рекрутинга. Специальная компетентность - способность к планированию и осуществлению производственных процессов.

Личностная компетентность - гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему; способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нестандартные решения.

Индивидуальная компетентность - мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим "узким специалистом", но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно, у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную.

В различных профессиях существуют еще и свои специфические виды профессиональной компетентности, присущие только им одним. Рассмотрим подробнее те, что связаны с социальной сферой.

Социально-психологическая компетентность

Для профессий социальной сферы

Профессии социальной сферы требуют социально-психологической компетентности, которая складывается из коммуникативной, перцептивной компетентности, а также знаний в области поведения и взаимодействия людей.

Коммуникативная компетентность определяется Л. А. Петровской двояко: как эмпатическое свойство, означающее сопереживание; как знания о способах ориентации в различных ситуациях и свободном владении вербальными и невербальными средствами общения. Ею же выделяются 3 компонента коммуникативной компетентности: когнитивный (социальный интеллект), поведенческий (общительность, стремление к совместной деятельности, сотрудничеству, инициативность в совместной деятельности), эмоциональный (способность к сопереживанию, помощи, поддержке). Перцептивная компетентность, по ее мнению, означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научной картине мира [9].

Словарь рекрутинга. Перцепция (от лат. perceptio - представление, восприятие) - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Перцепция социальная (от лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.).

Всем, кто работает в сфере современных массовых профессий и бизнеса, требуется более высокая коммуникативная компетентность. Она проявляется на макроуровне (власть, политика), на среднем уровне (в сфере социальных институтов и общностей), на микроуровне (в межличностном общении). Коммуникативная компетентность как способность к эффективному информационно-психологическому воздействию и взаимодействию участников бизнес-процессов в совокупности ее диагностического, прогностического, программирующего, ориентировочного и исполнительского компонентов становится необходимым условием завоевания рынка.

Коммуникативная компетентность предполагает глубокие знания в области делового общения, знание закономерностей восприятия и познания людьми друг друга на основе внешности, поведенческой симптоматики, визуальной диагностики, знания закономерностей психологического воздействия. Определяется она следующими факторами: индивидуальными особенностями личности; психическими состояниями; эффективностью социализации; социально-психологической подготовкой.

Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний, ее называют еще межличностной компетентностью. Наиболее важной чертой межличностной компетентности является умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе (имиджевая компетентность). Это умение зависит от трех факторов: эмпатии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях.

Словарь рекрутинга. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Амбивалентность (от лат. ambo - оба и valentis - имеющий силу) - комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к чему-либо, выражающейся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Социально-психологическая компетентность проявляется в деятельности как компетентность в общении. Осознанная и отрефлексированная компетентность в общении - это и есть социально-психологическая компетентность. Социально-психологическая компетентность предполагает развитые способности к управлению и самоуправлению, а также сформированные навыки самоорганизации. Эффективность управления начинается с умения осознавать свои цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы. Управленческая компетентность предполагает также способность к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных проектов, умение обучать и развивать подчиненных, формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Социально-психологическая компетентность, являясь непременным условием интегральной компетентности современного специалиста, не сводится, однако, к сумме социальной и психологической компетентности, но является их производной. Социальная компетентность - это понимание сущности и основных механизмов функционирования существующей социальной системы, владение законами социального развития и способами наилучшей социальной адаптации. Социальная компетентность предполагает значительные моральные резервы индивида, нравственное поведение и деятельность и обеспечивает человеку удержание на уровне требований культурного сообщества. По мнению Ю. Мель, "проблемы социальной некомпетентности связаны, как правило, с недостаточной верой в себя и непринятием своего "я", страхом критики и неудач, недостаточными социальными навыками, боязнью социальных контактов" [8, с. 61 - 68].

По аналогии с социальной компетентностью и в связи с исключительной ролью эмоций в нашей жизни Р. Бак выдвигает понятие "эмоциональная компетентность", которое определяется им как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Р. Бак подчеркивает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживаются, а эмоциональное общение с окружающими усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. В социальной компетентности, таким образом, можно обнаружить три составляющие: когнитивные средства самопознания; возможности эмоциональной самореализации; развитие знаний процедурного характера [8].

Словарь рекрутинга. Когнитивная психология (от лат. cognitio - знание - познание) - направление в психологии, возникшее в США в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. в противовес бихевиоризму. Подготовлена работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.

В профессиях образования и культуры необходима психологическая компетентность, которая предполагает постижение сущностных основ психики и законов ее развития, адекватное отражение специфической психологической реальности, знание многообразия психических проявлений, владение приемами многоуровневого анализа психики человека. Психологическая компетентность включает в себя высокий уровень самосознания, саморегуляции деятельности и эмоциональных состояний, высокую самооценку и безусловное самопринятие, наличие индивидуального стиля жизнедеятельности, способность к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию, умение справляться с амбивалентностью чувств и двойственностью сознания.

Сущность психолого-педагогической компетентности можно определить как способность к оптимальным субъект-субъектным отношениям, а также как право адекватного воздействия на человека с целью формирования его как субъекта познания, субъекта социально-экономических отношений и субъекта социального творчества.

Детерминантом социальной, коммуникативной, психологической и профессиональной компетентности выступает аутопсихологическая компетентность. Как свойство личности она представляет собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия, самодеятельности [5, с. 18, 23]. Аутопсихологическая и психологическая компетентность не идентичные понятия. Аутопсихологическая компетентность позволяет направлять активность человека на самого себя, открывать в себе резервные возможности психики и достигать высокого уровня саморегуляции физиологических, интеллектуальных процессов и эмоциональных состояний. Психологическая компетентность предполагает знание закономерностей проявления психики объектов взаимодействия, а также осознание своих способностей, которые позволяют успешно действовать в мире разного рода отношений, включая профессиональные.

Одним из критериев оценки аутокомпетентности может выступать такой уровень знания человека, который способен преломлять в себе все противоречия и антагонизмы разных философских учений и вырабатывать свой язык понимания, язык мудрости.

Оценка компетентности

Единственный научный способ судить о компетентности - это оценка или измерение конечного результата. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижения. Нельзя свести компетентность и к образованности человека. Компетентность противостоит некомпетентности и сверхкомпетентности - знанию способа выполнять работу лучше, чем принято. В некоторых организациях сверхкомпетентность принимается за такое же зло, как и некомпетентность. По шутливому выражению Л. Питера, человека в его профессиональной жизни выдвигают наверх, пока он не достигнет своего уровня некомпетентности; вся полезная работа в обществе совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности.

Д. Майерс отмечает, что "чем более компетентным и полезным ощущают себя люди (чем выше они оценивают свой вклад), тем сильнее их чувство обделенности и стремление к компенсации" [6, с. 644].

В условиях нестабильности требуется большая компетентность субъекта, при этом "достаточная мера компетентности должна быть сочетаема с когнитивной активностью индивида" [2, с. 216]. По мнению Н. Винера, биологические и социальные индивиды, выросшие в условиях жестко заданной и стабильной микросреды, при наличностных изменениях условий существования погибают первыми.

Обозначенные выше виды компетентности означают зрелость индивида. Понятие исторически зрелого типа личности вводят А. А. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Кривокулинский. В систему подобного типа индивидов, по мнению ученых, входит зрелое интеллектуальное, деятельностно-продуктивное, профессиональное, социально-активное, нравственное, эстетическое, рефлексивное отношение к жизни. Индивид "развивается в столкновениях, коллизиях, противоречиях с регрессивными и "застывшими" типами", а его система жизнеотношений "в наибольшей степени отвечает целям общественного прогресса" [4, с. 21]. Исследователи описывают современную триаду ведущих жизнеотношений зрелой личности, представляющих собой триединство ценностей профессионального творчества, интеллектуальной и нравственной зрелости, которые являются основой демократизации и гуманизации общества [4, с. 29].

Диагностика самооценок специалиста

Нами разработан специальный диагностический, проективно-аналитический, мотивационный и коррекционный инструментарий, направленный на выявление имиджевых ресурсов, развитие имиджевой компетентности и моделирование имиджа специалиста на примере различных профессий.

Авторская методика создана на основе модификации, применительно к ведущей профессиональной деятельности специалиста, проективных методов (Т. Мюррей, Х. Морган), теории самоактуализации (Г. Олпорт, А. Маслоу), теории креативности (Ч. Спирмен, Е. П. Торренс), культурно-исторической теории Л. С. Выготского, теории установки Д. Н. Узнадзе, ассоциативной теории (Р. Ассаджиоли), теории "образа мира" (А. Л. Леонтьев).

Предлагается проективный инструментарий, направленный на измерение социальных аттитюдов специалиста.

Словарь рекрутинга. Аттитюд (от фр. attitude - установка) - субъективное отношение человека к некоторому социальному объекту, обусловливающее определенные способы его поведения. Понятие "установка" первоначально использовалось в экспериментальной психологии немецкими психологами в конце XIX в. для обозначения готовности к действию, обусловленной прошлым опытом. Объектом для установки может быть все, на что реагирует человек: любой символ, фраза, лозунг, лицо, учреждение, идея.

На базе функциональной самоидентификации с предметами-товарами в магазине испытуемые интерпретируют стоимость, назначение и перемещение предметов в соответствии с избранным способом социализации и согласно собственным актуальным потребностям.

Перечень предлагаемых товаров включает 4 равновеликие группы предметов: предметы украшения человека; предметы украшения жилища; предметы функционально-бытового назначения; предметы функционально-делового свойства. Назначение методики, ее содержательная и игровая сущность обусловлены особенностями женской психологии, ее стремлением быть избранной или приобретенной в обмен на социальный статус мужчины [6], а также вступлением общества в рыночные социально-экономические отношения. Последнее потребует от каждого социального субъекта умения оценивать и презентовать себя, быть востребованным на рынке труда. Методика рассчитана на школьниц, стоящих на пороге профессионального выбора, на девушек, определяющих для себя сферу профессиональной социализации. Она может быть использована для самодиагностики женщины, причем наиболее ценный материал она дает при анализе развивающейся или незрелой психики; при анализе зрелой женщины с ее минимальной проекцией тест не даст достоверных результатов.

Название методики, ее содержательная и игровая сущность обусловлены особенностями женской психологии, а также вступлением общества в рыночные социально-экономические отношения. Кроме того, большинство женщин ориентированы на то, чтобы быть избранной, "приобретенной" в обмен на социальный статус мужчины.

Итак, испытуемой предлагаются стимульный материал - набор ярких картинок-товаров в современном магазине, в числе которых оргтехника, украшения, предметы женского туалета, модная одежда, книги, аудио - и видеотехника, телефоны, факсы, папки, кейсы, сумочки, цветы, игрушки, автомобили, и следующее задание, на выполнение которого дается 15 - 20 мин. (инструкция N 1).

Инструкция N 1.

"Представьте себе современный магазин в центре города. Этот магазин пользуется определенной популярностью. Здесь представлены самые разнообразные товары. Люди отзываются об этом магазине весьма противоречиво: одни хвалят, другие ругают за качество предлагаемой продукции. Тем не менее, почти все выходят из него с покупками.

Вообразите, что вы один из предлагаемых в этом магазине товаров. Что вы за вещица? Дорогая или не очень? Красивая, нужная, полезная? Для чего вы предназначены? Кто вас купил? Где вы теперь? На каком месте? Нравится ли вам ваше нынешнее положение или вы хотите что-то изменить? Каким вам представляется ваше будущее?

Выберите один из предлагаемых предметов (запишите на листе бумаги) и порассуждайте от его имени, а чтобы вам было легче это сделать - поставьте впереди букву "Я".

Модификация для публичных профессий представлена в инструкции N 2, на выполнение задания также отводится 15 - 20 мин.

Инструкция N 2.

"Представьте себе современный супермаркет в центре ТТЦ "Останкино" или КК "Мосфильм". Здесь есть все товары, предназначенные как для теле/киноиндустрии, так и для жизни вообще. Люди отзываются об этом супермаркете весьма противоречиво: одни хвалят, другие ругают за качество предлагаемой продукции. Тем не менее почти все выходят из него с покупками.

Вообразите, что вы один из предлагаемых в этом магазине товаров. Что вы за вещица? Дорогая или не очень? Красивая, нужная, полезная? Для чего вы предназначены? Кто вас купил? Где вы теперь? На каком месте? Нравится ли вам ваше нынешнее положение или вы хотите что-то изменить? Каким вам представляется ваше будущее?

Выберите один из предлагаемых предметов (запишите на листе бумаги) и порассуждайте от его имени, а чтобы вам было легче это сделать, поставьте впереди букву "Я".

Анализ полученных описаний строится следующим образом:

1. Выбор "предмета", с которым обследуемый ассоциирует себя: это предметы женские (для себя), мужские (для него), нейтральные (для них), специальные (для дела); это предметы женского, мужского или среднего рода (идентификация по феминному, маскулинному или смешанному типу).

2. Выделение важнейших характеристик "предмета": эстетических, психологических, функциональных (функциональность "предмета" соотносится с инструментальными свойствами испытуемой).

3. Обозначение цвета "предмета", который может быть интерпретирован по тесту М. Люшера и соотнесен с актуальным психофизиологическим состоянием испытуемой.

4. Определение динамической структуры взаимодействия "предмета" и среды: его назначение, предпочитаемая сфера использования (реализации), ориентировочный "статус", оценка окружения, перемещения, тенденции "развития".

Мы фиксировали, что "предмет" реально "совершает" (значение имеет смысловая оценка используемых глаголов), "испытывает", к чему "стремится", каким ему "представляется" будущее. Неосознаваемые моменты в структуре личности испытуемого могут быть подтверждены самим испытуемым после выполнения задания.

Методика позволяет определить предпочитаемую сферу самореализации испытуемых девушек и женщин: социальную, профессиональную или личностную. Тест дает видение женщиной своего предназначения: как "украшения жизни", как "предмета любования и обожания", как "помощницы", как "предмета гордости и престижа", как "ценности", как "трудяги", как "сложного и дорогого предмета многофункционального назначения", как "уникального, самобытного предмета". По последним двум позициям мы идентифицируем стремление к высокой компетентности. Цена товара предположительно коррелирует с самооценкой испытуемого.

Покупатель может ассоциироваться у испытуемых с образом (реально существующим или воображаемым) желаемого спутника жизни или работодателя. Обращение с "предметом" может свидетельствовать о потребности определенного взаимодействия с окружающими и прежде всего с противоположным полом.

Данная методика позволяет определять ценностное самоотношение специалиста, своеобразие его мотивационной сферы, некоторые особенности "Я-концепции", внутренние и внешние барьеры самореализации и актуальное психофизиологическое состояние.

Библиография

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с.

2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т., М.: Рус. яз., 1978.

4. Деркач А. А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. 155 с.

5. Егорова Т. Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Новгород, 1997. 36 с.

6. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб, 1996. 684 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

8. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. N 5. С. 61 - 68.

9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 216 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.

11. Словарь русского языка Ожегова / Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Рус. яз., 1991. 915 с.

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М, 1976. 236 с.

В. Горчакова

К. п. н.,

Ст. науч. сотрудник

Центра развития

Психологических компетенций

Московского городского

Психолого-педагогического университета

И. Галушко

К. п. н.,

Руководитель

Центра развития

Психологических компетенций

Московского городского

Психолого-педагогического университета

Подписано в печать

12.08.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1