Системы управления знаниями и непрерывное управление жизненным циклом корпоративной информационной системы

Кабанов Алексей (БТР) mailto:
leshenka@mailru.com

Долгое время, занимаясь вопросами создания информационных
систем различного масштаба, трудно не задумываться над системными вопросами,
типа "а каким это должно бы быть в идеале?" Постепенно проникаясь знаниями из
всевозможных предметных областей, да понемногу осваивая накопленный опыт
управления жизненным циклом информационных систем, возникло некоторое
представление о том, как построить эффективную информационную систему для тех,
кто строит информационные системы.

На эту тему существует огромное множество работ самого
разного масштаба. Боюсь, я даже не имею представления о подавляюще большей части
знаний, накопленных в этой отрасли. Тем не менее, возьму на себя ответственность
описать то, что, рождаясь в муках последние два года, начало оформляться в некий
единый материал.

Но, прежде всего, хочется выразить благодарность огромному
множеству людей, благодаря поддержке которых я не забросил эту идею в начале
пути, не растянул на десятки лет, и не ушел продавать на рынке огурцы или лак
для ногтей. Всех я здесь вряд ли упомяну, места для статьи иначе просто не
останется, назову лишь Мальцева Бориса (более известного под ником ТоТ) и
Александрова Александра.

Итак, чтобы как-то подступиться к теме, начну с описания
жизненного цикла КИС (корпоративной информационной системы). На мой взгляд, он
выглядит следующим образом.

  • Этап анализа , на котором происходит сбор предложений, требований,
    пожеланий, аналогий, фактов, примеров, эскизов, сценариев и т.п.
  • Этап управления вариантами системы необходим, чтобы не утонуть в
    накапливаемом аналитическом материале. Требования разбиваются на группы по
    важности, срочности, трудоемкости и т.д. - в зависимости конкретной ситуации
    количество групп может меняться, и эти изменения так же управляются на этом
    этапе.
  • Этап конструирования знаменуют собой начало синтеза первых
    очертаний системы. Здесь происходит разработка вариантов архитектуры системы,
    концептуальных моделей системы, диаграмм взаимодействия подсистем, блоков и
    модулей и т.п.
  • Этап управления выпусками вариантов системы включает в себя работы
    по определению последовательности наполнения системы функциональностью на
    уровне разработанных на этапе конструирования элементов системы.
  • Этап проектирования - предназначен для разработки структур
    метаданных различных модулей, блоков и подсистем и алгоритмов их
    взаимодействия между собой
  • Этап управления сборками выпусков вариантов системы дает
    возможность определить, что именно нужно включить в работающую систему, какие
    объекты проработаны достаточно детально, чтобы их реализовать и предоставить
    для эксплуатации
  • Этап реализации заключается в разработке объектов метаданных и
    алгоритмов их действия, кодировании в различных платформах, тестировании
    работы объектов, документировании различных аспектов работы реализованных
    объектов, касающихся использования, администрирования и описания примененных
    технических приемов реализации
  • Этап управление редакциями сборок системы представляет собой
    определение конкретного наполнения предоставляемой пользователю работающей
    системы. Иначе говоря, включение, обновление и исключение различных редакций
    структуры, описаний и исходного кода объектов в/из сборки системы. А, кроме
    того, подготовка презентаций и демонстрационных материалов, определение
    актуального состояния документации различных уровней, наиболее точно
    соответствующей текущему состоянию предоставленной пользователям системы
  • Этап презентаций и демонстраций заказчикам и пользователям системы
    предполагает первый показ работоспособности измененных частей системы, а также
    оформление протоколов презентаций и демонстраций, оформление актов по
    замечаниям и предложениям пользователей.
  • Этап обучения пользователей включает в себя подготовку планов
    обучения, материалов, необходимых для обучения, собственно обучение и проверку
    усвоения знаний и навыков владения системой пользователями.
  • И, наконец, этап управления изменениями в систем е, включает в себя
    администрирование, ввод в эксплуатацию новых и измененных объектов системы,
    вывод из эксплуатации устаревших и замененных объектов системы, в которой
    непосредственно работают пользователи
  • Кто-то может заметить, что список этапов можно сократить, или
    изменить, или переупорядочить. Но, с одной стороны, это не слишком существенно,
    а с другой стороны, именно такой акцент на происходящих действиях в системе
    позволяет увидеть некоторые скрытые обычно аспекты управления жизненным
    циклом. Собственно говоря, цель статьи вовсе не в обсуждении жизненного цикла.
    Он был указан только в подготовительных целях, для облегчения понимания
    дальнейшего материала. Более детальное обсуждение этого цикла очень важно и
    будет обязательно произведено в дальнейших статьях.

    Но, прежде чем перейти к главной части, хочется перечислить
    важные артефакты (документы, элементы) управления жизненным циклом КИС. Список
    этот нельзя назвать упорядоченным, регулярным, равномерным и законченным. Это
    тоже всего лишь демонстрация масштаба проблемы управления жизненным циклом КИС.
    Итак, посмотрим, с чем приходится сталкиваться…

    • Всевозможное оборудование и документация на него
    • Системное программное обеспечение, с документацией (так и хочется сказать
      - с супругой)
    • Описание бизнес-процессов в виде регламентов взаимодействия пользователей
      с объектами КИС
    • Технические задания на систему
    • Тестовые примеры
    • Конструкторская документация
    • Проектная документация
    • Исходные коды системы
    • Описания структуры баз данных системы
    • Шаблоны баз данных системы
    • Исполняемые модули системы
    • Документация пользователя
    • Документация системного администратора
    • Документация администратора баз данных
    • Документация администратора системы
    • Документация демонстратора
    • Документация преподавателя
    • Документация прикладного программиста
    • Документация системного программиста
    • Пакеты презентаций и материалы демонстраций для заказчиков и пользователей
    • Планы демонстраций и испытаний
    • Протоколы демонстраций и испытаний
    • Результаты тестирования
    • Акты устранения замечаний
    • Планы и графики использования рабочего времени по обслуживанию и развитию
      системы, фактическое использование рабочего времени
    • Плановые и фактические затраты по обслуживанию системы, бюджет расходов на
      обслуживание системы

    И т. д. и т. п.…

    Замечу, что этот список очень и очень важен, и его обсуждение
    так же необходимо и ожидается в следующих статьях цикла. Но речь идет не о
    простом обсуждении. Ведь по сути дела, представленная выше информация - это
    накопленные знания. И от того, насколько эффективно с этими знаниями будет
    проводиться работа, зависит главный результат - достижения идеала в управлении
    жизненным циклом корпоративной информационной системы.

    Прежде чем перейти к вопросу управления знаниями, придется
    начать несколько издалека. Мне трудно судить, какие мысли и идеи рождаются в
    головах людей по поводу оптимизации творческого процесса организации знаний.
    Всяческие блокноты, картотеки, форумы и конференции, справочники и энциклопедии,
    гипертекстовые системы помощи и полнотекстовые системы поиска - это примеры
    развития систем индивидуального и коллективного управления знаниями.

    Начну я, пожалуй, с индивидуальных моментов. Как человек,
    обладающий далеко не выдающейся памятью, я всегда мечтаю о способе возврата в
    прошлое. Иногда рождаются бесподобные по эффективности идеи, которые в процессе
    их мгновенного анализа расплываются и забываются. Как хочется тогда вспомнить
    процесс рождения идеи… Как обидно бывает порой потерять набранный фрагмент
    текста на форуме или в конференции. А как иногда, после долгих творческих
    мучений и правок кусочка текста хочется вернуться к каким-то удаленным или
    исправленным уже в десятый раз моментам… Да иногда и необходимость
    продемонстрировать идею требует воспроизведения целиком процесса творческих
    исканий. Один раз увидеть процесс в действии часто бывает лучше для
    практического обучения, чем тома структурированной и иллюстрированной
    информации.

    Итак, возникает вопрос, как быть со знаниями? Их нужно
    находить, отбирать, сортировать, делать на них ссылки, предлагать их к
    обсуждению, изменять, удалять, возвращаться к удаленному или измененному,
    резюмировать и детализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы
    и искать причины, развивать идеи и реализовывать их на практике, вносить заметки
    по практическому воплощению, ошибкам и замечаниям и начинать новый процесс
    накопления знаний…

    Вот тут то и рождается идеология Knowledge Management -
    управления знаниями. А поскольку каждая концепция управления наилучшим образом
    проявляется в регламентированных, формальных процессах, учитывающих все
    правильные стадии и этапы движения от как можно раннего входа в управление, и
    заканчивая как можно более чувствительными индикаторами отклонений от проведения
    правильно задуманного процесса, то и желание автоматизировать управление
    знаниями не кажется странным. Так мы приходим к идее KMS (knowledge management
    system) - системам управления знаниями.

    Полагаю людям, читающим эту статью так или иначе известны
    аббревиатуры ERP, BPR, CALS, и всяческие CRM, SCM, TQM, QSM, HRM, MRP, и
    всяческие прочие …Management…, …Planning… и …System…. Наверняка почти каждому
    что-то говорят и всяческие SADT, OODT, MSF, RUP, XP и многие-многие другие
    …Modelling…, …Solution…, …Process… и …Technical Design….

    К чему все это я клоню? Да собственно к тому, что вопросами
    управления ресурсами (в том числе - знаниями) не интересуется только ленивый
    спящий человек под елкой в новый год. И в каждой из предлагаемых технологий,
    методик есть преимущества и недостатки. Кто-то знает больше, кто-то знает
    глубже, но нет никого, кто знал бы все и обо всем. Поэтому и продолжается
    развитие вопросов управления знаниями, поэтому и есть к чему приложить силы.

    Ну и, собственно, пара пару слов сказать о KM в том виде, как
    это удалось прочитать в скупых строках пресс-релизов на коммерческие KM-системы,
    да в немногой, трудно- (для меня) -переводимой информации о самой концепции KM.
    Что удалось понять? Во-первых, коммерческие реализации КМ-систем направлены в
    основном на "добычу" знаний из общедоступных источников (Data Mining) на
    основании различных правил, шаблонов, запросов и т.п. Собственно вопросам работы
    с этими знаниями уделяется не там много внимания. Возможно, считается вполне
    достаточно существующих средств коммуникаций и упорядочивания знаний? Возможно,
    что просто я сам заморачиваюсь в выдумывании фишек и рюшечек? Надеюсь, что не
    одному мне хочется кое-что добавить к процессу упорядочивания творческих
    поисков. Чтобы это узнать осталось рассмотреть, какую бы систему я желал видеть
    на рабочем месте "строителей корпоративных информационных систем".

    Начну с того, что я люблю форумы и конференции. Особенно те,
    где информация может "ветвиться", как бы трудно ни было эти "деревья"
    визуализировать и исследовать. Первой причиной такой любви я могу назвать
    простоту коммуникации. Обычное обсуждение. Мнения, мнения, мнения. Захотел -
    задал вопрос. Захотел - резюмировал. Захотел - уточнил. Захотел - дал ссылки на
    дополнительные источники.

    Чего чаще всего не хватает в форумах? Ну, например,
    возможности привести диаграмму. А другому - внести в нее изменения. А десятому -
    по диаграмме написать исполняемый код и привести его для исследования. А сто
    двадцать седьмому посмотреть на код и в строке 6427 методом обратных ссылок
    вернуться к первоначально поставленной аналитической задаче, которую эта строка
    призвана решить. А четыре тысячи девятьсот шестьдесят шестому - внести
    предложение о добавлении в сценарий алгоритма дополнительного условия. А семь
    тысяч сто пятьдесят второму это предложение реализовать в 75 редакции этого
    объекта. А N+3-му участнику включить эту редакцию в сборку N 17 КИС. А N+9-ый
    продемонстрировал новую особенность системы… И так далее, от начала и до конца,
    целиком соответствуя регламентам управления жизненным циклом КИС.

    И что дальше? А дальше было бы странным не обсудить чего еще
    и как можно реализовать в такой системе, какие проблемы эта система может и
    должна решить, какие проблемы она может привнести… У меня в запасниках остается
    пока практически все задуманное к реализации в такой системе. Если у читателей
    возникнет интерес к обсуждению этого замысла, а то и участию в его реализации -
    буду очень рад.

    А пока - до следующей статьи.


    БТР, так и хочется закричать громко и надрывно... "Да! Да!
    Да! Именно этого и не хватает..." А еще не хватает времени на банальные рутинные
    операции просто откомментировать собственные же тексты ... (Но это действительно
    предсмертное ржание загнанного коня... )

    Сразу признаюсь, что специалистом по проектированию и
    созданию корпоративных систем не являюсь. Потому на вопрос: "[i]А что, ни у кого
    нет вопросов по этим методологиям?[/i]", могу ответить честно... Не знаю, что
    это такое, и буду благодарен за ссылки на [i]методику[/i] освоения данной
    области знаний.

    [b][i]Почему мы готовы делать системы для других и не готовы
    хотя бы проделать анализ того, какая система облегчила бы жизнь нам
    самим?[/i][/b]

    Честно говоря, не встречал систем управления
    научно-исследовательскими разработками, где, кроме расплывчатого ограничения
    предметной области, при старте не известно практически ничего: ни конкретных
    выходных объектов, ни понятий, которые возникнут в процессе работ, ни ни методов
    исследования... "Управление знаниями"... Хм... Может, для начала, определить это
    понятие в "целях данной конкретной задачи" (ну, почти как "в целях данной главы
    налогового кодекса" )

    P.S. Жаль, что встреча так и не состоялась, но ведь ещё не
    вечер

    Источник:www.bigspb.ru

    Рубрика: 
    Ключевые слова: 
    +1
    0
    -1