Система мотивации, которая дисциплинирует сотрудников

Привычка сотрудников приходить на работу с опозданием хорошо знакома многим работодателям. Поскольку панацеи от этого «недуга» пока не существует, руководители изобретают собственные способы укрепления трудовой дисциплины.

Рассмотрим наиболее нетривиальные из них.

Исследовательский центр портала Superjob.ru провел опрос, целью которого было выяснить, какие способы борьбы с опозданиями пользуются наибольшей популярностью у работодателей. Согласно результатам, на каждом третьем предприятии сотрудников, которые пришли на работу позже назначенного времени, штрафуют. Например, одна из организаций практикует штраф в размере 1 тыс. рублей за опоздание на 15 минут и более. В другой - он составляет 500 рублей независимо от того, насколько позже специалист приступил к исполнению своих обязанностей.

Для 11 процентов работодателей опоздание – это повод лишить сотрудника премии. Почти 10 процентов предприятий ограничиваются воспитательными беседами с провинившимися специалистами. Аналогичное количество организаций предпочитают строгие выговоры. Впрочем, нашлись и такие руководители, которые наказывают провинившихся сверхурочными работами (6%). Как выяснилось в ходе опроса, только 7 процентов работодателей идут на крайние меры – увольнение работников. Порядка 6 процентов руководителей с нарушениями трудовой дисциплины сотрудников смирились, как с неизбежным злом, и даже не пытаются их пресекать. Оставшиеся 20 процентов респондентов пока не задумывались о том, как с ними бороться или используют сразу несколько методов. Впрочем, искоренить вредную привычку подчиненных удалось лишь 6 процентам руководителей.

СТИМУЛИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ

Прежде чем разрабатывать всевозможные наказания для регулярно опаздывающих сотрудников, неплохо бы выяснить, почему они себя так ведут. В некоторых случаях причина всех бед – низкая мотивация к определенному виду работ. Например, сотрудник отвечает за работу с рекламациями клиентов, но уже давно мечтает перейти в отдел продаж. Не исключено, что он обладает даром убеждения и сможет привлечь крупных заказчиков, но, поскольку данный специалист вполне успешно справляется со своими обязанностями уже в течение трех лет и замены для него попросту не нашлось, его просьбы о переводе руководство компании игнорирует. Как следствие, его заинтересованность в работе снижается, и он позволяет себе приходить в офис немного позже, чем коллеги.

Странно выглядят ситуации, когда руководитель предприятия регулярно приходит в офис к 11 утра, рассматривая возможность приезжать «попозже» как своего рода привилегию. При этом он требует от своих подчиненных жесткого соблюдения распорядка рабочего дня, но для того, чтобы соблюдалась дисциплина, для всех работников предприятия должны действовать единые стандарты. В этих случаях, борьбу с опозданиями лучше начинать с себя.

ПОДЕЛИТЬСЯ «РЕКОРДАМИ» С КОЛЛЕГАМИ

Чтобы восстановить трудовую дисциплину в коллективе не обязательно прибегать к помощи штрафов, выговоров или дополнительной работы. В качестве альтернативы можно попытаться «надавить на совесть» работника. Например, объявить конкурс «Лидер по числу опозданий» и опубликовать фото и список «призеров» на корпоративном сайте. Или, как вариант, поделиться с коллегами наиболее оригинальными или банальными объяснительными записками, написанными опоздавшими. Конечно, при условии, что причину опоздания нельзя назвать уважительной.

Еще один нетривиальный способ борьбы с опаздывающими подчиненными мы нашли на одном из форумов в интернете. В одной из российских компаний вместо дисциплинарных взысканий практикуется награждение провинившихся специальными знаками отличия – выдается медаль «злостный нарушитель дисциплины».

ПРИДУМАТЬ СТИМУЛЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

По мнению руководителей, принявших участие в опросе портала Superjob.ru, в большинстве случаев штрафы, выговоры и другие дисциплинарные наказания малоэффективны. Руководители чаще прибегают к этим мерам не для профилактики нарушений в будущем, а для успокоения собственной совести. При этом многие работодатели забывают о том, что поимо «кнута» можно использовать и «пряник». В частности, предусмотреть поощрения для работников, которые никогда не опаздывают на работу. Например, для сотрудников, которые приходят на работу не в 9-00 утра, а хотя бы на 15-20 минут раньше, предусмотреть бесплатные завтраки или угощать их фруктами или выпечкой.

ПОДУМАТЬ О ТРЕНИНГАХ ПО ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ

Руководителям, которые верят в то, что время – это деньги, можно посоветовать еще один способ борьбы с опозданиями – развивать у подчиненных навыки планирования времени. Например, провести для всех работников предприятия тренинги по тайм-менеджменту. Это позволит не только решить проблему с опозданиями, но и более эффективно использовать время и имеющиеся трудовые ресурсы, правильно расставить приоритеты, упорядочить рабочий процесс.

fd.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться