Сильный коллективный интеллект: как организация взаимодействия в команде помогает бизнесу расти?

«Показатели группового интеллекта могут быть на 30 % ниже, чем среднее арифметическое от суммы интеллектуальных коэффициентов всех участников этой группы», – утверждает американский учёный и директор Центра организационного обучения в школе менеджмента MIT Sloan Питер Сенге1.

Значит ли это, что сила коллективного мышления всё-таки уступает разуму одиночек? Отнюдь! Иначе как объяснить тот факт, что нобелевскими лауреатами в области медицины, физики и экономики всё чаще становятся группы учёных?

Это говорит о том, что для коллективного интеллекта нужны особые условия, обеспечивающие его рост и развитие.

Что это за условия и как их создать? Зачем руководителям бизнеса заниматься развитием коллективного интеллекта (далее – КИ)? Что мешает развитию КИ? Разбираем в новом материале Yva.ai.

Коллективный интеллект: история вопроса

Исследование этого явления в социальной среде началось в 80-е годы XX века2. Американские ученые из Union College (Скенектади, Нью-Йорк), Carnegie Mellon University (Питтсбург, Пенсильвания) и MIT (Кембридж, Массачусетс) сумели измерить эффективность коллективного разума3.

Они провели ряд экспериментов в группе из 699 человек и применили многомерный статистический метод – факторный анализ. Испытуемые выполняли различные задания на творчество, принимали решения, выполняли инженерные задачи, разрешали конфликт интересов и т. д.

В ходе эксперимента учёные обнаружили существование коллективной «разумности», которая определяет потенциал команды. Доказали, что КИ можно и нужно использовать для объективного принятия управленческих решений.

В 2001 году польский ученый из Академии горного дела и металлургии Тадеуш Шуба представил формальную модель феномена коллективного разума.

В его модели информация и существа смоделированы как абстрактные молекулы информации, несущие на себе выражения, записанные языком математической логики. Из-за взаимодействия с окружающей средой происходит их квазислучайное замещение. Теория Шуба определяет коллективный интеллект как свойство социальной системы.

Исследователи из New Jersey Institute of Technology Том Этли и Джордж Пор определили основу коллективного интеллекта более практически: новаторское мышление, желание делиться информацией и открытость ценностям, которые служат на общее благо.

Максимальная польза этого явления, по их мнению, заключается в способности принять, развить и довести до совершенства «золотую идею». А это любое из потенциально полезных предложений, которое выдвигают участники.

В результате каждый сотрудник чувствует свои силы и идентифицирует себя как важную часть компании. Вот и ответ на вопрос – где взять недостающие ресурсы, чтобы построить успешный бизнес даже в экономический кризис.

Как коллективный интеллект помогает в развитии бизнеса

«Для выживания на сегодняшнем рынке и решения большинства насущных проблем, требуется собрать лучшие мозги со всего мира и заставить их мыслить сообща. Добиться чего-то значительного можно только за счёт взаимодействия с другими людьми. В одиночку уже ничего существенного не создать»4, – говорит американский предприниматель, сооснователь LinkedIn и писатель Рид Хоффман.

В развитых странах 80 % компаний регулярно обращаются к коллективному интеллекту для решения задач – от разработки нового логотипа до создания концепт-кара.

Мир постепенно переходит с рыночного мышления на коллективное. Экономика формируется за счёт объединения человеческих ресурсов. Эти ресурсы образуют коллективный мыслительный потенциал.

5 % организаций уже перешли на второй уровень и встроили краудсорсинг в бизнес-процессы. В английском языке появились термины, которые обозначают эти процессы: co-creation (сотворчество), co-ideation (совместное мышление), co-design (совместный дизайн) и т. д5.

Коллективный интеллект называют в народе «мудростью толпы». Руководители-новаторы активно используют его в компаниях для прогнозирования. Например, когда нужно оценить жизнеспособность высказанной идеи или посмотреть, вырастут ли продажи в следующем сезоне6.

Для решения подобных вопросов создается корпоративный рынок предсказаний. В его опросах участвуют сотрудники компании, а иногда и клиенты.

20 лет назад американская фирма Hewlett-Packard приняла участие в социальном эксперименте. Эксперты компании использовали потенциал коллективного интеллекта. Они предсказали рост продаж на 75 % точнее, чем официальные ожидания7.

Коллективный разум решает те же задачи, что и интеллектуал-одиночка. Только в инновационной сфере этот инструмент более эффективный. Он незаменим, когда мы не знаем, какое решение принять, каким путём пойти или какой выбрать метод.

Коллективный разум способен предсказать исход событий. Эту гипотезу подтвердил The Policy Analysis Market – проект Пентагона. В 2003 году он стартовал, чтобы предсказывать активность террористов.

Выяснилось, что коллективный интеллект хорошо работает, потому что каждый участник процесса обладает частью знаний о реальности. Механизм предсказаний позволяет суммировать информацию, как это делают опытные инвесторы. Они консолидируют знания об экономике, рынке и компаниях при торговле акциями на фондовой бирже. В итоге они получают приближенный к реальности результат.

4 точки опоры коллективного интеллекта

«Мы были командой специалистов, и, как у специалистов в любой другой области, наши результаты зависели от личного совершенства каждого и от того, как мы работали все вместе», рассказывает о своей команде баскетболист Билл Рассел. Он отмечает, что за пределами площадки большинство игроков успешной баскетбольной команды Boston Celtics были людьми неуживчивым, без привычки под кого-то подстраиваться и оправдывать ожидания8.

Чтобы успешно использовать силу коллективного интеллекта, просто развивать профессиональные навыки сотрудников недостаточно. На первый план выходит командная работа. А руководитель должен уважать различия в ментальности и интеллекте команды и правильно их использовать. Это называется культура diversity.

Что это за различия?

Дона Маркова – нейробиолог, основатель компании Professional Thinking Partners. Энджи Макартур – эксперт в области коммуникации и методик обучения, генеральный директор Professional Thinking Partners.

Они выделяют четыре точки опоры коллективного интеллекта.

Структура мышления – то, как вы воспринимаете и обрабатываете информацию, как реагируете на неё.

Группа учёных нейробиологов Йельского университета во главе с Эмили Финн провели исследование. В эксперименте участвовало 126 человек. Учёные построили корреляционную матрицу активности различных участков головного мозга. У каждого испытуемого оказался индивидуальный рисунок активности мозговых зон9. Это говорит об уникальности мыслительного процесса.

Для коллективного интеллекта важно, как именно умён человек и как работает мозг. Привычный вопрос «умён человек или нет» уходит на второй план.

Чтобы эффективно выстраивать коммуникативные процессы, нужно знать свой тип мышления и уметь распознавать структуру мышления людей.

Ментальные таланты – ваш уникальный способ решения задач.

Одним лучше даются иностранные языки, другие понимают язык машин. Кто-то быстро решает математические задачи, а кто-то постоянно генерирует идеи. Даже одну и ту же задачу люди решают разными способами.

Ключ к тесному и плодотворному сотрудничеству – знать свои сильные и слабые сторон, видеть возможности и ограничения команды.

Вопрошание – ваша индивидуальная манера постановки вопроса и анализ вариантов решений.

Интенсивный обмен мнениями расширяет горизонты мышления. Пример тому – мозговой штурм. Этот метод изобрёл в начале прошлого столетия Алекс Осборн – копирайтер и сооснователь агентства BBD&O.

Коллективное мышление. Импульс, который необходим вам и вашим коллегам, чтобы настроиться на одну волну.

6 типов мышления Доны Марковой

Что мешает развитию коллективного интеллекта?

Американский учёный Питер Сенге в своей книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» приводит пример генерального директора, опечаленного конформизмом сотрудников10.

Причина такой ситуации в организации лежала на поверхности – талантливый директор буквально «подавлял» своих подчинённых высказыванием блестящих идей.

Он рассчитывал, что такой ход будет провоцировать их на ответное высказывание, но они предпочли отмалчиваться и не спорить с начальством.

Глубоко в подсознании у директора засела установка: как высококлассный менеджер, он обязан всё знать. Это убеждение – опасно. Оно может привести к тому, что руководитель действительно поверит в собственное «всезнайство» и начнёт активно защищать своё мнение, потеряет гибкость и закроется от альтернативных предложений.

Или же наоборот – не будучи до конца уверенным в своих решениях и опасаясь разоблачения собственной некомпетентности, руководитель может превратить оборонительную позицию в часть корпоративной культуры. В обоих случаях это будет фатально для коллективного интеллекта.

Ещё одним препятствием на пути к развитию коллективного интеллекта может стать разрушительная коммуникация.

Американский учёный Дэвид Бом, говоря о методе общения, предупреждает о негативном влияние дискуссии на КИ и предлагает обратить внимание на положительные свойства диалога.

«В диалоге мы не пытаемся победить. Но если мы правильно в нём участвуем, то выигрывают все»,11 – говорит Дэвид.

Дискуссия, где каждый стремится выиграть, навязав своё мнение остальным, порождает соперничество и враждебность. Диалог же развивает уважительные и доверительные отношения в команде.

Условия, способствующие развитию коллективного интеллекта

«Современные компании скорее должны быть похожи на джазовые группы, чем на бюрократические организации, которые сейчас напоминают несыгранный оркестр», – заявляет Дон Тапскотт, канадский учёный, государственный советник, доктор юридических наук.

Совместно с вице-президентом по исследованиям международного аналитического центра Энтони Д. Вильямс, он озвучил условия, которые способствуют полноценному функционированию коллективного интеллекта.

  • Открытость

Коллективное использование интеллектуальной собственности и идей.

  • Пиринг

Горизонтальная организация структуры управления с «открытостью» программ под Линукс, что позволяет пользователям свободно изменять и дорабатывать программу.

  • Совместное использование

Расширение доступа к интеллектуальной собственности компаний открывает путь возможностям.

  • Глобализация

Развитие коммуникационных технологий открывает широкий доступ к новым рынкам, идеям, технологиям.

Литература:

  1. «Коллективный разум. Как извлечь максимум из интеллектуального разнообразия, которое вас окружает» // Азбука-Аттикус. Дона Маркова, Энджи Макартур. 2017.
  2. Измерение «коллективного интеллекта» оказалось возможным // Элементы. Елена Наймарк. 2010.
  3. Коллективный интеллект // Википедия.
  4. «Коллективный разум. Как извлечь максимум из интеллектуального разнообразия, которое вас окружает» // Азбука-Аттикус. Дона Маркова, Энджи Макартур. 2017.
  5. Коллективный интеллект и бизнес // Witology. 2013
  6. Коллективный разум в действии. Примеры проектов // Harb. 2008.
  7. Позолотить ручку. Зачем нужны рынки предсказаний // РБК. Михаил Тёткин. 2019.
  8. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций // МИФ. Питер Сенге. 2018.
  9. У разных людей мозг работает по-разному // Наука и жизнь. 2015.
  10. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций // МИФ. Питер Сенге. 2018.
  11. The Special Theory of Relativity // New York: W.A. Benjamin. David Bohm. 1965.

yva.ai

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1