Секрет успеха Амансио Ортехи, основателя Zara

В кои-то веки список самых богатых людей в мире возглавил не Билл Гейтс. В недавно опубликованном рейтинге Forbes первую строчку занял Амансио Ортега, владелец компании-ритейлера одежды, объединяющей несколько известных мировых брендов (Zara, Massimo Dutti, Stradivarius и др.). История Амансио – жизненный пример того, как из ничего можно построить империю, которая обеспечит своего владельца состоянием в 78 млрд. долларов.

?

Амансио вырос в семье, где денег было очень мало, то есть – на еду. Сказать точнее – и на пропитание хватало не всегда. В интервью Ортега рассказывает о печальном эпизоде своей биографии, благодаря которому, тем не менее, он решил бороться за успех. Амансио вместе с матерью зашел в продуктовый магазин и стал свидетелем того, как продавец отказал в покупке по причине большой задолженности по кредиту. Тогда мальчик решил, что мама больше никогда не будет просить продавцов об одолжениях. Амансио бросил школу и устроился на работу в швейную мастерскую в качестве подмастерья.

Свой первый магазин Ортега открыл в 1975 г. Через десять лет на Родине бизнесмена, в Италии, было уже 80 магазинов Zara. Еще через три года бренд начал уверенно осваиваться на международном рынке: магазины открылись в Португалии и в Америке. В 1990 г. магазин Zara открылся в Париже.

Успех предприятия заключался, видимо, в том, что Ортега с самого начала нашел правильную целевую аудиторию и верно определил стратегию. Рыночная ниша заключалась в создании красивой, модной одежды, которую можно купить по доступной цене. Одежда действительно была стильной, ведь идеи дизайнеры Zara брали с подиумов – еще тепленькими. Сразу после модных показов начиналась работа. Буквально через неделю после начала модного сезона люди уже расхаживали в дизайнерской одежде Zara, купленной за смешные деньги.

Zara

Ортегу часто обвиняли в плагиате. Так, однажды ему пришлось скрестить шпаги в суде с известным luxuary брендом Christian Louboutin. Последний обвинял Zara в заимствовании идеи обуви на невероятно высоком каблуке с красной подошвой. Пара обуви от Zara стоила тогда 100 долларов, а пара «лубутенов» – от тысячи. Суд Ортега выиграл. Поклонники бренда радостно потерли руки – видимо, вопрос авторских прав на дизайн обуви их не сильно взволновал.

Еще одна «фишка» в бизнесе Ортеги – акцент на быстрой смене ассортимента. Пока именитые дизайнеры потеют над коллекциями, дизайнеры Zara пополняют полки магазинов сотнями новых моделей. В итоге бутик Dior среднестатистический клиент посещает 4 раза в год, а магазины империи Zara – 17 раз.
Но нам интересен не модельный ряд бренда, а то, как его основатель смотрит на бизнес и что считает факторами успеха.

Вы не поверите, но деньги – не главное. «Однажды ты достигаешь определенного уровня благосостояния и понимаешь, что денег достаточно, и для жизни больше не нужно. В этот момент осознаешь, что деньги – не цель, а средство достижения целей. Важно понимать, что твоя помощь нужна тем, кто от тебя зависит, чью жизнь ты можешь сделать лучше».

Еще один секрет – вовремя найти свою нишу. Нужно предложить рынку то, чего на нем еще нет. А для этого нужно понимать нужды покупателей. Ортега знает, о чем говорит. Сегодня сеть Inditex, в которую объединены все бренды Ортеги, включает 6777 магазинов в 80 странах мира. Амансио продает модную одежду, обувь и аксессуары молодежи, модным тусовщикам, подросткам, мужчинам и женщинам. Трудно перечислить все группы покупателей, еще труднее сказать, кому Ортега одежду НЕ продает.

Если кто-то считает, что быть владельцем многомиллинного бизнеса – это легко, пусть вдумается в цитату основателя империи Zara:

«Я принадлежу своему бизнесу, а не наоборот».

«Если кому-то приходит в голову, что я могу раздать задачи подчиненным и издалека, не напрягаясь, наблюдать за процессом, вы ошибаетесь. Я уделяю работе почти 24 часа в сутки. По-другому успех в бизнесе не возможен».

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1