Наличием иностранцев в штате организации уже никого не удивишь. Несмотря на трудности, возникающие при оформлении иностранных граждан на работу, все больше компаний в нашей стране использует их труд. И если раньше им доставалась в основном низкооплачиваемая и непопулярная среди наших соотечественников работа, то сейчас иностранная речь не редкость на собраниях советов директоров и в кабинете руководителя. Темой нашей статьи стала особая ситуация, когда иностранец является не рядовым сотрудником компании, а ее руководителем. Вы узнаете об особенностях правового положения таких работников, специальных правилах их трудоустройства и тех условиях, которые необходимо включить в их трудовые договоры.
НА № 4‘2013
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных гражданах) иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пункт 1 ст. 13 указанного Закона гласит, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Словарь кадровика Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
Это означает, что иностранные граждане вправе занимать руководящие должности в российских компаниях. Однако при этом нужно учитывать, что на такого руководителя распространяется ряд ограничений и к нему предъявляются определенные требования, вызванные отсутствием российского гражданства. Что это за ограничения?
Ограничение 1. Запрет на осуществление отдельных видов деятельности (занятие отдельных должностей) иностранными гражданами, закрепленный ст. 14 Закона об иностранных гражданах и иными нормативными правовыми актами. Так, иностранный гражданин не имеет права:
1) находиться на муниципальной службе.
Исключение составляют случаи, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе (п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Такой Договор от 25.12.1998 «О равных правах граждан» заключен между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В соответствии со ст. 7 Договора стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
2) находиться на государственной гражданской службе (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
3) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ.
Согласно п. 1 ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ иностранные граждане не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста.
4) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.
Например, в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» иностранный гражданин не может быть командиром экипажа пилотируемого космического объекта РФ.
5) быть командиром воздушного судна гражданской авиации.
Согласно п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ в состав летного экипажа российского воздушного судна, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане РФ. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна РФ.
6) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу, утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.
Например, иностранцы не имеют права работать в организациях, включающих радиационно и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия.
Соответственно, иностранный гражданин не имеет права и занимать руководящую должность в такой организации.
7) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
В соответствии с п. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» иностранный гражданин не вправе возглавлять общину коренных малочисленных народов РФ.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 14 Закона об иностранных гражданах порядок замещения иностранцами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ. К сожалению, до настоящего времени соответствующее постановление Правительством РФ не принято. В связи с этим вопросы замещения должности руководителя в таких организациях решаются индивидуально в каждом конкретном случае - например, в учредительных документах указанных организаций, в положениях о порядке проведения конкурса на занятие должности руководителя организации и других документах. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев должности руководителей в таких организациях занимают граждане России.
Распространяются ли установленные ст. 14 Закона об иностранных гражданах запреты и ограничения на всех иностранных граждан?
Указанные в ст. 14 Закона об иностранных гражданах запреты и ограничения, касающиеся отдельных видов деятельности, распространяются на всех иностранных граждан независимо от их правового статуса на территории РФ. Иными словами, эти ограничения распространяются на постоянно и временно проживающих, а также временно пребывающих на территории РФ.
В случае нарушения положения ст. 14 Закона об иностранных гражданах, а также иных федеральных законов, устанавливающих ограничения для иностранцев, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ограничение 2. Разрешительный порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ.
По общему правилу работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, прямо указанных в п. 4 ст. 13 Закона об иностранных граждан.
Постоянно и временно проживающим в РФ иностранным гражданам не требуется оформлять разрешение на работу в России, а работодателю - получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Обратите внимание! Не допускается принимать на должность руководителя организации дисквалифицированное лицо
Еще одно ограничение для приема на работу в должности руководителя организации - это наличие дисквалификации в качестве меры административного наказания.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение), а также организации и проведения спортивных мероприятий.
Поэтому при заключении договора на осуществление деятельности по управлению организацией лицо, уполномоченное заключить договор, обязано запросить информацию о дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).
На должность генерального директора нашей организации назначен гражданин Голландии. Обязаны ли мы перед заключением трудового договора и получением документов проверить, действует ли в отношении него дисквалификация? Последнее место его работы было в Республике Казахстан.
Независимо от того, кто претендует на должность генерального директора - гражданин России или иностранный гражданин, - работодатель обязан сделать запрос о наличии дисквалификации этого лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Такой реестр формируется и ведется Федеральной налоговой службой (п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»). Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из него утвержден приказом ФНС России от 06.03.2012 № ММВ-7-6/141@.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, если иностранец был дисквалифицирован по правилам иностранного государства, по законодательству РФ он не будет считаться дисквалифицированным.
Итак, за исключением определенных случаев иностранные граждане могут занимать должности руководителей организаций при соблюдении разрешительного порядка трудоустройства в РФ.
оформляем разрешительные документы
Процедура трудоустройства будущего руководителя организации зависит от того, в каком порядке он въезжает в РФ: визовом или безвизовом.
Генеральным директором нашей организации назначен иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ. Подскажите, нужно ли для его оформления на должность получать разрешение на привлечение к трудовой деятельности и разрешение на работу? И если да, то кто должен оформлять такие документы?
Ответ на этот вопрос зависит от правового статуса иностранного гражданина.
Вариант 1. Иностранный гражданин прибывает в Россию в порядке, требующем получения визы.
В случае если иностранцу - будущему руководителю вашей организации для въезда в Россию требуется виза, необходимо получить:
- разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- разрешение на работу.
Поскольку речь идет о трудоустройстве на должность руководителя организации, документы оформляет полномочный представитель работодателя. На практике орган, назначающий на должность руководителя, принимает решение не только о кандидатуре иностранного гражданина, но и о том, кто будет заниматься получением разрешительныхдокументов, составлять проект трудового договора будущего руководителя и оформлять кадровые документы при приеме на работу. Например, все эти сведения могут быть указаны в резолютивной части протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью о назначении руководителя организации.
Вариант 2. Иностранный гражданин прибывает в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Если виза не требуется, то для трудоустройства иностранца в качестве руководителя организации необходимо получить только разрешение на работу. При этом оформить его иностранный гражданин в данном случае может самостоятельно (п. 2 ст. 13.1 Закона об иностранных гражданах).
Цитируем документ
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях; 8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций; 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Пункт 4 ст. 13 Закона об иностранных гражданах (в редакции, вступающей в силу 01.09.2013) |
Какие документы необходимо подать в ФМС России для оформления разрешения на привлечение к работе в качестве руководителя организации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в визовом порядке?
В соответствии с пп. 43-45 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - Административный регламент), утв. приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008, в орган ФМС России по месту трудоустройства необходимо подать следующие документы:
1. Заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
2. Заявление о выдаче разрешения на работу.
3. Документ об оплате государственной пошлины.
4. Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранным гражданином или зарубежным партнером о намерении и условиях его привлечения. Данный документ может быть составлен в произвольной форме.
Например, им может быть протокол общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью о назначении иностранного гражданина на должность руководителя организации.
5. Копии документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, его образование, а также медицинские документы, подтверждающие отсутствие у него заболеваний, представляющих опасность для окружающих, цветную фотографию размером 30 х 40 мм.
Обратите внимание! Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников не должен превышать 30 дней со дня приема документов (п. 25 Административного регламента)
Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, носитель которых не может работать на территории Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 № 188.
Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 № 1158.
6. Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.
7. Доверенность от организации на лицо, уполномоченное представлять интересы организации в УФМС России.
8. Копии учредительных документов, свидетельств о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и т. д.
Какие документы необходимо представить в ФМС России для оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в безвизовом порядке?
В соответствии с п. 3 ст. 13.1 Закона об иностранных гражданах и п. 46 Административного регламента для оформления разрешения на работу иностранный гражданин представляет следующие документы:
1. Заявление о выдаче разрешения на работу (форма утверждена приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370).
2. Документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве.
3. Миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в РФ или отметкой территориального органа ФМС России о выдаче ему указанной миграционной карты.
4. Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.
5. Трудовой договор при его наличии.
Обратите внимание! Решение о выдаче разрешения на работу принимается УФМС России не позднее 10 рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 27 Административного регламента)
Кстати, оформить разрешительные документы на привлечение иностранца - руководителя на практике оказывается проще, чем на рядовых иностранных сотрудников. Это связано с тем, что на должности руководителей организации не распространяются квоты. Так, в Перечне профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются, на 2013 год (далее - Перечень), утв. приказом Минтруда России от 03.12.2012 № 568н, содержатся следующие должности руководителя организации:
- генеральный директор акционерного общества,
- генеральный директор объединения,
- генеральный директор предприятия,
- генеральный директор межотраслевого научно-технического комплекса,
- генеральный директор производственного объединения,
- директор завода,
- директор фабрики,
- директор фирмы и т. д.
На практике это означает, что, если иностранный гражданин трудоустраивается на должность, не включенную в Перечень, в выдаче разрешительных документов ему может быть отказано из-за того, что в текущем году все квоты выбраны. В случае же представления всех необходимых документов для трудоустройства иностранца в качестве руководителя организации ему не могут отказать в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу.
Отдельно следует сказать о такой категории иностранных граждан, как высококвалифицированные специалисты.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 13.2 Закона об иностранных гражданах высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
1) в размере не менее 1 млн руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами; а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами про- мышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон;
1.1) в размере не менее чем 700 тыс. руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны;
2) без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
3) в размере не менее 2 млн руб. из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.
Полагаем, что многие руководители организаций будут относиться именно к этой категории иностранных работников. Порядок получения разрешения на работу такими иностранцами упрощен, сроки рассмотрения документов сокращены, а срок действия самого разрешения увеличен, предусмотрена возможность его продления.
Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту выдается на срок действия трудового договора, заключенного специалистом с приглашающим его работодателем, но не более чем на три года.
Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на время действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления.
уведомляем государственные органы
После получения разрешительных документов и оформления трудовых отношений работодатель должен уведомить о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина компетентные органы. В соответствии с п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утв. приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», работодатель в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, должен уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения.
В течение 10 дней с даты заключения трудового договора с иностранным гражданином работодателю необходимо уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранных гражданах).
Если вы приняли на работу высококвалифицированного специалиста, то учтите, что Закон об иностранных гражданах предусматривает дополнительные обязанности.
Во-первых, работодатель обязан ежеквартально - не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, - уведомлять органы ФМС России:
- об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам;
- о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами;
- о случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Формы указанных уведомлений утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Во-вторых, в течение 30 дней с даты получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу работодатель обязан представить в ФМС России (его территориальные органы) сведения о постановке данного специалиста на учет в налоговых органах РФ.
заключаем трудовой договор
На иностранного гражданина, работающего в нашей стране, распространяются положения ТК РФ. Особенности труда руководителя организации, помимо общих положений, указаны в главе 43 ТК РФ. Рассмотрим особенности, которые необходимо учитывать при оформлении на работу в качестве руководителя организации иностранного сотрудника.
Особенность 1. Осуществление трудовой деятельности за пределами территории субъекта, где руководителю организации было выдано разрешение на работу.
НА № 4‘2012По общему правилу иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу. Об этом прямо говорится в п. 4.2 ст. 13 Закона об иностранных гражданах. Вместе с тем приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н (далее - Приказ № 564н) установлены случаи, когда иностранный гражданин, временно пребывающий (проживающий) в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу.
Генеральный директор нашей организации - итальянец, временно пребывающий на территории России. Разрешение на работу выдано в Санкт-Петербурге. Может ли он работать в других регионах, где у нас есть представительства?
Согласно Приложению к Приказу № 564н иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность его трудовой деятельности вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней за весь срок действия текущего разрешения на работу.
Это условие распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по определенным должностям (профессиям).
Перечень этих профессий (должностей) содержится в приложении к Приказу № 564н - там перечислены должности руководителей учреждений, организаций и предприятий, малых учреждений, организаций и предприятий.
Отметим, что исключение из этого правила сделано законом для высококвалифицированных специалистов. Если в соответствии с трудовым договором работа предполагается на территориях двух или более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее в этих регионах. Таким образом, если ваш руководитель-иностранец входит в эту категорию и его работа требует присутствия на территории нескольких субъектов РФ, укажите эти положения в трудовом договоре.
Особенность 2. Наименование должности иностранного гражданина, имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, в трудовом договоре должно соответствовать указанной в разрешении на привлечение и использование иностранного работника и разрешении на работу.
Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников» установлено, что в разрешении на привлечение и использование иностранных работников должна быть указана должность, которую будет занимать иностранный гражданин. Кроме того, приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» была утверждена форма бланка разрешения на работу. В числе других необходимых сведений она предполагает указание вида деятельности.
Соответственно, при оформлении трудового договора с иностранным гражданином наименование его должности (профессии, специальности), а также квалификацию (при наличии) необходимо указывать точно так, как это сделано в разрешительных документах.
При несоблюдении данного требования ответственность для работодателя наступает как за использование труда иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, так и в определенных случаях за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без полу
Поделиться