Роль тренера в организации

Функции тренера



Всем понятно, что тренер должен помогать обретать определенные навыки, способствовать сплочению команды и т.д. При этом совсем не очевидно, но ожидаемо получение какого-то дополнительного эффекта (например, уточнение видения или прояснение структуры, организации). Существует два основных стереотипа восприятия тренера: с одной стороны, образ ментора, скучным голосом вещающего прописные истины, а с другой - "артиста", "маэстро", вестника новой жизни. Мне представляется, что в будущем произойдет дифференциация функций, и у каждой будут свои исполнители:

  • тренер-мастеровой (специализирующийся на решении локальных задач) поможет наладить нужный процесс, починить то, что поломалось;
  • специалист по отношениям (в организации будущего роль интерактивных отношений возрастет и понадобится обеспечение бесперебойности этой деятельности) будет играть роль, сходную с нынешним системным администратором;
  • тренер-инструктор - проводит стандартные тренинги (продаж, проведения совещаний, введения новичков в организацию и т.п.);
  • системный специалист будет помогать обрести видение, прояснение элементов структуры;
  • индивидуальный тренер (coach) окажет помощь руководителям, политическим деятелям и т.п. (здесь и решение индивидуальных задач, и персональная опека);
  • "джокер", интеллектуальный провокатор, медиатор сложившихся групповых обсуждений, начнет инициировать креативные процессы;
  • постоянный куратор организации даст независимую экспертизу процессов и поможет решить возникшие проблемы (нечто аналогичное доверенному домашнему врачу семьи).

- Что даст такая специализация тренеров?

- Это позволит заказчикам точнее сориентироваться на рынке, соизмерить свои желания и возможности. Можно привести такой пример. Одни люди имеют возможность заказывать туалеты у великих кутюрье. Другие покупают вещи в магазинах. Кто-то ждет распродаж или довольствуется вещевым рынком. Нельзя сказать, что приобретать простую одежду безусловно плохо, все зависит от тех задач, которые стоят перед покупателем. Различные группы тренинговых услуг проходят в своем развитии путь от продукта к информации, причем дифференциация функций сопутствует этому процессу на всех его стадиях. Сегодня нет четкой структуры этого рынка, поэтому постоянно возникает проблема обманутых ожиданий: приглашают тренера по продажам, а ждут от него изменения видения. Кстати, разделение функций тренера позволит сформировать правильное понимание стоимости труда тренера и тренингов. Наиболее простые формы, которые под силу обычному мастеровому, станут существенно дешевле.



- На Западе такая же ситуация?

- Западные бизнесмены не ждут чудес, они привыкли к гарантированному среднему качеству. Наши рынки находятся на разных стадиях развития. Мы находимся сегодня на стадии возникновения спроса на краткосрочное обучение.



Интрига в организации



- Роль тренера, работающего с первым лицом, весьма щепетильна. Он должен не только вызывать доверие, но и распоряжаться им в соответствии с профессиональной этикой. Но насколько это реально?

- В каждой организации существует лицо, реально исполняющее функции тренера или консультанта, которое пользуется доверием руководителя. Иногда этот статус соответствует должности в штатном расписании компании, например, если речь идет об исполнительном директоре или руководителе службы персонала. Иногда роль "серого кардинала" исполняют совершенно неожиданные люди. Говорят, что именно здесь следует искать истоки профессии консультанта. Причем в этом не стоит видеть ничего компрометирующего профессию: если придать этой деятельности легитимную форму, то она станет созидательной.



Мы чересчур боимся негативных ассоциаций. Мало пишем, например, об интриге в организации. А ведь это энергия, которую нельзя игнорировать. Как и атомная, она может быть направлена в позитивное русло. Слово "интрига" имеет массу значений: без интриги художественное произведение, например, теряет всякую занимательность. Но отношение к интриге и ее праву на существование в организации отнюдь не однозначно.



Что день грядущий нам готовит



- Что ожидает рынок тренинговых услуг в России?

- По моему мнению, будет развиваться дифференциация категорий услуг, причем можно выделить целый ряд различных подходов:

  • разделение услуг, направленных на топ-менеджмент и персонал, непосредственно работающий с клиентом;
  • разделение услуг по объекту: бизнес- цепочка в организации, отдел, проект, организация в целом;
  • разделение по ожидаемому результату: развитие навыков, мотивации, видения, интерактивной деятельности.

    Дело в том, что тренеру необходимо смотреть на ситуацию одновременно с нескольких точек зрения: что хочет руководитель службы персонала; что хочет его начальник (тот, кто платит деньги); что хочет тот, кто участвует в тренинге. Баланс интересов и должен быть в основе принимаемых решений. У хорошего актера на сцене много одновременно решаемых им задач, великим актерам удается решить их все.

Необходимо также отметить, что у нас до сих пор встречается отношение к тренеру как к представителю сферы услуг, например официанту. Но постепенно такое отношение будет меняться.



- Можно ли сформулировать миссию тренера?

- Мне кажется, что одна из важнейших вещей в России - уменьшение лицемерия. Тренер уменьшает лицемерие в организации. Тренер должен уметь находить позитивные формы для выражения негатива. Таким образом, он создает "гумус человечности", уменьшает накопившуюся неадекватность.

, Юлия Яновская

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться