Роль рабочего пространства как воплощения ценностей HR-бренда компании

Джон Шоул, автор книг и обучающих программ по сервису, спикер, консультант, президент Service Quality Institute, практика-партнер EXECT Partners Group:

Помню, несколько лет назад мы проводили опрос участников тренинга в одной из лизинговых компаний, и на вопрос, чего им не хватает для более продуктивной работы, несколько сотрудников ответили, что им просто необходимы полки для документов и удобные стулья. Казалось бы, мелочи, но на самом деле полки и стулья для сотрудников конкретной компании являлись обязательными атрибутами удобного рабочего места. Если их нет, людям некомфортно, и от этого снижается общая удовлетворенность от работы и само ее качество.

Я не специалист по брендингу, моя тема — культура обслуживания, но с уверенностью могу сказать, что брендинг, сервис и продажи тесно связаны между собой, поэтому отвечу на вопрос с точки зрения сервисной стратегии.

Всем уже известно, что клиенты делятся на внешних (покупатели и партнеры компании) и внутренних(сотрудники), но почему-то если в отношении клиентов внешних компании еще стараются что-то сделать, а с некоторых даже стоит брать пример, то для клиентов внутренних сервис как таковой за редким исключением отсутствует вообще. Вот тут-то и возникает вопрос HR-брендинга. Брендинг, как и сервис, должен быть взаимонаправленным.

Если мы говорим об HR-брендинге применительно к рабочему пространству, это не значит, что все помещения, включая бэк-офис, производство и склад, должны быть оформлены в фирменных цветах. Конечно, следование корпоративному стилю никто не отменял, и сотрудникам будет приятно ощущать свою принадлежность компании, ее стилю даже на производстве. Но речь не об этом. Тщательное следование брендбуку сводится к нулю, если сотрудникам неудобно на рабочем месте, если оно плохо оборудовано. Тогда их мнение о компании как работодателе будет крайне низким, и оно будет транслироваться во внешний мир.

В сервисе важна последовательность, и, перефразируя заповедь, можно сказать так: «Относись к сотрудникам так, как хочешь, чтобы они относились к клиентам». То же самое и в отношении рабочего пространства: если фронт-офис чист, уютен, удобен для клиентов, но при этом все остальные помещения, скрытые от посторонних глаз, оставляют желать лучшего, то ничего, кроме чувства раздражения у сотрудников это не вызывает. Бесполезно говорить им, что все лучшее — для клиентов. Уверен, что счастливые и довольные клиенты появляются у тех компаний, где работают счастливые и довольные сотрудники.

Причем мало, чтобы рабочие места были просто удобными, они должны еще и создавать атмосферу и мотивировать. Немного юмора (например, забавные плакаты, необычные название переговорных комнат), внимание и забота (стол для пинг-понга, игровая комната), инновационность (стильный необычный дизайн) — и сотрудники будут рассказывать о компании своим друзьям и знакомым, размещать фотографии в социальных сетях и всячески рекламировать компанию как работодателя. Помните, что клиенты (и внутренние, и внешние) — это ваши самые лучшие рекламные агенты,

Если вы решили сэкономить на офисе, не выбирайте полуподвальное помещение на окраине подальше от метро без окон, отопления и кондиционера, а лучше дайте сотрудникам возможность работать удаленно — они это оценят.

Юлия Губанова, директор по персоналу ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит»

Хорошая планировка и размещение рабочих мест улучшает рабочие процессы и способствует самоидентификации работников с компанией. Расположение офисов в престижном месте и в современном здании способствует повышению имиджа компании. Помещение для офиса не должно, с одной стороны, препятствовать коммуникациям, а с другой — мешать коллективной работе.

Можно выделить 3 модели планировки офисов со своими плюсами и минусами:

  1. офис кабинетного типа — он создает атмосферу уединения и спокойствия, но может возникнуть проблема в коммуникациях сотрудников;
  2. открытое пространство (большая часть сотрудников находится в одном помещении разделенном перегородками) — такой офис способствует развитию коллективизма, но его минусом является недостаточная звукоизоляция);
  3. комби-офис (сочетает открытое пространство и кабинеты) — подобная планировка рабочих мест способствует развитию коллективизма, обеспечивает неплохую гибкость и изоляцию рабочих мест.

В офисе должны находить наглядное отражения корпоративная культура и философия компании. Это может, например, выражаться в присутствии корпоративных цветов в мебели и интерьере, символики и т.д.

Антон Кудрявцев, консультант индустриального направления Hays:

Размышляя об HR—бренде, стоит помнить о том, что рабочее пространство компании не только обеспечивает комфорт работы сотрудников, но и косвенно демонстрирует положение компании, ее заботу о своих сотрудниках. Если рассмотреть рынок производства, то при восприятии HR-бренда профессионалов может привлечь работа в новом либо поддерживаемом в хорошем состоянии здании завода, фабрики и т.д. Организация подобных условий реализуется с помощью Best practices, применяемых в строительстве и эксплуатации промышленных объектов. В основном это используется в зарубежных компаниях, имеющих заводы в России, и визуально выражается в следующем:

  1. чистота производственных помещений;
  2. наличие необходимых разметок, определяющих места и направления движения людей и техники;
  3. достаточная для работы освещенность помещений;
  4. наличие вентиляции и фильтрации воздуха (особенно на предприятиях, производящих строительную химическую продукцию);
  5. наличие отопления;
  6. непревышение предельных значений по шумности;
  7. наличие средств индивидуальной защиты (спец. одежда, средства индивидуальной защиты);
  8. наличие зон отдыха.

Андрей Смирнов, начальник Управления маркетинга и коммуникаций банка «Возрождение»:

В общении с людьми многое решают психологические моменты, поэтому, помимо качества обслуживания, наш банк заботится об обстановке офиса, которая может помочь заручиться расположением посетителя и одновременно настроить на эффективное рабочее взаимодействие.

Наш банк в оформлении так называемых представительских зон офисов — приемных — стремится воссоздать собственный образ и подчеркнуть стиль работы — нацеленность на прямые и честные отношения со своими клиентами. Для этого выбран строгий деловой стиль в дизайне и прямые четкие линии при планировке. Интерьер представительских зон строится преимущественно на нейтральных цветах. Мы стремимся, чтобы все элементы обстановки решали функциональные задачи и при этом подчеркивали состоятельность и солидность. Меблировка играет основную роль в оформлении, и поэтому она максимально соответствует имиджу банка, формируя положительное впечатление о нем у партнеров и клиентов. Комфорт позволяет потенциальным клиентам и деловым партнерам лишний раз убедиться в том, что их высоко ценят.

Важную роль в работе с клиентами и деловыми партнерами играют переговорные комнаты. Для того чтобы переговоры были более успешными, при выборе элементов обстановки мы учитываем, чтобы мебель в этих помещениях была удобной и ничего не отвлекало от темы беседы.

Особое внимание при планировке офисов банка уделяется созданию комфортных рабочих зон для сотрудников. Модель рабочего пространства для сотрудников спроектирована с учетом функциональных обязанностей, поэтому при разработке дизайна используются различные стили: так называемый английский бизнес-стиль (общее пространство разделено перегородками) и индивидуальные кабинеты. При обустройстве пользуемся принципом «функциональность и удобство». Обстановка кабинетов продумана до мелочей и обеспечивает выполнение всех функциональных процессов: работа с информацией на компьютере, письменное оформление документов и их хранение, а также прием посетителей. Создано рабочее пространство, чтобы все необходимое для работы было под рукой.

Правильно подобранное цветовое оформление стен кабинетов, эффективное освещение оказывает положительное влияние на зрение и состояние организма как работников, так и клиентов банка. Предпочтение отдано цветам средневолновой части спектра (зелено-голубой, зеленовато-желтый, бежевый и другие нейтральные тона).

Таким образом, планировка банка соответствует задачам, стоящим перед персоналом: прием посетителей, переговоры и индивидуальная работа, а интерьер передает клиентам и партнерам философию банка, основанную на честных и прямых взаимоотношениях.

Евгения Кулешова, HR manager MBA Strategy:

В нашей компании работают молодые энергичные люди. Наша команда любит решать задачи нестандартными методами, ценит креатив и хорошее настроение, и такая культура проявляется во всем. В организации рабочего пространства мы тоже не стремимся придерживаться стандартных правил — наоборот, стараемся отходить от них.

У наших сотрудников нет стационарных рабочих мест. Все сидят, где хотят и когда хотят. А отсутствие стационарных компьютеров (все работают на ноутбуках), Wi-Fi и свободный график работы сделали такую свободную рассадку любимой.

Сейчас у нас часто в аудиториях сотрудники из разных отделов сидят за одним большим столом (сдвинули маленькие столы в один), по кругу, лицом друг к другу. Сначала было много вопросов: «Где мое стационарное рабочее место?» Но со временем, когда мы начали предлагать стационарные рабочие места, оказалось, что сотрудники так привыкли к свободной рассадке, что не захотели садиться на одно, постоянное рабочее место, лицом к стене. А те, у кого оно все-таки есть, по факту «удирают» в разные аудитории.

Политика чистых столов помогает организовать пространство таким образом, чтобы сохранялся порядок. У каждого сотрудника есть папка со своими материалами, которую с утра он берет в шкафу и садится работать в любом удобном месте. Когда заканчивает, складывает все обратно. Таким образом, всегда есть возможность начать новый рабочий день по-новому. Поначалу было немного сложно привыкнуть к уборке всех вещей каждый день, но сейчас я, например, не променяла бы это на стационарное рабочее место.

Гибкий рабочий график дает возможность молодежи выбрать удобное время для эффективной работы на свое усмотрение, поэтому в офис все приходят по-разному. Все сотрудники становятся как-то ближе друг к другу, стираются стереотипы и барьеры. Каждый день на многих коллег можно посмотреть по-другому, даже с разных сторон в соседних креслах. Такой вариант организации пространства добавляет драйва.

Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров»:

Рабочее пространство, конечно, играет немалую роль в формировании отношения к компании: ведь сотрудники проводят как минимум четверть всей своей жизни на работе, а очень многие и гораздо больше. Так называемая «атмосфера» формируется прежде всего людьми, но все-таки есть ряд параметров, которые необходимо определить при планировании или эксплуатации помещений. При этом необязательно все в офисе должно стоить баснословных денег и сразу «бить наповал» своим дорогим видом. Мне приходилось бывать во вполне средних офисах, но очень комфортных и, хочется сказать, дружелюбных для людей.

Разумеется, имеет смысл разделить производственные и офисные помещения, при этом во вторых гораздо больше пространства для маневра. Важный момент при планировке помещений: кто как сидит, достаточно ли рабочего пространства у каждого сотрудника (или ему некуда положить руки, поскольку маленький и неудобный стол завален бумагами)? Необходимо, чтобы у сотрудников было какое-то место для личных вещей: пусть это будет даже не вся тумбочка, а хотя бы пара ящиков. Большую роль играет освещение в офисе: достаточно ли окон, всем ли светло. Конечно, естественный свет гораздо лучше электрического, но если его не хватает, сотрудники не должны сидеть впотьмах.

Немалое значение имеет оформление стен: что на них весит, или они так и остались просто бежевыми или, что еще хуже, серыми стенами? Комнатные растения очень оживляют офис и поднимают настроение, хотя, конечно, требуют тщательного выбора и ухода. Нельзя забывать и о местах, прямо не относящихся к работе: кухне, где можно приготовить чай, гардеробе, где можно оставить верхнюю одежду, и т.д.

С производственными помещениями дело обстоит гораздо сложнее, поскольку основную их часть занимает собственно производственное оборудование. Тем не менее, ничто не помешает организовать чистые и комфортные комнаты отдыха, где сотрудники могут провести время перерыва: с кулером и возможностью выпить чашку чая/кофе, столом, стульями/креслами и, может быть, компьютером.

Наталья Клюшина, консультант по подбору персонала, АНКОР в Санкт-Петербурге:

Одна из идей HR-брендинга состоит в создании имиджа работодателя. Безусловно, рабочее пространство должно воплощать ценности HR-бренда и поддерживать их. Кроме того, важно, чтобы при первом же посещении офиса у человека возникали ассоциации с деятельностью компании. Например, как правило, можно легко отличить юридическую компанию с дубовой старинной мебелью и картинами, отдельными кабинетами, подчеркивающими статус и экспертность юристов, от модных и минималистичных офисов, организованных по принципу open space в ИТ-компаниях.

Что касается производственных помещений, то, как правило, они отражают ценности бренда, такие как экологичное, бережливое производство, социальная ответственность. В таких предприятиях обычно налажены необходимые для правильного, с точки зрения экологии и трудового законодательства, производства процессы (вывоз и утилизация мусора, вентиляция и кондиционирование воздуха, аттестация рабочих мест).

В последнее время многие компании понимают ценность правильно организованного пространства и готовы инвестировать в это значительные средства. По наблюдениям наших клиентов, данные инвестиции окупаются, поскольку сотрудники ценят то, что компания заботится о них, что в итоге позитивно влияет на эффективность труда.

Елена Фролова, менеджер по связям с общественностью Adecco Group Russia:

Как правило, каждая компания говорит об ответственности перед своими сотрудниками и о той, ценности, которую они представляют для нее. Этот подход выражается не в последнюю очередь и в создании соответствующих условий труда.

Взаимодействие с коллегами происходит в рабочем пространстве, поэтому если работнику комфортно, удобно и приятно в нем находиться, то и общение, и рабочий процесс будут плодотворными.

Рабочие места должны быть эргономичными, удобными, без слишком плотной рассадки в комнате, а воздух в помещении — свежим и комфортной температуры. Необходимо, чтобы освещение соответствовало нормам. Обязательно наличие на окнах занавесей или жалюзи — и не как элемента дизайна, а как способа управления световым потоком, что особенно важно при работе с компьютером.

Очень желательно наличие отдельной кухни, где сотрудники могли бы перекусить, и большого помещения для комфортного проведения общих собраний.

Вообще, офисное помещение должно способствовать созданию хорошего настроения и положительных эмоций. Также обязательно наличие элементарных средств гигиены.

Соблюдением всех перечисленных норм и правил компания демонстрирует уважение к своим сотрудникам, создает комфортные условия для их работы, а это, в свою очередь, повышает трудовую отдачу работников.

Что касается производственных помещений, то, например, при работе на одном рабочем месте посменно нескольких человек, важно, чтобы все инструменты или техника находились в определенных, закрепленных за ними местах. В этом случае сменщику не нужно будет тратить время на поиск нужных ему деталей. Для того чтобы данное условие соблюдалось, можно, например, повесить схему расположения инструментов на рабочем месте.

Также производственное помещение должно соответствовать нормам гигиены, освещенности, шума, чистоты и температуры воздуха, а также всем другим нормам и стандартам, касающимся данного производства.

Сергей Степанов, бизнес-тренер:

«Тема лекции: „Нью-Йорк — город контрастов“. — А я не был в Нью-Йорке. — А где ж Вы были? — Я был в Стамбуле, в Марселе. — Пожалуйста, „Стамбул — город контрастов“. Какая разница. Объявление перепишем...»

Именно этот отрывок из популярного фильма вспомнился мне, когда я пришел проводить тренинг в известную розничную сеть магазинов. В магазинах этой сети я бывал не раз, и все, что меня в них окружало, говорило о том, что я имею дело с солидной компанией, где для клиента делается все возможное. Обратное чувство я испытал, когда попал за дверь с табличкой «Служебный вход». Сразу за дверью я увидел невзрачную лестницу, которая вела в глубокое подвальное помещение. «Добро пожаловать в наши катакомбы»,  сказала мне менеджер по персоналу с некоторой долей иронии. Все увиденное далее лишь усугубляло тягостное чувство. А самое главное, что меня поразило,  это контраст между двумя мирами, миром клиентов и сотрудников.

При обсуждении с HR-менеджером программы тренинга меня попросили включить в программу раздел, направленный на мотивацию персонала. С точки зрения работодателя, низкая мотивация персонала была причиной большинства проблем. Я, конечно же, сделал все зависящее от меня, но руководству компании следует понимать, что эффект мотивационных тренингов очень быстро сойдет на нет, если не применять все доступные мотивационные средства, одним из которых как раз и является офисная обстановка. Театр начинается с вешалки, а производительность персонала начинается с подобающей офисной обстановки. Сотрудникам нужны не мотивационные «пилюли», а нечто более фундаментальное.

Уверен, что такая градация в отношении к клиенту и сотруднику обусловлена тем, что, по мнению работодателя, клиент приносит компании прибыль, а сотрудников можно отнести к разряду «издержки», особенно если смотреть на эти вещи глазами бухгалтера. По этой причине на сотрудниках можно экономить: пусть радуются, что вообще имеют работу.

Мне не приходилось обсуждать с руководителями компаний данный вопрос, но если такая возможность представится, я бы устроил им своеобразный коучинг, и у нас мог бы получиться вот такой диалог:

  • Правильно ли я понял, что у ваших сотрудников низкая мотивация? — спросил бы я.
  • Совершенно верно.
  • И вы хотите мотивацию поднять?
  • Ну, разумеется!
  • А с какой целью?
  • Как же, мотивированные сотрудники лучше работают.
  • А зачем вам это нужно?
  • Разве не понятно? Когда сотрудник лучше работает, он приносит больше прибыли и другой пользы,  немного раздраженно отвечает руководитель.
  • То есть сотрудники вам приносят прибыль?
  • Ну, конечно же! — восклицает руководитель, обрадовавшись, что наконец-то до меня дошло очевидное.

У бухгалтеров и финансистов есть такое понятие, как «основное средство». Под этим термином понимается имущество компании, которое предназначено для того, чтобы компания могла осуществлять свою деятельность. Стул, стол, персональный компьютер, ксерокс и автомобиль — все это средства производства, помогающие вести бизнес. Можно ли отнести персонал к основным средствам? С точки зрения финансового делопроизводства, безусловно, нет. Тем не менее, сотрудник является средством производства, орудием труда, если будет угодно, и он требует к себе соответствующего отношения.

Все чаще и чаще в компаниях можно услышать шаблонное «Персонал — наша главная ценность». При этом, к сожалению, часто слова расходятся с делом. Но больше всего бросается в глаза недостаточное внимание к организации рабочего пространства. По этой причине условия труда сотрудника должны быть первейшим приоритетом при осуществлении плана мотивации персонала.

Вера Игнаткина, генеральный директор Центра развития карьеры AimToAction.

Общеизвестно, что почти каждый человек проводит треть (а некоторые и половину) жизни на работе. Поэтому важна не только сама профессия, чтобы чувствовать себя счастливым (в идеале), но и комфортное рабочее место, и пространство вокруг. Только в таких условиях работник сможет выполнять свои обязанности с высокой производительностью и избежит профессионального выгорания.

Трудовым законодательством предусмотрены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), которые устанавливают определенные обязанности работодателя по обеспечению сотрудников комфортными и безопасными условиями труда и направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе на компьютере, на производстве и т.п. С установленными законами нормами можно ознакомиться в следующих документах: в разделе X Трудового кодекса РФСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», в Методических рекомендациях № 11-8/240-09«Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека» и других. Останавливаться на них сейчас нет смысла — этого материала хватит на целую серию статей. Поговорим о столь очевидных и простых мелочах, но способных превратить рабочий день любого, даже самого оптимистичного сотрудника в кошмар и довести в конечном итоге до депрессии и увольнения.

6 типичных ошибок работодателей по организации рабочего пространства:

  1. Несоблюдение установленных законодательством норм (см. выше) в области организации безопасных и комфортных условий труда. Сюда же относится и размещение сотрудников друг у друга «на головах», отсутствие системы кондиционирования и т.п.
  2. Использование open space как способа организации рабочего пространства. С одной стороны, вроде бы удачное решение — вся команда, в том числе и руководители, сидят в одном кабинете (то есть создается ощущение командной работы), с другой — есть определенные минусы. Один из них следующий: в одном таком просторном кабинете сажают специалистов с достаточно сильно различающимся функционалом: например, аналитиков и менеджеров по продажам услуг. Мы понимаем, что задача продажника — продавать, продавать и продавать, а это значит, что практически 70% рабочего времени он общается по телефону с клиентами. Аналитику, наоборот, необходимо все рабочее время проводить в тишине, анализировать, сопоставлять данные и строить прогнозы. Что получается в итоге? Конфликт. Аналитик просит коллегу говорить потише — он не может сосредоточиться на своих цифрах, а менеджер по продажам не может говорить тише: если его голос не будет передавать стальную уверенность, то он ничего не продаст. Опять конфликт. Сюда же относится прослушивание музыки одними сотрудниками и ярое нежелание этого делать другими.
  3. Не рекомендуется сажать сотрудников спиной к проходу, по которому все ходят (хочешь не хочешь, но заглядывать в монитор этих сотрудников все равно большинство будет), либо спиной к руководителю. Многие из них считают, что таким образом они контролируют работников, не давая заниматься им посторонними делами (заходить в личную почту, в социальные сети, заниматься серфингом в Интернете, общаться по ICQ и т.п.). Принцип «Шаг в сторону — расстрел» приведет только к тому, что такой сотрудник вместо того, чтобы работать, будет выжидать момент, когда руководитель отойдет, либо ждать его отпуска с нетерпением. Многие успешные руководители считают (и я согласна с этим мнением), что необходимо каждому сотруднику предоставлять полную свободу действий в расстановке приоритетов и решении задач (речь идет, конечно, о профессионалах) и не контролировать их по каждой мелочи — от этого их работа будет намного эффективнее.
  4. Часто работодатели не показывают будущее рабочее место кандидату. А зря. Это значительно сократит в будущем увольнение сотрудников на испытательном сроке и поможет избежать их возможного недовольства. Однажды один из клиентов нашего центра рассказал такую историю. Все собеседования с ним проходили на этаже, где располагались кабинеты топ-менеджеров (он об этом не знал): переговорные были оборудованы по последнему слову техники и дизайна, отделаны ценными породами дерева, в них была мебель на заказ, ковры, люстры и т.п. Этот антураж, естественно, производил должное впечатление. Какого же было удивление, когда в первый рабочий день его отвели в кабинет, где не было окон, а стены, вернее металлические перегородки между рабочими местами, были покрашены в корпоративный фиолетовый цвет, а с потолка сияли обычные лампы дневного освещения, и ни о каком ранее увиденном антураже не было и речи... Работать в таких темно-синих условиях было невозможно, и вскоре он уволился.
  5. Вечная проблема: откроешь окно или включишь кондиционер — одним хорошо, другим дует так, что на завтра больничный обеспечен. Закроешь (или выключишь кондиционер) — одни падают в обморок, другим хорошо. Руководители очень часто дистанцируются от решения подобных проблем: на их взгляд, им некогда заниматься такой мелочевкой, ведь они решают стратегические задачи, но это не так. Если проблему не решать, то обеспечен либо конфликт нескольких сторон, либо болезнь ключевых сотрудников. Поэтому руководителю или сотрудникам службы персонала обязательно необходимо принимать участие в мирном урегулировании данной ситуации. Как? Вариантов масса. Например, можно проветривать помещение, когда человек, сидящий рядом с окном, вышел на перерыв или совещание, а также пошел на обед. Можно заслонку кондиционера настроить так, чтобы не дуло в сторону тех, кому холодно. Также можно пересадить мерзлявых подальше от кондиционера, а морозоустойчивых, наоборот, поближе к окну.
  6. Несоблюдение или даже отсутствие корпоративных стандартов в области дресс-кода, а также несоблюдение этических норм. Это больше всего касается таких раздражающих моментов, как использование очень сильных или просто неприятных на запах духов (а вдруг у кого-то астма?), а также несоблюдение норм личной гигиены — от многих, особенно летом, часто пахнет потом.

Павел Цыпин, независимый консультант в сфере управления персоналом:

Рабочее пространство относится к так называемым (по Ф. Герцбергугигиеническим факторам трудовой мотивации. Неудовлетворительное состояние гигиенических факторов ведет к демотивации, а нормальные условия всего лишь нейтральны в плане мотивации. Поэтому значимость гигиенических факторов для мотивации, вследствие вышесказанного, весьма велика.

Рабочее пространство можно организовывать по-разному: open space американского образца, где все работники сидят в одном большом зале, офис с прозрачными перегородками или комнатный офис старого типа. Выбор типа рабочего пространства обычно не случаен и тесно связан с корпоративной культурой компании.

  • Так, жестко ориентированные на результат компании американского типа предпочитают сажать своих сотрудников в опен-спейсы с целью полного их контроля и недопущения даже минимальных нецелевых трат времени.
  • Компании европейского типа предпочитают более мягкую рабочую среду, которую создают с помощью разнообразных перегородок. В таком офисе у каждого есть свой маленький уголок, пусть и не полностью изолированный, но, по крайней мере, хоть как-то ограничивающий внешний контроль.
  • В нашей стране остаются популярными классические офисы со стенами, дверями и т.д. Это дает сотрудникам значительную личную свободу и затрудняет контроль над ними. Такие офисы обычно выбирают компании, не слишком сильно нацеленные на результат и имеющие более или менее либеральный тип руководства.

Нельзя не отметить, что, с точки зрения эффективности использования офисных площадей, опен-спейс дешевле, чем традиционный комнатный офис. Что касается психологического климата в коллективе, то, напротив, сотрудники будут чувствовать себя гораздо комфортнее при наличии стен и перегородок. Кроме того, сосредоточиться на работе значительно сложнее, когда рядом в помещении находятся еще 20-30 человек; это уже проверка на стрессоустойчивость. Долго работать в условиях опен-спейса очень трудно, и постепенно мотивация к такой работе теряется.

Что касается производственных и служебных помещений, то они гораздо более единообразны, чем офисы, так как, по сути, чисто функциональны. Главное, чтобы они были удобны для производственного или технического персонала. Здесь важно освещение, отопление, наличие свободного пространства.

В любом случае персонал хочет работать в современном, хорошо отремонтированном, светлом и просторном помещении; чрезмерная экономия на рабочем пространстве, в конечном счете, существенно ударяет по HR-бренду компании. В то же время излишняя роскошь в оформлении рабочих помещений также часто раздражает персонал, так как, с его точки зрения, средства на все эти «излишества» можно было бы направить на увеличение фонда оплаты труда.

Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций СШЭ в России:

Офис является воплощением корпоративной культуры компании. По организации рабочего пространства всегда можно сказать, насколько ценны для компании ее сотрудники, какие ценности они разделяют, как компания смотрит на коммуникацию с внешним миром и какой имидж хочет создать в глазах посетителей. Если взять лидеров международного рынка, таких как Google или Walt Disney, мы увидим, что сотрудники там являются самой большой ценностью. Для них созданы все условия для комфортной работы и отдыха прямо на рабочем месте. Это забота о людях, которые своим талантом и умением создают многомиллионные продукты, работают на укрепление имиджа и увеличение капитализации компании. Отдельные кабинеты с удобной мебелью, наличие комнат для отдыха и переговоров, столовые для сотрудников с меню, больше похожим на меню ресторанов, прекрасно оснащенные фитнес-центры — все это является показателями отношения к людям, работающим в компании, а также мощными средствами мотивации сотрудников.

Еще одним ярким показателем корпоративных ценностей является организация открытого пространства. Таким образом компания показывает свою открытость по отношению к внешнему миру, отсутствие секретов между сотрудниками, свободное общение в коллективе. В этом случае важно, чтобы специалисты, которые работают в открытом пространстве, не мешали друг другу и имели бы возможность провести встречи и переговоры в конференц-залах, а руководители также соблюдали правила открытости и находились в точно такой же открытой зоне.

Евгения Любимова, менеджер по персоналу компании ВКС:

В своей работе Ширли Дженнер и Стивен Тэйлор утверждают: «Сотрудники, которые любят свою работу и свое рабочее место, становятся адвокатами своей компании».

Каждая организация имеет ряд качеств и характеристик, которые отличают ее от остальных. Как правило, роль бренда заключается в том, чтобы объединять ценности компании и систему управления персоналом. Также при помощи бренда работодатели могут представить на рынке труда основу своего внутреннего механизма — все те блага, которые предлагаются штатным сотрудникам.

Преимущества сильного HR-бренда очевидны: хорошая репутация компании как работодателя будет привлекать более квалифицированных специалистов, соответственно, сократятся затраты на адаптацию, обучение и развитие персонала, стоимость и сроки подбора и даже расходы на материальную компенсацию труда. Это означает не то, что сотрудники будут согласны получать зарплату существенно ниже рынка, а то, что популярный, пользующийся успехом у соискателей работодатель за ту же заработную плату сможет нанять гораздо более квалифицированных специалистов, нежели его конкуренты.

HR-брендинг можно сравнить с маркетингом на рынке труда. Как покупатель выбирает один из нескольких товаров с идентичными качествами и свойствами, точно так же специалист выбирает будущее место работы.

Тут очень важно понимать, что внешняя оболочка всегда должна соответствовать внутреннему содержанию. Создать сайт, разрекламировать бренд, красочно расписав все преимущества компании, — это только половина дела. Крайне важно, чтобы то, что вы заявляете во внешний мир, соответствовало действительности, а также чтобы миссия и ценности вашей организации были отражены и во внутренней структуре. Необходимо, чтобы внутренняя структура компании была логичным продолжением и отражением тех ценностей, которые работодатель громогласно провозглашает.

То есть стиль общения в компании (между сотрудниками), расположение кабинетов или рабочих мест в организации, система взаимодействия между коллегами, оформление внутренних пространств офиса и даже то, что находится на столах сотрудников, — все это должно на 100% совпадать с тем, что вы заявляете на рынке как работодатель. Иначе вам не поверят, за вами не пойдут, и будущее компании окажется под вопросом. Отчасти текучесть персонала может свидетельствовать как раз о том, что люди уходят, не получив того, что им обещали на собеседовании (то есть происходит несоответствие желаемого действительному).

Но зато если ожидания оправдались или кандидат получил даже более того, что ожидал, работодатель приобретает не просто лояльного к компании сотрудника, у которого глаза горят, и он искренне готов работать, — он также получает возможность существенно сократить расходы на подбор и мотивацию персонала.

Необходимо учитывать и то, что соискатели и сотрудники компаний активно делятся впечатлениями о своих работодателях в Интернете и при личном общении с друзьями, знакомыми. Таким образом, если информация, заявленная на сайте, совпадает с тем, что происходит внутри компании, это будет самой убедительной рекламой и привлечет в организацию именно тех сотрудников, кому близка подобная корпоративная культура и кто хочет стать частью именно вашей команды.

hrbrand.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться